Урок окружающего мира в 3 классе «Размножение и развитие животных»
Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Проблема: как размножаются и развиваются животные разных групп?
Задачи: расширить знания о жизни животных; дать представление о размножении и развитии животных разных групп; воспитывать бережное отношение к животным.
Предметные результаты
Научатся
-характеризовать животных разных групп по способу размножения;
-моделировать стадии размножения животных разных групп;
- работать с терминологическим словариком
Универсально учебные действия (УУД)
Регулятивные: определять цель и этапы работы; преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения определенных задач.
Коммуникативные: распределение функций и ролей в совместной деятельности; готовность слушать собеседника и вести диалог.
Личностные результаты
Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы; освоение основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде.
Основные понятия и определения
Размножение и развитие животных разных групп
.
Проверка готовности к усвоению нового материала
1.Выберите группу животных и проследите по рисункам учебника, как размножаются и развиваются эти животные.
2.Информацию, полученную с помощью иллюстраций, дополните сведениями из текста учебника.
3.Подготовьте классу сообщение о размножении и развитии животных выбранной группы.
4.На основе сообщений других ребят сравните размножение и развитие разных животных (найдите сходство и различия).
Изучение нового материала
Размножение и развитие насекомых
Развитие бабочки Развитие кузнечика
Бабочка-крапивница откладывает яйца на крапиву. Из яиц вылупляются личинки. Личинки бабочек называются гусеницами. Они совсем не похожи на взрослых бабочек. Гусеницы питаются листьями крапивы, быстро растут, а потом превращаются в неподвижных куколок. Пройдёт немного времени, и из каждой куколки появится взрослая бабочка.
Не у всех насекомых могут быть куколки. Например, куколок нет у кузнечиков. Их личинки очень похожи на взрослых кузнечиков, только совсем маленькие и не имеют крыльев. Подрастая, каждая личинка несколько раз сбрасывает шкурку. Когда это происходит в последний раз, из шкурки выходит уже взрослое насекомое — большое и с крыльями.
Размножение и развитие рыб, земноводных и пресмыкающихся
Весной самки рыб вымётывают в воду икру. Из икринок появляются мальки, которые похожи на взрослых рыб, только очень маленькие. Мальки питаются, растут и постепенно становятся взрослыми животными.
Весной в пруду, реке, озере слышны громкие голоса лягушек и жаб — настоящие концерты! В это время самки лягушек и жаб откладывают в воду икру. Через несколько дней из икринок выходят головастики, которые больше похожи на маленьких рыбок, чем на взрослых земноводных. Головастики живут в воде, питаются, растут и постепенно превращаются во взрослых лягушек или жаб.
Самки ящериц, змей, черепах, крокодилов откладывают яйца. Из яиц вылупляются маленькие ящерицы, змейки, черепашки, крокодильчики. Они растут и постепенно превращаются во взрослых животных.
Размножение и развитие птиц
Почти все птицы весной строят гнёзда. В гнёзда птицы откладывают яйца и насиживают их — согревают своим теплом
У некоторых птиц, например у уток, из яиц вылупляются покрытые пухом, очень подвижные птенцы. Уже через день они выпрыгивают из гнезда, выводком ходят за своей матерью, плавают, ныряют и самостоятельно собирают корм.
У других птиц птенцы появляются на свет беспомощными, голыми. Они быстро растут, и им нужно много пищи. Нелегко приходится птицам- родителям — самке и самцу. Скворцы, например, приносят птенцам корм 300 раз в день, а синицы — 400 раз! Кормом служат в основном насекомые.
В конце весны — начале лета птенцы многих птиц покидают гнёзда. Хотя они уже покрыты перьями, летают ещё плохо. Питаться самостоятельно тоже пока не могут. Родители некоторое время кормят своих птенцов и защищают от врагов, пытаясь отогнать от них даже кошку или собаку!
Размножение и развитие зверей
Звери, или млекопитающие, рождают детёнышей и выкармливают их молоком.
У большинства млекопитающих детёныши рождаются весной. У лисы они живут в норе, у белки в дупле или в гнезде на дереве, у бобра — в домике-хатке. Лисята и бельчата появляются на свет слепыми и беспомощными. А вот бобрята рождаются зрячими. Большинство зверей заботятся о своём потомстве: взрослые охраняют детёнышей, а со временем приучают их самостоятельно добывать корм.
Осмысление и понимание полученных знаний
Кто как развивается? Ответь устно, какие слова пропущены.
Яйцо — ... — взрослая птица. Икринка — ... — взрослая лягушка.
... — малёк — взрослая рыба
Яйцо — личинка — ... — бабочка.
По этим словесным схемам построй модели развития животных
Вывод
Большинство животных откладывают яйца или икру. Звери рождают детёнышей и выкармливают их молоком. Развиваясь, потомство превращается во взрослых животных. Многие животные-родители заботятся о своём потомстве.
Самостоятельное применение знаний
1.Как размножаются и развиваются насекомые?
2.Сравни развитие рыб и земноводных, земноводных и пресмыкающихся. 3. Что нового мы узнали о размножении и развитии птиц? 4. Чем отличается размножение зверей от размножения всех других животных? 5. Как заботятся о своём потомстве птицы и звери?
Задания для домашней работы
1.Запиши в словарик: личинка, куколка, малёк, головастик. Устно объясни значение этих слов.
2.Изготовь модель, показывающую развитие тех животных, которые тебя особенно заинтересовали.
3.Если представится возможность, понаблюдайте, как заботятся о своём потомстве собака, кошка, другие домашние животные. Сделайте фотографии или рисунки. Приготовься рассказать на уроке о своих наблюдениях.
4.С помощью книги «Зелёные страницы» подготовь сообщение на одну из тем: а) как развивается божья коровка; б) как выводят потомство зяблики; в) как бобры заботятся о своих детёнышах.
5.В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Изучили», «История с головастиком». Что ты думаешь о случаях, которые описаны в этих рассказах?
Рождение: божья коровка, бабочка.
Размножение и развитие ры
Как появляется лягушка
Алигатор, размножение
Развитие и размножение птиц
Размножение и развитие животных
Источники информации:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html