12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Алиса Камалова70 Россия, Уфа |
Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы.
Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы.
Сотрудничеством на уроках является групповая и командная работа. Именно такая работа является формой эффективного усвоения знаний, помогает активизировать знания, сплачивает детские коллективы. Посредством сотрудничества и у самого слабого ученика возникает ситуация успеха.
Очень удобно проводить такую работу в больших классах, в которых много учеников. Групп в классе тоже получается много (в одной группе 4-6 человек). Положительной стороной в групповой работе становится то, что все дети вовлечены в деятельность, никто не остается в стороне.
Командно-групповую работу можно проводить на любом этапе урока: от изучения нового материала до систематизации и обобщения. Провожу групповую работу на своих уроках русского языка и литературы таким образом:
«вертушка»;
соревнования «издательств»;
проектная деятельность.
Метод «вертушка».
Например, организация обучения в сотрудничестве в малых группах (по методу Славина) предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек (мальчики и девочки разного уровня подготовленности). Структура урока по этому методу предполагает поэтапную деятельность:
1. Объяснение нового материла.
2. Закрепление (отработка в группах ориентировочной основы действий каждым учеником). Группам дается задание и необходимые опоры. Причем задание выполняется по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). Выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
3. Общее обсуждение работы.
4. Индивидуальная проверка достигнутого на основе тестирования (здесь учащиеся трудятся вне групп). При этом сложность заданий дифференцируется.
5. Выставление оценок. Оценки суммируются в группе, и объявляется общая.
6. Рефлексия.
Соревнования «издательств».
Предложив группам соревнования «издательств», которые возглавляют редакторы, а штат состоит из корректоров, рецензентов и каллиграфов.
Редактор - выполняет самую сложную работу, поэтому эту роль, как правило, берет на себя капитан.
Рецензент пишет отзыв на исправленный текст.
Корректор отвечает за соблюдение орфографических и пунктуационных норм в исправленном тексте (на первых порах эта роль предлагается членам группы, еще не готовым выступить в роли редакторов или рецензентов).
Каллиграф – эта роль отводится самому слабому ученику группы, с оговоркой, что ему доверяется очень важное задание, нужно списать красиво и аккуратно.
Проектная работа.
При систематическом проведении групповой и парной работы в классе ученики быстро вовлекаются в процесс и стараются, чтобы их работа стала лучшей, а каждый ученик чувствует себя нужным.