Внеклассное мероприятие на тему «Одной звезды я повторяю имя»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ
Тема: «Одной звезды я повторяю имя»
Тип мероприятия: Пресс – конференция.
Инсценировка: роли исторических персонажей исполняют учащиеся.
Образовательные технологии: педагогика сотрудничества, игровая, проектная.
«Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу… возбуждает деятельность!»
В. Белинский
Актуальность.
Россия всегда славилась людьми, богатыми математическими талантами, в том числе и женскими. Женщинам нелегко было прокладывать свой путь в науке. Её имя знают все, но о её жизни - немногие. Кто она? Русский математик, писательница, первая русская женщина-профессор, удостоенная в 1874 ученой степени «доктора философии» в Гёттингенском университете.
Цель:
Познакомить с биографией С.В. Ковалевской; показать на примере жизни С.В.Ковалевской роль женщин - ученых в истории страны; способствовать пониманию значения развития науки, как основному фактору общечеловеческого прогресса.
Задачи:
образовательные: расширить и углубить знания о жизни и деятельности выдающейся женщины – математика; формировать умение работать с публицистическим и художественным текстом;
развивающие: развивать устную и письменную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать познавательные и творческие способности; развивать логическое мышление, наблюдательность, память, внимание;
воспитательные: воспитывать интерес к истории математики и к математике в целом, чувство патриотизма, стремление к целенаправленному преодолению трудностей на пути познания, популяризация чтения научно – документальной литературы; совершенствование знаний; чувство ответственности и самостоятельности; умение работать в коллективе.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию,
2) формирование мотивации к обучению и познанию,
3) формирование уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи образовательной деятельности,
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера,
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха образовательной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД:
1) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи,
2) установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Коммуникативные УУД:
формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач,
формирование умения слушать и вступать в диалог.
Планируемые результаты: ученики задумаются о том, какие исторические и личные жизненные обстоятельства ученых – математиков способствовали развитию математической науки; подготовят рефераты, выступления, презентации о выдающихся основоположниках математики, подборку статей для кабинета математики; проведут «круглый стол» с использованием собранного материала.
Техническое обеспечение: мультимедийная презентация, компьютер, интерактивная доска.
Оформление: портрет С.В. Ковалевской; визитная карточка; биографическая справка; хронология; плакат с высказыванием французского писателя Фредерика Стендаля: «Гением можно назвать лишь того человека, который находит такое глубокое наслаждение в своём творчестве, что он работает, несмотря на все препятствия. Поставьте преграды этим потокам: тот из них, который должен стать славной рекой, сумеет все их опрокинуть»; плакаты с высказываниями С. В. Ковалевской:
1) «Я получила в наследство страсть к науке от предка, венгерского короля Матвея Корвина; любовь к математике, музыке и поэзии – от деда матери с отцовской линии, астронома Шуберта; личную любовь к свободе – от Польши; от … прабабки – любовь к бродяжничеству и неуменье подчинятся принятым обычаям; остальное – от России».
2) «В течение всей моей жизни математика привлекала меня больше философскою своею стороною и всегда представлялась мне наукою, открывающею совершенно новые горизонты».
3) «У математиков существует свой язык – это формулы».
4) «Я действительно серьёзным образом и небезуспешно занималась математикою, которую изучала исключительно по любви, без всяких посторонних целей».
5) «Я чувствую, что предназначена служить истине — науке и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит — служить справедливости. Я очень рада, что родилась женщиной, так как это даёт мне возможность одновременно служить истине и справедливости».
План мероприятия:
вступительное слово учителя,
представление гостей пресс – конференции,
слово С.В. Ковалевской –визитная карточка,
слово Иосифа Игнатьевича Малевича,
слово Александра Николаевича Страннолюбского,
слово Владимира Онуфриевича Ковалевского,
слово Карла Вейерштрасса,
слово корреспондента газеты «Новое время»,
слово Густава Миттаг-Леффлера,
слово шведской писательницы Эллен Кэй,
заключительное слово распорядителя,
викторина,
обмен мнениями.
Введение. Учитель.
Невозможно представить современную жизнь без наук. Испокон веков люди, познавая окружающий мир, совершали открытия. Многие из них облегчили жизнь человека, усовершенствовали её. Пожалуй, самая важная наука – это математика. Она проникла почти во все отрасли знаний и даже является языком, на котором говорят другие науки.
Но как мало мы знаем о тех, кто всю свою жизнь посвятил изучению математики. Ведь этим людям мы обязаны многими открытиями. Сегодня в нашем математическом пресс – центре состоится конференция с выдающимся математиком, прекрасной женщиной Софьей Васильевной Ковалевской. Вот она, познакомьтесь! Маленького роста, худенькая, с короткими вьющимися волосами, с блестящими зелёными, как крыжовник глазами. Она удостоена учёной степени доктора философии с высшей похвалой. Среди женщин учёных, мало было таких, которые обладали уникальными способностями: сообразительностью, памятью. К тому же она смогла стать хорошей матерью и глубоко уважаемым человеком.
Распорядитель.
