Статья «Обзорная статья о профессиях по интересам»
«Обзорная статья о профессиях по интересам»
Многие школьники, заканчивая очередную ступень обучения задаются вопросом «Кем быть?», «Куда пойти учиться?», «Как сделать правильный выбор?». Именно этот выбор является самым серьезным и ответственным, который определяет дальнейший жизненный путь. Как подростку понять, действительно ли профессия придется по вкусу, сможет ли он её освоить, будет ли она приносить ему материальный доход и душевное удовлетворение?
При выборе профессии специалисты рекомендуют учитывать следующие составляющие: «я могу», «я хочу» и «надо».
Могу – это способности человека к освоению и быстрому и качественному выполнению определенной профессиональной деятельности.
Хочу – это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже с самого раннего возраста. Например, творческие способности, интерес к технике или организаторские способности. Это все то, что нравится, к чему лежит душа.
Надо – это социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей. Данная составляющая зависит от политической ситуации в стране, экономического развития, технологического развития определенного региона. Среди ТОПовых специальностей 2017 года можно выделить фармацевтов. Рынок фармакологии развивается семи мильными шагами, и, зачастую, именно профессионалов не хватает.
Человек будет удовлетворен только в том случае, если все три составляющие будут учитываться при его профессиональном выборе. Бывают случаи, когда «могу» и «хочу» могут противоречить друг другу. Например, вы хотите лечить животных, вы их любите, но вы не можете этого делать, так как у вас аллергия на кошек. Поэтому во всех случаях еще нужно учитывать физические и медицинские показания.
Часто сам школьник и его семья допускают типичные ошибки при выборе профессии:
Семья завышает требования и ориентирует ребенка на профессию высшей квалификации (ученый, директор, управляющий).
Пренебрежительное отношение к непрестижным профессиям (курьер, няня, официантка, промоутер, тяжелый физический труд).
Если у подростка нет своего мнения или он принимает решение не по собственной воле, то профессионалом в результате он может так и не стать.
Когда в профессии привлекает только одна сторона (зарплата, престижность, легкий труд).
Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим предметом.
Прислушивание к мнению и профессиональному выбору друзей. Так сказать «за компанию».
Переоценка своих способностей и возможностей для выбранной профессии.
Бывают случаи, когда ребенку с детства внушают что он обязательно должен стать, например музыкантом. Записывают в разные кружки, посылают на конкурсы. Всегда хвалят свое юное дарование. У ребенка завышается самооценка и он думает, что обязательно станет профессионалом и лучшим в своем деле. В таких случаях родители забывают, что интересы могут поменяться и продолжают вести к своей цели. Школьнику ещё труднее будет сделать свой выбор, так как он уже предопределен и он не рассматривает другие варианты. Хотя музыка могла бы стать хобби или второй профессией.
Для недопущения ошибок при выборе профессии проанализируйте каждый вышестоящий пункт и постарайтесь составить список подходящих вам профессий. При этом обязательно учитывайте ваши интересы (нравится ли вам общаться со сверстниками или интересней провести время за компьютером), способности (можете отремонтировать велосипед или вмиг нарисуете портрет человека), тип мышления (легко ли вы решаете логические задачки или можете придумать новый образ для куклы, машины).
Самое главное помнить, что ваш профессиональный выбор – это ваш выбор, который вы делаете осознанно, и поэтому он будет обязательно правильным.