Обучение народно-сценическому танцу. План-конспект открытого занятия хореографической студии шестого года обучения по теме «Танцы народов мира»

2
0
Материал опубликован 31 March 2020

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Центр детского творчества « Приокский»

 

«Обучение народно-сценическому танцу

в хореографической студии « Прекрасное мгновение»

в группе « Калейдоскоп»

Методическая разработка

 

 

 

 

Автор: Шепелевич А.Н.,

педагог дополнительного образования высшей категории,

Почетный работник общего образования РФ.

г. Рязань 2020г

.

Содержание

Введение ....................................................................................................................3

 

1. Практические аспекты обучения народно-сценического танца в хореографической студии « Прекрасное мгновение» в группе « Калейдоскоп».

Методы и средства обучения народно-сценическому танцу………………................................4

 

2. Народный танец как предмет обучения ........................................................... .........7

 

3. Особенности построения занятия по народному танцу ............................…..................10

 

4. План-конспект открытого занятия хореографической студии « Прекрасное мгновение» в группе « Калейдоскоп» по теме «Танцы народов мира » ……............................................14

 

Заключение ........................................................................................................ ……...17

 

Список литературы ..................................................................................................... 18

Введение

Залогом социально-экономической и политической стабильности в стране в первую очередь является сохранение и совершенствование народной культуры.

Будучи одним из стабилизирующих фактов общественной жизни, устойчивые традиции национальной культуры способны помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру.

Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, фольклор является ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов, педагогов-хореографов.

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармоничного развития ребенка, необходимо уделять внимание его нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности.

На протяжении многих лет одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает как хранитель нравственного опыта человечества.

В современной искусствоведческой литературе известны две формы существования хореографических фольклорных традиций: в их собственной естественной среде и в сценическом искусстве. Фольклористы, этнографы ставят перед собой задачи сохранить фольклорные традиции. Они вводят нас в практику нескольких групп коллективов, которые в своей творческой деятельности претворяют народное танцевальное искусство и отличаются друг от друга, как по способам его интерпретации, так и по некоторым другим параметрам. К первой группе можно отнести коллективы, условно называемые этнографическими, участники которых исполняют аутентичный фольклор той географической местности, где проживают сами. Вторая группа коллективов, назовем их условно фольклорными, реконструирует фольклор какого- либо региона путем воссоздания живых традиций или, если они уже не функционируют, на основе изучения имеющихся материалов. Третья и четвертая группы коллективов, куда относятся самодеятельные коллективы, работающие в области народно-сценической хореографии, строят свою творческую деятельность на принципах художественной обработки, разработки и стилизации фольклора.

Художественная разработка является более высокой ступенью трансформации народного творчества по сравнению с обработкой.

    Из фольклорного образца как бы вычленяется основное образное ядро, ведущая идея (в лексике, рисунке, исполнительстве, образности - в любом из компонентов танца), которые разрабатываются и развиваются. По сути дела, здесь происходит разработка фольклорного произведения на отдельные элементы, их переосмысление, трансформация и новая сборка уже сценического произведения в соответствии с замыслом автора. Преобразованию подвергаются все структурные элементы фольклорного танца: его музыкально- ритмическая формула, сюжетное строение, образность.

Создание народного сценического танца — это не просто перенос тщательно выученных движений и рисунков на сцену — это процесс воссоздания атмосферы жизни танца, его дыхания и того таинства общения исполнителей, которое в нем рождается, обусловливая его ценность и необходимость. Потому, смотря один танец на сцене, мы верим в его правду, он для нас живой организм, а, смотря другой, мы воспринимаем лишь его схему, более или менее интересные элементы, исполнителей, а не живое целое — танец.

 

Практические аспекты обучения народно-сценического танца в студии

« Прекрасное мгновение» в группе « Калейдоскоп».

Методы и средства обучения народно-сценическому танцу.

