Обучение анализу лирического текста на примере работы со стихотворениями Цветаевой М.И.
Обучение анализу лирического текста
PPTX / 3.21 Мб
/data/files/l1572093819.pptx (Обучение анализу лирического текста)ГБП ОУ «Старицкий колледж»
Презентация к уроку
PPTX / 3.21 Мб
Методическая разработка открытого занятия
Обучение анализу лирического текста на примере работы со стихотворениями Цветаевой М.И..
Урок-педмастерская по литературе
в рамках раздела программы по литературе (составитель Н.В. Терехина)
«Душа, не знающая меры…»
Автор разработки:
Терехина Наталья Валентиновна,
преподаватель высшей категории
ГБП ОУ «Старицкий колледж»
Старица
2019 год
Пояснительная записка
Урок по теме «Образ лирической героини в стихотворении М. И. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины» проводится на 1 курсе (общеобразовательная подготовка) колледжа в рамках рабочей программы «Литература» (составитель Н.В. Терехина).
Выбор темы урока не случаен: программы по литературному чтению, в частности, «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова» ) для начальной школы («Школа России») предполагают знакомство учащихся с творчеством М.И. Цветаевой, поэтому важно, чтобы студенты имели определенный круг знаний по разделу, совершенствовали навыки анализа поэтического текста.
Урок проводится в рамках проблемно-диалогической технологии в форме педмастерской, что является необходимым условием реализации компетентностного подхода, обеспечивает высокий уровень мотивации, самостоятельности и активности обучающихся, развитие их интеллекта и творческих способностей. На уроке создается проблемная ситуация, в процессе решения которой студенты самостоятельно овладевают материалом, работая в парах и группах. Считаю целесообразным обращение к данной технологии еще и потому, что студенты педколледжа - будущие учителя - на практическом уровне овладевают знаниями и умениями по инновационной теме, что, несомненно, пригодится им в практике пробных уроков и будущей педагогической деятельности. Считаю, что урок может способствовать формированию следующих ключевых компетенций:
ценностно-смысловых (формирование мировоззрения, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, патриотизма);
общекультурных (формирование эстетического отношения к миру, искусству,, развитие художественного вкуса);
учебно-познавательных (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее);
информационных (формировать устойчивый интерес к чтению, навыки анализа литературного произведения; навыки самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью);
коммуникативных (умение работать в парах, группах).
В соответствии со структурой педмастерской урок состоит из следующих этапов: индуктора (этапа эмоциональной подготовки к изучению материала, подведения к теме урока), работы с материалом (подведение к осознанию проблемы), разрыва (создание проблемной ситуации и осознание проблемы), построения новых знаний, творческого задания, рефлексии. Домашнее задание дифференцировано.
На уроке осуществляются межпредметные связи: русский язык (работа с толковым, этимологическим, фразеологическим словарями), МХК (работа с иллюстративным материалом), методика преподавания чтения, так как в ходе анализа поэтического текста отрабатываются приемы, которые могут быть использованы студентами в будущей педагогической практике.
Разработка урока или ее фрагменты могут быть предложены учителям-словесникам школ и преподавателям колледжей.
Тематический план структурных элементов занятия по времени
№п/п | Название этапа урока педмастерской | Количество времени |
1 | Индуктор Цель: эмоционально подготовить к изучению материала, подвести к теме урока | 1 минута |
2 | Работа с материалом Цель: создание проблемной ситуации | 2 минуты |
3 | Определение темы, задач урока | 2 минуты |
4 | Разрыв Цель: осознание обучающимися проблемной ситуации | 1 минута |
5 | Построение собственных знаний в мастерской Цель: освоение новых знаний в форме индивидуальной и групповой в диалоге с обучающимися и учителем | 30 минут |
6 | Творческое задание Цель: достижение новый уровень овладения материалом, развитие творческих способностей, интеллекта обучающихся | 6 минут |
7 | Рефлексия Цель: выявление уровня освоения нового материала, проведение самооценки и оценки деятельности группы учащимися | 2 минуты |
8 | Домашнее задание Цель: закрепление полученных знаний, мотивация к расширению знаний по разделу | 1 минута |
Урок-педмастерская
в рамках рабочей программы по литературе (составитель Н.В. Терехина)
«Душа, не знающая меры…»
Тема урока: «Образ лирической героини в стихотворении М. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…»
Цели:
Образовательные:
1. Познакомить с новым произведением М. Цветаевой;
2. Продолжить работу по формированию навыков анализа лирического произведения; развивать умение выявлять основные черты поэтики произведений Цветаевой через анализ и интерпретацию стихотворения.
3. Развивать умение выявлять особенности характера лирической героини в стихотворении.
