Обучение лингвистическому анализу стихотворного текста
Структура урока открытия нового знания:
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Этап выявления места и причины затруднения.
4) Этап построения проекта выхода из затруднения.
5) Этап реализации построенного проекта.
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Обучение лингвистическому анализу стихотворного текста
Цели урока: • создать условия для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей школьников через общеклассную, индивидуальную, парную, групповую формы организации познавательной деятельности; • обучить анализу художественного текста. Технология: РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Тип урока: открытия нового знания
Форма урока: урок-практикум.
Ход урока
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
-Здравствуй, ребята, садитесь. Я рада сегодня встретиться с вами. Надеюсь, что мы плодотворно поработаем. Отгадайте загадку:
Крыша есть в нём и окошки.
Часто на порожке кошка.
Дверь, крыльцо, забор кругом...
Угадали? Это...ДОМ
-Верно, а что такое дом?
Дом – это место, где тепло и вкусно пахнет едой.
Дом там, где теб всегда ждут и любят.
Дома ты можешь найти покой и уют.
-Многие писатели и поэты в своём творчестве обращались к образу дома. Поэт, о котором сегодня пойдёт речь, не обошёл эту тему стороной.
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
- О каком же поэте сегодня пойдёт речь?
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. Уважаемые ученики, дома вы познакомились с биографией Есенина. Назовите факты биографии поэта.
Родился в селе Константиново
Фамилия «Есенин» имеет корень осень
Родители крестьяне
«Детство прошло среди полей и степей», - писал Есенин
Учился в четырёхклассном училище
Закончил учительскую школу в Спас-Клепиках
После окончания школы отправился в Москву
Есенин всем сердцем, нежно и трогательно любит жизнь.
Судьба Есенина неотделима от судьбы природы.
3) Этап выявления места и причины затруднения.
Выдвинем гипотезу: определите по название, о чём будет стихотворение.
Я покинул родимый дом…
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
г.
4) Этап реализации построенного проекта.
Эвристическая беседа: -Каково первое общее впечатление от стихотворения? Какие образы являются ключевыми? Маркерами выделяем
(Родимый дом в стихотворении С.А. Есенина – это милая родина, голубая Русь. Поэт покинул родные края, но сердце его хранит память о матери, об отце, о березняке над тихими водами пруда. Он верит, что и его помнят дома. Ведь старый клён, хранитель прошлого, конечно, напомнит о нём: «Оттого что тот старый клён головой на меня похож».
Обратите внимание на построение стихотворения. Оно состоит из 4 строф. Первые три – это тоска о доме, последняя строфа – уверенность в том, что дома его помнят, потому что старый клён похож на лирического героя.
Анализ текста через анализ уровней языка.
Анализ морфологического уровня.
– Отметьте в тексте прилагательные вместе с существительными.
Какие ассоциации связаны с этими словами?
Анализ синтаксического уровня.
В стихотворении есть восклицательное предложение, Я не скоро, не скоро вернусь! (Несмотря на то что предложение восклицательное, мы слышим в нём тоску героя по дому).
Анализ лексического уровня: обратимся к первым и последним строкам стихотворения. По законам лингвистического анализа очень важная часть информации содержится в абсолютном конце и начале произведения. Какие образы здесь главные? (Дом, Русь, клён)
Объясните лексическое значение слова березняк (берёзовый лес)
Найдите средства художественной выразительности в этом стихотворении:
Есенин использует много метафор: “березняк над прудом теплит… грусть”, “седина у отца пролилась в бороде”. Кроме того, наблюдаются также и олицетворения: “долго петь и звенеть пурге”, “Стережет голубую Русь старый клён на одной ноге”, сравнение: “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “Словно яблонный цвет, седина”. Разнообразны эпитеты, применённые автором: “голубую Русь”, “старый клён”, “на тихой воде”.
4)Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Подтвердилась ли наша читательская гипотеза? Какой смысл скрыт в этом стихотворении?
Мысленное возвращение на родину, с которой расстался. Печаль мешается с радостью.
После прочтения и анализа стихотворения у нас возникает вопрос: а как выглядел тот самый дом, по которому скучал Есенин. Предлагаю посетить дом Сергея Есенина.
Слушаем актёрское чтение стихотворения «В хате»
- Всё ли понятно было вам в тексте произведения? Да, в стихотворении много диалектизмов. Диалектные слова - это слова, которые употребляются только жителями определенной местности (село, деревня, хутор, поселок). Можно назвать диалектные слова "местными" словами для конкретного населенного пункта, которых не знает и не употребляет в своей речи большинство носителей русского языка. Одни и те же предметы, вещи и явления в разных населенных пунктах могут называться по-разному.
5) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Предлагаю вам игру под названием «Старина» (делим на группы)
С.Есенин использует в своем стихотворении диалектные слова для того, чтобы передать особенность речи жителей определенной местности.
