12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Оксана Аннагельдыевна Желтова274
Россия, Ростовская обл., ст. Калитвенская

                                        Эффективные формы и методы обучения

на уроках русского языка и литературы

 


Подготовила

учитель русского языка и литературы

МБОУ Калитвенской СОШ

Каменского района Ростовской области

О. А. Желтова

Технология активизации мыслительной деятельности и формирования индивидуальных особенностей личности при изучении русского языка и литературы с целью повышения мотивации учебной деятельности опирается на следующие принципы:

единство обучения, воспитания и развития;

научность, системность и доступность;

сознательность и творческая активность учащихся;

наглядность;

прочность усвоения знаний и развитие нравственных качеств учащихся;

коллективность характера обучения и учет индивидуальных особенностей личности.

В процессе профессиональной деятельности использую элементы традиционной объяснительно – иллюстративной технологии обучения, технологии дифференцированного обучения, личностно – ориентированный, информационно – коммуникативные технологии

Использование компьютерных технологий в современной школе в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой и эффективной частью образовательного процесса. Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты). Все это позволяет не только познакомить учащихся с текстами художественных произведений, литературоведческими и искусствоведческими источниками, но и расширить представление о личности писателя, попасть в творческую лабораторию писателя, совершить заочные литературные экскурсии (например, экскурсия по Петербургу при изучении творчества Достоевского), познакомить с интерпретациями литературного произведения в других областях искусства: живописи, графике, архитектуре, музыке.

Одним из преимуществ использования новых информационных технологий является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Использование образовательной информации, размещенной на дисках, не является заменой учебникам или его новым вариантом. Оно создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса. Использование образовательной медиатеки позволяет представить обширный и самый разнообразный материал, выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства, “извлечь” любой материал и использовать его в самостоятельных работах учащихся, озвучить любой текст.

Информационные технологии можно использовать для всех типов уроков:

изучения новых знаний и формирования новых умений;

практического применения знаний, умений;

обобщения и систематизации изученного;

контроля и коррекции знаний, умений;

комбинированных (смешанных),

На всех этапах уроков русского языка и литературы можно использовать такой инструмент исследования (в качестве источника дополнительной информации по предмету, способа самоорганизации труда и самообразования, возможности реализации личностно-ориентированного подхода в образовании), как электронная домашняя работа, презентации, тесты.

Форма подачи теоретического материала может быть различной.

Лекция, продолжая оставаться традиционной формой обучения в школе, в современных условиях нуждается в обновлении. Информатизация образования развивается на основе реализации возможностей средств новых информационных технологий. Развитие познавательной активности школьников во многом зависит от умения учителя организовать учебно-познавательную деятельность каждого ученика. И здесь большую роль играет компьютерная визуализация учебной информации, позволяющая поставить изучение филолого-литературных курсов в школе на принципиально новый уровень, который дает возможность не только повысить интерес учащихся к изучению предмета, но и раскрыть их творческий потенциал.

Применение мультимедиа-презентаций в виде опорного конспекта лекции, включающего демонстрацию слайдов, видеофрагменты с текстовыми комментариями позволяет:

повысить эффективность и качество образования за счет внедрения новых информационных технологий;

осуществить индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к обозначенной цели в результате выполнения заданий различной сложности);

формировать информационную культуру школьников, развивать умение осуществлять обработку информации (в процессе совместной, а затем самостоятельной подготовки отдельных тем).

Очень эффективным является наглядное раскрытие содержания правил с помощью схематических таблиц и рисунков, поскольку такая форма наглядности стимулирует познавательную активность и самостоятельность учащихся.

Варианты использования Microsoft Power Point в работе с учащимися:

Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п.

Наглядная демонстрация процесса: наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц и т. д.), которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.

Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов:
-подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада;
-создание фотоальбомов, как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях в рамках деятельности по проекту.

Совместное изучение источников и материалов: совместное изучение информационных источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.).

Корректировка и тестирование знаний:

проведение дополнительных занятий в компьютерном классе или школьной медиатеке, когда отставшие или отсутствовавшие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций;

работа с тестирующими системами и тренажерами,

создание контрольно-измерительных материалов средствами PowerPoint в занимательной форме.

Слайды, подготовленные средствами пакета Microsoft Office, обеспечивают качественно новый  уровень предоставления информации. Звуковое сопровождение, возможность разработки в PowerPoint сюжетов игры и занимательности оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала. Вставка видеофрагментов осуществляет межпредметные связи. Структурная компоновка презентации, с применением гипертекстовых ссылок как внутри документа, так и с выходом в Internet развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно быстро проводить разнообразные виды опроса: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Информационные технологии в полной мере позволяют учитывать ориентацию класса и индивидуальные наклонности учащихся. Школьники могут выполнять проекты по теме, выбранной самостоятельно или предложенной учителем, с использованием готовых программных продуктов или самостоятельно разработанных компьютерных материалов, с помощью приложений Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher. Мультимедиа-презентации предполагают включение вопросов и заданий разных видов, из которых наиболее целесообразны следующие:

задания, направленные на анализ иллюстраций, репродукций картин, фрагментов киноверсий с целью более отчетливого представления исторической обстановки, бытовых реалий, характерных для культуры античности, которые с трудом воспринимаются детьми при чтении художественных произведений;

задания, нацеленные на сопоставление литературного образа, нашедшего отображение в других видах (в скульптуре, живописи, музыке и т.д.), сравнение репродукций картин разных художников;

творческие задания, ориентированные на создание развернутых связных устных и письменных высказываний разных жанров (создание сценария, подготовка рассказа экскурсовода, проводящего экскурсию в картинной галерее или в библиотеке, написание пьесы на сюжет древнегреческого мифа и ее иллюстрирование, отбор произведений для литературных сборников и их оформление, написание к ним вступительной статьи и пр.).

Презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект:  восприятие   учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать. Способствование формированию ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный  аспект:

воспитание научного мировоззрения;

воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу;

воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

А использование мультимедиа-презентаций в преподавании способствует:

созданию наглядной зрительной опоры для образного восприятия материала школьниками;

развитию познавательной деятельности учеников, их творческой активности и самостоятельности;

созданию проблемных ситуаций, в результате решения которых осуществляется перенос с обучающей деятельности учителя на познавательную деятельность ученика.

Таким образом, использование ИКТ на уроках словесности позволяет:

стимулировать интерес к изучаемому предмету;

развивать навыки коллективной работы;

активизировать познавательную деятельность уч-ся;

проводить уроки на высоком эстетическом уровне(музыка, анимация);

индивидуально подойти к ученику, используя разноуровневые задания.

В качестве ведущих принципов обучения рассматриваются принципы самостоятельной активности и осознанности познания, поэтому в массовой практике должны использоваться активные формы и методы обучения. Это:

Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.

Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя.

Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися. Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными учениками или группами.

Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.

Контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер может оказать помощь учителю для наблюдения динамики процесса овладения каждым учеником определенной темы.

Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.

Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. Учителя разрешают учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования) они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.

Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального. мышления. Можно выделить общие подходы: активизация мышления и познавательных способностей ученика в процессе обучения; развитие мотивации к учению и познавательных интересов учащихся; стремление к осознанности усвоения учебного материала школьниками.

Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др. Учитель может помочь – вооружить средствами поиска или бросить “яблоко” (намек, подсказку).

Эвристический метод обучения в школе. Различные операции творческого мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения. Это: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, брейнсторминг, ТРИЗ и др.

Метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.

Метод инверсии. На поиск решения творческой задачи используются противоположные процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления учащихся.

Метод эмпатии (метод личной аналогии). Происходит отождествление личности человека с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения.

Метод многомерных матриц. Основан этот метод на том, что новое зачастую представляет собой иную комбинацию известных элементов (идей, действий, явлений и др.).

Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1. создание проблемной ситуации; 2. формирование гипотез разрешения; 3. проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации учащихся.

Технология “обучения в диалоге”. Примером может быть исследовательская работа. Любимый девиз: “Подвергай все сомнению” для формирования у детей собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.

Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.

Метод открытий. Создаются подвижные группы детей по интересам, уровню подготовки, способностям, где каждый ребенок идет своим темпом для психического, социального, духовного развития, повышения общеобразовательного уровня. Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в развивающих играх.

Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды).

Приемы педагогической техники  - это сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему. Поэтому каждому учителю необходимо постоянно вести поиск эффективных форм и методов обучения.



Литература:

Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.

Дейкина А. Д. Новации в методике преподавания. Русский язык в школе, № 3, 2002 г.

Добровольская В.В. Роль и место письменной речи в гибких моделях обучения. «Мир русского слова», 2002, №4.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат.– М.: 2000.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.