Сингапурские методики обучения на уроках русского языка и литературы
Сингапурские методики обучения
на уроках русского языка и литературы.
Автор: Гогунокова Светлана Васильевна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №655 Санкт-Петербург
Должность: учитель русского языка и литературы
Первая категория
Сингапурские методики обучения на уроках русского языка и литературы.
Как говорят многие философы и ученые: «Цель образования -это не знания, а действие»
В настоящее время выявляются некоторые проблемы у учащихся:
- низкая мотивация,
- слабая коммуникация,
-дефицит внимание.
Новые приоритеты образования подталкивают учителей к поиску и внедрению в школах современных технологий преподавания, помогающих достичь более ощутимых результатов обучения и воспитания. И все чаще в школах многих стран применяется сингапурская методика обучения.
Сингапур-это маленькая страна, которая занимает стабильные места в рейтингах образования.
В основе Сингапурской методики обучения лежит система кооперативного обучения доктора Спенсера Кагана, идеи Л. Выготского, Давыдова и Эльконина, методические приемы педагогов 90-х. годов. Главная цель сингапурского обучения: превратить пассивного ученика в активного.
Сингапурская методика обучения представляет собой набор тезисов и формул, называемых структурами, из которых, как из кубиков ЛЕГО, строится урок.
Основной принцип работы заключается в том, что класс делится на группы из 4 чел.
Каждая группа – сплоченная команда, оснащенная рабочим материалом: бумагой, тетрадями, ручками. Учащиеся получают задания и выполняют его. По сигналу коллектив оперативно меняется, группы перемешиваются и образуются новые команды (четверки или пары). Дается вопрос или новое задание, дети в ограниченном времени активно обмениваются информацией и навыками. Скучающих учеников на таких уроках не бывает.
По сигналу учителя-это может быть хлопок, звонок или музыка, прекращается самообучение и начинается подведение учителем общих итогов.
Основные принципы:
-взаимозависимость всех членов группы;
-личная ответственность каждого;
- равная доля участия.
Структур в сингапурской методике несколько десятков, самые распространенные –
КЛОК БАДДИС – «друзья по времени», выполнение группой конкретного задания за конкретное время, поскольку после сигнала состав команды будет меняться.
ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» - структура знакомства с классом и получения информации. Когда на заданный вопрос, в качестве положительного ответа ученики встают, те, кто не согласен, продолжают сидеть.
ДЖОТ ТОСТ – «запишите мысль» - оперативное выполнение задания в письменном виде, проговаривая его вслух. Сразу после анализ итогов.
ТИК – ТЭК – ТОУ – развитие критического и креативного мышления у детей в задаче составить предложение с обязательными словами в схеме. Слова отлично заменяются числами, например.
СТЕ ЗЕ КЛАСС – «перемешай класс» - ученикам разрешается свободно бродить по классу, чтобы собрать максимум мыслей и ответов по своему списку. После обязательный общий анализ.
КОНЭРС – распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам.
СИМАЛТИНИУСС РАУНД ТЭЙБЛ – структура, в которой все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку.
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – «опроси – опроси – обменяйся карточками» - ученики проверяют друг друга и обучают по изученному материалу.
ТАЙМД ПЭА ШЭА – два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени.
МИКС ПЭА ШЭА – произвольное смешение класса под музыку, образуя случайную пару, когда музыка заканчивается, и обсуждают тему в коротких ответах (РЕЛЛИ РОБИН) или в полных.
На уроках русского языка и литературы чаще всего применяют следующие методики:
«мэнэдж мэт» (управление классом) — распределение учеников в одной команде
из 4-х человек: кто-то сидит рядом, а кто-то – напротив.
Столы расставлены так, чтобы все видели друг друга и учителя.
Данный прием можно использовать на любом этапе урока. Любое задание как подготовленное заранее учителем, так и из учебника можно взять и варьировать как удобно.
Это могут быть и творческие уроки (изготовление газеты всей командой, проекта и т.д.)
«сте зе класс» («перемешай класс») — ученикам разрешается свободно бродить по классу, чтобы собрать максимум мыслей и ответов по своему списку или добавить необходимую информацию в таблицу.
К примеру, изучение биографии писателя, или анализ произведения, или ответы на вопросы другой команды и т.д. В данной методике масса возможностей и вариантов.
После обсуждения и обменом полученной информации в своей команде, подводятся итоги. Можно также добавить индивидуальную работу - к примеру составить текст, предложения, стих и т.д. ( темы разные в зависимости от урока)
Эту методику можно применять как вовремя обычного урока и, так на кл. часе.
«сималтиниусс раунд тейбл» (одновремменный)— все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончании передают их по кругу соседу на проверку.
Можно использовать эту методику немного иначе. К примеру добавить свое предложение к предложению соседа и так по кругу (типы речи, темы и слова могут быть разными)
Возрастает активность всех членов команды. По окончанию подводятся итоги. Зачитываются полученные тексты.
«клок бадисс» (друзья по часам) - обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.
На листах в виде циферблата дети назначают друг другу встречу, главное согласовать это между собой, чтобы не получилось расхождений. Учащиеся слушают, говорят, корректируют и закрепляют свои знания.
К примеру, при повторении чередующихся корней или морфем, средств выразительности и т.д. После того как собрана нужная информация, снова садятся в свои группы, обсуждают, дополняют и исправляют недочеты. Можно добавить задание на составление предложений или словосочетаний. Или раздаются индивидуальные задания, которые необходимо выполнить, используя циферблат с наглядным материалом.
Сингапурская система обучения несет в себе массу плюсов:
-Около половины детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания.
-Резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции «учитель».
-Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы научить товарища тому, что знаешь сам, тем самым создается положительное отношение к процессу обучения.
-Обучение для каждого ребенка без исключения становится интересным и результативным.
-Развиваются коммуникативные качества, креативное мышление.
-Урок соответствует требованиям ФГОС.
-Сингапурская методика может применяться на любом этапе урока.
Любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе исключительно положительные эмоции.
Список литературы:
Мокрополова И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения школьников [Текст] / И. Ю. Мокрополова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 186-188.
Рубцова Л.Г. Организация групповой работы учащихся [Электронный ресурс] / Л. Г. Рубцова. http://skolaharangino.ucoz.ru/Metodic_books/organizacija_gruppovoj_raboty_uchashhikhsja.doc