Обучение лингвистическому анализу стихотворного текста

4
2
Материал опубликован 15 July

Структура урока открытия нового знания:

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Этап выявления места и причины затруднения.

4) Этап построения проекта выхода из затруднения.

5) Этап реализации построенного проекта.

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8) Этап включения в систему знаний и повторения.

9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.



Обучение лингвистическому анализу стихотворного текста

Цели урока: • создать условия для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей школьников через общеклассную, индивидуальную, парную, групповую формы организации познавательной деятельности; • обучить анализу художественного текста. Технология: РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).

Тип урока: открытия нового знания

Форма урока: урок-практикум.

Ход урока

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

-Здравствуй, ребята, садитесь. Я рада сегодня встретиться с вами. Надеюсь, что мы плодотворно поработаем. Отгадайте загадку:

Крыша есть в нём и окошки.
Часто на порожке кошка.
Дверь, крыльцо, забор кругом...
Угадали? Это...ДОМ

-Верно, а что такое дом?

Дом – это место, где тепло и вкусно пахнет едой.

Дом там, где теб всегда ждут и любят.

Дома ты можешь найти покой и уют.

-Многие писатели и поэты в своём творчестве обращались к образу дома. Поэт, о котором сегодня пойдёт речь, не обошёл эту тему стороной.

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

- О каком же поэте сегодня пойдёт речь?

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. Уважаемые ученики, дома вы познакомились с биографией Есенина. Назовите факты биографии поэта.

Родился в селе Константиново

Фамилия «Есенин» имеет корень осень

Родители крестьяне

«Детство прошло среди полей и степей», - писал Есенин

Учился в четырёхклассном училище

Закончил учительскую школу в Спас-Клепиках

После окончания школы отправился в Москву

Есенин всем сердцем, нежно и трогательно любит жизнь.

Судьба Есенина неотделима от судьбы природы.

3) Этап выявления места и причины затруднения.

Выдвинем гипотезу: определите по название, о чём будет стихотворение.

Я покинул родимый дом…

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил
Русь.
В три звезды
березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый
клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

г.

4) Этап реализации построенного проекта.

Эвристическая беседа: -Каково первое общее впечатление от стихотворения? Какие образы являются ключевыми? Маркерами выделяем

(Родимый дом в стихотворении С.А. Есенина – это милая родина, голубая Русь. Поэт покинул родные края, но сердце его хранит память о матери, об отце, о березняке над тихими водами пруда. Он верит, что и его помнят дома. Ведь старый клён, хранитель прошлого, конечно, напомнит о нём: «Оттого что тот старый клён головой на меня похож».

Обратите внимание на построение стихотворения. Оно состоит из 4 строф. Первые три – это тоска о доме, последняя строфа – уверенность в том, что дома его помнят, потому что старый клён похож на лирического героя.


Анализ текста через анализ уровней языка.

Анализ морфологического уровня.

Отметьте в тексте прилагательные вместе с существительными.

Какие ассоциации связаны с этими словами?


Анализ синтаксического уровня.

В стихотворении есть восклицательное предложение, Я не скоро, не скоро вернусь! (Несмотря на то что предложение восклицательное, мы слышим в нём тоску героя по дому).


Анализ лексического уровня: обратимся к первым и последним строкам стихотворения. По законам лингвистического анализа очень важная часть информации содержится в абсолютном конце и начале произведения. Какие образы здесь главные? (Дом, Русь, клён)


Объясните лексическое значение слова березняк (берёзовый лес)


Найдите средства художественной выразительности в этом стихотворении:

Есенин использует много метафор: “березняк над прудом теплит… грусть”, “седина у отца пролилась в бороде”. Кроме того, наблюдаются также и олицетворения: “долго петь и звенеть пурге”, “Стережет голубую Русь старый клён на одной ноге”, сравнение: “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “Словно яблонный цвет, седина”. Разнообразны эпитеты, применённые автором: “голубую Русь”, “старый клён”, “на тихой воде”.

4)Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Подтвердилась ли наша читательская гипотеза? Какой смысл скрыт в этом стихотворении?

Мысленное возвращение на родину, с которой расстался. Печаль мешается с радостью.


После прочтения и анализа стихотворения у нас возникает вопрос: а как выглядел тот самый дом, по которому скучал Есенин. Предлагаю посетить дом Сергея Есенина.

Слушаем актёрское чтение стихотворения «В хате»

- Всё ли понятно было вам в тексте произведения? Да, в стихотворении много диалектизмов. Диалектные слова - это слова, которые употребляются только жителями определенной местности (село, деревня, хутор, поселок). Можно назвать диалектные слова "местными" словами для конкретного населенного пункта, которых не знает и не употребляет в своей речи большинство носителей русского языка. Одни и те же предметы, вещи и явления в разных населенных пунктах могут называться по-разному.

5) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Предлагаю вам игру под названием «Старина» (делим на группы)

С.Есенин использует в своем стихотворении диалектные слова для того, чтобы передать особенность речи жителей определенной местности.

В хате

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою —

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.



В хате

Пахнет рыхлыми драченами (___________),

У порога в дежке (___________) квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз (__________).

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц (____________),

А на лавке за солонкою —

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами(______________) не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке (______________) крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями(_______________) сохи (______________________),

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени (____________) скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые (__________________)

Заползают в хомуты

(_______________________).


