12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Терехина Наталья Валентиновна37

Обучение анализу лирического текста
PPTX / 3.21 Мб

/data/files/l1572093819.pptx (Обучение анализу лирического текста)ГБП ОУ «Старицкий колледж»


Презентация к уроку
PPTX / 3.21 Мб













Методическая разработка открытого занятия

Обучение анализу лирического текста на примере работы со стихотворениями Цветаевой М.И..

Урок-педмастерская по литературе

в рамках раздела программы по литературе (составитель Н.В. Терехина)

«Душа, не знающая меры…»





Автор разработки:

Терехина Наталья Валентиновна,

преподаватель высшей категории

ГБП ОУ «Старицкий колледж»










Старица

2019 год

Пояснительная записка


Урок по теме «Образ лирической героини в стихотворении М. И. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины» проводится на 1 курсе (общеобразовательная подготовка) колледжа в рамках рабочей программы «Литература» (составитель Н.В. Терехина).

Выбор темы урока не случаен: программы по литературному чтению, в частности, «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова» ) для начальной школы («Школа России») предполагают знакомство учащихся с творчеством М.И. Цветаевой, поэтому важно, чтобы студенты имели определенный круг знаний по разделу, совершенствовали навыки анализа поэтического текста.

Урок проводится в рамках проблемно-диалогической технологии в форме педмастерской, что является необходимым условием реализации компетентностного подхода, обеспечивает высокий уровень мотивации, самостоятельности и активности обучающихся, развитие их интеллекта и творческих способностей. На уроке создается проблемная ситуация, в процессе решения которой студенты самостоятельно овладевают материалом, работая в парах и группах. Считаю целесообразным обращение к данной технологии еще и потому, что студенты педколледжа - будущие учителя - на практическом уровне овладевают знаниями и умениями по инновационной теме, что, несомненно, пригодится им в практике пробных уроков и будущей педагогической деятельности. Считаю, что урок может способствовать формированию следующих ключевых компетенций:

ценностно-смысловых (формирование мировоззрения, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, патриотизма);

общекультурных (формирование эстетического отношения к миру, искусству,, развитие художественного вкуса);

учебно-познавательных (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее);

информационных (формировать устойчивый интерес к чтению, навыки анализа литературного произведения; навыки самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью);

коммуникативных (умение работать в парах, группах).

В соответствии со структурой педмастерской урок состоит из следующих этапов: индуктора (этапа эмоциональной подготовки к изучению материала, подведения к теме урока), работы с материалом (подведение к осознанию проблемы), разрыва (создание проблемной ситуации и осознание проблемы), построения новых знаний, творческого задания, рефлексии. Домашнее задание дифференцировано.

На уроке осуществляются межпредметные связи: русский язык (работа с толковым, этимологическим, фразеологическим словарями), МХК (работа с иллюстративным материалом), методика преподавания чтения, так как в ходе анализа поэтического текста отрабатываются приемы, которые могут быть использованы студентами в будущей педагогической практике.

Разработка урока или ее фрагменты могут быть предложены учителям-словесникам школ и преподавателям колледжей.


Тематический план структурных элементов занятия по времени


п/п

Название этапа урока педмастерской

Количество времени

1

Индуктор

Цель: эмоционально подготовить к изучению материала, подвести к теме урока

1 минута

2

Работа с материалом

Цель: создание проблемной ситуации

2 минуты

3

Определение темы, задач урока

2 минуты

4

Разрыв

Цель: осознание обучающимися проблемной ситуации

1 минута

5

Построение собственных знаний в мастерской

Цель: освоение новых знаний в форме индивидуальной и групповой в диалоге с обучающимися и учителем

30 минут

6

Творческое задание

Цель: достижение новый уровень овладения материалом, развитие творческих способностей, интеллекта обучающихся

6 минут

7

Рефлексия

Цель: выявление уровня освоения нового материала, проведение самооценки и оценки деятельности группы учащимися

2 минуты

8

Домашнее задание

Цель: закрепление полученных знаний, мотивация к расширению знаний по разделу

1 минута



Урок-педмастерская

в рамках рабочей программы по литературе (составитель Н.В. Терехина)

«Душа, не знающая меры…»

Тема урока: «Образ лирической героини в стихотворении М. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

Цели:

Образовательные:

1. Познакомить с новым произведением М. Цветаевой;

2. Продолжить работу по формированию навыков анализа лирического произведения; развивать умение выявлять основные черты поэтики произведений Цветаевой через анализ и интерпретацию стихотворения.

3. Развивать умение выявлять особенности характера лирической героини в стихотворении.

Развивающие:

1. Совершенствовать навык связной речи, как устной, так и письменной.