С удовольствием представлю гостей, принимающих участие в пресс-конференции:
домашний учитель Иосиф Игнатьевич Малевич,
известный педагог 19 века Александр Николаевич Страннолюбский,
муж Владимир Онуфриевич Ковалевский,
профессор математики из Берлина Карл Вейерштрасс,
корреспондент газеты «Новое время»,
профессор Стокгольмского университета Густав Миттаг-Леффлер, ученик Вейерштрасса,
шведская писательница Эллен Кэй.
Распорядитель.
Предоставляю слово домашнему учителю Софьи Васильевны Иосифу Игнатьевичу Малевичу.
Иосиф Игнатьевич Малевич:
Дорогая Сонечка, я знаю тебя как талантливую двенадцатилетнюю поэтессу из-под пера которой вышло такое замечательное стихотворение.
Пришлось ли раз вам безучастно
Бездельно средь толпы гулять
И вдруг какой-то песни страстной
Случайно звуки услыхать.
Но вот нежданною волною
Пахнула память прежних лет.
И что-то милое, родное
В душе откликнулось в ответ.
Казалось вам, что эти звуки
Вы в детстве слышали не раз
Так много счастья, неги, муки
В них вспоминалося для вас.
Спешили вы привычным слухом
Напев знакомый уловить
Хотелось вам за каждым звуком
За каждым, словом уследить.
Вопрос 1
Имея такой замечательный поэтический дар, почему ты обратила свои взоры на математику?
Софья Ковалевская:
В нашей семье Корвин - Круковских было трое детей: две девочки Аня и Соня и один мальчик Фёдор. Согласно обычаю, принятому в барских семье воспитанием детей занимался штат специальных прислуг: няня, гувернантка и домашний учитель. На моё воображение повлияли нянины сказки. Всего счастливее я была, когда оставалась наедине с няней по вечерам, когда Федю уже уложат спать, а Анюта убежит в гостиную к большим. Я садилась рядом с няней на диване, прижималась к ней совсем близко, и она начинала рассказывать мне сказки. Эти сказки оставили в моём воображении глубокий
след. У меня была страсть к стихам и чтению книг. Я училась с большим желанием, мне хотелось заслужить родительскую любовь. За восемь лет прошла с домашним учителем Иосифом Малевичем практически весь курс мужской гимназии. Зачитывалась балладами Жуковского, с детства писала стихи. Учитель был больше склонен к гуманитарным предметам, чем к точным. Поэтому он гордился литературными моими способностями, одобрял стихи и возлагал большие надежды на моё будущее. В 12 лет я была уверена, что стану поэтессой.
С математикой, ещё не зная её, я соприкоснулась рано. Одно обстоятельство возбудило интерес к этой науке. Наша семья Корвин-Круковских после выхода отца на пенсию поселилась в своём имении Палибино в Витебской области. Весь дом пришлось отделывать заново и все комнаты оклеивать новыми обоями, а так как комнат было много, то на одну из детских комнат обоев не хватило, выписывались обои их Петербурга, а это была целая история. Поэтому решили до удобного случая стену покрыть простой бумагой, а этой бумагой были листы лекции: математика Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении. Эти листы с непонятными формулами привлекли моё внимание, я подолгу простаивала перед ними, пытаясь разобрать хотя бы отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны были следовать друг за другом. От долгого и ежедневного разглядывания формул, хотя они были непонятны, они запечатлелись у меня в памяти.
Оказал на меня большое влияние и мой дядя Пётр Васильевич – старший брат отца. Он был умным, начитанным, интересным собеседником. Он рассказывал сказки, учил играть в шахматы. И хотя не был математиком, но прочитал много книг по математике и любил с увлечением рассказывать о них. Я заразилась его увлечённостью. От него услышала первые сведения о математике, которых не могла ещё понять, но которые действовали на фантазию, внушая интерес к математике, как к науке высшей и таинственной. Математика казалось удивительной наукой, открывающей свои тайны только посвящённым людям. Я решила заняться всерьёз математикой.
Распорядитель.
Предоставляю слово другому учителю Сонечки Александру Николаевичу Страннолюбскому.
Александр Николаевич Страннолюбский:
Соня, тебе было пятнадцать лет, когда ты изучила обширный курс алгебры в двух томах, изучила планиметрию и стереометрию, аналитическую геометрию, дифференциальное и интегральное исчисление, постигла основы высшей математики, её смысл, логику и красоту.
Вопрос 2
Каким ты видела своё будущее в науке?
Софья Ковалевская:
Когда мне было четырнадцать лет, сосед по имению, профессор физики Морской академии Николай Никанорович Тыртов подарил отцу написанный им учебник. Я с интересом изучала его. И разобралась! Профессор назвал меня «новым Паскалем». Родители гордились мною. Мне повезло - они нашли возможность заниматься высшей математикой с Вами, известным педагогом – Александром Николаевичем Страннолюбским.
С пятнадцати лет я постигала основы математики, мне хотелось изучать физиологию, анатомию, физику, химию, астрономию. Я понимала, что лучшие частные уроки не заменят систематического университетского курса. Я мечтала получить высшее образование, открыть новую дорогу женщинам и доказать, что они тоже могут успешно заниматься наукой.
