Публикация «Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы»

1
0
Материал опубликован 8 December 2021

Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы.

Сотрудничеством на уроках является групповая и командная работа. Именно такая работа является формой эффективного усвоения знаний, помогает активизировать знания, сплачивает детские коллективы. Посредством сотрудничества и у самого слабого ученика возникает ситуация успеха.

Очень удобно проводить такую работу в больших классах, в которых много учеников. Групп в классе тоже получается много (в одной группе 4-6 человек). Положительной стороной в групповой работе становится то, что все дети вовлечены в деятельность, никто не остается в стороне.

Командно-групповую работу можно проводить на любом этапе урока: от изучения нового материала до систематизации и обобщения. Провожу групповую работу на своих уроках русского языка и литературы таким образом:

«вертушка»;

соревнования «издательств»;

проектная деятельность.

Метод «вертушка».

Например, организация обучения в сотрудничестве в малых группах (по методу Славина) предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек (мальчики   и девочки разного уровня подготовленности). Структура урока по этому методу предполагает поэтапную деятельность:

1. Объяснение нового материла.

2. Закрепление (отработка в группах ориентировочной основы действий  каждым учеником). Группам дается задание и необходимые опоры. Причем задание выполняется по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). Выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

3.  Общее обсуждение работы.

4. Индивидуальная проверка достигнутого на основе тестирования (здесь учащиеся трудятся вне групп). При этом сложность заданий дифференцируется.

5.   Выставление оценок. Оценки суммируются в группе, и объявляется общая.

          6.   Рефлексия.

Соревнования «издательств».

Предложив группам соревнования «издательств»,  которые возглавляют редакторы, а штат состоит из корректоров, рецензентов и каллиграфов.

Редактор - выполняет самую сложную  работу, поэтому эту роль, как правило, берет на себя капитан.

Рецензент пишет отзыв на исправленный текст.

Корректор  отвечает за соблюдение орфографических и пунктуационных норм в исправленном тексте (на первых порах  эта роль предлагается членам группы, еще не готовым выступить в  роли редакторов или рецензентов).

Каллиграф – эта роль отводится самому слабому ученику группы, с оговоркой, что ему доверяется очень важное задание, нужно списать красиво и аккуратно.

Проектная работа.

Такой работа может быть от самого простого уровня до сложного. На уроке русского языка можно дать задание нарисовать таблицу по определенным орфограммам или схему по частям речи, на уроке литературы это может быть создание «облака тегов».

При систематическом проведении групповой и парной работы в классе ученики быстро вовлекаются в процесс и стараются, чтобы их работа стала лучшей, а каждый ученик чувствует себя нужным.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации