Методические указания и рекомендации «Обучение основам композиции в анимации»
Обучение основам композиции в анимации
Карева С.А, педагог дополнительного образования
МБУ «Темп» г. Амурска
Композиция — это искусство размещения объектов в кадре. В первую очередь, композиция позволяет направить внимание публики на нужную деталь. Помимо этого, композиция помогает передать информацию и подтекст. Задав определенное расстояние между персонажами и важным реквизитом, к примеру, мы можем сразу же передать более глубокий смысл сцены. Все-таки кино — искусство визуальное, и в нем нужно в первую очередь показывать, а не рассказывать.
Но как объяснить детям основы композиции так, чтобы им было понятно, интересно и после этого применимо на практике? Этот сложный вопрос я перед собой поставила, проводя серию занятий на данную тему по дополнительной программе «Мультстудия «Приключение».
Прежде чем приступить к теории построения кадра, необходимо предупредить главную ошибку начинающих мультипликаторов: цветовой дисбаланс между фоном и персонажами, поскольку это может свести на «нет» соблюдение всех правил композиции. Задача аниматоров состоит в том, чтобы герой не терялся на фоне, легко «считывался». Если фон достаточно пестрый и насыщенный деталями, то желательно, чтобы персонаж был выполнен в одном тоне - имел свой силуэт. Здесь можно рассмотреть серию картинок, на которых дети сами наглядно увидят, где персонаж сливается с фоном, а где чётко выражен.
Важно отметить, что беседы о силуэте и о каждом из принципов композиции сопровождалась обсуждением визуального ряда картинок: кадрами из мультфильмов мировой мультипликации, а также из работ обучающихся мультстудии.
Мы с детьми также смогли разобраться и с такими сложными понятиями, как статика и динамика, ракурс, цветовой контраст и контраст форм. Статичный кадр – кадр, в котором всё спокойно, уравновешенно, возможна симметрия. Здесь герои подобны вертикальным линиям, а поверхность - горизонтальным, параллельным краю листа. Динамичная композиция прямо противоположная статичной, она асимметрична, неустойчива, и в ней присутствуют диагональные линии, возможен необычный ракурс (точка съёмки). Я показывала ребятам кадры из различных мультфильмов и предлагала определить, где статичный, а где динамичный кадр. Они с интересом искали параллели и диагонали в изображениях, спорили о характеристиках кадров.
Усвоение понятия «динамика в композиции» будет более эффективным при рассмотрении фотографий А.Родченко, как наиболее ярких примеров острого ракурса и самых непредсказуемых точек съемки. На данных занятиях мы обсуждали, как на один и тот же предмет можно посмотреть с разных точек зрения: с высоты птичьего полета и с позиции муравья; говорили о том, что если по сюжету в мультфильме важно показать, например, что едят люди - можно снимать это действие сверху, а если важно то, о чем люди говорят в это время, то лучше зафиксировать сцену на уровне лиц людей и показывать средний или крупный планы. В случае, если речь идёт о цвете ботинок у гостей, или о том, что перепадает от обеда собачке, то лучше компоновать сцену с нижней точки и брать стол в ракурсе.
Непривычный для глаз человека ракурс придает композиции кадра оригинальность и уникальность. Предлагайте детям смотреть и на свои сцены с такого ракурса, с которого они бы и не предполагали снимать.Могу отметить, что обучающиеся не так охотно применяют знания о ракурсе в своих работах. Данная тема еще достаточно сложна для восприятия, но если акцентировать их внимание на ее важности, то результат пусть не у всех детей, но будет.
Одним из принципов, который активно используется на протяжении всей истории анимации, является контраст форм. Обязательно главный герой и его друг - полные противоположности, как по своему характеру, так и физическим данным. Можно распечатать картинки с изображением разных персонажей из мультфильмов и предложить ребятам посмотреть, из каких геометрических фигур они состоят.
Полученные знания об основах композиции не проходят бесследно, они применяются детьми на практике. Однако аспекты композиции анимации это вовсе не те самые тезисы, к которым постоянно следует обращаться в процессе создания мультфильмов, дабы достигнуть требуемого эффекта. Отнюдь нет, аспекты представляют собой первоначальный материал для наработки знаний, умений и навыков аниматора. Чем раньше они будут сформированы, тем раньше обучающиеся будут создавать свои мультфильмы более грамотными по визуальному ряду, что немаловажно для понимания их зрителями.