 Подчиняясь закономерностям общей педагогики, танцевальная педагогика опирается на дидактические принципы: воспитывающего обучения, научности и доступности учебного материала, наглядности при изучении нового материала, прочности знаний, умений и навыков, активности творческой деятельности учащихся, их самостоятельности, связи учебного материала с жизнью и интересами учащихся. Опыт балетмейстерской педагогической работы позволяет совершенствовать методики преподавания и находить индивидуальные педагогические решения, с помощью которых будет расти профессиональное мастерство и улучшаться техника исполнителя народно-сценического танца.

Особенность предмета «народно-сценический танец» - в организации и методическом осмыслении самых разнообразных элементов народного танца и в их использовании в формировании исполнителя при обучении. Предмет этот раскрывает широкие возможности и для освоения техники, и для эмоционального развития актерских данных, знакомит с национальной пластической и музыкальной культурой разных народов.

Естественно, первое место у каждого народа занимает его родной танец, включенный в программу обучения будущего танцовщика в большем объеме, чем другие. В процессе обучения достигается пластическая подвижность будущего исполнителя народно-сценического танца, владение многообразием координационных приемов исполнения движений народно-сценического танца. Овладение искусством народного танца в большей степени способствует воспитанию пластической культуры будущих исполнителей народно-сценического танца и выявлению их творческой индивидуальности.

В хореографической студии « Прекрасное мгновение», а точнее в группе « Калейдоскоп», особое внимание уделяется народно- сценическому танцу.

Народный танец, осваиваем глубоко и широко, в то же время непрерывно корректируем репертуар доступными на разных этапах обучения фрагментами из танца, чтобы усвоить традиционную манеру исполнения русских танцев и танцев народов мира.

Учебно-воспитательная работа - составная часть и непременное условие творческой деятельности любого коллектива. Исполнительский уровень, жизнеспособность, стабильность, перспективы творческого роста в первую очередь зависят от качества учебно-воспитательной работы.

Наиболее результативно единство обучения и воспитания непосредственно в процессе творчества и пробуждения желания осваивать мастерство, вызывать потребность в нем и на основе разбуженного интереса осуществлять целенаправленный художественно - творческий процесс, в котором органически сочетались бы педагогические и творческие задачи. При этом условии процесс обучения в коллективе становится и процессом воспитания личности. Специфика воспитательной работы в коллективе заключается в органичном сочетании художественно-исполнительских, общепедагогических и социально-психологических моментов, что должно обеспечить формирование соответствующего уровня общей культуры, эстетического развития участников коллектива.

Методика обучения непрофессионалов отличается от профессионального обучения. Непосредственно учебный процесс в любительских коллективах протекает в той же последовательности, однако овладение профессиональными навыками и освоение репертуара подчинены максимальному развитию творческих способностей.

Основной формой учебного процесса в любительском коллективе остаются репетиционные, коллективные занятия, на которых участники практически осваивают и закрепляют необходимые знания и навыки, а также индивидуальное общение педагога и участников коллектива. Процесс обучения участников непрофессиональных коллективов основывается на:

- активности;

- единства теории и практики;

- наглядности;

- доступности;

- систематичности;

- прочности усвоения знаний;

- индивидуального подхода

Под методами обучения народно-сценическому танцу понимаются способы применения танцевальных упражнений, движений народно-сценического танца и учебных танцевальных этюдов. В обучении народно-сценическому танцу применяются две группы методов: специфические (характерные для процесса хореографического образования) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). В методике преподавания народно-сценического танца нельзя ограничиваться ни одним из методов как наилучшим. Только оптимальное сочетание разных методов может принести отличные результаты обучения народно-сценическому танцу.

На занятиях эффективными в работе педагога народно-сценического танца являются такие методы как смена вида деятельности, эффект эмоционального воздействия. Когда учащиеся в течение длительного времени занимаются одним видом деятельности, например, изучением нового материала, они устают, восприятие их ослабевает, следовательно, теряется качество усвоения новых упражнений и танцевальных движений. В данном случае большое значение имеет эмоциональная разгрузка. Очень важно, чтобы учебно-воспитательный процесс на занятиях сменялся творческим процессом или контролем знаний; практическая работа в аудитории - непосредственной репетиционной работой на сцене; творческий процесс переходил в теоретическое закрепление нового материала.

