Статья «Обучение речевому этикету у младших школьников на уроках русского языка»

0
0
Материал опубликован 20 November 2020

Обучение речевому этикету у младших школьников на уроках русского языка

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие речевой этикет и формирование на его базе обогащения словарного запаса, становление и развитие которых происходит на основе простых умений. Статья кратко характеризует методы и приемы воспитания речевого этикета на уроках русского языка, которые осуществляются у детей младшего школьного возраста. В статье указаны условия и средства воспитания у младших школьников речевого этикета. Отбор таких средств осуществляется с учетом характерных затруднений, которые испытывают учащиеся в применении норм этикета в разных жизнeнных ситуациях. Статья будет полезна учителям начальных классов, родителям и студентам, обучающимся по специальности «Преподавание в начальных классах».

Ключевые слова: этикет, речевой этикет, дeти младшего шкoльнoго возраста, методы и приемы воспитания речевого этикета, направления обучения речевому этикету.

Для младшего школьника хорошая рeчь - зaлoг успешнoго обучения и развития. Учащиеся с плохо развитой рeчью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. Хорошо развитая речь служит для школьника - средством успешного обучения в школе. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, а тaк же - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества.

Одной из главных областей работы по развитию речи является доведение речевых умений детей до определенного минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей. Культура речи - этo совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатруднённое применение языка в целях общения. Иными словами, под культурой речи понимается такой выбор языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффeкт в дoстижении поставленных коммуникативных задач [5].

Еще в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за шалости происходит усвоение базовых формул речевого этикета.

Речевой этикет - сoвокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских oтношений.

В начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.

К базовым коммуникативным умениям, по мнению ученых, относятся умения, отражающие содержательную суть общения в типичных этикетных ситуациях: приветствия, прощания, обращения, просьбы, благодарности, совета и т.д. [5]. Овладение данными умениями, составляющими основу речевого этикета, позволяет человеку чувствовать себя более уверенно, не испытывать неловкости в различных коммуникативных ситуациях.

Речевой этикет помогает проявлять доброжелательность по отношению к собеседнику. Незнание же правил речевого этикетного общения затрудняет сам процесс коммуникации. Не случайно, по мнению Натальи Ивановны Формановской и Таисы Алексеевны Ладыженской, именно знания речевого этикета являются фундаментом, основой для дальнейшего формирования речевой культуры младших школьников [5].

Проблема воспитания речевого этикета у младших школьников позволяет сделать вывод о том, что речь следует рассматривать как компонент активного, целенаправленного коммуникативного поведения, элемент коммуникации. Поскольку посредством речи человек способен вступать в многочисленные контакты, в процессе которых он пополняет и расширяет свой кругозор и устанавливает взаимосвязь с окружающим его природным, предметным и социальным миром. Успешность этих взаимосвязей в социуме зависит от уровня культуры общения участников коммуникации, в частности, использования ими культурно-речевых эталонов. Такое видение предполагает изменение подходов к организации речевого взаимодействия младших школьников, направленного на развитие навыков этикетного речевого поведения [4].

Соблюдение речевого этикета учащимися имеет воспитательное значение, так как формирует такие нравственные качества, как: корректность, уважительность, обязательность, определяет норму поведения; способствует повышению как речевой, так и общей культуры младшего школьника. Достаточное воспитание речевого этикета младших школьников происходит при условии постоянного соблюдения языкового такта [3].

При проведении этой работы, учителю необходимо следить не только за своей речью, но и поступками. Учитель должен быть добр, внимателен, вежлив и отзывчив к детям. Целенаправленное обучение речевому этикету совершенствует комплекс речевых умений и коммуникативных компетенций младшего школьника.

Воспитание у младших школьников речевого этикета на уроках русского языка является успешным благодаря выполнению всего комплекса предлагаемых педагогических условий, включающих в себя:

- включение в образовательный процесс межкультурного диалога;

- ориентацию младших школьников на толерантное общение;

- соблюдение языкового и речевого такта учащихся.

Обучение младших школьников речевому этикету подразумевает три основных направления:

Первое направление - формирование ценностных ориентиров в области человеческого общения: культурный человек, уважение достоинства человека, толерантность, вежливость, красота и гармония.

Второе направление - формирование у младших школьников представлений о речевом этикете как средстве выражения уважительного отношения к окружающим людям.

Третье направление - совершенствование и обогащение словарного запаса в области речевого этикета. Качественное усовершенствование речевого словаря: уточнение значения слова, устранение нелитературных формул речевого этикета (просторечных единиц, жаргонизмов); активизация словарного запаса и систематизация словаря «вежливых слов» [6, с.2].

На уроках русского языка можно использовать такие приёмы обучения речевому этикету:

- анализ образцов культуры речевого поведения с использованием литературных произведений;

- беседы нравственно-этического характера;

- решение речевых задач проблемного характера;

- разыгрывание сценок на основе предложенных речевых ситуаций;

- коммуникативно-ролевые игры;

- ведение тематического словарика вежливых слов;

- обучение выявлению и исправлению нарушений речевого этикета;

- обучение телефонному этикету, переписки в Интернете, смс-сообщений [5].

Следовательно, из всего сказанного ясно, что в каждой речевой ситуации, требующей применения речевого этикета, мы можем выбирать наиболее уместное, приемлемое выражение из этого множества форм, которыми обеспечил нас язык [5, c.117].

Задания для отработки формул речевого этикета:

- упражнения творческого характера, включающие составление текстов с вежливыми словами;

- подбор синонимичных выражений благодарности, с объяснением разницы в употреблении;

- написание писем друзьям и выражение благодарности по какому-то поводу;

- выписывание из писем формулы речевого этикета и определение тональности данных формул;

- выделение зачина и концовки писем, объяснения причин «проступка»;

- запись эпитетов, которые можно употреблять в речи. Составление предложений со словами разных частей речи [4, с.128].

Особое внимание нужно обращать на жесты, мимику, интонацию, манеру держаться [1].

Весь материал можно преподносить детям в конце урока, отводя 7-10 минут. При проведении этой работы, учителю необходимо следить не только за своей речью, но и поступками. Учитель должен быть добр, внимателен, вежлив и отзывчив к детям. Целенаправленное обучение речевому этикету совершенствует комплекс речевых умений и коммуникативных компетенций младшего школьника [3].

Таким образом, культура речевого поведения в типовых ситуациях этикетного общения является необходимым условием социализации личности школьника. Неудивительно, что уже со школьного возраста необходимо готовить детей к осознанному и умелому реагированию в ситуациях этикетного общения.

Обучающиеся способны развить необходимые навыки уместного употребление речевых формул, что в целом способствует повышению самой культуры личности младшего школьника. Поэтому, современное общество ставит перед педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеческой культуры.

Список использованной литературы

А.А.Акишина и др. Жесты и мимика в русской речи. М.: Рус. яз., 1991.

Ладыженская, Н.В. Риторика и обновление школьного образования. – Москва: Педагогика, 2013. – №2.

М.Р. Львов. Методика преподавания русского языка в начальных кассах: пособие для учителей начальных классов. // М.Р.Львов//- М., 2007.

Н.В. Фомина. Речевой этикет и культура речи младших школьников// Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей.

Н.И.Формановская. Русский речевой этикет: лингвистические и методологические аспекты – М., 1987.

Никитина Е.Ю. Педагогические условия методики формирования умений речевого этикета / Е.Ю. Никитина // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 7.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М.: Высшая школа, 1989.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.