Развивающие:
1. Совершенствовать навык связной речи, как устной, так и письменной.
3. Развивать аналитическое мышление, умение сравнивать, обобщать.
4. Развивать творческие способности обучающихся.
5. Продолжить работу по формированию компетенций грамотного читателя.
Воспитательные:
Воспитывать гуманистические качества: способность к сопереживанию, толерантность, способность уважать чужое мнение.
Укреплять чувство гордости за русскую литературу, русское искусство.
Воспитывать эстетические качества, формировать художественный вкус.
Формируемые компетенции:
Ценностно-смысловые (формирование мировоззрения, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, патриотизма);
Общекультурные (формирование эстетического отношения к миру, искусству, развитие художественного вкуса);
Учебно-познавательные (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подтверждать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее)
Информационные (формировать устойчивый интерес к чтению, навыки анализа литературного произведения; навыки самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью);
Коммуникативные (умение работать в парах, группах).
Оборудование: презентация к уроку, тексты стихотворения М.И. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…», словари ( «Толковый словарь» С.И. Ожегова, этимологический словарь, фразеологический словарь), репродукция картины И.К. Айвазовского «Мелодии моря», песня «Кто создан из камня…» в исполнении Ж. Рождественской.
Форма урока: педмастерская.
Технология: проблемно-диалогическая.
Технологическая карта урока
№ п/п | Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Методы и приемы | Формируемые компетенции |
1 | Индуктор Цель: эмоционально подготовить к изучению материала, подвести к теме урока. | Приветствие, создание эмоционального настроя. Добрый день. Рада приветствовать вас на уроке. Сегодня урок необычный- в форме педмастерской. Он имеет особую структуру. Названия этапов выведены на слайды. Запоминайте, может быть, это пригодится в будущей работе. Итак, первый этап: индуктор. Говорят, что люди часто сравнивают себя с каким –либо предметом, например, с цветком, деревом, животным. С кем себя отождествляете вы? А вот интересно, с кем сравнивает себя поэтесса М.И. Цветаева? Прослушайте стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…» | Отвечают на вопрос, принимают участие в беседе. | Эвристическая беседа. Прием ассоциаций. | Формирование учебно-познавательных, общекультурных компетенций. |
2 | Работа с материалом | Чтение преподавателем стихотворения. Итак, с кем же сравнивает себя поэтесса? Удивительно, почему лирическая героиня Цветаевой отождествляет себя с пеной морской? Какая она? Нам предстоит выяснить. А что для этого надо сделать? (интерпретировать текст, т.е. понять его, дать свое толкование). Как бы вы определили тему урока? | Слушают стихотворение, отвечают на вопрос, поставленный перед чтением текста. | Эвристическая беседа. Создание проблемной ситуации. Подведение к теме урока | Формирование учебно-познавательных компетенций, информационных компетенций |
3 | Сообщение темы, задач урока. | Запишем рабочее название урока: « Образ лирической героини в стихотворении М.И.Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…» Какие задачи поставите перед собой? Задачи: 1.Познакомиться с новым произведением 2. Понять текст, дать ему толкование. 3.Выявить особенности характера лирической героини. Как известно, музыкант рисует звуками, художник красками, а поэт – словом. Вспомним поэтические приемы, которые могут пригодиться при анализе стихотворения. Актуализация знаний. У каждого на листочках написаны термины и определения. Соотнесите их индивидуально, затем обсудите в парах. Проверим задание. Антитеза-риторическое противопоставление, прием контраста. Повтор- повторение одного и того же слова либо речевой конструкции. Инверсия- неправильный порядок слов в предложении. Метафора- скрытое сравнение. Эпитет- образное определение. Аллитерация-повтор одинаковых или однородных согласных звуков. | Определяют и записывают тему урока, задачи урока Актуализируют знания отдельных литературоведческих терминов. | Работают индивидуально. Метод репродуктивный. Прием сопоставления. Работа в парах. | Формирование учебно-познавательных компетенций, информационных компетенций |
4 | Разрыв | Создает условия для выявления проблемы. Итак, почему лирическая героиня Цветаевой отождествляет себя с пеной морской? С частичкой моря? Существует ли в тексте образ моря и как он создан? | Участвуют в выявлении проблемы. | Создание проблемной ситуации. | Формирование учебно-познавательных компетенций, |
