Статья «Обучение дискуссионной речи на уроках русского языка»
Обучение дискуссионной речи на уроках русского языка
Барсукова Т.А.
Россия, г. Челябинск,
Современное общество с особой остротой требует нового мышления – гибкого, многостороннего – и новых коммуникативно-речевых умений, в частности умения вести дискуссию, диспут, полемику, ставить вопросы и подходить к их решению диалектически.
Обучение дискуссионной речи - одна из главных частей уроков развития речи учащихся. Действительность требует от учащихся нового, гибкого и многостороннего, мышления и новых коммуникативно-речевых умений, а именно: умения вести дискуссию, диспут, полемику, ставить вопросы (волнующие, актуальные) остро и подходить к их решению диалектически.
Вместе с тем, как показывают исследования, общий уровень владения дискуссионной речью у выпускников школы недостаточно высок.
Объяснение этому мы видим в сложности самого явления; в недостаточной разработанности лингвистического и методического аспектов дискуссионной речи; в неполноте представленных в учебниках по русскому языку сведений и упражнений по дискуссионной речи.
Основные свойства дискуссионной речи обусловлены ее целями (найти истину, убедить, переубедить) и спецификой употребления (публичный спор). Цели ее обусловливают необходимость доказательности, демократичности и эмоциональности.
Обслуживание публичного спора обуславливает такие качества речи, как полилогичность, публичность, посвященность общественно значимой или научной тематике.
Для обучения дискуссионному рассуждению учитель должен уметь:
вычленять объем и содержание определяемого понятия, т.е. предмет рассуждений;
определять диалектически противоположные его свойства, воз-можные варианты отношений к нему для постановки дискуссионного вопроса и конкретизации объекта обсуждений;
формулировать тезисы – возможные ответы на поставленный дискуссионный вопрос;
строить монолог-вступление, монолог-утверждение, монолог-заключение;
подбирать системы аргументов для доказательства выдвинутых тезисов;
сопоставлять системы доказательств с целью выявления степени доказанности каждого из них;
делать выводы по проведенной дискуссии.
Кроме того учитель должен еще владеть способами управления полилогом, т.е. вовремя «включать» в дискуссию дополнительных коммуникаторов, разные виды монологических высказываний, реагировать на реплики, видеть и принимать во внимание реакцию слушателей, чтобы привести спор к логически правильному выводу.
Обучение дискуссионной речи должно охватывать все годы обучения в школе. Вот возможная программа работы.
Этап формирования умений |
Понятийная основа |
Изучаемый материал, параллельно с которым вводятся сведения |
I этап (V – VII кл.) |
Понятие о споре. Спор и ссора. Правила вежливости |
Прямая речь Диалог |
II этап (VIII – IX кл.) |
Монолог-вступление, монолог-утверждение, монолог-опровержение, монолог-заключение. Понятие о дискуссии, диспуте, полемике. Дискуссионное рассужде-ние. Тезисы дискуссионного рассуждения. Сравнение систем дока-зательств. Вывод |
Повторение за VII класс Составное именное сказуемое Сложноподчиненное предложение |
Система заданий на усвоение знаний и отработку умений дискуссионной речи должна включать анализ текстов рассуждений и их частей, а также самостоятельное создание элементов дискуссионного рассуждения: формулировку проблемного вопроса, тезисов; сочинение монологов-вступлений (-убеждений, -опро-вержений, -заключений). После этого можно переходить к созданию полных рассуждений дискуссионного типа: переводу диалога и полилога в монолог, объединению нескольких элементарных рассуждений в одно дискуссионное и др.
Упражнения аналитического и систематического планов должны сочетаться и идти параллельно при организации каждого этапа обучения.
I этап
Упражнение 1. Может ли предложение быть одновременно вопросительным и восклицательным?
Прочитайте высказывания двух учащихся. Первый утверждает, что предложение не может быть одновременно вопросительным и восклицательным. Второй доказывает, что предложение может быть одновременно и восклицательным, и вопросительным. Каждый приводит свои аргументы и примеры. Определите, кто из них, по-вашему, прав. Соедините два текста в один, чтобы размышления привели к правильному выводу.
Упражнение 2. Прочитайте текст, в котором передается спор между героями Э. Успенского дядей Федором и котом Матроскиным. Скажите, о чем они спорят. Как Шарик предложил решить данный вопрос? Сколько точек зрения было высказано? Какие доказательства приводились?
Упражнение 3. Прочитайте текст. Оцените спор ребят.
Давай поспорим!
Ваня. Давай поспорим!
Гена. О чем же мы будем спорить?
Ваня. А хоть о чем. Хоть об этой розе. Я буду говорить, что она красивая, а ты – что некрасивая. Я буду свое доказывать, а ты свое. И получится спор.
Гена. Эта роза некрасивая. Ну а дальше что?
Ваня. А дальше доказывай. Какие у нее лепестки, скажи. Про стебли скажи… про цвет… Все плохое… А я это же самое – только наоборот, все хорошее скажу. Кто лучше будет доказывать, тот и победил.
Гена. Ладно, давай!
Попробуйте поспорить, ребята! О чем бы вы стали спорить?
Упражнение 4. Обсудите с соседом по парте вопрос, нужны ли правила орфографии. Начните свой разговор словами:
– Я считаю, что правила орфографии не нужны, потому что …
Или
– Я считаю, что слова надо писать правильно, потому что…
IIэтап
Упражнение 1. Определите место и роль высказываний в споре: вступление, утверждение, опровержение (отрицание), заключение.
Выскажите свое мнение по этому вопросу. Сформулируйте заключение.
Упражнение 2. Прочитайте заметку о том, что необходимо, чтобы добиться чего-нибудь в жизни. Трудолюбие? Или достаточно одних способностей? Определите предмет спора. Озаглавьте текст. Составьте вступление и заключение.
Упражнение 3. Сравните рассуждения о роли человека в жизни природы. Человек – это друг природы или ее враг? Определите, в каких рассуждениях один тезис, в каких несколько. Как построить дискуссионное рассуждение, т.е. содержащее противоположные тезисы?
Упражнение 4. Прочитайте приведенные ниже слова и противоположные характеристики к ним и выберете такие, которые могут вызвать дискуссию. Поставьте дискуссионный (спорный) вопрос, т.е. вопрос, позволяющий дать противоположные ответы. Составьте все возможные варианты ответов, т.е. тезисы дискуссионного рассуждения.
Цветок: красивый – некрасивый, украшение, предмет роскоши – необходимость.
Дружба: настоящая – ненастоящая; мужская – немужская; взаимовыгодная – выгодная для одного – бескорыстная; равноправная – подчинение одного другому.
Учеба: принудительная – удовольствие; печальная необходимость – естественная потребность.
Упражнение 5. Прочитайте монолог-утверждение и монолог-опровержение о том, что такое свободное время и как человек должен им распоряжаться. Найдите в каждом из них тезисы, систему аргументов. Чем отличается монолог-утверждение от монолога-опровержения? Составьте монолог-вступление.
Упражнение 6. Прочитайте приведенные противоположные мнения. Придумайте ситуацию, в которой они могли бы быть высказаны. Составьте вступление к диспуту, подберите аргументы для подтверждения каждого тезиса, аргументы для опровержения каждого тезиса. Сделайте заключение.
Чтение – это пустое времяпрепровождение.
Чтение – это важное, нужное дело.
Создание системы обучения дискуссии и дискуссионной речи на уроках русского языка во многом будет способствовать решению задач социального плана – повышению речевой культуры человека.