Средства воспитания — это все то, с помощью чего педагог воздействует на учащихся. К средствам воспитания можно отнести: наглядные пособия, видеофильмы, беседы, собрания, традиции, художественную литературу, балетные спектакли, произведения изобразительного и музыкального искусства.

К средствам эстетического воспитания в процессе обучения народно-сценическим танцам относятся, прежде всего, разнообразные виды самого танца. Средствами эстетического воспитания являются также праздники и выступления, природные и гигиенические условия, а также обстановка занятий, использование произведений искусства и т.п.

Эстетическое воспитание характеризуется следующими методами:

- эмоционально-выразительное объяснение упражнений и танцевальных движений, образное слово;

- технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения и танцевальных движений, который вызвал бы чувство восхищения прекрасным;

- вдохновляющий пример в действиях и поступках;

- практическое приучение к творческим проявлениям красоты в танцевальной деятельности в процессе занятий народно-сценическим танцем.

Приемы воспитания - это частные случаи действий по использованию элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер.

 

2. Народный танец как предмет обучения.

Народный танец- один из древнейших видов народного искусства, который складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой.

« Народный танец - результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащался и достиг высокого художественного уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, приёмы соотношения движения с музыкой», - И. Моисеев.

Первым о создании специального характерного класса задумался А. Ф. Бекефи (1843 - 1925), который работал вначале на московской, а затем на петербургской сцене. На собственном исполнительском опыте он убедился в необходимости выполнения элементарных упражнений, которые готовили бы артиста к выступлению. Такие тренировочные упражнения складывались из танцевальных движений, входивших в танец, а затем разделялись на элементарные части. Техническая усложнённость характерного танца побуждала к поиску новых приёмов, обогащающих подготовку исполнителей. Бекефи, опираясь на систему классического танца, выбрал ряд упражнений, которые на его взгляд, были наиболее близки к исполнению движений характерного танца. Близость, характерного танца того времени к классическому, оправдывала такой подход к созданию первой формы характерного экзерсиса на основе урока классического танца. Начинание подхватил А. Ширяев (1867 - 1941), который, обладая знаниями «школы» в полном объёме, разработал идеи Бекефи и создал схему урока характерного танца, объединяющего два раздела:

1) Упражнения у станка (по схеме классического экзерсиса);

2) Упражнения на середине (разучивание отдельных движений из балетного репертуара).

Идеи А. Ширяева в преподавании продолжил его ученик А. Монахов (1888-1945). Талантливый исполнитель характерного репертуара, Монахов обладал яркой индивидуальностью и безупречно владел виртуозной техникой. Особенно ему удавались «мелкие» движения, исполняемые в быстром темпе. Техническая отделка каждого движения, стремление к чистоте выполнения танцевальных движений, умение самостоятельно совершенствовать мастерство - все эти качества проявились в педагогике А. Монахова. Он начал преподавать в Ленинградской, а позже долгие годы вёл характерный класс в Московской балетной школе. Накопленный опыт было необходимо творчески осмыслить и теоретически разработать. Существующая система преподавания характерного танца нуждалась в чёткой методической программе, обобщающей опыт практиков - балетмейстеров и педагогов. Так в результате педагогической практики целого ряда преподавателей родился первый учебник — «Основы характерного танца» (1938-1939). Проверенная опытом система стала для балетных школ страны руководством преподавания этого предмета на долгие годы.

Позднее появилось еще несколько разработок, специально посвящённых специфике характерного танца:

- Блатова А., Учебно-методическое пособие по народно-характерному танцу. М., 1966 Ткаченко Т. Танцы народов мира. М., 1975.;

- Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Ф. Учебно-методическое пособие по народно-сценическому танцу. М., 1976.;

- Борзов А. Танцы народов СССР. М., 1983-1984.;

- Петров П. Характерни танци. Благоевград, 2000.;

- Гусев Г. Методика преподавания народного танца. М., 2002.;

- Матова Б. Азбука характерного танца. София, 2002.