3. Развивать аналитическое мышление, умение сравнивать, обобщать.

4. Развивать творческие способности обучающихся.

5. Продолжить работу по формированию компетенций грамотного читателя.

Воспитательные:

Воспитывать гуманистические качества: способность к сопереживанию, толерантность, способность уважать чужое мнение.

Укреплять чувство гордости за русскую литературу, русское искусство.

Воспитывать эстетические качества, формировать художественный вкус.


Формируемые компетенции:

Ценностно-смысловые (формирование мировоззрения, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, патриотизма);

Общекультурные (формирование эстетического отношения к миру, искусству, развитие художественного вкуса);

Учебно-познавательные (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подтверждать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее)

Информационные (формировать устойчивый интерес к чтению, навыки анализа литературного произведения; навыки самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью);

Коммуникативные (умение работать в парах, группах).

Оборудование: презентация к уроку, тексты стихотворения М.И. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…», словари ( «Толковый словарь» С.И. Ожегова, этимологический словарь, фразеологический словарь), репродукция картины И.К. Айвазовского «Мелодии моря», песня «Кто создан из камня…» в исполнении Ж. Рождественской.

Форма урока: педмастерская.

Технология: проблемно-диалогическая.

Технологическая карта урока

п/п

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методы и приемы

Формируемые компетенции

1

Индуктор

Цель: эмоционально подготовить к изучению материала, подвести к теме урока.

Приветствие, создание эмоционального настроя.

Добрый день. Рада приветствовать вас на уроке.

Сегодня урок необычный- в форме педмастерской. Он имеет особую структуру. Названия этапов выведены на слайды. Запоминайте, может быть, это пригодится в будущей работе.

Итак, первый этап: индуктор.

Говорят, что люди часто сравнивают себя с каким –либо предметом, например, с цветком, деревом, животным.

С кем себя отождествляете вы?

А вот интересно, с кем сравнивает себя поэтесса М.И. Цветаева? Прослушайте стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…»













Отвечают на вопрос, принимают участие в беседе.










Эвристическая беседа.

Прием ассоциаций.

Формирование учебно-познавательных, общекультурных компетенций.


2

Работа с материалом















Чтение преподавателем стихотворения.

Итак, с кем же сравнивает себя поэтесса?

Удивительно, почему лирическая героиня Цветаевой отождествляет себя с пеной морской? Какая она? Нам предстоит выяснить. А что для этого надо сделать?

(интерпретировать текст, т.е. понять его, дать свое толкование).

Как бы вы определили тему урока?

Слушают стихотворение, отвечают на вопрос, поставленный перед чтением текста.


Эвристическая беседа.

Создание проблемной ситуации.

Подведение к теме урока

Формирование учебно-познавательных компетенций, информационных компетенций

3

Сообщение темы, задач урока.


Запишем рабочее название урока: « Образ лирической героини в стихотворении М.И.Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

Какие задачи поставите перед собой?

Задачи:

1.Познакомиться с новым произведением

2. Понять текст, дать ему толкование.

3.Выявить особенности характера лирической героини.

Как известно, музыкант рисует звуками, художник красками, а поэт – словом. Вспомним поэтические приемы, которые могут пригодиться при анализе стихотворения.

Актуализация знаний.

У каждого на листочках написаны термины и определения. Соотнесите их индивидуально, затем обсудите в парах. Проверим задание.

Антитеза-риторическое противопоставление, прием контраста.

Повтор- повторение одного и того же слова либо речевой конструкции.

Инверсия- неправильный порядок слов в предложении.

Метафора- скрытое сравнение.

Эпитет- образное определение.

Аллитерация-повтор одинаковых или однородных согласных звуков.

Определяют и записывают тему урока, задачи урока















Актуализируют знания отдельных литературоведческих терминов.


Работают индивидуально.















Метод репродуктивный.

Прием сопоставления.

Работа в парах.

Формирование учебно-познавательных компетенций, информационных компетенций










4

Разрыв

Создает условия для выявления проблемы.

Итак, почему лирическая героиня Цветаевой отождествляет себя с пеной морской? С частичкой моря?

Существует ли в тексте образ моря и как он создан?


Участвуют в выявлении проблемы.


Создание проблемной ситуации.


Формирование учебно-познавательных компетенций,

4.

Построение нового знания.


1)Анализ создание образа пены












































2) Анализ образа лирической героини





Выполняем задание по группам.

Преподаватель дает задание группам, руководит работой групп, создает условия для успешного выполнения задания.

Итак, действительно ли в стихотворении автор создает образ моря? Как? При помощи каких средств?








































Итак, мы как будто бы действительно оказались на берегу моря, услышали его шум. Похоже оно на море Айвазовского? (слайд и озвучка). Мы увидели, как поэт создает образ моря, морской волны.

