Индивидуальный маршрут одарённого ученика
Индивидуальный
образовательный маршрут
обучающегося 4 класса
Митракова Дениса
Пояснительная записка
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.
Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была поставлена задача разработки индивидуального маршрута для работы с отдельными учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.
Фамилия, имя ребенка – Митраков Денис.
Возраст – 11 лет
Вид одарённости – предметная
Склонности - математика, русский язык
Форма работы – индивидуальная работа
Сопровождающий педагог – учитель начальных классов Ливенцова Лидия Алексеевна
Актуальность ИОМ обусловлена намерением обучающегося получить углубленные знания по предмету, научиться применять их в нестандартных ситуациях, в том числе для создания проектов. В дальнейшем для успешного прохождения итоговой аттестации в 4 классе и успешного обучения в 5 классе
Данный образовательный маршрут составлен для ученика 4класса МОУ «Дороховская СОШ» Митракова Дениса
Цель: создание условий для расширения возможности реализации его интеллектуальных, творческих способностей, подготовка к участию в конкурсах, олимпиадах различных уровней предметной направленности.
Задачи:
Формирование мотивации для успешного обучения в 4классе
Расширение сферы знаний в области математики, русского языка.
Подготовка к успешному прохождению аттестации
Развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, систематизировать изучаемый материал
Формирование навыков самостоятельной деятельности в подготовке к школьным предметам.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ продиктована следующими фактами:
Появились педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент.
Невозможно организовать индивидуальное обучение в классах с высокой наполненностью.
Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования
Развитие обучающегося может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать правильный выбор. Выбор того или иного образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
1.Особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
2.Профессионализмом педагога;
3.Возможностями ОУ удовлетворять потребности обучающихся;
4.Возможностями материально- технической базы ОУ.
Ожидаемые результаты реализации ИОМ
1.Углубленное изучение выбранной дисциплины в объеме, необходимом для успешного прохождения итоговой аттестации в форме ВПР
2.Овладение навыками самостоятельной работы
3.Развитие самоконтроля, самооценки, ответственности за правильность выбранного решения.
Условия, необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:
- освоение всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения и проверки правильного выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
- осуществления педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
- активное включение обучающегося в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута.
Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению методам выбора маршрута обучающимися. В ходе этих занятий необходимо довести до обучающихся следующую информацию:
- предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
- учебный план ОУ: выбор учебных предметов, составляющих инвариативную часть, предметы регионального и школьного компонентов; - особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ; - возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.
Такие занятия проводятся как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.
В ходе учебной деятельности по мере необходимости от успешности можно корректировать количество часов, в зависимости от успешности прохождения той или иной темы.
В процессе обучения педагог применяет различные формы учебной деятельности, такие как лекция, дискуссия, консультация.
Используемые технологии: отбор образовательных ресурсов, необходимых для выполнения конкретно поставленной задачи; решение учебной задачи с использованием специального программного обеспечения, поиск информации и работа с полученной информацией, представление результатов выполнения учебных задач.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося.
Митраков Денис по итогам предыдущего года обучения имеет отличные оценки. Мальчик достаточно общительный. Отношения с учителями и с учащимися доброжелательные. На замечания и критику реагирует адекватно.
Уровень сформированности общеучебных умений и навыков достаточно высокий: умеет выделять главное, планировать свою работу, самостоятельно работает с книгой. Все письменные работы отличаются особой аккуратностью. Внимание устойчивое, объём внимания высокий. Степень развития наблюдательности средняя. Уровень развития логичности мышления, а также мыслительных операций отвлечения и обобщения высокий.
В достижении целей целеустремлен, решительный, но выдержан, старается все сделать самостоятельно, в работе организован и проявляет настойчивость.
Описание организационно-педагогических условий реализации ИОМ обучающегося.
Развертывание содержания по математике и русскому языку осуществляется в соответствии со следующими ориентирами:
– исключается дублирование учебного материала;
– осуществляется возврат к отдельным вопросам с целью их углубленного изучения на более высоком уровне.
Формы работы с обучающимся:
индивидуальный подход к обучающемуся на уроках;
использованием учителем элементов дифференцированного обучения;
дополнительные занятия с Денисом; подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм;
участие в олимпиадах школьного, муниципального, районного уровня.
Методы:
Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
Поисковый метод;
Проектный метод;
Метод проблемного обучения;
Метод эвристической беседы;
Принципы педагогической деятельности:
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы обучающегося при минимальном участии учителя;
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Занятия проводятся с использованием элементов педагогических технологий: тест технологии, ИКТ, личностно-ориентированные технологии, технологии сотрудничества, технологии уровневой дифференциации.
Формы организации: Общение с учителем; самообразование (работа с дополнительной литературой); посещение кружка «Школа грамотея»
Формы контроля и отчета.
Индивидуальное домашнее задание, мини – олимпиады, тесты, собеседование с учителем; выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов; консультирование одноклассников
График и время посещения занятий
Среда 13 00 ч.
Форма организации - индивидуальная консультация
Работа с родителями.
Родители, семья в системе реализации программы:
учитывать одаренность как сложное явление;
учитывать личностные и возрастные способности обучающегося;
создать условия для формирования у ребенка положительной «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;
оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи.
Результаты: Систематизация основных типов вопросов по лингвистическим дисциплинам; способность решать задачи повышенного уровня сложности; погружение в изучаемый предмет, расширение кругозора, тренировка логического мышления, аналитические навыки; успешная подготовка к олимпиадам.