Урок русского языка в 3 классе по теме «Однородные члены предложения»

5
1
Материал опубликован 5 February 2018

Тема урока: Однородные члены предложения

Тип урока: систематизации знаний

Цели: обобщение знаний об однородных членах предложения.

Задачи:

формировать умение находить однородные члены предложения

развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля;

развивать умение анализировать, классифицировать, формулировать вывод;

Формируемые УУД

Познавательные: умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи..

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, выражать собственное мнение

Личностные: способность судить о причинах успеха/неуспеха в изучении темы урока.


 

ХОД УРОКА:


 

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день!

Ну а что это значит?

Значит, день был по- доброму начат,

Значит, день принесёт и удачу,

И здоровье, и радость нам всем.

2. Постановка задач урока.

Учитель: Сегодня на уроке нас ждёт большая и интересная работа:

- разминка,

- словарная работа,

- «открытие» новых знаний,

- закрепление полученных ранее,

- индивидуальная, коллективная работа и работа в парах.

Учитель: На этом уроке вы должны хорошо закрепить материал об однородных членах предложения: как их найти в предложении, с какими словами они могут быть связаны, на какие вопросы отвечают, знаки препинания между однородными членами предложения.

Желаю вам всем успешной работы.

3.Запись числа и классной работы( обращается внимание на посадку учеников и положение тетради на парте).

4. Разминка ( активизирует внимание, память, речь).

- В алфавите 33 буквы.

- Слово « щука» пишется с буквой «ю».

- В неделе 8 дней.

- Гласный звук образует слог.

- В радуге 7 цветов.

- В слове «конь» 3 буквы.

- В слове « цветы» ударение падает на первый слог.

5. Минутка чистописания.

Загадывание загадки.

1.Отгадайте загадку.

Он носит вместо шапки

Весёлый колпачок.

И ростом он всего лишь

С ребячий башмачок. (Гном)

Учитель вешает на доску изображения гнома.

Сказочный герой ГНОМ будет нам помогать в течении всего урока.

2. Запишите красиво сочетания букв

Гн, Гр, Го, Гу

3. Словарная работа

Словарная работа( по рядам). Дополнить словосочетания.

1р. вышел ( куда?) 2р. рассказал ( о ком?)

дорожу ( кем?) плаваю (где?)

беседа ( какая?) апельсин ( какой?) пришёл (когда?)

Проверка.- Какими членами предложения являются придуманные слова? Чем они являются в предложении? Подчеркнуть.

ЗПР – карточка пришёл (когда?) вчера

рассказал (о ком?) о друге

беседа (какая?) интересная

4. «Открытие» новых знаний

Сегодня мы продолжаем исследовать тему: «Однородные члены предложения».

Учитель: Я предлагаю определиться с задачами урока :

- Что нужно знать по теме урока?

(Что надо знать: 1) Признаки однородных членов предложения)

- Что надо уметь:

2) Уметь находить в тексте однородные члены предложения.
3) Уметь правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.
4) Уметь употреблять в речи однородные члены предложения.

Учитель: Приступаем к решению задач урока.

5. Основная часть урока.

- Какие члены предложения вы знаете?

- Давайте вспомним еще раз, как называются главные члены предложения?

- Какие вы знаете второстепенные члены предложения?

Задача 1. Что можете сказать об однородных членах предложения? Почему они так называются?

(ответы детей)

- Какие члены предложения могут быть однородными? Подлежащие могут быть? (да), Сказуемые? (да), а второстепенные члены предложения? (Определения, обстоятельства, дополнения –тоже могут быть однородными членами предложения) Верно!

На доске (работа по схеме)

Назвать признаки однородных членов предложения.

Расскажите , что вы знаете о признаках однородных членов предложения

(5 пунктов):

Отвечают на один и тот же вопрос

Являются одним членом предложения

Относятся к одному и тому же члену предложения

Обычно выражены одной и той же частью речи

Произносятся с интонацией перечисления.

Задача 2. Прочитайте предложения. (На доске)

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Декабрь год кончает и зиму начинает.

Чем похожи эти предложения?

(Порядком слов. В них есть однородные члены предложения.)

Чем отличаются?

(Во втором предложении есть союз И)

Каким главным членом являются однородные члены? (сказуемым) Какой частью речи?(глагол)

К какому слову они относятся ?( подлежащим) Какой частью речи?

(существительное)

Учитель: Первый ряд списывает первое предложение, второй ряд – второе предложение. Подчеркните однородные члены предложения, сделайте схемы.