4. | Построение нового знания. 1)Анализ создание образа пены 2) Анализ образа лирической героини | Выполняем задание по группам. Преподаватель дает задание группам, руководит работой групп, создает условия для успешного выполнения задания. Итак, действительно ли в стихотворении автор создает образ моря? Как? При помощи каких средств? Итак, мы как будто бы действительно оказались на берегу моря, услышали его шум. Похоже оно на море Айвазовского? (слайд и озвучка). Мы увидели, как поэт создает образ моря, морской волны. А для чего он это делает? Может быть, это имеет отношение к характеру лирической героини? Какой прием, кроме приема повтора, используется почти во всех строфах? (Прием антитезы) Кто же противопоставлен друг другу? (героиня и «те, кто создан из камня…», т.е. другие. Снова работаем в группах. | Студенты выполняют задание. Задание для 1 группы: Выписать из текста лексику, имеющую отношение к морской теме и определить её роль в создании художественного образа. (Предполагаемые ответы: серебрюсь, сверкаю, Марина, пена морская, купель морская, сети, соль, волна. Эти слова создают зрительный образ моря, мы как будто видим блики солнца в воде, чувствуем солоноватые брызги воды на губах.) Задание для 2 группы: Какой поэтический прием способствует созданию ритма движения морской волны? Подготовьтесь выразительно прочитать эти строки. (Предполагаемые ответы: повтор лексический, внутри строки – внутренняя рифма, синтаксический-строки 1-й , 2-й, з-й строфы- параллельные конструкции. Благодаря повтору возникает ощущение движения набегающих на берег и окатывающихся назад волн. Это можно изобразить схематически.) Задание для 3 группы: Какова роль звукописи в создании образа моря? Пронаблюдать на примере 2 строфы сочетание фонетических и лексических средств (аллитерации и лексики со значением «направление движения») для передачи рисунка движения волны. (Предполагаемые ответы: Читая стихи, мы как будто увидели колышущиеся зеленоватые морские волны. А может быть, мы услышим и звуки моря? Ощущение ритма движения волны усиливается благодаря сочетанию слов со значением пространства, направления движения и аллитерации. «В купели морской»- «внизу», затем движение вверх- «И в полете своем» - и резкое падение-«непрестанно разбита» (впечатление взлета и падения усиливается благодаря инверсии). Аллитерация: звук «Р» передает движение вверх и вперед, звук «С»- движение назад. Мы как будто слышим рокот набегающих на гранитный берег волн и шорох, шипение, когда они откатываются назад). Задание для 1 группы: «Кто создан из камня…» (другие): выписать слова- характеристики. Что означают они в контексте стихотворения? (Предполагаемые ответы: эти слова несут значение статики, отсутствия чувства, движения, жизни. Это что-то земное, бездушное, низкое, не способное меняться, создавать, творить. Это внутренняя несвобода, духовная смерть, забвение («Тем гроб и надгробные плиты»). Задание для 2 группы: Как вы понимаете противопоставление метафор «кудри беспутные»- «земная соль»? Можно обратиться к словарям. (Примерные ответы: «кудри беспутные- без пут, без связок, распущенные, свободные. (перен.- непутевые, не подчиняющиеся правилам, отличные от других). Земная соль- соль земли (фраз.)- избранные люди, лучшие представители человеческого общества. Они живут по определенным правилам, не могут позволить себе выйти за какие-то рамки, к ним приходит слава (они обременены славой). Они лишены движения, изменения. Тема памятника, а значит, славы не случайна («надгробные плиты»). Героиня не хочет жить в ограничениях правил, ей не важна слава, не нужны памятники. Поэтому- «Земною не сделаешь солью…». Задание для 3 группы: Какие слова характеризуют героиню? Чем отличает она себя от обычных людей? (Предполагаемые ответы: «Серебрюсь и сверкаю», «дело-измена», «В купели морской крещена», «В полете», «своеволье», «воскресаю», «веселая», «высокая» - ЛГ – сравнивает себя с морем, пеной морской. Она, как пена- вся в движении, в обновлении, неуловима и таинственна. Она живая, живет напряженной духовной жизнью, стремится жить каждой клеточкой своего существа, каждой своей частичкой сливаться со Вселенной, стремится к высоте духа («высокая пена морская…»), ее пространство- и морская стихия, и небесная («купель морская» и полет к небесам), одухотворенная, внутренне свободная, непохожая на других, способная изменяться, творить. Поэтому ей уготована вечность («Я с каждой волной –воскресаю…»). Она имеет мужество оставаться верной себе, писать по велению сердца, не думать о славе. Вспомним Б.Л. Пастернака: И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, И быть живым, живым и только, Живым и только до конца.) | Метод исследовательский Прием: работа с текстом. Работа в группах по анализу текста произведения. Межпредметные связи (с МХК) Межпредметные связи (русский язык) | Формирование ценностно-смысловых (формирование мировоззрения, совершенствование духовно-нравственных качеств личности,); общекультурных: (эстетического отношения к миру, исскуству, развитие художественного вкуса; учебно-познавательных (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, информационные (навыки анализа литературного произведения; коммуникативных (умение работать в парах, группах). |
