12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ТабаковаЛ2183
Учитель русского языка и литературы высшей категории, преподаю Основы Православной культуры, редактор школьной газеты "Школьный вестник"
Россия, Ульяновская обл., р.п.Новоспасское
Материал размещён в группе ««Копилка ПРЕЗЕНТАЦИЙ»»
10

Презентация «Комплексный анализ текста»



(Комплексный анализ текста)      

Бабочка.

(1)Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно.

(2)После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём – бабочка.

(3)Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край – дескать, присаживайся. На нас-то двоих места хватит.

(4)Я осторожно присел с нею рядом.

(5)Бабочка взмахнула крыльями и снова

распластала их, прижимаясь к бревну,

нагретому солнцем.

(6)-Тут неплохо,- ответил ей я, - тепло.

(7)Бабочка помахала одним крылом,

потом другим, потом и двумя сразу.

(8)- Вдвоём веселей, - согласился я.

(9)Говорить было вроде больше не о чем.

(10)Был тёплый осенний день.

(11)Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела на небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.

(12)Так мы и сидели рядом до самого заката.


Вопросы и задания.

1.Какое настроение вызывает миниатюра?

2.Какие средства выразительности помогают этому?

3.Определите тему и главную мысль миниатюры.

4.Почему она так озаглавлена?

5.Определите стиль и тип речи, назовите их признаки.

6.Каково значение слова трухлявый? Почему именно это слово употребил автор?

7.Чем осложнено предложение 5?

8.Выпишите слова с морфемным составом:

9.Выпишите предлоги из пр.1,2,11,частицы из пр. 3,7,12 из пр. 13 все местоимения и определите их разряд.

10.Дайте морфологическую характеристику слова веселей (пр.8).Можно ли без контекста определить часть речи?

11.Выпишите из пр.12 два словосочетания со связью примыкание.

12.Дайте синтаксическую характеристику предложения 9.


 

(1)Владеете ли вы русским языком?

(2)Не спешите отвечать на этот вопрос утвердительно.(3)Всё зависит от того, что понимать под «владением» языком.

(4)Начнём с того. Что русским языком во всём богатстве его грамматики и особенно словаря вообще никто не владеет. (5)Число слов в современном русском литературном языке приближается к 120 тысячам.(6)Но если мы возьмём число слов, употребляемых даже самыми крупными русскими писателями, то оно далеко не будет достигать этого числа. (7)Например, А.С.Пушкин, к произведениям которого сейчас составлен полный словарь, употреблял «всего-навсего» 21 тысячу слов.

(8)Дело даже не в этом. (9)Владеть языком – значит максимально использовать все выразительные возможности, скрытые в нём, уметь вложить даже в самый малый запас слов, выражений всё то, что можно в него вложить, уметь понять сказанное так, как оно было сказано. (10)Всё это не так просто.

Вопросы и задания.

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тему и идею.

3.Каков стиль текста: научный или научно-популярный? Обоснуйте ответ.

4.Составьте план текста.

5.Какова композиционная роль предложения 1.

6.Определите средства связи между двумя последними предложениями.

7.Найдите пример иронии в тексте.

8.Дайте морфологическую характеристику слова что в 3 и 4 предложениях.

9.Выпишите частицы из предложений 1, 8.

10.Выпишите из предложения 9 примеры словосочетаний с разными видами связи.

11.Объясните пунктуацию в 6 предложении.

12. Объясните правописание слов сказанное и сказано в 9 предложении.


 


 


 


 


 

(1)Гроза утихала над нашим кровом, но дождь ещё долго кропил Бобришный угор. (2)В доме было тепло и спокойно, отблески молний вспыхивали за окнами, пахло освежённою зеленью. (3)Гром ещё рычал где-то, но всё тише и тише, и сквозь разряды «Спидола» негромко играла прекрасную музыку. (4)Было слышно, как с крыши капают последние капли, и музыка, похожая на эту капель, звучала в домике. (5)Кажется, это была одна из шопеновских мазурок, та самая, в которой звучит спокойная радость жизни, светлая послегрозовая усталость и гармоничное, счастливое созерцание мира. (6)И оттого, что в доме струилась эта светлая прекрасная музыка, что в твоём голосе была поддержка, и дружба, и мужество, хотелось что-то снова сделать для людей и для времени в этом непостижимом мире. (В.Белов)

Задания.

1.Сформулируйте проблему, представленную автором в тексте.

2.Прокомментируйте эту проблему.

3.Какова позиция автора по отношению к поставленной проблеме?

4.Выразите собственную позицию по отношению к проблеме.

5.Выпишите частицы из предложений 3,5,6.

6.Дайте морфологическую характеристику слову как и похожая (пр.4), оттого (пр.6).

7.Выпишите предлоги из предложений 3, 6.

8.Дайте синтаксическую характеристику предложений 4, 6.

9.Выпишите грамматическую основу 1 части предложения 5, 1 части предложения 6.

10.Выпишите из пр.3 словосочетания со связью примыкание, из пр.4 со связью управление, из пр.6 со связью согласование.

11.В каком предложении есть уточняющее распространённое определение?

12.Определите способ словообразования слов: зеленью, отблески, разряды поддержка, послевоенный.

13.Проиллюстрируйте примерами из текста правила правописания приставок.

14.В каких предложениях есть олицетворение, звукопись, развёрнутая метафора, метонимия?


 


 

(1)С чего начать разговор о России? (2)Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии. (3)Россия велика. (4)На её территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. (5)Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы.

(6)Может, разговор начать с того, какая Россия разная? (7)Это и безлесная, насквозь промёрзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотны деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.

(По Б.Короткову)

Задания

1.Сформулируйте проблему, представленную автором в тексте.

2.Прокомментируйте эту проблему.

3.Какова позиция автора по отношению к этой проблеме?

4.Выразите собственную позицию по отношению к проблем.

5.Дайте морфологическую характеристику словам:

(с) чего (1пр.), русскому, большое (2 пр.), почти (4пр.), насквозь, это (4 пр.).

6.Объясните постановку двоеточия во 2 и 5 предложениях?

7.Объясните дефисное написание слова города-миллионеры.

8.Выпишите грамматическую основу 4 предложения.

9.Выпишите из пр.4 словосочетания со связью управление, из пр. 7 – со связью примыкание.

10.Определите способ связи в словосочетаниях: на её территории, тридцать Франций.

11.В каком предложении есть уточняющее распространённое дополнение?

12.Определите способ словообразования слов: тишь, разговор, Забайкалья.

13.Назовите синтаксическое средство выразительности, использованное в 7 предложении.

Презентация к уроку

Опубликовано в группе ««Копилка ПРЕЗЕНТАЦИЙ»»


Комментарии (4)

Савельева Лариса Евгеньевна, 27.01.18 в 16:04 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за серьёзную и полезную разработку!
ТабаковаЛ, 27.01.18 в 19:11 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за оценку. Я опубликовала не весь материал, пожадничала, наверное. Мне приятно, что Вы познакомились с моими серьёзными "выстраданными" и апробированными работами, потому что к кому ни зайду - всё как-то поверхностно, абы как. Ценятся почему-то больше фото и всякая мелочь.
Селиванова Галина Геннадьевна, 28.10.19 в 20:05 0Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо! Работа с текстом всегда для учеников сложна. будем тренироваться.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.