Из письма сестре Анюте: “Я учусь довольно много и решила, что не стану слушать курс медицины, а прямо поступлю на физико-математический, я только тогда и счастлива, когда погружена в математику.”
Распорядитель.
Предоставляю слово Владимиру Онуфриевичу Ковалевскому, мужу Софьи Васильевны.
Владимир Онуфриевич Ковалевский:
Из моего письма брату:
"Несмотря на свои 18 лет, воробышек великолепно образована, знает все языки, как свой собственный, и занимается до сих пор главным образом математикой, причем проходит уже сферическую тригонометрию и интегралы, — работает, как муравей, с утра до ночи и при всем этом жива, мила и очень хороша собой. Вообще, это маленький феномен, и за что он мне попался, я не могу сообразить".
Вопрос 3.
Как Вы решились, мой милый воробышек, так рано выйти замуж?
Софья Ковалевская:
В 1863 году при Мариинской женской гимназии в Петербурге были открыты педагогические курсы с отделениями естественно-математическим и словесным. Мы с сестрой горели желанием учиться, но туда женщин не принимали. Единственную возможность получить высшее образование давало зарубежье. Попасть туда можно было двумя способами: в качестве ученицы или же в статусе чьей-нибудь жены. Отец и слышать не желал, что его старшая дочь Анна собирается стать писательницей, а младшая Софья имеет большие виды на высшую математику. И упертым сестрам оставалось одно: фиктивно выйти замуж.
В ту пору наш дом в числе многих светил науки и искусства частенько посещал и Федор Достоевский, "журналист и бывший каторжник», так окрестил его отец. Достоевский добивался внимания Анны и не замечал, какие по-детски откровенные взгляды бросала на него я.
Анна писателю в принятии руки и сердца отказала, а для своего замысла фиктивного замужества вскоре нашла отличную кандидатуру – 26-летнего издателя Владимира Ковалевского. Он вник в ситуацию эмансипированных девиц и быстро дал согласие на фиктивный брак… но не с Анной, а со мной, которая, как говорил он потом, так поразила его сердце.
Я думаю, что была интересна Ковалевскому.
Вскоре он был введен в дом генерала Круковского и с его согласия стал моим женихом. Ему было 26 лет, мне - 18. Ковалевский прекрасно образован, объехал всю Европу, знаком с Гарибальди. 15 сентября 1868 года в деревенской церкви близ Палибино мы с Владимиром обвенчались.
Вскоре после свадьбы мы с мужем стали посещать в Петербурге лекции по естествознанию профессора Ивана Михайловича Сеченова. Но наука физиология меня не заинтересовала, зато муж очень увлекся палеонтологией и в дальнейшем добился в этой области значительных успехов, стал автором известных научных трудов.
Мы твёрдо договорились ехать в Берлин, где я буду держать экзамен в университет.
Распорядитель.
Предоставляю слово профессору математики Карлу Вейерштрассу из Берлина.
Карл Вейерштрасс:
Я помню нашу первую встречу с Вами. Абсолютно убежденный в правоте слов Спенсера, что "женщина и математика несовместимы", я дал настырной иностранке самые сложные задачки – пусть одумается и быстренько вернется на кухню, где ей самое место. Вы удивили меня своей быстротой и оригинальностью математического мышления, мне захотелось помочь Вам. Вы легко усвоили университетский курс математики, проявили свой талант и упорство.
Вопрос 4.
Какие работы были написаны Вами и какие перспективы математического роста они Вам давали?
Софья Ковалевская:
После свадьбы мы с мужем поехали в Германию. Я мечтала получить высшее образование. В Гейдельбергском университете слушала лекции известных учёных 19 века: Дюбуа-Реймона - по математике, Кирхгофа – по физике, Гельмгольца – по физиологии. Видя мои старания и способности мне посоветовали ехать учиться в Берлин, где работали Вы – один из крупнейших математиков 19 века. Но, с ужасом узнала, что в Берлинский университет женщины не допускаются. Спасибо Вам, что Вы разглядели во мне математический талант, согласились заниматься отдельно и были высокого мнения о моей работе.
За неполные 4 года с осени 1870 и по весну 1874 года я усвоила университетский курс математики, приобрела огромную математическую подготовку. Кроме этого написала 3 работы:
1. К теории уравнений в частных производных.
2. О приведении одного класса абелевых интегралов третьего ранга к эллиптическим интегралам.
3. Дополнения и замечания к исследованиям Лапласа о форме кольца Сатурна.
За эти работы в Геттингенском университете мне была присуждена учёная степень доктора философии с наивысшей похвалой. Теперь я имела право преподавать математику в высшем учебном заведении.
Распорядитель.
Предоставляю слово корреспонденту газеты «Новое время»
Корреспондент газеты «Новое время»
Вопрос 5.
Почему Вы поменяли род своей деятельности в 1876 году?