«В хате»

(Хата-изба, дом)

Пахнет рыхлыми драченами; 

(Драчена-это блюдо в одних регионах подобие омлета, в других-в виде выпеченной лепешки. Готовится из яиц, молока с крупой, мукой или тертым картофелем)

У порога в дежке квас,

(Дежка-круглая деревянная кадка или бочка)
Над 
печурками точеными

(Печурка небольшая выемка в русской печи, предназначенная для просушивания чего-либо)
Тараканы лезут в 
паз.
(Паз-узенькая щель между неплотно прилегающими кирпичами в стене)
Вьется сажа над 
заслонкою,

(Заслонка-железная крышка с ручкой, закрывающая отверстие в русской печи)
В печке нитки 
попелиц,

(Попелица-пепел, зола)
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.

Мать с 
ухватами не сладится,

(Ухват- длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце, предназначенная для постановки или вытаскивания посуды из печи)

(Сладится-договорится, справится)
Нагибается низко,
Старый кот к 
махотке крадется

(Махотка-горшок, кувшин для молока, кринка)
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

(Квохчут- кудахтают)
Над 
оглоблями сохи,

(Оглобли-две жерди, служащие для запряжки лошадей)

(Соха-пахотное орудие, в которое запрягали лошадь)
На дворе 
обедню стройную

(Обедня-церковное хоровое пение, сопровождающее богослужение в православной церкви до обеда)
Запевают петухи.

А в окне на 
сени скатые,

(Сени-прихожая русской избы, обычно нежилое помещение)

(Скатые-с наклоном)
От пугливой 
шумоты,

(Шумота-звуки во время какой-либо суеты)
Из углов щенки 
кудлатые

(Кудлатые-лохматый, косматый, взъерошенный, кудрявый)
Заползают в 
хомуты. 

(Хомуты-часть упряжки, которая надевается на шею лошади)

6) Этап включения в систему знаний и повторения.

 В завершение можно сказать, что именно диалектные слова помогли Есенину так ярко изобразить крестьянскую избу и крестьянский быт. Сам С.Есенин родился в крестьянской семье в Рязановской области и с детства слышал сказки и песни с употреблением местного диалекта. Именно поэтому все творчество С. Есенина пронизано причудливой смесью диалектов старославянского языка, народного языка и говора рязанской деревни.

7) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Творческая работа. Представьте себе, что мы решили с вами открыть музей под названием «Старина». В этом музее вы работаете экскурсоводами. Вам для посетителей нужно подготовить небольшую экскурсию и пояснить диалектные слова.

1 группа – драчёны, печурка, паз

2 группа – дежка, ухват, махотка (эти предметы принести)

3 группа – хомут, сени, оглобля


В этой работе должна отразиться суть нашего урока, то, что вы поняли, что взяли для себя. Когда, в какой ситуации вам могут понадобиться ваши знания?


(Ученики выступают с работами)


Итоги урока: - Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

Спасибо за работу.

Домашнее задание:

Выучите стихотворение.

Сделайте рисунок к стихотворению.





































Рабочая тетрадь

Сергей Александрович Есенин

Родился в селе Константиново

Фамилия «Есенин» имеет корень осень

Родители крестьяне

«Детство прошло среди полей и степей», - писал Есенин

Учился в четырёхклассном училище

Закончил учительскую школу в Спас-Клепиках

После окончания школы отправился в Москву

Есенин всем сердцем, нежно и трогательно любит жизнь.

Судьба Есенина неотделима от судьбы природы.

Я покинул родимый дом…

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

1918 г.

В хате

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою —

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.



В хате

Пахнет рыхлыми драченами (___________),

У порога в дежке (___________) квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз (__________).

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц (____________),

А на лавке за солонкою —

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами(______________) не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке (______________) крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями(_______________) сохи (______________________),

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени (____________) скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые (__________________)

Заползают в хомуты

(_______________________).




Здравствуйте! Меня зовут__________________________

Позвольте представить вам небольшую экспозицию по музею «Старина», в которой представлены необычные предметы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарик:

Драчена-это блюдо в одних регионах подобие омлета, в других-в виде выпеченной лепешки.

Дежка-круглая деревянная кадка или бочка

Печурка небольшая выемка в русской печи, предназначенная для просушивания чего-либо.

Паз-узенькая щель между неплотно прилегающими кирпичами в стене

Заслонка-железная крышка с ручкой, закрывающая отверстие в русской печи.

Попелица-пепел, зола

Ухват- длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце, предназначенная для постановки или вытаскивания посуды из печи

Махотка-горшок, кувшин для молока.

Квохчут- кудахтают.

Оглобли-две жерди, служащие для запряжки лошадей

Соха-пахотное орудие, в которое запрягали лошадь)
Обедня-церковное хоровое пение, сопровождающее богослужение в православной церкви до обеда.

Сени-прихожая русской избы, обычно нежилое помещение

Шумота-звуки во время какой-либо суета.

Кудлатые-лохматый, косматый, взъерошенный, кудрявый.

Хомуты-часть упряжки, которая надевается на шею лошади



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательная работа, серьезный труд! Спасибо, Ольга!

0
16 July

Прекрасный урок,спасибо,коллега!

0
27 August