Большой вклад в развитие и утверждение на практике системы обучения и воспитания исполнителей народно-сценического танца внесла Т.С.Ткаченко. Она значительно расширила и систематизировала упражнения в уроке народного танца, применила новые названия. Ее урок начинался с системы упражнений у станка, где последовательно разогревались различные группы мышц, что подготавливало к исполнению танцевальных комбинаций и танцев на середине зала. Чередовались упражнения с ненапряженной стопой и напряженной, резкие отрывистые - с мягкими, тающими движениями. Все упражнения у станка выполнялись в порядке возрастающей сложности. После экзерсиса у станка урок продолжался на середине зала.

На своих занятиях Т.С. Ткаченко всегда стремилась добиться точности и четкости каждого движения, улучшить техническую сторону танца, требуя от своих учеников понимания стиля, характера каждого танца. Она подчеркивала, что учитель должен знакомить учащихся с историей, бытом и национальной культурой народа, что без интереса к народному творчеству учащиеся не смогут правильно передать характерные особенности изучаемого танца. Так же, важным моментом Т.С. Ткаченко считала соблюдение чистоты стиля изучаемого танца, поэтому своих учеников она всегда оберегала от смешения стилей, от надуманных движений, не имеющих с данным танцем ничего общего. Т.С. Ткаченко всегда отмечала, что танец - это душа народа и исполнителю народных танцев необходимо собственное к нему отношение, яркое эмоциональное выражение.

Эта система обучения народно-сценическому танцу в настоящее время наиболее традиционна. В таком направлении работают многие преподаватели, привнося в специфику преподавания свои черты, индивидуальность и видение конечного результата.

 

3. Особенности построения занятия по народному танцу.

Занятие по народному танцу, так же как и по классическому, строится таким образом, чтобы движения чередовались правильно и гармонично, переключая нагрузку с одних групп мышц и связок на другие. Педагогу нужно научиться строить занятие, рационально распределяя силовые нагрузки, не утомляя и не перегружая суставно-мышечный аппарат исполнителей (учащихся). Особое внимание нужно обратить на необходимость чередования движений, которые выполняются на согнутых и вытянутых ногах. Занятие по народному танцу должно стать основой совершенствования техники исполнения движений, помочь овладеть стилистикой народной хореографии, умением передать её национальные особенности и характерную манеру исполнения. В процессе обучения учащиеся развивают свой суставно-связочный аппарат, эластичность и силу мышц, координацию и выразительность движений, подготавливаются к восприятию любого народного или сценического танца, любого задания педагога-хореографа.

При проведении занятия, педагог должен суметь донести до исполнителей все нюансы изучаемого хореографического материала. Здесь особенно важен практический показ каждого упражнения под музыку, четкая его метрическая раскладка. Желательно сохранять единый темп ведения занятия. Объяснение упражнения не должно быть продолжительным, так как затянувшаяся пауза между разучиваемыми движениями может привести к переохлаждению физического аппарата исполнителей.

Занятие по народному танцу состоит из трёх частей:

1) Упражнения у станка

2) Движения на середине зала

3) Разучивание и композиционное построение учебных этюдов на танцевальном материале народных танцев.

Упражнения у станка.

Упражнения у станка развивают специфические для характерного танца технику и силу, а также связки и мышцы недостаточно развитые в тренаже классического танца. Упражнения характерного тренажа включают в себя повороты стопы и бедра внутрь, удары стопой и полупальцами в пол, движения на слегка согнутых коленях, движения расслабленной стопой, резкие глубокие приседания и другие упражнения, выражающие многообразие народного характерного танца.

Экзерсис народно-сценического танца - система упражнений и движений народно-сценического танца, возникшая на основе классического танца. Основные элементы экзерсиса народного танца проучиваются в комбинациях. Комбинация - логическое сочетание одного, двух или трех, но не более элементов, объединённых в определённый музыкальный отрезок и имеющее чётко поставленную точку. Учебные комбинации — это «стройматериал», из которого вырастает «здание»- занятия. Движения, выстроенные в определенной последовательности — это форма, которую необходимо наполнить содержанием.

