12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Павлова Ольга Валентиновна138
Россия, Чувашская респ., Алатырь
6

Внеклассное занятие с 7-8 классом «Обучение в стихах»



                           
Обучение в стихах
PPTX / 8.11 Мб

Внеклассное занятие с 7-8 классом

«Обучение в стихах»

Цель урока: развитие творческих способностей в искусстве слова,

привлечение интереса к литературному творчеству.

Ход урока:

Учитель:

Стихи - сосуд, в котором наши чувства
Приобретают контуры души,
Писать стихи - великое искусство:
- Не веришь? Ну, попробуй, напиши!

Рано или поздно у каждого человека набирается определенный жизненный опыт, который выливается в мир чувств. Читать стихи – большое удовольствие, а писать – великое счастье. Этот должен помочь в творческом процессе; понять, усвоить, а затем в процессе своего творчества и почувствовать. Каждый человек способен творить – это показывает нам история. В которой даже самые незаурядные личности, становились замечательными поэтами и писателями. Вспомним биографию Байрона.

Я помню дорожную пыль,
её бархатистую нежность,
и как по пригорку ковыль
стекал в полевую безбрежность.
Стрижей острокрылых круги
от белых берез у дороги
до мельничных крыльев реки,
до заводей тихих  глубоких.
И это навечно со мной,
и гладь васильковая тоже,
что редкой, но тёплой волной авторские стихи
бессонную душу тревожит
.

Учитель: Каким образом человек может передать свои чувства, настроения? (Ответ учащихся) Человек может обращаться к творчеству и в радости, и в грусти оно как лучший друг разделит с вами все ваши чувства и настроения.

Учитель:

Давно известно, что около 90% молодых людей в возрасте 12-18 лет пробовали писать стихи. Волшебный мир поэзии открывается перед человеком в том возрасте, когда чувства свежи, когда всё в жизни представляется новым и необычным, и ещё не притупилось острота восприятия окружающего мира. По мере возмужания и накопления жизненного опыта розовая дымка поэзии начинает рассеиваться и к 20 годам большая часть начинающих поэтов переключают своё внимание на другие цели. Однако 1-2% упрямцев продолжают писать и отдавать занятиям литературой всё свободное время. Именно для этих двух процентов и пишется данная книга.

 

Со стекол балконных, как с бедер и спин
Озябших купальщиц,- ручьями испарина.
Сверкает клубники мороженый клин,
И градинки стелются солью поваренной.
Вот луч, покатясь с паутины, залег
В крапиве, но, кажется, это ненадолго,
И миг недалек, как его уголек
В кустах разожжется и выдует радугу. Б. пастернак

В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне весёлой рукой.
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.
В первый раз я от месяца греюсь,
В первый раз от прохлады согрет,
И опять и живу и надеюсь
На любовь, которой уж нет.
Это сделала наша равнинность,
Посоленная белью песка,
И измятая чья-то невинность,
И кому-то родная тоска.
Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь —
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось.

Учитель: Какие чувства, какое настроение возникает при прослушивании этих стихов? Кто-то из вас пишет стихи?

"Вы задаете вопрос, хороши ли Ваши стихи. Вопрос задан мне. Раньше Вы спрашивали других. Вы посылаете их в журналы. Вы сравниваете их с чужими стихами, и Вас тревожит, что иные редакции возвращают Вам Ваши опыты. Так вот (раз уж Вы разрешили мне дать Вам совет), я прошу Вас все это оставить. Письма Рильке были написаны более ста лет назад, но, тем не менее, они не потеряли своей актуальности и до настоящего времени. Даже состоявшиеся большие поэты одобрительно относились и относятся к его рекомендациям Представьте, что вы - единственный человек на земле, и только вы можете выразить словами то, что видит ваш глаз. Любой человек, как губка. Первые 17-20 лет он впитывает в себя знания окружающего мира. Мозг перерабатывает полученные знания и к 25-30 годам начинает выдавать что-то своё, новое, неоткрытое, неизведанное. И чем больше знаний человек получил в своё время, тем больше полезного он сможет дать людям. У каждого писателя и поэта должна быть своя выработка . И пока он не накопал свою "тысячу", он не может мечтать о признании. Рано. Всё в жизни даётся только трудом, тяжёлым, каждодневным и не всегда приносящим удовлетворение.

Что б чего-нибудь добиться
В жизни надо потрудиться,
А под камень, что лежит,
И вода не побежит.

(Мудрость народная, стихи автора).

Великий мастер - тот, кто смотрит своими глазами на то, что все видели, и кто умеет увидеть красоту в привычных, не останавливающих внимания, явлениях.
Огюст Роден . Не станет никогда поэтом стихоплёт.
2. Не внемля голосу тщеславия пустого,
Проверьте ваш талант и трезво и сурово.
....................................................................
3. Стихи, где мысли есть, но звуки ухо ранят,
Ни слушать, ни читать у нас никто не станет.
.........................................................................
4. Когда во Франции из тьмы Парнас возник,
Царил там произвол неудержим и дик,
Цезуру обойдя, стремились слов потоки...
Поэзией звались рифмованные строки.
Стихосложению учатся, а поэтами рождаются, потому далеко не в каждом стихотворении есть то, отчего хочется плакать, смеяться, ликовать или тосковать, то, что называется настоящей поэзией. Стихи настоящего большого поэта отличают следующие основные признаки:

-точный сжатый стих;
- богатейшая звукопись;
- ритм, точно соответствующий содержанию;
- прекрасные аллитерации;
- образность речи.

Замечательно по этому поводу сказал Твардовский - "поэт тот, кого читают люди, обычно не читающие стихов".

Как пишутся стихи?
Процесс рождения каждой новой строки, каждого нового произведения вещь поистине удивительная, и у каждого автора это происходит по-разному. Хочется привести выдержки из стихов известных поэтов на эту тему:

Поэзия -
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
Тысячи тонн
словесной руды

В. Маяковский.

Каждый слышит, как он дышит.
Каждый пишет, как он слышит.
Как он дышит, так и пишет.

Б. Окуджава.

И я начинаю качаться
Колени обнявши свои
И вдруг начинаю стихами
С тобой говорить в забытьи.
В. Ходасевич

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
А. Пушкин

Бледнеет тьма в оконной раме,
Разноголосят петухи,
Я украшаю мысль словами,
И получаются стихи.
Г. Ужегов.

Как пишутся стихи? Каждое стихотворение - это исповедь твоей души, её зеркальное отражение

Учитель: Сравни стихи с творчеством художников, посмотрите на картины, прочтите стихи, найдите общее.

Проскачет март, завистник и притворщик -

Зимы залёта грустный результат,

Чуть-чуть смахнут снега поля и рощи

Да два часа ко дню прибавит март.

 

Уйдёт апрель, подачками несытый

Тепла и света, солнечных забав,

Оставит он продрогшие ракиты,

И зелень робкую наивных первых трав.

 

И будет май с гортанным грохотаньем

Нежданных гроз… Машину мне не мыть!

И так же май в трёхтысячном настанет,

И будут грозы, громы, но не мы

 

Услышим их, и молнии зигзагом

На тёмном небе не для нас сверкнут,

Давай к реке пройдёмся тихим шагом

И будем счастливы с тобой теперь и тут.

 

Учитель: А сейчас я всем предлагаю стать поэтами. Конкурс «Сочини свои стихи…

Учитель: Нарисуй В каких красках ты видишь эти стихи?

Время святок и зимних каникул.
Скачут, как пацаны, воробьи.
На прямые углы перпендикул
целит солнце забавы свои.

Бьют лучи, и заботы им мало,
что скудны они нынче, бедны.
И желтками тепла испятнало
благодарную охру стены.

Встало солнце с улыбкой над нами
подавая желанную весть,
как пятью напитавший хлебами
и собравший остатков не счесть.

Учитель : Нарисуй свое акварельное аджио о сегодняшнем уроке.

(Какое настроение, какие краски будут использовать учащиеся, из этого педагог увидит удался ли урок.)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.