Софья Ковалевская:
Нашу семью угнетала необходимость находиться в чужой стране, разговаривать не на своём языке. Несмотря на успехи, я чувствовала себя одинокой на чужбине и тосковала по Родине. Зная французский, английский, немецкий и шведский языки, всегда считала, что самые сокровенные мысли можно выражать только на своём родном, на русском языке.
“Это всё равно, как если бы вас, заставили ходить целый день с маской на лице, поэтому всякий раз, когда я возвращаюсь в Россию, мне кажется, что я вернулась из тюрьмы, где держали взаперти все мои мысли” – думала я.
Петербург привлекал романтикой прошлого, красотой памятников, роскошью дворцов, площадей, проспектов, он обещал возможность приложения творческих сил и знаний, вселял веру в будущее. Мне доставляло удовольствие общаться с Менделеевым, Сеченовым, Чебышевым, Тургеневым и другими представителями науки и литературы Росси. Глава русской математической школы – Чебышев проявлял интерес к моим занятиям в течение всей научной деятельности.
Возвратившись на Родину, мне был приятен успех, которым я пользовалась как женщина – учёная, я находила удовольствие в новых знакомствах, мне был нужен театр, надо было отвлечься и развлечься.
“Всё меня теперь интересовало и радовало, забавляли меня и театры, и благотворительные вечера, литературные кружки”.
Полная амбициозных замыслов, вооруженная образованием и почетом, я вернулась в Петербург. Но российские чиновники оценили мою заграничную популярность, и только. Мои энергия и знания опять были никому не нужны. Даже до преподавания на Бестужевских женских курсах, открывшихся в то время, меня не допустили. В старой России женщина имела право преподавать только арифметику в школе. В сердцах я кинула всем этим ученым шовинистам: "Когда Пифагор открыл свою знаменитую теорему, он принес в жертву богам 100 быков. С тех пор все скоты боятся нового".
Неудачи с работой не помешали моим научным поискам: в начале 1880 года я с успехом выступила в Петербурге на VI съезде естествоиспытателей и врачей с докладом об абелевых интегралах. И все же работы ни в Петербурге, ни в Москве так и не было.
Средств к существованию стало мало.
Потерпев поражение в борьбе с чиновниками, я на какое-то время окунулась в писательство и журналистику, начав сотрудничество с газетой "Новое время".
В течение нескольких лет писала стихи, повести, романы, критические статьи. Журналистские обзоры давали выход моему литературному творчеству и приносили некоторый доход. Я осуществила свою давнюю мечту, рассказать о революционном движении в России – написала повесть «Нигилистика». Это история Веры Баранцовой, девушки, выросшей в богатой и родовитой дворянской семье. Интересной особенностью повести было то, что в ней достаточно полно отразилась моя собственная личность. Многие высказывания героини – это не что иное, как моя исповедь.
Особое место в творчестве по-прежнему занимали стихи. Они были предназначены не для печати, а служили средством выражения чувств, которыми она хотела поделиться с людьми.
Если ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце своём ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомнение
Ярким сияньем твой путь озарил:
Что бы в решенье твоём неизменном,
Рок ни назначил тебе впереди,
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню, в груди.
Тучи сберутся громадой нестройной
Небо покроется чёрною мглой –
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.
Но мысли о возвращении к научным занятиям я не оставляла.
В 1878 году в нашей семье рождается дочь, мы её назвали Софьей, дома ее звали Фуфа.
Муж, Владимир Онуфриевич вынужден серьёзно задуматься об обеспечении
семьи. Вместо дальнейшей борьбы за кафедру и прочное место в научном мире он решается на опасный путь быстрого обогащения. Владимир решил попытать счастья в предпринимательстве и прогорел. Владимир Онуфриевич оказался неспособен к бизнесу. Доведённый до отчаяния, в 1883 году Владимир Онуфриевич свёл счёты с жизнью.
Газета «Московские ведомости» сообщала:
«Утром 16 апреля 1883 года прислуга меблированных комнат «Ноблесс» по заведённому порядку стала стучать в дверь одного из номеров, занимаемого с прошлого года доцентом Московского университета титулярным советником В. О. Ковалевским, но, несмотря на усиленный стук, отзыва не было получено. Тотчас же об этом было дано знать полиции, по прибытии которой дверь была взломана. Оказалось, что Ковалевский лежал на диване одетый, без признаков жизни; на голове у него был надет гуттаперчевый мешок, стянутый под подбородком тесёмкой, закрывающей всю переднюю часть лица».
Ковалевский покончил жизнь самоубийством, вдыхая хлороформ.
Ковалевская в то время была в Париже. Узнав о трагедии, она четыре дня не могла съесть ни крошки, отчего стала падать в обмороки. И постоянно твердила, что это она виновата – не уберегла, не помогла…
Распорядитель.
Предоставляю слово соратнику Софьи Васильевны по математическим исследованиям — профессору Стокгольмского университета Густаву Миттаг-Леффлеру, ученику Вейерштрасса.
Густав Миттаг-Леффлер:
Весной 1883 года газеты писали: “Наш город почтила своим посещением принцесса науки – госпожа Ковалевская. Она будет первым приват – доцентом женщиной во всей Швеции”.
