Одномерные массивы чисел (Урок информатики в 9 классе)
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пологрудовская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока
Информатике и ИКТ
9 класс
Одномерные массивы чисел
Составитель: учитель информатики Белицкая Ольга Леонидовна
БОУ «Пологудовская СОШ»
Конспект урока по «Информатике и ИКТ» 9 класс
Тема урока: Одномерные массивы чисел
Формулировка задания: Определить способ заполнения массива по условию задачи и написать программу на языке Паскаль по заполнению соответствующего массива.
Планируемые результаты урока
Предметные результаты | Личностные результаты | Метапредметные результаты |
Формулировать понятие массива, выделять существенные признаки: имя массива и индекс, описывать массив, определять способы заполнения массива, осуществлять заполнение и вывод массива. | Готовность к саморазвитию и самообразованию, готовность и способность вести диалог с другими людьми, выступать перед аудиторией. | Умение определять понятие; Регулятивные: выбирать из предложенных вариантов ресурсы для решения задачи; составлять план решения задачи (алгоритм); строить схему на основе условий задачи; находить в тексте требуемую информацию; Коммуникативные: высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; обрабатывать информацию для составления плана (алгоритма). |
Ход урока
Учебная ситуация | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||
Мотивация, целеполагание | На доске написаны данные различных типов (числа, символы и таблица среднемесячных значений температур по месяцам). - Ребята, выполните задание на слайде: Запишите раздел описания переменных и операторы, необходимые для вычисления: значения функции y= ; корней квадратного уравнения; средней температуры за год
- Давайте проверим, что у вас получилось? - Почему не справились с заданием 3)? - Что помешало выполнить задание? - Верно. Мы еще не знакомились с описанием данных, представленных в таблице. В языках программирования таблицы представляются как одномерные и двумерные массивы. Сегодня мы познакомимся с одномерными массивами. Запишите тему нашего урока «Одномерные массивы чисел». - Давайте вместе сформулируем цель нашего урока? - Ребята, вы не только узнаете что такое одномерный массив и его описание, вы также познакомитесь со способами заполнения массива и выводом массива на экран. | Выполняют самостоятельно на листочках задание. Один ученик записывает на доске решение, остальные проверяют. Решение. var x,y: real; var a,b.c: integer; ,: real; ? - Не смогли. - Не хватает знаний. Не умеем описывать таблицу. - Узнать, что такое одномерный массив и как его описывать на языке программирования Паскаль. | ||||||||||||||||||||||||||
Планирование | - Какие действия надо выполнить, чтобы достичь поставленной цели? - Как мы будем выполнять эти действия? - Давайте будем работать так. Для формулировки определения понятия «одномерный массив» воспользуемся схемой определения этого понятия. - С правилами описания и вывода массивов я вас познакомлю сама, и вы запишите их в тетрадь. Определять способы заполнения массива вы будете в парах. | - Необходимо выполнить следующие действия: сформулировать определение понятия «одномерный массив»; узнать правило описания массива; определить способы заполнения массива; узнать правило вывода массива на экран. - Слушать внимательно учителя, смотреть презентацию, использовать учебник, записывать важные понятия, правила и способы в тетрадь. | ||||||||||||||||||||||||||
Выполнение учебных действий | - Существуют разные способы формулирования определения понятия. Один из способов – это формулирование определения понятия через ближайший род и видовые отличия. Этот способ мы и применим сегодня на уроке. - Рассмотрим схему (см. Приложение), с помощью которой конструируют формулировку определения понятия. Она находится у вас на столах и у меня на слайде. - Назовите основные элементы определения. - Какой термин следует записать для составления определения? - Давайте определим ближайшее родовое понятие. Для этого обратимся к нашей таблице (которую использовали в начале урока)
- Что представляют собой данные таблицы, как они записаны? Сколько их? - Тогда ближайшим родовым понятием будет …. Т.е. массив – это последовательность данных (элементов). Запишите себе в схему. - Вы сказали это последовательность данных. А какого типа эти данные? Значит тип у них один. Давайте выделим первое видовое отличие, т.е первый существенный признак … - Обратите внимание, каждое значение температуры записано под определенным номером: t=17 под номером 9 (сентябрь), под номером 3 (май) t=-7,5 и т. д. Сформулируем следующий существенный признак … - Занесите в схему два существенных признака. - Используя полученную схему, сформулируйте определение понятия «одномерный массив». - А теперь давайте сравним полученное нами определение понятия с определением, данным в учебнике Босовой Л.Л. на странице 213 §47. Наше определение совпадает с определением понятия «массив» из учебника. Запишем его в тетрадь. - Давайте ребята опишем одномерный массив на языке Паскаль. Учитель записывает на доске правило описания массива на языке Паскаль. var a: array [1…10] of integer; const b: array [1…7] of real; - Обратите внимание на описание массива: указывается имя массива и количество элементов массива, а также их тип. - Назовите имена массивов записанных мною. Сколько элементов в массиве а, сколько в массиве b? Тип этих элементов? - Итак, с определением понятия «одномерный массив» и его описанием на языке программирования мы ознакомились, переходим к правилу вывода массива на экран. Учитель знакомит учащихся с правилами вывода массива в строку, разделяя пробелами, в столбик, вывода с комментариями, вывода в строку в обратном порядке. - Существуют различные способы заполнения массивов. С ними вы можете познакомиться на странице 215 учебника «Информатика и ИКТ». Работать будете в парах. На столах у вас лежат задания для каждой группы. После выполнения задания необходимо ознакомить всех учащихся с вашим способом заполнения массива и алгоритмом заполнения массива. Перед работой ознакомьтесь с инструкцией по работе в парах (лежат у вас на партах): Прочитайте внимательно задание. Обсудите: как следует понимать смысл требований, какие действия предстоит выполнить, какие знания следует применить. Найдите соответствующий способ заполнения массива в учебнике; Выполните задание самостоятельно, при необходимости обращаясь друг к другу за консультацией. Проверьте решения друг у друга, если есть ошибки и недочеты, укажите на них. Совместно составить алгоритм заполнения массива для других ребят. Оцените свою работу по критериям (см Приложение). Во время работы пар учитель наблюдает за их работой, осуществляет консультационную поддержку учащихся. | Рассматривают схему, называют основные элементы определения. - Термин, изображение объекта, ближайшее родовое понятие, видовые отличия, обозначения. - Термин массив - Числовые данные, последовательно записанные в ячейки таблицы по порядку, много, 12 значений температуры - Ближайшее родовое понятие последовательность данных - Вещественного - Все данные одного типа - Данные с номерами Заполняют самостоятельно схему до конца. - Массив последовательность однотипных элементов с номерами. Записывают правила описания одномерных массивов в тетрадь. Массивы a,b. В массиве а - 10 элементов, в массиве b – 7. Целый и вещественный соответственно. Записывают правила вывода одномерных массивов в тетрадь. Учащиеся работают в парах. Задания для работы в парах: Вариант 1. Написать программу заполнения массива 10 случайными числами в интервале [0;100] и вывести на экран в строку в обратном порядке. Вариант 2 (задание для слабоуспевающих). Написать программу заполнения массива 5 целыми числами с клавиатуры и вывести их в столбик. Вариант 3. Написать программу заполнения массива 7 числами, так чтобы каждый последующий элемент массива был в два раза больше предыдущего и вывести на экран в строку с комментариями. После выполнения работы (6 пунктов инструкционной карты) желающие заработать дополнительные баллы учащиеся выходят к доске и представляют свой способ заполнения массива и записывают программу на языке Паскаль. Знакомят учащихся класса с алгоритмом заполнения массива. | ||||||||||||||||||||||||||
Контроль и оценка | - Какие из планируемых результатов мы достигли? - Поднимите руки те, кто не понял, что представляет собой «одномерный массив»? - Кто допустил ошибки при описании массива? - При заполнении массива? - При выводе массива на экран? - Какие формы работы мы использовали на уроке? - Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу (см. Приложение), и подсчитав общее количество баллов, поставить себе оценку за урок. Заполненные таблицы сдать учителю. - Дома я предлагаю выполнить одно из заданий рабочей тетради: №201, №202, №203, №204. | - Сформулировали определение понятия «одномерный массив». - Узнали и умеем описывать, заполнять и выводить массивы на экран. - Работали самостоятельно, в парах, выступали перед аудиторией. |
Приложение
Схема определения понятия
Оцени свою работу. Подсчитай общее количество баллов. Поставь оценку.
| Количество баллов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«5» | 2,8 – 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«4» | 2,0 – 2,6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«3» | 1,8-1,4 |
Использованная литература
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2 ч. Ч 1 / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 248 с.
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 144 с.