Комбинации экзерсиса у станка в народном танце имеют три степени сложности:

1) Простые комбинации (учебные) — комбинации, в которые включены основные программные элементы экзерсиса народного танца. Комбинация строится по основным направлениям - вперёд, в сторону, назад или только в сторону.

2) Ритмически пространственная комбинация — строится на основе одного или нескольких программных элементов выученных ранее. При составлении таких комбинаций используются принципы ритмического разнообразия - синкопа, пауза, ритмический рисунок. Руки, корпус, голова участвуют в простейшей координации.

3) Танцевальная комбинация - строится на основе программных элементов экзерсиса народного танца и движений национального танца, созвучных данной комбинации. При составлении активно используются ритмические разнообразия, а также работа рук, корпуса и головы.

Привлекая элементы народного танца, при составлении композиции, желательно отбирать те, которые бы соответствовали основному стилю движения.

Соединяя учебные элементы движений с танцевальными, можно получать интересные комбинации. Главное здесь — направить внимание на подготовку физического аппарата исполнителя к движениям на середине зала. В сочинении учебной комбинации главным должен стать принцип — от простого к сложному. Этот принцип необходимо учитывать при построении занятия по народному танцу в целом.

Любая комбинация не должна быть громоздкой, продолжительность учебной комбинации — от 8 до 32 тактов с учетом темпа исполнения. Например, такие движения, как приседания, круговые движения ногой, развороты ноги, исполняются преимущественно в медленном темпе (музыкальный размер: 3/4, 6/8, 4/4), поэтому комбинации состоят из 16—32 тактов. Причем вначале обучения они будут короче, а в дальнейшем, когда окрепнет физический аппарат, нагрузку можно увеличить.

Упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие и большие броски, дробные выстукивания, зигзаги, исполняются в более быстром темпе (музыкальный размер 2/4), достаточно 8—16 тактов для построения учебной комбинации. При сочинении комбинации на материале того или иного народного танца необходимо учитывать не только характер, что конечно же является важным, но и то, какую задачу мы поставили. Если, скажем, комбинация, основанная на элементах подготовки к «веревочке» будет исполняться в характере русского или другого народного танца, где встречается это движение, это действительно послужит подготовкой к исполнению данного движения на середине зала. В том же случае, когда разучиваемый элемент в народном танце не встречается, исполнение его в характере этого танца не оправдано. Нежелательна перегрузка учебной комбинации танцевальными движениями, отходами от станка, многочисленными поворотами, прыжками и т. п. Необходимо учитывать также мышечную нагрузку при исполнении упражнений на слегка согнутых коленях в сочетании с подъемом на полупальцы или при подъеме пятки опорной ноги, упражнений, исполняемых на подскоках, с прыжком и т. д.

Движения на середине зала.

Упражнения на середине зала развивают технику ног, гибкость корпуса, пластичность рук. Несложные комбинации двух трёх движений подготавливают учащегося к овладению формой, и стилем народно-характерного танца и к усложнённым комбинациям, развивающим координацию движений всего тела и выразительность танца. В этой части занятия проучиваются основные элементы русского народного танца – «ковырялочка», «верёвочка», «моталочка», дроби, присядки, вращения и т.д., в чистом виде и комбинациях. А также движения и элементы танцев различных национальностей, как подготовительные движения для использования их в этюдной форме.

Танцевальные этюды.

Танцевальные этюды- это эпизоды танцевального порядка, извлечённые из лучших балетных постановок или составленные преподавателем из элементов сценических характерных и народных танцев. Основная идея этюдной работы на протяжении всего периода изучения народного танца основывается на вовлечении учащихся в танец сценического, а не тренировочного порядка. Комбинируя различные танцевальные движения, нужно создавать сценически окрашенные танцевальные эпизоды, включающие в себя и технику танца, и его стиль, и актёрскую танцевальную выразительность. Техника танца, несомненно, должна укрепляться и развиваться, но как самоцель упражнения, она постепенно уступает первое место указанной выше обобщающей идее этюдной работы.