Вот что я вспоминаю о первой встрече с Ковалевской: «Она красива, и, когда говорит, её лицо озаряется выражением женственной доброты и высокой интеллектуальности, которые не могут не вызвать восхищения. Её манеры просты и естественны, без какого-либо педантизма или аффектированной учёности. Как учёная она отличается редкой ясностью и точностью выражений и исключительно быстрой сообразительностью. Не трудно убедиться в глубине, какой она достигла в своих занятиях, и я вполне понимаю, что Вейерштрасс считает её лучшей из своих учеников.»
Вопрос 6.
Какой была сфера Вашей деятельности в Стокгольме и доставляла ли она Вам удовольствие?
Софья Ковалевская:
Мне было всего 33 года. Я обратилась к министру народного просвещения России с заявлением о допуске к магистерским экзаменам и стала готовиться к ним. Министр не только отказал, но и дал следующий прогноз: “Ковалевская и её дочка успеют состариться, прежде чем женщин будут допускать к институту”. Наука, которой я себя посвятила, и дело преподавания на Родине стать моим постоянным занятием не смогли. Потеряв всякую надежду заниматься наукой и преподаванием, я приняла приглашение Стокгольмского университета читать в нём лекции по математике. Весной 1883 года была вынуждена с дочерью уехать в Швецию. Она радушно встретила меня. Я любила спорт, принимала участие в верховой езде и в катании на коньках.
Но главным делом, ради которого я приехала в Швецию, было преподавание высшей математики. Мои лекции начались в феврале 1884 года. Слушателями были студенты и молодые преподаватели. Я старалась провести лекции безукоризненно, чтобы все могли убедиться в том, что женщина может читать курс математики на высоком уровне. Стала первой в мире женщиной – профессором. В течение 7 лет, с 1884 года по 1890 год, прочла 12 курсов из высшей математики, одновременно читала лекции по механике, т.о. стала профессором в квадрате. Важнейшим делом жизни была научная работа. Я работала над двумя темами: задача о преломлении света в кристаллических средах и задача о вращении твёрдого тела.
Завершился этот курс лекций триумфально, меня благодарили и хвалили. Но не все было просто и гладко: сопротивление консервативной части общества было очень сильно, хотя Швеция в конце XIX века была одним из самых демократических государств в Западной Европе. Тем не менее, чтение лекций я продолжала.
Помимо педагогической деятельности, вела и другую работу. Миттаг-Леффлер привлёк меня к сотрудничеству в журнале «Акта Математика», который он основал в 1882 году. Кроме того, писала театральные рецензии и научные обозрения, которые публиковала в газете «Новое время». Одна из научных статей посвящена вопросу о прямом использовании солнечной энергии. В других статьях говорила о воздухоплавании, рассматривала новейшие изобретения — телефон и телеграф. Ещё в одном очень обширном обозрении о процессе брожения и сущности ферментов. Затрагивала вопрос о самостоятельном зарождении жизни. Знание физики и естественных наук давало возможность писать обозрения с полным пониманием вопроса. Я давала оценку присылаемых в журнал работ, отвечала на вопросы авторов, консультировала. Приложила немало сил, чтобы журнал нашел своего читателя в Париже, в Берлине и в России.
У шведов выработался спокойный логический, рациональный подход к жизни. Для общения интеллигентных людей на досуге было образовано общество "ИДУН". В его уставе определена цель: "Общаться друг с другом для отдыха и подъема сил в борьбе с трудностями, сохранения свежести и молодости чувств, и чтобы приучать молодое поколение сохранять традиции и творчески совершенствоваться". Членами общества были ученые, писатели, художники, финансовые деятели. Женщины Швеции создали общество "Новая ИДУН", на котором заслушивались сообщения на самые различные темы, например, "Деловая активность шведских женщин XVII столетия", "Княгиня Дашкова" и "Модели реформ платья", читались лекции о шведских художниках с демонстрацией репродукций.
В Стокгольме устроилась моя жизнь и в бытовом плане, у меня было вполне приличное жилье - четырехкомнатная квартира на третьем этаже особняка (с маленькой пятой комнаткой для прислуги). Правда, все познается в сравнении. Стокгольмские дамы говорили, что это более чем скромная квартира.
Моей дочке Фуфе, с детства знакомой с житейскими трудностями, квартира казалась роскошной. В гостиной мебель красного дерева, покрытая красным атласом (привезенная из России), высокое зеркало в золоченой раме, множество комнатных растений. Здесь бывали знаменитости, профессора, астрономы, писатели.
Я продолжала заниматься наукой. Самое "поэтическое" моё открытие связано с астрономией. Знаменитый французский математик и астроном Лаплас в своем труде "Небесная механика", рассматривая кольцо Сатурна, определил, что поперечное его сечение имеет форму эллипса. Я задалась целью исследовать вопрос с большей точностью. И установила, что поперечное сечение кольца Сатурна должно иметь форму овала.