А для чего он это делает?

Может быть, это имеет отношение к характеру лирической героини? Какой прием, кроме приема повтора, используется почти во всех строфах?

(Прием антитезы)

Кто же противопоставлен друг другу?

(героиня и «те, кто создан из камня…», т.е. другие. Снова работаем в группах.

Студенты выполняют задание.

Задание для 1 группы:

Выписать из текста лексику, имеющую отношение к морской теме и определить её роль в создании художественного образа.

(Предполагаемые ответы: серебрюсь, сверкаю, Марина, пена морская, купель морская, сети, соль, волна. Эти слова создают зрительный образ моря, мы как будто видим блики солнца в воде, чувствуем солоноватые брызги воды на губах.)

Задание для 2 группы:

Какой поэтический прием способствует созданию ритма движения морской волны? Подготовьтесь выразительно прочитать эти строки.

(Предполагаемые ответы: повтор лексический, внутри строки – внутренняя рифма, синтаксический-строки 1-й , 2-й, з-й строфы- параллельные конструкции. Благодаря повтору возникает ощущение движения набегающих на берег и окатывающихся назад волн. Это можно изобразить схематически.)

Задание для 3 группы:

Какова роль звукописи в создании образа моря?

Пронаблюдать на примере 2 строфы сочетание фонетических и лексических средств (аллитерации и лексики со значением «направление движения») для передачи рисунка движения волны.

(Предполагаемые ответы: Читая стихи, мы как будто увидели колышущиеся зеленоватые морские волны. А может быть, мы услышим и звуки моря?

Ощущение ритма движения волны усиливается благодаря сочетанию слов со значением пространства, направления движения и аллитерации. «В купели морской»- «внизу», затем движение вверх- «И в полете своем» - и резкое падение-«непрестанно разбита» (впечатление взлета и падения усиливается благодаря инверсии). Аллитерация: звук «Р» передает движение вверх и вперед, звук «С»- движение назад. Мы как будто слышим рокот набегающих на гранитный берег волн и шорох, шипение, когда они откатываются назад).


Задание для 1 группы:

«Кто создан из камня…» (другие): выписать слова- характеристики. Что означают они в контексте стихотворения?

(Предполагаемые ответы: эти слова несут значение статики, отсутствия чувства, движения, жизни. Это что-то земное, бездушное, низкое, не способное меняться, создавать, творить.

Это внутренняя несвобода, духовная смерть, забвение («Тем гроб и надгробные плиты»).

Задание для 2 группы:

Как вы понимаете противопоставление метафор «кудри беспутные»- «земная соль»? Можно обратиться к словарям.

(Примерные ответы: «кудри беспутные- без пут, без связок, распущенные, свободные.

(перен.- непутевые, не подчиняющиеся правилам, отличные от других).

Земная соль- соль земли (фраз.)- избранные люди, лучшие представители человеческого общества. Они живут по определенным правилам, не могут позволить себе выйти за какие-то рамки, к ним приходит слава (они обременены славой). Они лишены движения, изменения. Тема памятника, а значит, славы не случайна («надгробные плиты»).

Героиня не хочет жить в ограничениях правил, ей не важна слава, не нужны памятники. Поэтому- «Земною не сделаешь солью…».

Задание для 3 группы:

Какие слова характеризуют героиню? Чем отличает она себя от обычных людей?

(Предполагаемые ответы:

«Серебрюсь и сверкаю», «дело-измена», «В купели морской крещена», «В полете», «своеволье», «воскресаю», «веселая», «высокая» -

ЛГ – сравнивает себя с морем, пеной морской. Она, как пена- вся в движении, в обновлении, неуловима и таинственна.

Она живая, живет напряженной духовной жизнью, стремится жить каждой клеточкой своего существа, каждой своей частичкой сливаться со Вселенной, стремится к высоте духа («высокая пена морская…»), ее пространство- и морская стихия, и небесная («купель морская» и полет к небесам), одухотворенная, внутренне свободная, непохожая на других, способная изменяться, творить. Поэтому ей уготована вечность («Я с каждой волной –воскресаю…»).

Она имеет мужество оставаться верной себе, писать по велению сердца, не думать о славе. Вспомним Б.Л. Пастернака:

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

И быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.)

Метод исследовательский

Прием:

работа с текстом.

Работа в группах по анализу текста произведения.
















































Межпредметные связи (с МХК)





































Межпредметные связи (русский язык)

Формирование ценностно-смысловых

(формирование мировоззрения, совершенствование духовно-нравственных качеств личности,); общекультурных: (эстетического отношения к миру, исскуству, развитие художественного вкуса;


учебно-познавательных (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность,

информационные (навыки анализа литературного произведения; коммуникативных (умение работать в парах, группах).


