Статья «Развитие интереса учащихся с нарушением интелекта к рабочей профессии»
Развитие интереса учащихся с нарушением интеллекта
к рабочей профессии
Мастер производственного обучения
БОУ НПО УР «Профессиональное училище №14»
Калинина Н.М.
Профессиональное училище № 14 уже много лет занимается обучением выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида рабочей профессии. Перед педагогическим коллективом училища стоит нелегкая задача: организовать профессиональное обучение с учетом их индивидуальных возможностей и способностей и подготовить их к самостоятельной трудовой жизни. Как правило, у данной категории учащихся отсутствует желание учиться и получить профессию, особенно если будущая профессия связана с сельским хозяйством.
Сегодня село испытывает постоянный дефицит в квалифицированных рабочих кадрах, особенно в профессии «Оператор машинного доения». Профессии сельскохозяйственного профиля воспитывают у учащихся интерес и любовь к животным, природе, земле, а также уважение к труду сельских тружеников. Оператор машинного доения – это профессионал, сочетающий в себе физическую выносливость, организованность, любовь и бережное отношение к животным.
Четвертый год по запросу министерства сельского хозяйства мы обучаем этой профессии учащихся с нарушением интеллекта. По социальному статусу большинство учащихся – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, у которых уже сложилось негативное отношение к учебе и труду.
Пробудить интерес учащихся к выбранной профессии мне, как мастеру производственного обучения, помогают беседы, просмотр специальных видеосюжетов, фильмов, а так же экскурсии на животноводческие предприятия, встречи с передовиками производства. Вот уже второй год мы встречаемся с абсолютным чемпионом Российской Федерации по машинному доению, дояром рыбсовхоза «Пихтовка» Дмитрием Бияновым. Животноводческая ферма, где трудится Дмитрий Биянов, имеет лучшие показатели по молочной продуктивности в районе.
ФОТО 1
Эта встреча учащихся с победителем конкурса показывает перспективу их будущей профессии и вызывает интерес к обучению этой профессии.
Профессия «Оператор машинного доения» - не из легких. Поэтому педагогу очень важно правильно организовать учебный процесс, развивая их познавательный интерес к выбранной профессии. Обязательной составной частью содержания профессиональной подготовки рабочих является производственное обучение. Практические задания учащихся проводится в учебной лаборатории животноводства. Здесь учащиеся получают первоначальные навыки по уходу, кормлению и доению коров, учатся ухаживать за телятами. В лаборатории по переработке молока учащиеся отрабатывают технику сепарирования молока, учатся готовить сметану, творог, сыр. Продукцию собственного изготовления учащиеся неоднократно демонстрировали на проводимых в нашем училище выставках сельхозпродукции, районных конкурсах, на которых они видят результат своей работы своей будущей профессии.
На этапе проведения вводного инструктажа я использую интересные игровые методы и приемы, которые помогают выявить и откорректировать теоретические знания учащихся по теме урока производственного обучения. Учащиеся с нарушениями интеллекта долго остаются детьми, поэтому им нравятся различные игры. Коллективная деятельность способствует развитию социальной личности, воспитывает уважение друг к другу и толерантность. Например, игра «Счастливый случай», «Урок- соревнование», »Паровозик знаний». Кроссворды, ребусы развивают у учащихся умение логически мыслить, при их решении учащиеся без всякого принуждения работают с учебными пособиями и другой литературой. Для контроля, на уроках я использую разнообразные тестовые задания: задания с выбором правильного ответа, установление правильной последовательности, задания на установление соответствия, карточки - задания, которые побуждают учащихся проверять свои знания, приучают к самоконтролю. Учащиеся с нарушениями интеллекта усваивают учебный материал очень медленно, им необходимо больше многократных повторений учебного материала с применением наглядных пособий. Рассказывая и показывая, мастер учит своих воспитанников правильно выполнять трудовые приемы и операции, соблюдать правила техники безопасности.
В начале каждого практического занятия удается не только познакомить учащихся с содержанием практической работы, с правилами и последовательностью их выполнений, но и сформировать у учащихся положительное отношение к уроку, выполнению практического задания. В успешном выполнении практического задания учащимся помогают инструкционно - технологические карты, где подробно и поэтапно описана последовательность выполнения задания. В ходе выполнения практического задания я поэтапно контролирую работу учащихся, задаю наводящие и уточняющие вопросы, корректирую их работу.
При подведении итогов занятия необходимо не только дать объективную оценку результатам выполнения трудовых операций, но и отметить случаи нарушения дисциплины или правил техники безопасности, если таковые имели место. Оценка работы учащихся не должна быть причиной снижения у них уверенности в своих силах и потери интереса к будущей профессии. Поэтому я стараюсь, как можно чаще использовать метод поощрения: отмечать малейшие успехи и крупицы положительного отношения к выполнению задания.
Производственное обучение учащихся с нарушением интеллекта строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся. Мастер производственного обучения работает со всеми учащимися одновременно, а формирование умений и навыков, личностных качеств у каждого учащегося происходит индивидуально. Это зависит не только от уровня их умственного и физического развития, но и от правильно организованной индивидуальной работы с каждым учащимся. Исходя из своего опыта работы с учащимися с нарушением интеллекта, я сделала вывод о том, что учащиеся больше всего нуждаются в добром теплом отношении.
Огромную роль в воспитании, обучении и развитии интереса учащихся к профессии играет авторитет, личность мастера производственного обучения. Доброжелательное, ровное отношение ко всем учащимся – сильный инструмент, который помогает им в овладении профессиональными навыками, умениями и будущей профессией.
Следует отметить, что из стен нашего училища учащиеся-выпускники по профессии «Оператор машинного доения» выходят с определенными профессиональными умениями и навыками, которые помогают им найти себя в труде, самостоятельно создать свой быт и успешно социализироваться в обществе.