В истории науки, более других, получила широкую известность задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки. Задача не поддавалась решению, так как математические трудности, стоявшие перед учёными, были слишком велики. Работы на конкурс подавались без подписи под девизом, так что жюри не знало фамилии автора. В 1888 году на конкурс было представлено 15 работ. Я написала вверху девиз: "Говори, что знаешь; делай, что должен; будь, чему быть". Ученый совет признал эту работу лучшей и полагал, что она принадлежит маститому ученому. Когда вскрыли конверт с именем автора, оказалось, что гениальный труд написан… русской женщиной!
В моей научной карьере происходят радостные события. Я получила премию Бордена - самую престижную награду Парижской академии наук. Лауреаты автоматически получали мировое признание. Вручая награду, президент Парижской академии г-н Жансен заявил: "Между венками, которые мы даем сегодня, один из прекраснейших и труднейших для достижения возлагается на чело женщины, труд которой является не только свидетельством глубокого и широкого знания, но и признаком ума великой изобретательности". Мне присвоили почетное звание «Офицера просвещения»
А в 1889 году за эту работу получила вторую премию Шведской Академии Наук. Вскоре пришло радостное известие, самое долгожданное - из России: "Наша Академия наук только что избрала Вас членом-корреспондентом, допустив этим нововведение, которому не было до сих пор прецедента. Я очень счастлив видеть исполненным одно из моих самых пламенных и обоснованных желаний. Академик Пафнутий Чебышев".
Получив известие об этом, воскликнула: “Наконец-то я удостоена чести от дорогого мне Отечества. Наконец-то русская женщина вошла в Академию Наук”. Я была счастлива.
Распорядитель.
Предоставляю слово шведской писательнице Эллен Кэй.
Эллен Кей:
Я помню мы с Вами были на концерте, где исполнялась 9-я симфония Бетховена. На Вас было элегантное шелковое платье с кружевом. Вы преобразилась, выглядели значительно моложе своих лет, были стройной миниатюрной женщиной, с короткой стрижкой в завитках. Рядом с Вами был артистичный, страстный, энциклопедически образованный профессор Максим Максимович Ковалевский.
Вопрос 7.
Он Вам понравился?
Софья Ковалевская:
В 1887 году произошла моя встреча с Максимом Максимовичем Ковалевским. Он сразу понравился мне. И не мудрено: богатырская фигура, высокий лоб, окладистая борода, добрые глаза. Мне всё нравилось в нём.
Со времени защиты магистерской диссертации Максим Ковалевский преподавал в Московском университете и был в центре духовной жизни московской интеллигенции. На его лекциях зал всегда был переполнен.
Но в 1887 году за политическую деятельность он был отстранен от преподавания.
Мотивировка: "за отрицательное отношение к русскому государственному строю", за критику состояния правовых отношений в России. В том же году Ковалевский уехал из России и в последующие годы жил и работал за границей. Читал лекции во многих европейских столичных вузах: в Англии, Франции, Швеции, на Балканах.
Они были почти ровесники, и им обоим было уже под сорок. Годом раньше я решила принять участие в конкурсе, который был объявлен в Париже на присуждение премии физика Шарля Бордо и математика Пьера Лорана "за дальнейшее усовершенствование задачи о вращении в каком-нибудь существенном пункте". Но из-за переутомления не успевала закончить работу к назначенному сроку - 1 июня 1887 года. А работа действительно представляла несомненный интерес. И все же я успела и победила! Достигнутые результаты были достойно оценены, получено высокое признание. Мне вручили премию, которую ради этого случая увеличили с 3 до 5 тысяч франков. В декабре 1888 года состоялось торжественное заседание Парижской Академии наук. На этом торжестве рядом со мною в ложе находился Максим Ковалевский.
Фонд Лорана в Швеции пригласил профессора Ковалевского для чтения лекций студентам, и в начале 1888 года он прибыл в Стокгольм. На первую лекцию пришло более 200 слушателей, и завершилась она овацией.
После его лекций, которые я посещала, мы подробно разбирали сказанное. Эти споры, по заверениям самого Максима Максимовича, были очень полезными для него. Я не могла заниматься математической работой, т.к. в его присутствии не могла думать ни о чем другом, кроме него. Его натура была многогранна и интересна. Мы посещали театры, брали с собой и дочь Фуфу.
Ковалевский, несомненно по воспоминаниям шведской писательницы Элен Кэй,, был очарован Софьей Васильевной.
Я вступила в фиктивный брак с Владимиром Ковалевским, а по жизни мне предназначался совсем другой Ковалевский. Но встретилась мы с ним слишком поздно. Любовь с первого взгляда, говорят в таких случаях. Мы сразу узнали друг в друге суженого. Наконец-то!
Максим Ковалевский оказал на меня влияние в направлении развития литературного деятельности. Он советовал и настаивал на том, чтобы я записала свои рассказы - воспоминания о детстве. Так и случилось: я издала книгу воспоминаний.
И тем не менее в нашем союзе сразу появились неразрешимые противоречия. Я не могла дать обещание, что навсегда оставлю науку и кафедру и стану только женой. И хотя огромное чувство любви и счастья наполняло меня, я была в отчаянном положении. Ссоры и ожесточенность сменялись приступами невероятной нежности. Но обстоятельства были против нас.
Я страдала, не находя выхода. У меня стали сдавать нервы, приступы ревности были ужасными, разрушающими и любовь, и здоровье. Я ревновала Максима Максимовича к его работе, к его успехам. Во мне говорили не просто чувства женщины, но конкурента по успеху, по месту в науке. Я хотела быть первой во всем. Мне были необходимы преклонение и восхищение. Меня не устраивала роль опекаемой жены, не я при муже, а он всегда рядом, всегда при ней. Я боялась потерять себя, свое "я", свой интерес к науке и к работе. Все это трудно было понять Максиму Максимовичу, ведь ему была нужна жена, преданная женщина, хозяйка дома, а ему предлагали "богиню математики" на троне.
Мы решили взять time out - на время расстаться и успокоиться. Но письма с упреками и обвинениями в непонимании отнимали время и силы. Тоска не проходила. Перед поездкой к Максиму в Ниццу я свои сомнения выразила в письме к подруге, написав, что уезжаю "но на радость или на горе - не знаю сама, вернее на последнее".
В конце 1890 года я выехала на юг Франции. Максим Максимович жил на своей вилле в Ницце. Эти дни были "ковалевским раем". Они наслаждались жизнью, душевным теплом, разумно избегая нерешенных вопросов. Свадьба была назначена на лето будущего года. Новый год встречали вместе в Генуе... Я устало обронила, что один из них этот год не переживет.
Распорядитель.
Но счастье их было недолгим. Слова сбылись. Преждевременная смерть оборвала жизнь Софьи Ковалевской. На исходе первого месяца нового года ее не стало. Она простудилась по дороге из Италии в Швецию. Тяжелое воспаление легких, болезнь усиливалась. О смерти говорила постоянно, была сторонницей индусской традиции - кремации тела, боялась быть похороненной заживо, полагала самым важным благодеянием, которое должна дать наука, - умирать скоро и легко. Но умирать не хотелось, она задумала новую научную работу, а для этого понадобилось бы никак не меньше пяти лет жизни. Кроме того, начала сочинять философскую повесть - "Когда не будет больше смерти".
Агония началась внезапно. Ее последние слова: "Слишком много счастья". Она скончалась 10 февраля 1891 года.
Склонившись над ее могилой, единственный русский на похоронах, Максим Ковалевский, произнес за всю Россию: "Софья Васильевна! Благодаря вашим знаниям, вашему таланту и вашему характеру вы всегда были и будете славой нашей родины. Недаром оплакивает вас вся ученая и литературная Россия. От ее имени прощаюсь с вами в последний раз!"
С юных лет и до конца своей недолгой, но такой яркой жизни Софья Васильевна Ковалевская поражала всех работоспособностью, необыкновенным восприятием материала и — отдачей во всём — в работе, учёбе, дружбе, любви. Как говорила она сама — интенсивность составляла самую сущность её натуры.
И ещё одна яркая черта этой замечательной женщины — она мечтала о прекрасном будущем для всех и пыталась приблизить его. Она жила идеями Чернышевского и Писарева, и звание «нигилистка» сопровождало её всю жизнь. Она была признана самой историей.
С тех пор прошло более ста лет, но мы помним эту гениально одаренную русскую женщину и словно бы слышим посвященные ей строки:
Прощай! Со славою твоей
Ты, навсегда расставшись с нами,
Жить будешь в памяти людей
С другими славными умами,
Покуда чудный звездный свет
С небес на землю будет литься,
И в сонме блещущих планет
Кольцо Сатурна не затмится…
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Визитная карточка
«Я получила в наследство страсть к науке от предка, венгерского короля Матвея Корвина; любовь к математике, музыке и поэзии – от деда матери с отцовской линии, астронома Шуберта; личную любовь к свободе – от Польши; от … прабабки – любовь к бродяжничеству и неуменье подчинятся принятым обычаям; остальное – от России».
«В течение всей моей жизни математика привлекала меня больше философскою своею стороною и всегда представлялась мне наукою, открывающею совершенно новые горизонты».
«У математиков существует свой язык – это формулы».
«Я действительно серьёзным образом и небезуспешно занималась математикою, которую изучала исключительно по любви, без всяких посторонних целей».
«В течение всей моей жизни математика привлекала меня больше философскою своею стороною и всегда представлялась мне наукою, открывающею совершенно новые горизонты».
«Я чувствую, что предназначена служить истине — науке и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит — служить справедливости. Я очень рада, что родилась женщиной, так как это даёт мне возможность одновременно служить истине и справедливости».
На конкурсной работе я написала девиз:"Говори, что знаешь; делай, что должен; будь, чему быть"
Распорядитель. «Окружающие поражались её работоспособности. Она могла двенадцать часов кряду не поднимать головы от листа бумаги, не слыша окриков, и чувствовала себя при этом абсолютно счастливой».
Так сказал о С. В. Ковалевской Семашко И. И.