5

Афиширование Преодоле-ние разрыва.

Организует выступление представителей групп. Включает обучающихся в обсуждение проблемных вопросов.

Выступление представителей групп.


Метод исследовательский с презентацией результатов

Формирование ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций

6

Выявление авторского замысла, обобщение.

Итак, мы узнали, какая она, лирическая героиня. А кто она? Есть у нее имя? Можно ли сказать, что она близка автору? Можно ли сказать, что она- поэт?

Давайте вернемся к нашему вопросу:

почему «я- пена морская…»? Ответили мы на него?

Кто еще из русских авторов сравнивал душу поэта с морской стихией?

(Если затрудняются, помогаю вспомнить «Море» В.А. Жуковского, «К морю» А.С. Пушкина, «Нет, я не Байрон…» М.Ю. Лермонтова, используя цитаты).

Какова роль Цветаевой в развитии темы поэта и поэзии в русской литературе?

Стихотворение М.И. Цветаевой «Кто создан из камня…» стало песней. Предлагаю послушать Жанну Рождественскую и ответить на вопрос: удалось ли певице передать вольнолюбивый характер лирической героини?

Обучающиеся принимают участие в беседе.





(Предполагаемые ответы:

ЛГ имеет имя Марина («…мне имя- Марина…»), она близка автору. Она- поэт. В стихотворении сравнивается душа поэта с пеной морской, морской стихией, свободной, постоянно обновляющейся, устремляющейся к небесам.

В русской литературе к подобной аллегории обращались В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и другие.

М.И. Цветаева, несомненно, сказала свое слово в развитии темы поэта и поэзии в русской литературе. Это одна из самых ярких звезд на поэтическом небосклоне России. Мы можем гордиться тем, что она- наша соотечественница).







Метод поисковый.

Прием: эвристическая беседа, обобщающая беседа.




















Межпредметные связи (музыка).

Формирование ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций









Формирование общекультурных компетенций

7

Творческое задание

Преподаватель предлагает задание написать высказывание, стихотворение,

составить синквейн – нерифмованное стихотворение из пяти строчек по теме урока.

Обучающиеся выполняют задание индивидуально.


Прием:

творческая работа

Формирование общекультурных, информационных компетенций

8

Рефлексия

Преподаватель предлагает ответить на вопросы:

1.Какие открытия сделали на уроке?

2. Как бы оценили свою работу и работу товарищей?

3.Сегодня работали на уроке-педмастерской. Могут ли пригодиться новые знания для будущей профессии? Где?

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Завершающая беседа


Межпредметные связи (методика обучения чтению в начальной школе)

Формирование учебно-познавательных, коммуникативных компетенций,

9

Домашнее задание

1.Выполнить письменную работу «Образ лирической героини в стихотворении «Кто создан из камня…»

2.  Проанализировать стихи М. И. Цветаевой из учебника 4 класса «Литературное чтение» под ред. М. В. Головановой и др.

3. Подготовить сообщение «Песни и романсы на слова М.Цветаевой»

Обучающиеся записывают

Дифференцированное домашнее задание

Формирование учебно-познавательных, коммуникативных компетенций


Приложение 1


Задания для групп (этап построения новых знаний).

Работа над образом моря.

Задание для 1 группы:

Выписать из текста лексику, имеющую отношение к морской теме и определить её роль в создании художественного образа.

Задание для 2 группы:

Какой поэтический прием способствует созданию ритма движения морской волны? Подготовьтесь выразительно прочитать эти строки.

Задание для 3 группы:

Какова роль звукописи в создании образа моря?

Пронаблюдать на примере 2 строфы сочетание фонетических и лексических средств (аллитерации и лексики со значением «направление движения») для передачи рисунка движения волны.


Работа над образом лирической героини (Этап построения новых знаний)

Задание для 1 группы:

«Кто создан из камня…» (другие): выписать слова- характеристики. Что означают они в контексте стихотворения?

Задание для 2 группы:

Как вы понимаете противопоставление метафор «кудри беспутные»- «земная соль»? Можно обратиться к словарям.

Задание для 3 группы:

Какие слова характеризуют героиню? Чем отличает она себя от обычных людей?






Приложение 2


Соотнеси термин и определение:

Термин

Определение

Антитеза

неправильный порядок слов в предложении.

Повтор

образное определение

Метафора

повтор одинаковых или однородных согласных звуков.

Эпитет

скрытое сравнение

Инверсия

повторение одного и того же слова либо речевой конструкции

Аллитерация

риторическое противопоставление, прием контраста.



Приложение 3


«Кто создан из камня, кто создан из глины…» Марина Цветаева

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и нагробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.