Задача 3. Индивидуальная работа. Работа с мини- книжками.

- Прочитать предложения слева. Из трёх предложений составить одно так, чтобы слова три раза не повторялись. Предложения должны быть с однородными членами. Записать справа на чистой странице.

1в. Пришла холодная зима. Пришла морозная зима. Пришла снежная зима.

2в. Снег лежит на деревьях. Снег лежит на полях. Снег лежит на холмах.

3в. Мальчики вышли на улицу. Девочки вышли на улицу.

4в. Дома стали белые. Дорожки стали белые.

- Проверка. Назовите однородные члены предложения. На какой вопрос они отвечают? С каким словом связаны? Каким членом предложения являются? Подчеркнуть. Составить схемы.

6. Физминутка.

Гномик

Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)

Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед — «ищем пропажу».)

Колпачок был непростым

Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)

Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)

Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)

Учитель: Я буду читать предложения с однородными членами и без них. Если прозвучит предложение с однородными членами, вы поднимаете руки вверх и тянетесь к солнышку. Если услышите предложение без однородных членов, приседаете.

- Взрослые радуются первому снегу.

- Взрослые и дети радуются первому снегу.

- Снежинки ложатся на землю.

- Снежинки кружатся и ложатся на землю.

- Весело играют дети на улице.

 

- Весело и радостно играют дети на улице.

- Хомячки легли спать до весны.

 

- Хомячки, бурундучки и даже медведи легли спать до весны.

6. Закрепление материала.

1) Знаки препинания при однородных членах предложения. Повторение правила о постановке знаков препинания. Работа с карточками демонстрационными и индивидуальными. ( демонстрационные- на магнитной доске)

К 1. Волчишка вылез осмотрелся походил сел.

К 2. Солнце светит но не греет.

К 3. В гостях хорошо а дома лучше.

К 4. В саду растут вишни яблони и груши.

К 5. В саду растут и вишни и яблони и груши.

К 6. Осенью ёж заберётся в нору енота или барсука.

К 7. В саду пахнет или прелыми листьями или нагретой корой.

Выберите любые два предложения, запишите, поставьте знаки препинания и нарисуйте схемы предложения.

Взаимопроверка. Обмен тетрадями.

7. Закрепление

-А теперь поработаем в парах, попробуем выполнить ещё одно интересное задание ( карточки на партах)

-Прочитайте внимательно текст и вставьте недостающие слова вместо пропусков в предложения. А потом посмотрим, что у нас получится.

( самостоятельная работа в парах)

Ночью был морозец и выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Дома и дорожки стали белые. С берёз посыпался иней.

Надеваю пальто, шапку, варежки, шарф и бегу на улицу. Хорошо во дворе! У крыльца маленький сугроб. Беру лопатку и с радостью чищу дорожку. Скользко! Под снежком лежит гладкий лёд

( зачитываем выполненное задание, анализируем, находим однородные члены предложения)

8. Работа в группах

Развитие речи.

Вы писатели. Используя данные слова, составить предложения с однородными членами и связный рассказ.

Гуляли, лиса, гуси, куры, утки, закудахтали, подкралась, убежала, зашипели, схватила, закрякали.

9. Итоги урока.

Учитель: Ребята, что вы узнали об однородных членах предложения? Какие знаки препинания ставятся между ними?

10. Рефлексия « Гномики».

Учитель: Каждый из вас по- своему воспринял этот урок: кого-то он порадовал, кто-то остался им недоволен, кому-то надо ещё над собой поработать. Пусть каждый из вас раскрасит того гномика, который передаёт ваше настроение от нашего урока.

13. Оценивание детей.

 

Если вдруг останется время!

Повторение

- Так как мы сегодня будем говорить о членах предложения, давайте вспомним, какие члены предложения мы знаем

Игра « Лови ошибку». Если я говорю правильно, значит вы соглашаетесь молча, если услышали ошибку, поймайте хлопком.

- Подлежащее –это главный член предложения

-Сказуемое- это второстепенный член предложения (хлопок)

-Подлежащее и сказуемое образуют грамматическую основу предложения

-Определение, обстоятельство, дополнение –это второстепенные члены предложения

-Определение – подчёркивается двумя чертами (хлопок)

- Обстоятельство отвечает на вопросы : какой? Какая? Какое? Какие? (хлопок)

-Предложение :Зима пришла является распространённым (хлопок)

-Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член предложения, оно является распространённым

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии