Разработка урока по русскому языку в 11 классе «Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста»
Пояснительная записка к презентации
Разработка открытого урока по русскому языку в 11 классе по теме:
«Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста».
МКОУ СОШ №3 с.Камбулат
Туркменского района Ставропольского края
Учитель: Грибанова Ирина Эдуардовна
Цели урока:- познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;
- развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
- воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Тип урока: повторительно-обобщающий с ИКТ.
ЦОРы: презентация ПК по теме урока
ХОД УРОКА
Организационный момент. Запись темы урока, постановка цели урока перед учащимися. Слайд 1.Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в стенах нашей школы. Тема нашего сегодняшнего урока «Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста». Слайд 2. Мы с вами поставим перед собой следующие цели: повторить термины; постараемся закрепить умение различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности, определять их роль в тексте; попробуем на деле свои творческие способности, уделим внимание отношению к родному языку. Все задания, которые вы будете выполнять на уроке, так или иначе связаны с подготовкой к Единому Государственному Экзамену. Вы будете выполнять их на специальном модуле-заготовке. II. Вступительное слово учителя:
– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить нашу культуру.
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое, выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое.
Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает?
? == Сформулируйте проблему в виде вопроса.
*** Как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?
? == Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.
? == Для чего могут использоваться средства выразительности?
*** Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.
*** Средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи.
*** Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.
Слово учителя: Одно из самых сложных заданий части В – задание В8, не случайно это единственное задание среди всех тестов части А и В, оцениваемое 2 баллами. Задание В8 проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, проще говоря, вам нужно будет проанализировать средства выразительности.
III. Актуализация опорных знаний.
Чтобы достигнуть цели урока, необходимо знать теоретический материал, изученный на прошлом уроке.
1. Вспомните, какие черты характеризуют художественный стиль речи, какова его главная функция?
В художественной литературе язык выступает в особой, эстетической функции – использование образных возможностей языка (звуковой организации речи, изобразительно-выразительных средств, экспрессивно-стилистической окраски слова). Образность слова обусловлена его художественной мотивированностью, назначением и местом в составе художественного произведения, соответствием его образному содержанию. Слово в художественном тексте двупланово: это номинативно-коммуникативная единица и средство создания художественной выразительности, создания образа, восприятия художественной действительности
2. В чём выражается эстетическая функция художественного стиля?
Художественный стиль предназначен для создания художественных поэтических образов, эмоционально-эксперессивного воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля.
3. Какие средства художественной выразительности вам известны?
Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, аллегория, метафора и т.п. И стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т.п.
4. Что называется тропами? Перечислите их, определите их функцию.
Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий.
Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. (А волны моря с печальным ревом о камень бились).
Сравнение – сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. (Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял).
Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно).
Метонимия – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. (Читал Толстого. Три тарелки супа съел).
Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. (Мы все глядим в Наполеоны).
Гипербола – преувеличение. (В сто сорок солнц закат пылал).
Литота – преуменьшение. (Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить).
Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. (Откуда, умная, бредёшь ты, голова? - обращение к Ослу)
Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. (Лиса – хитрость, Змея – коварство).
Олицетворение – перенесении свойств человека на неодушевленные предметы. (Утешится безмолвная печаль).
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев).
5. Какие стилистические фигуры вы изучили, определите их функцию в текстах.
Стилистические фигуры – выразительные средства языка. Служат для создания образной речи, усиления выразительности. Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения.
Анафора – повторение особых слов и оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Эпифора – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Антитеза – оборот, в котором для усиления выразительности речи противопоставляются противоположные понятия.
Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.
Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.
Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный.
Эллипсис – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения.
Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.
Риторический вопрос – ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя.
Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов.
Бессоюзие – намеренный пропуск соединительных союзов, что придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины.
====Теоретическая разминка. Найдём в предложениях выразительно-изобразительные средства, выделим их, назовём. (слайды 3-6)
IV. Анализ поэтического текста. Слайд 7.
Попробуем проанализировать поэтический текст стихотворения.
Анализ стихотворения М.Цветаевой "Кто создан из камня"Корень слова море дал жизнь множеству других слов с морской тематикой. Существует имя – Марина, которое имеет значение «морская». Одна из самых известных Марин – это поэтесса серебряного века – Цветаева. Она очень любила море, написала много стихотворений, посвященных морю и своему морскому имени, например стихотворение "Кто создан из камня".
Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные(1) эти?
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена –
Высокая пена морская! 23 мая 1920 г.
Морские волны, морская пена – нечто легкое, непокорное, неподдающееся логике. Таков был и характер самой поэтессы. Ее стихи удивительно музыкальны, поэтому многие были положены на музыку. Данное стихотворение не стало исключением. Прослушайте музыкальную интерпретацию этого поэтического текста в исполнении Киры Малыгиной. (Песня в исполнении Киры Малыгиной – Приложение №3)
А теперь давайте выполним задания к тексту стихотворения. Вы выполняете первые три задания, затем мы вместе объясняем правильный ответ. Слайд 8.
Задание №1.
Укажите, какой из стилистических приемов выделен в первом предложении.
1)Анафора
2) Параллелизм
3)Рефрен
Задание №2
Какое средство выразительности выделено в тексте под цифрой (1)?
1) метафора
2) эпитет
3) градация
Задание №3.
Запишите словообразовательную цепочку слова БЕСПУТНЫЙ.
Беспутный – путный – путь.
Ответы следующих заданий вы должны будете записать. Один из учащихся работает у доски, остальные в тетрадях.
Слайд 9.
Задание №4.
Найдите в этом стихотворении простое предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Учитель. Какой знак препинания в этом предложении поставлен не по правилам? (Тире) Тире – любимейший знак поэтессы. Обратите внимание, что это тире в стихотворении не единственное.
Какую функцию может выполнять этот знак препинания в стихотворении? (эффект набегающих волн)
Задание №5.
Найдите примеры использования параллелизма в этом стихотворении.
(Мне дело – измена, мне имя – Марина; Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети).
- Какова роль данного приема в этом стихотворении? (эффект набегающей волны).
Задание №6.
Цветаева себя ассоциирует с морской волной. Докажите. Найдите примеры олицетворения. Какие слова могут раскрыть черты характера самой поэтессы? («серебрюсь и сверкаю», «своеволье», «кудри беспутные» и т.д.)
!!!!!- Разминка для глаз. Офтальмотренажёр. Слайд 10.
Работа со стихотворением М.Волошина "Равнина вод колышется широко" Слайд 11.Учитель. Марина Цветаева любила отдыхать в Крыму в местечке Коктебель у своего друга, поэта Максимилиана Волошина. Он любил море, любил Коктебель. Поэт посвятил немало стихотворений Коктебелю, морю. Отрывок из стихотворения "Равнина вод колышется широко…" передает нам восприятие моря поэтом.
Р…внина вод колыш….тся широко(1)
Обведена серебря….ой каймой*.
Мутится мыс* (2) зубчатою стеной(3)
Ступив на зыбь* (4) расплавле….ого тока.
Тума…ый день раскрыл златое око(5)
И бледный луч (6) расплеска…ый волной(7)
Скользит(8) дробясь (9)над мутной глубиной,-
То колос дня от пажитей* востока…
1907г.
== А теперь разберемся со значением некоторых слов. Выполните задание №1 к данному стихотворению.
Задание №1. Слайд 12.
Укажите лексическое значение слов:
Кайма –
Мыс –
Зыбь –
Пажить -
Кайма – отличающаяся по цвету полоса на краю ткани.
?== Скажите, в прямом или переносном значении употреблено данное слово в стихотворении? (Это метафора.)
Мыс – часть суши, выдающаяся острым углом в море.
Зыбь – легкая рябь на воде
Пажить - пастбище, на котором пасется скот. В стихотворении море – это огромный луг, а луч – это колос.
- В стихотворении пропущены орфограммы, вставьте их самостоятельно и объясните.
- В стихотворении пропущены запятые. Выполните задание № 2.
Задание №2. Слайд 13
== Давайте вставим пропущенные буквы, объясним правописание слов.
Вставим пропущенные запятые.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
1)1,2,5,6,7,8,9
2)1,2,4,5,6,7,8
3)1,3,5,6,7,8
Учащиеся расставляют в своих работах знаки препинания, один из учеников работает у доски.
Давайте сверим ваши самостоятельные работы с правильным ответом.
Слайд 14. Выполните задание №3.
Задание №3. Слайд 15.
Посчитайте, сколько словосочетаний со связью согласование во втором четверостишии.
= Слова каких частей речи могут выступать зависимыми словами в словосочетаниях со связью слов согласование?
===зависимыми словами в словосочетаниях со связью слов согласование выступают прилагательные и причастия, которые обрисовывают, описывают предмет, делают картинку более красочной, яркой, выразительной.
Задание №4.
- Есть ли в стихотворении примеры слов высокого стиля? Выпишите их в свои карточки в задание №4 (высоко, ступив, златое, око и т.д.). Почему Максимилиан Волошин в свое стихотворение вводит слова высокого стиля? (показать величие моря.)
V. Творческая работа по составлению синквейна.
Сочетания слов рождают в тексте ассоциации, выявляют необходимые оттенки смысла, создают эмоциональность текста.
Сейчас у нас творческое задание – составление синквейна на тему «Море». Попробуйте представить, что вы на берегу моря. Слайд 16.
Чтение написанных учащимися синквейнов.
Здесь будет файл: /data/edu/files/m1458837624.ppt (Тропы)
Здесь будет файл: /data/edu/files/b1458837682.doc (Приложение 2)
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать?
– Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.
– Вы совсем скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать. Слайд 17.
VII. Домашнее задание: индивидуальная работа по карточкам с заданиями по типу В8 ЕГЭ. Слайд 18.
Приложение к уроку.
Вариант 1.
Выберите самостоятельно форму работы (индивидуально, в паре) на этапе решения заданий. Выполните тестовые задания.
1. Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»:
1) антитеза; 2) анафора; 3) эпифора; 4) лексический повтор?
2. Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения (неполные предложения) с целью придания высказыванию динамичности, интонации живой речи:
1) умолчание; 2) параллелизм; 3) эллипсис; 4) бессоюзие.
3. Художественное, образное определение – это …
1) метафора, риторический вопрос; 2) эпитет, сравнение; 3) инверсия, литота; 4) риторическое обращение, градация?
Вариант 2.
Выберите самостоятельно форму работы (индивидуально, в паре) на этапе решения заданий. Выполните тестовые задания.
1.Дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения своей мысли – это:
1) антитеза; 2) антонимы; 3) оксюморон; 4) зевгма
3. Какому языковому средству соответствует данное определение: «нарочитое преувеличение, использующееся для усиления или для выражения иронии»?
1) гипербола; 2) аллегория; 3) литота; 4) восходящая градация
4. Какая стилистическая фигура заключается в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению:
1) риторическое обращение; 2) риторический вопрос; 3) риторическое восклицание; 4) умолчание.
5. Дан ряд названий тропов и фигур речи: А. Синекдоха. Б. Эпифора. В. Бессоюзие. Г. Олицетворение. Д. Ирония. В каком варианте ответа указаны только тропы?
1) А, Г; 2) А, В, Г; 3) Б, Г, Д; 4) А, Г, Д
Вариант 3.
Выберите самостоятельно форму работы (индивидуально, в паре) на этапе решения заданий. Выполните тестовые задания.
1. Какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий:
1) метафора;2) литота; 3) олицетворение; 4) эвфемизм
3. Какой стилистической фигуре соответствует данное толкование: «внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя». Например: Язык безмолвствует … одни мечты и грёзы… (Д.Давыдов).
1) умолчание; 2) инверсия; 3) градация; 4) параллелизм
4. Какое средство выразительности не относится к лексическим средствам?
1) фразеологизмы; 2)эллипсис; 3) индивидуально-авторские слова; 4) антонимы
5. По какому принципу объединены в пары слова? Найдите «четвёртое лишнее»:
1) гипербола, литота; 2) анафора, эпифора; 3) антонимы, синонимы; 4) метонимия, синекдоха
Домашнее задание – тест1.
№1.Какое средство выразительности отмечено в стихотворных строках?
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях. (В.Шефнер «Устная речь»)
1) олицетворение; 2) синекдоха; 3) сравнение; 4) аллегория
№2. Какое из перечисленных средств использовано в стихотворении А.Ахматовой:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово. (А.Ахматова, 1945)
1)метонимия; 2) оксюморон; 3) аллегория; 4) эпитеты;
№3. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя— как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (И.С.Тургенев)
Ученик утверждает: «В своём высказывании И.С.Тургенев использует эпитеты, риторические восклицания и риторический вопрос, парцелляцию синонимы, повторы». Какое средство названо ошибочно?