5 | Афиширование Преодоле-ние разрыва. | Организует выступление представителей групп. Включает обучающихся в обсуждение проблемных вопросов. | Выступление представителей групп. | Метод исследовательский с презентацией результатов | Формирование ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций |
6 | Выявление авторского замысла, обобщение. | Итак, мы узнали, какая она, лирическая героиня. А кто она? Есть у нее имя? Можно ли сказать, что она близка автору? Можно ли сказать, что она- поэт? Давайте вернемся к нашему вопросу: почему «я- пена морская…»? Ответили мы на него? Кто еще из русских авторов сравнивал душу поэта с морской стихией? (Если затрудняются, помогаю вспомнить «Море» В.А. Жуковского, «К морю» А.С. Пушкина, «Нет, я не Байрон…» М.Ю. Лермонтова, используя цитаты). Какова роль Цветаевой в развитии темы поэта и поэзии в русской литературе? Стихотворение М.И. Цветаевой «Кто создан из камня…» стало песней. Предлагаю послушать Жанну Рождественскую и ответить на вопрос: удалось ли певице передать вольнолюбивый характер лирической героини? | Обучающиеся принимают участие в беседе. (Предполагаемые ответы: ЛГ имеет имя Марина («…мне имя- Марина…»), она близка автору. Она- поэт. В стихотворении сравнивается душа поэта с пеной морской, морской стихией, свободной, постоянно обновляющейся, устремляющейся к небесам. В русской литературе к подобной аллегории обращались В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и другие. М.И. Цветаева, несомненно, сказала свое слово в развитии темы поэта и поэзии в русской литературе. Это одна из самых ярких звезд на поэтическом небосклоне России. Мы можем гордиться тем, что она- наша соотечественница). | Метод поисковый. Прием: эвристическая беседа, обобщающая беседа. Межпредметные связи (музыка). | Формирование ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций Формирование общекультурных компетенций |
7 | Творческое задание | Преподаватель предлагает задание написать высказывание, стихотворение, составить синквейн – нерифмованное стихотворение из пяти строчек по теме урока. | Обучающиеся выполняют задание индивидуально. | Прием: творческая работа | Формирование общекультурных, информационных компетенций |
8 | Рефлексия | Преподаватель предлагает ответить на вопросы: 1.Какие открытия сделали на уроке? 2. Как бы оценили свою работу и работу товарищей? 3.Сегодня работали на уроке-педмастерской. Могут ли пригодиться новые знания для будущей профессии? Где? | Обучающиеся отвечают на вопросы. | Завершающая беседа Межпредметные связи (методика обучения чтению в начальной школе) | Формирование учебно-познавательных, коммуникативных компетенций, |
9 | Домашнее задание | 1.Выполнить письменную работу «Образ лирической героини в стихотворении «Кто создан из камня…» 2. Проанализировать стихи М. И. Цветаевой из учебника 4 класса «Литературное чтение» под ред. М. В. Головановой и др. 3. Подготовить сообщение «Песни и романсы на слова М.Цветаевой» | Обучающиеся записывают | Дифференцированное домашнее задание | Формирование учебно-познавательных, коммуникативных компетенций |
Приложение 1
Задания для групп (этап построения новых знаний).
Работа над образом моря.
Задание для 1 группы:
Выписать из текста лексику, имеющую отношение к морской теме и определить её роль в создании художественного образа.
Задание для 2 группы:
Какой поэтический прием способствует созданию ритма движения морской волны? Подготовьтесь выразительно прочитать эти строки.
Задание для 3 группы:
Какова роль звукописи в создании образа моря?
Пронаблюдать на примере 2 строфы сочетание фонетических и лексических средств (аллитерации и лексики со значением «направление движения») для передачи рисунка движения волны.
Работа над образом лирической героини (Этап построения новых знаний)
Задание для 1 группы:
«Кто создан из камня…» (другие): выписать слова- характеристики. Что означают они в контексте стихотворения?
Задание для 2 группы:
Как вы понимаете противопоставление метафор «кудри беспутные»- «земная соль»? Можно обратиться к словарям.
Задание для 3 группы:
Какие слова характеризуют героиню? Чем отличает она себя от обычных людей?
Приложение 2
Соотнеси термин и определение:
Термин | Определение |
Антитеза | неправильный порядок слов в предложении. |
Повтор | образное определение |
Метафора | повтор одинаковых или однородных согласных звуков. |
Эпитет | скрытое сравнение |
Инверсия | повторение одного и того же слова либо речевой конструкции |
Аллитерация | риторическое противопоставление, прием контраста. |
Приложение 3
«Кто создан из камня, кто создан из глины…» Марина Цветаева
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и нагробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!