Педагог должен проявить своё знание народного танца, умение отбирать материал для этюда и комбинировать их. Всё это можно делать лишь после того, как учащиеся технически освоили основные элементы народного танца. Давая в качестве этюда элементы национального танца, педагог должен вкратце рассказать учащимся о народе, породившем танец, об обычаях этого народа, о костюме, наиболее характерном для этого танца, а также о стилистических особенностях танца, отличающих его от танцев других народов. Можно дополнить свой рассказ иллюстрационным материалом.

Прорабатывать этюд эффективнее на каждом занятии, добиваясь усвоения каждого элемента. Первоначально этюд отрабатывается в замедленном темпе. Сначала показываются и изучаются движения ног, а затем движения рук и корпуса. В старших группах этюдная работа расширяется введением и развитием навыков ансамблевого и парного танца. Когда речь идёт об ансамблевом этюде, нужно объяснять учащимся, что требование единства и сходства танцевальных движений каждого исполнителя есть необходимое условие, определяющее рисунок танца. В этюдах с партнёром главное добиться полной согласованности движений и умения выполнять в танце общие или различные актёрские задания, так как именно в них воспитывается ощущение партнёра.

Изучение танцев разных национальностей зависит от выбора педагога, а также от программных требований.

Важную развивающую и воспитательную функцию несет процесс усвоения терминологии народно - сценического танца. Терминология (от лат. termius — граница, предел и греч. logos - учение) - специальный язык, совокупность специальных и искусственных знаков, употребляемых в науке или в искусстве.

Важную роль в процессе воспитания народными танцами играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия. Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения уроков народного танца является баян или аккордеон, реже — рояль. Музыка должна соответствовать движению по характеру стилю, национальной окраске. Педагог и концертмейстер непременно должны находиться в творческом контакте, владеть хореографическим и музыкальным материалом каждого занятия. Хорошее музыкальное сопровождение поможет развить у учащихся не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус.

4. План-конспект открытого занятия хореографической студии « Прекрасное мгновение» группы « Калейдоскоп» по теме «Танцы народов мира »

Введение:

Репертуар хореографической студии « Прекрасное мгновение» группы

« Калейдоскоп» представляет собой разнообразие русских народных танцев, а также хореографические композиции, поставленные на материале татарского, еврейского, греческого, молдавского, узбекского, цыганского, африканского, восточного и конечно русского танцев. В связи с этим танцевальные элементы, прежде чем войти в репертуарный танец, необходимо изучить на занятиях по народно-сценическому танцу.

Работа педагога основана на комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе хореографической направленности «Рапсодия танца».

Изучаемые танцевальные элементы на занятиях по народно-сценическому танцу дают детям представление о стилистике движений и музыке народов, проживающих на различных территориях . Предлагаемые движения и упражнения укрепляют мышечный аппарат, развивают координацию обучающихся.

Цель занятия: развитие танцевально-музыкальных, исполнительских и художественно-эстетических способностей обучающихся на основе приобретенного ими комплекса знаний танцев разных народностей; совершенствовать навыки по усвоению танцевальной лексики и манеры исполнения.

Задачи:

Обучающие:

1. Повторить и закрепить ранее усвоенные танцевальные элементы разных народностей в экзерсисе у станка, танцевальных композициях на середине зала и этюдах.

2. Совершенствовать исполнение национальных танцев (русского, татарского, еврейского, молдавского, узбекского, восточного, африканского), передавая характерные особенности и стиль исполнения.

Развивающие:

1. Развивать хореографическую память, музыкальность, ритмичность.

2. Формировать выразительную и точную передачу национального характера, манеру танцевальных движений. 3. Развивать физические данные, эластичность мышц, выворотность, гибкость корпуса, устойчивость и выносливость обучающихся.

Воспитательные:

1. Воспитывать устойчивый интерес к предмету народно-сценический танец

2. Повышать исполнительский уровень.