Биографическая справка
Ковалевская Софья Васильевна [03(15).01.1850, Москва, — 29.01(10.02).1891, Стокгольм], русский математик, писатель и публицист, первая женщина — член-корреспондент Петербургской АН (1889). Рано обнаружила незаурядные математические способности. В 1874 г. на основании трёх работ Ковалевской Гёттингенский университет заочно присудил ей степень доктора философии. В 1884 г.Ковалевская была назначена профессором Стокгольмского университета. В 1888 г. Ею написана работа «Задача о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки»; за эту работу Парижская АН присудила Ковалевской премию. За вторую работу овращении твёрдого тела (в следующем году) Софье Васильевне была присуждена премия Шведской АН. Ковалевская — автор повести «Нигилистка» (1884), драмы «Борьба за счастье» (1887, совместно со шведской писательницей Леффлер А. Ш.), семейной хроники «Воспоминания детства» (1890), где рассказывается об усадебном быте 1860-х гг., о своей сестре Корвин-Круковской А. В. (по мужу Жаклар), впоследствии участнице Парижской Коммуны, о Достоевском Ф. М.
Хронология
03(15).01.1850 г. |
родилась Софья Ковалевская. |
1866 г. |
Ковалевская в Петербурге берет уроки математики у известного педагога Страннолюбского А. Н. |
1868 г. |
Ковалевская, чтобы иметь возможность заняться наукой, вступила в фиктивный брак (ставший позднее фактическим) с Ковалевским В. О. |
1869 г. |
Ковалевская уезжает в Гейдельберг, изучать математику. |
1870 г. |
переезд в Берлин. |
1870 - 1874 г. |
работа у Вейерштрасса К. |
1874 г. |
Ковалевская получает степень доктора философии. |
1874 г. |
возвращение в Россию. |
1874–1780 г. |
Ковалевская активно занимается литературно-публицистической деятельностью. |
1880 г. |
переезд в Москву. Запрет на сдачу магистерских экзаменов. |
1881 г. |
Ковалевская едет в Берлин, затем в Париж, пытаясь найти место преподавателя в одном из европейских университетов. |
1883 г. |
возвращение в Россию. |
1883 г., ноябрь. |
Ковалевская едет в Швецию. Получение должности приват-доцента в Стокгольмском университете. |
1884 г. |
Ковалевская назначена профессором Стокгольмского университета. |
6.12.1888 г. |
Парижская академия известила Ковалевскую о том, что ей присуждена премия Бордена. |
7.11.1889 г. |
Ковалевскую избрали членом-корреспондентом на физико-математическом отделении Российской академии наук. |
1890 г., апр. |
последняя поездка в Россию. |
1890 г., сент. |
Ковалевская возвращается в Стокгольм. |
29.01.1891 г. |
Софья Ковалевская умирает от паралича сердца. |
Семья (известные представители)
Прадед — Ф. И. Шуберт, астроном
Дед — Ф. Ф. Шуберт, геодезист, математик
Отец — В. В. Корвин-Круковский, генерал
Муж — В. О. Ковалевский, геолог и палеонтолог
Сестра — Анна Жаклар, революционерка и писательница
Брат — Ф. В. Корвин-Круковский, генерал
Память
В книгах
В сборнике рассказов «Слишком много счастья» Элис Мунро (2009 г.) представлена краткая литературная биография Ковалевской
В кино
1956 — «Софья Ковалевская» (фильм-спектакль, реж. Иосиф Шапиро)
1985 — «Софья Ковалевская» (телефильм, реж. Аян Шахмалиева)
2011 — «Достоевский» (7-серийный телефильм) — Елизавета Арзамасова
Викторина.
Назовите годы жизни С.В.Ковалевской.
Сколько детей было в семье Корвин – Круковских? Назовите их имена.
Назовите родовое имение Корвин – Круковских.
Как звали гувернантку С.В. Ковалевской?
Чем оклеили родители Сони одну из стен детской комнаты?
Назовите домашнего учителя Сони.
Почему Софье необходимо было вступить в фиктивный брак?
Как звали её мужа?
Кто родился у Софьи Ковалевской?
Как звали немецкого учёного – профессора, давшего Софье дорогу в большую науку?
Какое звание она получила как ученый – математик?
Какое звание ей присудила Российская академия наук?
Какая престижная премия была присуждена С.В.Ковалевской во Франции?
Почему она занималась наукой за границей, а не на родине?
В чем заключалось разностороннее дарование С.В.Ковалевской?
Как называется повесть, написанная С.В.Ковалевской о революционном движение в России?
Какие черты характера помогли стать С.В.Ковалевской великим ученым?
Где похоронена С.В.Ковалевская?
Где находится музей С.В.Ковалевской?
Чем увековечена её память?
Литература.
Воронцова Л. «Софья Ковалевская». Москва, "Молодая гвардия" , 1957 .- 315 с.
Полубаринова – Кочина «Жизнь и деятельность С.В. Ковалевской», М. 1950
Памяти Ковалевской. Сборник статей. М. 1951
Интернет-ресурсы.
Примечание.
Материал может быть использован при проведении предметных недель, на классных часах.