1) парцелляция; 2) повторы; 3) эпитеты; 4) синонимы.
№4. В каком ряду верно указаны все средства выразительности, характерные для данного высказывания?
«Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но обще¬ние с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины». (К.Г.Паустовский.)
1) устаревшее слово, инверсия, эпитеты; 2) лексические повторы, олицетворение, ряды однородных членов; 3) параллелизм, сравнение, метафора; 4) оксюморон, антонимы, лексические повторы
№5. Какие из перечисленных средств выразительности характерны для следующих стихотворных строк:
Мой верный друг! Мой раб коварный!
Мой царь! Мой раб! родной язык! (В.Брюсов «Родной язык»)
1) инверсия; 2) риторический вопрос; 3) лексический повтор; 4) сравнение; 5) литота; 6) анафора, 7) антонимы; 8) риторическое обращение
1) 1, 2, 5, 7, 8; 2) 2, 4, 5, 6; 3) 1,3, 6, 7, 8; 4) 4,6,8
Домашнее задание – тест2.
№2. В данных стихотворных строчках для создания выразительности используются
анафора и сравнения:
Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он певуч.
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч. (А.Я.Яшин)
Какое средство не названо: 1) градация; 2) олицетворение; 3) гипербола; 4) эпитеты?
№3. Какое средство выразительности языка использовано в высказывании:
«Как хороший барометр, откликается словарь на все изменения жизни» (Супрун)
1) сравнение; 2) антонимы; 3) антитеза, 4) оксюморон.
№4. В каком ряду верно указаны все средства выразительности, использованные в следующих стихотворных строчках:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь. (И.А.Бунин)
1) инверсия, оксюморон, градация; 2) сравнение, риторическое обращение; 3) риторическое восклицание, инверсия, эпитет; 4) олицетворение, антитеза.
Домашнее задание – тест3.
№1. Какая стилистическая фигура используется в этих стихотворных строчках?
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной… (П.А.Вяземский)
1) параллелизм 2) эпифора; 3) инверсия; 4) антитеза
№2. «Подлинная красота языка, действующая как сила, создается точностью, ясностью, звучностью слов, которые оформляют кар¬тины, характеры, идеи, книги». (К.Г.Паустовский)
В данном высказывании для создания выразительности используются сравнение, бессоюзие, однородные члены. Какое средство выразительности не названо?
1) антонимы; 2) антитеза; 3) оксюморон; 4) синонимы
№3. В каком ряду верно указаны оба средства выразительности, использованные в данном высказывании?
«В языке своем народ в продолжение многих тысячелетий сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове». (К.Д.Ушинский).
1) ряды однородных членов, инверсия; 2) эпитеты, сравнение; 3) градация, параллелизм; 4) лексический повтор, антонимы
№4. В каком ряду верно перечислены все средства выразительности, характерные для данного фрагмента стихотворения:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
СЛАВА, РОДИНА, ВЕРНОСТЬ, СВОБОДА и ЧЕСТЬ. (В.Шефнер)
1) антонимы, олицетворение; 2) ряды однородных членов; анафора; параллелизм; 3) анафора, сравнение; 4) эпифора, ирония
№5. Какие из перечисленных средств выразительности характерны для данного высказывания:
«Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей или служит вражде и ненависти». (Л.Н.Толстой.)
1)сравнение; 2)эпифора; 3)антонимы; 4)оксюморон; 5)анафора; 6)лексический повтор; 7)синонимы.
1) 1, 4, 5, 6; 2) 2,3,5; 3) 2,3,6,7; 4) 4, 5, 7
- Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
- Галкина Т.И., Тимченко Л.Г. Пособие для подготовки к изложению с творческим заданием. 11 класс. – Ростов/н/Д: Феникс, 2004
- Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996.
- Единый государственный экзамен по русскому языку. Демонстрационный вариант 2005 г
- Единый государственный экзамен по русскому языку. Демонстрационный вариант 2006 г.
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: "Высшая школа", 1974.
- Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др./ Под ред. В.Д.Черняк – М.:Высш. шк.; С-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. – 509 с.
Гергель Ирина Анатольевна
Грибанова Ирина Эдуардовна