3. Воспитывать коммуникативные навыки, умение двигаться в паре, в ансамбле.

 

Группа 6 года обучения

Возраст: 12-13 лет

Продолжительность занятия - 45 минут по два часа, три раза в неделю.

Тип занятия: повторение и закрепление изученного материала.

Форма организации занятия: групповая, исполнительская.

Форма занятия: практическая работа.

План занятия:

- Организационная часть: построение, поклон – приветствие.

 

- Вводная часть: разминка на середине зала.

 

- Основная часть: комплекс упражнений у станка на основе танцев разных народов мира, упражнения на середине зала, движения и элементы по диагонали, вращения и трюковые элементы на середине зала.

 

- Заключительная часть: Этюд на материале молдавского танца, украинского танца. Татарский народный танец «Башмачки», Узбекский танец с пиалами , еврейский танец

« Встреча», Русская плясовая « Ой, вставала я ранёшенько», поклон – прощание.

Ход занятия:

1. Построение, поклон-приветствие.

2. Вводная часть:

Разминка по кругу:

Повторение танцевальных шагов: тройной шаг с выносом ноги вперед и отведением назад, переменный шаг на полупальцах, переменный шаг с каблука, переменный быстрый шаг в характере татарского танца , припадание, бег, бег с молоточками, бег с соскоком по VI позиции.

Итог разминки: Подготовительная часть нашего занятия закончена, мышцы разогреты и готовы для выполнения основного комплекса упражнений у станка.

 

3.Основная часть:

Комплекс упражнений у станка:

1. Demi plié i grand plie- в характере русского танца по I, II, V, VI позиций ног с переходом на очередную позицию через « каблучки», со сменой позицией рук, корпуса, головы.

2. Battement tendu - в характере итальянского танца, с сокращением рабочей стопы, с хлопками рук ( имитацией игры на бубне).

3. Battement tendu jete- в характере украинского танца с работой опорного каблука в сочетании с национальным движением « голубец» и « обертас».

 

4. Rond de jamb parterre - в характере еврейского танца. Рабочая нога выполняет круг носком, каблуком, с одновременным разворотом опорной стопы и доводит рабочую ногу во вторую точку партера с переходом на положение sur je cu-de-pied, с выполнением всего комплекса на прямом опорном колене и на мягком. В комбинации используется национальная лексика положения рук и корпуса.

5. Battement fondu – в характере молдавского танца c разворотом рабочей стопы на sur je cu-de-pied по VI позиции к станку с разворотом на V, закончив упражнение раскрытием ноги на 45 градусов.

6. «Большое каблучное» - упражнение в характере венгерского танца исполняется крестом, разбитым крестом ( рабочая нога сменяет опорную) и с использованием «ключей» венгерского диалекта, с работой головы и рабочей руки.

7. Flic- flac- в характере гуцульского танца – скользящее движение « подушечкой» стопы от позиции в позицию V , с акцентом ноги и головы на 3ю долю в размере 4/4.

8. « Веревочка»- развернутая комбинация с несколькими видами (простая, двойная, «косичка» в сочетании с ковырялочкой и двойным выстукиванием и с выходом на каблук) в характере русского танца.

9. «Элементы Белорусского танца «Юрочка»»- перескоки по VI позиции с выносом ноги на каблук через developpe в первую точку партера, со сменой позиции руки и наклоном корпуса.

10. Adagio- в характере цыганского танца в комбинации медленной и быстрой частей с разными позициями рук и наклонами корпуса национальной лексики.

11. Дробные выстукивания в характере русского танца- простые удары, мелкие дробные дорожки, двойники в сочетании с разными элементами (выход на каблук, в повороте, и с подбивкой), сложный и простой ключи. Для мужского класса- хлопушки в сочетании с присядками и переступаниями, с разными позициями рук.

 

12. Grand battement jete в характере украинского танца « Гопак»- высокие броски рабочей ноги крестом, круговой высокий бросок ноги с первой точки партера в третью с глубоким приседанием в demi plié и разворотом корпуса ecarte вперед и назад.