В хате Пахнет рыхлыми драченами, У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою — Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. | В хате Пахнет рыхлыми драченами (___________), У порога в дежке (___________) квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз (__________). Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц (____________), А на лавке за солонкою — Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами(______________) не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке (______________) крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями(_______________) сохи (______________________), На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени (____________) скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые (__________________) Заползают в хомуты (_______________________). |
«В хате»
(Хата-изба, дом)
Пахнет рыхлыми драченами;
(Драчена-это блюдо в одних регионах подобие омлета, в других-в виде выпеченной лепешки. Готовится из яиц, молока с крупой, мукой или тертым картофелем)
У порога в дежке квас,
(Дежка-круглая деревянная кадка или бочка)
Над печурками точеными
(Печурка небольшая выемка в русской печи, предназначенная для просушивания чего-либо)
Тараканы лезут в паз.
(Паз-узенькая щель между неплотно прилегающими кирпичами в стене)
Вьется сажа над заслонкою,
(Заслонка-железная крышка с ручкой, закрывающая отверстие в русской печи)
В печке нитки попелиц,
(Попелица-пепел, зола)
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
(Ухват- длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце, предназначенная для постановки или вытаскивания посуды из печи)
(Сладится-договорится, справится)
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
(Махотка-горшок, кувшин для молока, кринка)
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
(Квохчут- кудахтают)
Над оглоблями сохи,
(Оглобли-две жерди, служащие для запряжки лошадей)
(Соха-пахотное орудие, в которое запрягали лошадь)
На дворе обедню стройную
(Обедня-церковное хоровое пение, сопровождающее богослужение в православной церкви до обеда)
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
(Сени-прихожая русской избы, обычно нежилое помещение)
(Скатые-с наклоном)
От пугливой шумоты,
(Шумота-звуки во время какой-либо суеты)
Из углов щенки кудлатые
(Кудлатые-лохматый, косматый, взъерошенный, кудрявый)
Заползают в хомуты.
(Хомуты-часть упряжки, которая надевается на шею лошади)
6) Этап включения в систему знаний и повторения.
В завершение можно сказать, что именно диалектные слова помогли Есенину так ярко изобразить крестьянскую избу и крестьянский быт. Сам С.Есенин родился в крестьянской семье в Рязановской области и с детства слышал сказки и песни с употреблением местного диалекта. Именно поэтому все творчество С. Есенина пронизано причудливой смесью диалектов старославянского языка, народного языка и говора рязанской деревни.
7) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Творческая работа. Представьте себе, что мы решили с вами открыть музей под названием «Старина». В этом музее вы работаете экскурсоводами. Вам для посетителей нужно подготовить небольшую экскурсию и пояснить диалектные слова.
1 группа – драчёны, печурка, паз
2 группа – дежка, ухват, махотка (эти предметы принести)
3 группа – хомут, сени, оглобля
В этой работе должна отразиться суть нашего урока, то, что вы поняли, что взяли для себя. Когда, в какой ситуации вам могут понадобиться ваши знания?
(Ученики выступают с работами)
Итоги урока: - Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?
Спасибо за работу.
Домашнее задание:
• Выучите стихотворение.
• Сделайте рисунок к стихотворению.
Рабочая тетрадь
Сергей Александрович Есенин
Родился в селе Константиново
Фамилия «Есенин» имеет корень осень
Родители крестьяне
«Детство прошло среди полей и степей», - писал Есенин
Учился в четырёхклассном училище
Закончил учительскую школу в Спас-Клепиках
После окончания школы отправился в Москву
Есенин всем сердцем, нежно и трогательно любит жизнь.
Судьба Есенина неотделима от судьбы природы.
Я покинул родимый дом…
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
1918 г.
В хате Пахнет рыхлыми драченами, У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою — Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. | В хате Пахнет рыхлыми драченами (___________), У порога в дежке (___________) квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз (__________). Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц (____________), А на лавке за солонкою — Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами(______________) не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке (______________) крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями(_______________) сохи (______________________), На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени (____________) скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые (__________________) Заползают в хомуты (_______________________). |
Здравствуйте! Меня зовут__________________________
Позвольте представить вам небольшую экспозицию по музею «Старина», в которой представлены необычные предметы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарик:
Драчена-это блюдо в одних регионах подобие омлета, в других-в виде выпеченной лепешки.
Дежка-круглая деревянная кадка или бочка
Печурка небольшая выемка в русской печи, предназначенная для просушивания чего-либо.
Паз-узенькая щель между неплотно прилегающими кирпичами в стене
Заслонка-железная крышка с ручкой, закрывающая отверстие в русской печи.
Попелица-пепел, зола
Ухват- длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце, предназначенная для постановки или вытаскивания посуды из печи
Махотка-горшок, кувшин для молока.
Квохчут- кудахтают.
Оглобли-две жерди, служащие для запряжки лошадей
Соха-пахотное орудие, в которое запрягали лошадь)
Обедня-церковное хоровое пение, сопровождающее богослужение в православной церкви до обеда.
Сени-прихожая русской избы, обычно нежилое помещение
Шумота-звуки во время какой-либо суета.
Кудлатые-лохматый, косматый, взъерошенный, кудрявый.
Хомуты-часть упряжки, которая надевается на шею лошади
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна