Внеклассное занятие по литературе с 7–8 классом «Обучение в стихах»
Пояснительная записка к презентации
Обучение в стихах
PPTX / 8.11 Мб
Внеклассное занятие с 7-8 классом
«Обучение в стихах»
Цель урока: развитие творческих способностей в искусстве слова,
привлечение интереса к литературному творчеству.
Ход урока:
Учитель:
Стихи - сосуд, в котором наши чувства
Приобретают контуры души,
Писать стихи - великое искусство:
- Не веришь? Ну, попробуй, напиши!
Рано или поздно у каждого человека набирается определенный жизненный опыт, который выливается в мир чувств. Читать стихи – большое удовольствие, а писать – великое счастье. Этот должен помочь в творческом процессе; понять, усвоить, а затем в процессе своего творчества и почувствовать. Каждый человек способен творить – это показывает нам история. В которой даже самые незаурядные личности, становились замечательными поэтами и писателями. Вспомним биографию Байрона.
Я помню дорожную пыль,
её бархатистую нежность,
и как по пригорку ковыль
стекал в полевую безбрежность.
Стрижей острокрылых круги
от белых берез у дороги
до мельничных крыльев реки,
до заводей тихих глубоких.
И это навечно со мной,
и гладь васильковая тоже,
что редкой, но тёплой волной авторские стихи
бессонную душу тревожит.
Учитель: Каким образом человек может передать свои чувства, настроения? (Ответ учащихся) Человек может обращаться к творчеству и в радости, и в грусти оно как лучший друг разделит с вами все ваши чувства и настроения.
Учитель:
Давно известно, что около 90% молодых людей в возрасте 12-18 лет пробовали писать стихи. Волшебный мир поэзии открывается перед человеком в том возрасте, когда чувства свежи, когда всё в жизни представляется новым и необычным, и ещё не притупилось острота восприятия окружающего мира. По мере возмужания и накопления жизненного опыта розовая дымка поэзии начинает рассеиваться и к 20 годам большая часть начинающих поэтов переключают своё внимание на другие цели. Однако 1-2% упрямцев продолжают писать и отдавать занятиям литературой всё свободное время. Именно для этих двух процентов и пишется данная книга.
Со стекол балконных, как с бедер и спин
Озябших купальщиц,- ручьями испарина.
Сверкает клубники мороженый клин,
И градинки стелются солью поваренной.
Вот луч, покатясь с паутины, залег
В крапиве, но, кажется, это ненадолго,
И миг недалек, как его уголек
В кустах разожжется и выдует радугу. Б. пастернак
В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне весёлой рукой.
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.
В первый раз я от месяца греюсь,
В первый раз от прохлады согрет,
И опять и живу и надеюсь
На любовь, которой уж нет.
Это сделала наша равнинность,
Посоленная белью песка,
И измятая чья-то невинность,
И кому-то родная тоска.
Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь —
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось.
Учитель: Какие чувства, какое настроение возникает при прослушивании этих стихов? Кто-то из вас пишет стихи?
"Вы задаете вопрос, хороши ли Ваши стихи. Вопрос задан мне. Раньше Вы спрашивали других. Вы посылаете их в журналы. Вы сравниваете их с чужими стихами, и Вас тревожит, что иные редакции возвращают Вам Ваши опыты. Так вот (раз уж Вы разрешили мне дать Вам совет), я прошу Вас все это оставить. Письма Рильке были написаны более ста лет назад, но, тем не менее, они не потеряли своей актуальности и до настоящего времени. Даже состоявшиеся большие поэты одобрительно относились и относятся к его рекомендациям Представьте, что вы - единственный человек на земле, и только вы можете выразить словами то, что видит ваш глаз. Любой человек, как губка. Первые 17-20 лет он впитывает в себя знания окружающего мира. Мозг перерабатывает полученные знания и к 25-30 годам начинает выдавать что-то своё, новое, неоткрытое, неизведанное. И чем больше знаний человек получил в своё время, тем больше полезного он сможет дать людям. У каждого писателя и поэта должна быть своя выработка . И пока он не накопал свою "тысячу", он не может мечтать о признании. Рано. Всё в жизни даётся только трудом, тяжёлым, каждодневным и не всегда приносящим удовлетворение.
Что б чего-нибудь добиться
В жизни надо потрудиться,
А под камень, что лежит,
И вода не побежит.
(Мудрость народная, стихи автора).
Великий мастер - тот, кто смотрит своими глазами на то, что все видели, и кто умеет увидеть красоту в привычных, не останавливающих внимания, явлениях.
Огюст Роден . Не станет никогда поэтом стихоплёт.
2. Не внемля голосу тщеславия пустого,
Проверьте ваш талант и трезво и сурово.
....................................................................
3. Стихи, где мысли есть, но звуки ухо ранят,
Ни слушать, ни читать у нас никто не станет.
.........................................................................
4. Когда во Франции из тьмы Парнас возник,
Царил там произвол неудержим и дик,
Цезуру обойдя, стремились слов потоки...
Поэзией звались рифмованные строки.
Стихосложению учатся, а поэтами рождаются, потому далеко не в каждом стихотворении есть то, отчего хочется плакать, смеяться, ликовать или тосковать, то, что называется настоящей поэзией. Стихи настоящего большого поэта отличают следующие основные признаки:
-точный сжатый стих;
- богатейшая звукопись;
- ритм, точно соответствующий содержанию;
- прекрасные аллитерации;
- образность речи.
Замечательно по этому поводу сказал Твардовский - "поэт тот, кого читают люди, обычно не читающие стихов".
Как пишутся стихи?
Процесс рождения каждой новой строки, каждого нового произведения вещь поистине удивительная, и у каждого автора это происходит по-разному. Хочется привести выдержки из стихов известных поэтов на эту тему:
Поэзия -
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
Тысячи тонн
словесной руды
В. Маяковский.
Каждый слышит, как он дышит.
Каждый пишет, как он слышит.
Как он дышит, так и пишет.
Б. Окуджава.
И я начинаю качаться
Колени обнявши свои
И вдруг начинаю стихами
С тобой говорить в забытьи.
В. Ходасевич
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
А. Пушкин
Бледнеет тьма в оконной раме,
Разноголосят петухи,
Я украшаю мысль словами,
И получаются стихи.
Г. Ужегов.
Как пишутся стихи? Каждое стихотворение - это исповедь твоей души, её зеркальное отражение
Учитель: Сравни стихи с творчеством художников, посмотрите на картины, прочтите стихи, найдите общее.
Проскачет март, завистник и притворщик -
Зимы залёта грустный результат,
Чуть-чуть смахнут снега поля и рощи
Да два часа ко дню прибавит март.
Уйдёт апрель, подачками несытый
Тепла и света, солнечных забав,
Оставит он продрогшие ракиты,
И зелень робкую наивных первых трав.
И будет май с гортанным грохотаньем
Нежданных гроз… Машину мне не мыть!
И так же май в трёхтысячном настанет,
И будут грозы, громы, но не мы
Услышим их, и молнии зигзагом
На тёмном небе не для нас сверкнут,
Давай к реке пройдёмся тихим шагом
И будем счастливы с тобой теперь и тут.
Учитель: А сейчас я всем предлагаю стать поэтами. Конкурс «Сочини свои стихи…
Учитель: Нарисуй В каких красках ты видишь эти стихи?
Время святок и зимних каникул.
Скачут, как пацаны, воробьи.
На прямые углы перпендикул
целит солнце забавы свои.
Бьют лучи, и заботы им мало,
что скудны они нынче, бедны.
И желтками тепла испятнало
благодарную охру стены.
Встало солнце с улыбкой над нами
подавая желанную весть,
как пятью напитавший хлебами
и собравший остатков не счесть.
Учитель : Нарисуй свое акварельное аджио о сегодняшнем уроке.
(Какое настроение, какие краски будут использовать учащиеся, из этого педагог увидит удался ли урок.)