13. Port de bras- комплекс упражнений с наклонами корпуса ( в стороны, назад,),сменой позиций рук, и с grand plié на опорную ногу, а рабочая нога выполняет растяжку.

 

Упражнения на середине зала:

Все движения, изученные у станка, выносятся на середину зала. Эта часть урока необходима для приобретения апломба, свободной ориентации во всех направлениях, доработка техники исполнения элементов народного танца для раскрытия творческой индивидуальности и раскрепощения ученика. Экзерсис на середине зала, как правило , составляется компактнее и короче. Середина хорошо подготавливает ученика к следующему разделу урока- Allegro.

Allegro- прыжки:

1. Saute- прыжки по VI позиции ног; saute- в повороте вправо , влево.

2. « Поджатые»- прыжок с поджатыми ногами назад, и в повороте.

3. Большой прыжок «в кольцо».

Вращения по диагонали:

 

1. Шене – правая/ левая диагонали.

2. «Бегунок», «бегунок» с выносом ноги на каблук, и с перескоком.

 

3. «Блинчики»

4. Сотбаск- шаг/перескок в повороте.

Вращение по кругу:

Все виды вращений по диагонали переносятся на круг, для формирования координации и ориентирования в пространстве.

Вращения на середине зала, на месте:

1. Воздушные туры, прыжок с поворотом на 360 (юноши).

2. Поворот по VI позиции (девушки).

3. Разножка в воздухе (юноши).

4. Вращение с поворотом на 360 (девушки) с поджатыми ногами.

5. Комплекс вращений по 6 позиции ног: с поднятием ноги до колена, с руками по II позиции, со сменой позиции рук с III во II и со II в IV ( на пояс), обертас с переступанием и одной поджатой ногой.

4. Заключительная часть:

 

1. Этюд на материале молдавского танца, исполняется парами.

2. Татарский народный танец «Башмачки»

3. Узбекский народный танец с пиалами.

4. Еврейский народный танец « Встреча»

5. Русская пляска « Ой, вставала я ранешенько»

На протяжении занятия педагог акцентирует внимание обучающихся на необходимость грамотного исполнения упражнений и элементов народного танца, музыкальность исполнения комбинаций и эмоциональную окраску исполняемых движений.

В конце занятия педагог оценивает результаты занятия: работоспособность, эмоциональное исполнение комплекса упражнений у станка и этюда, а также готовых танцевальных номеров, синхронность исполнения и взаимодействия в коллективе.

Педагог и обучающиеся исполняют танцевальный поклон на материале русского танца.

Заключение.

1. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, сохранение народного творчества приобретает все более важное значение. Отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народно-сценический танец является одной из высших духовных ценностей русского народа, а также эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры народов России.

2. Возрастает ценность и значимость деятельности педагога народно-сценического танца. Используя народно-сценический танец как средство сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры, в ребенке возрождаются чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.

Список литературы:

1. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: учеб. пособие для вузов искусств и культуры / Г.П. Гусев. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002.

2. Зацепина К. и др. Народно-сценический танец / К. Зацепина и др. - М., 1976.

3. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников./ Б.Т. Лихачев - М.: Педагогика, 1999.

4. Методология педагогики: сб. ст. / под ред. В.В. Краевского. - М.: Педагогика, 1997.

5. Смоляр А.И. Личность учителя и реализация функций художественного образования и эстетического воспитания / А.И. Смоляр // Эстетическое воспитание и художественное образование в социализации личности. - Самара: Изд-во СГПУ, 2003.

6. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб. пособие / Н.Б. Тарасова. - СПб.: ИГПУ, 1996.

7. Телегин А.А. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений культуры и искусств/ А.А. Телегин. - Самара, 2005.

8. Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. - М., 1967. - 4.1.

9. Устинова Т. Избранные русские народные танцы / Т.Устинова. -М., 1996.

10. А. Климов. Основы русского народного танца/ Московский Государственный Институт Культуры.- М..1994.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.