Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему «Растениеводство в нашем крае»
Окружающий мир, 4 класс
Тема: Растениеводство в нашем крае
Цель педагогической деятельности: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности
желание приобретать новые знания, умения
совершенствовать имеющиеся
осваивать новые виды деятельности
осознание себя как члена общества
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить
оценивать значение родителей для человека
оценивать свои достижения и достижения других учащихся
Познавательные УУД:
слушать, извлекая нужную информацию
делать обобщения, выводы
строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других
правильно формулировать собственные мысли
высказывать и обосновывать свою точку зрения
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Игра «4-ый лишний»
Слайд 2
РАСТЕНИЕВОДСТВО
PPTX / 15.9 Мб
На каждой строке найдем «4 лишнее», объясняя свой выбор:
1) дуб, берёза, вишня, осина;
2) ряска, яблоня, рогоз, стрелолист;
3) полынь, подорожник, щавель, чертополох;
4) одуванчик, роза, мать-и-мачеха, колокольчик, тысячелистник.
- Что объединяет «лишние» слова?
III. Объявление темы и задач урока
Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? (О растениях).
В помощь карточки с рассыпанным словом «РАСТЕНИЕВОДСТВО»
IV. Изучение нового материала.
На столе учителя следующие предметы: лук, морковь, перец, картофель, белый хлеб, чёрный хлеб, яблоко, груша.
- Ребята, посмотрите на поднос и скажите, что объединяет все эти предметы? (Можно употреблять в пищу. Всё это дают растения в нашей местности)
На доске тема урока: «Растениеводство в нашем крае».
- Мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.
Слово учителя:
В далекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зерна и корешки... И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна; выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна - получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, а не бродить в поисках, по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой ее поросят. Детенышей помещали в загон, кормили их, растили. Так возникли земледелие и скотоводство. Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, все разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай - дело не простое, для этого очень много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды.
Слайд 3
- За разведение культурных сельскохозяйственных растений и их выращивание отвечает растениеводство.
Посмотрим в словаре, как толкует слово растениеводство С.И. Ожегов? https://slovarozhegova.ru/
(Растениеводство - наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а так же само такое разведение.)
- Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты.
Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель, и что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают на семена для посадки в следующем году.)
И не просто отбирают, а берут самые лучшие. Больной картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.
- А как человек использует картофель? (У него используют в пищу подземные части - клубни.)
Еще из картофеля получают крахмал. Любите кисели?
А где выращиваю картофель? (На полях)
Слайд 4
- Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.
На самом деле отраслей растениеводства гораздо больше.
Сегодня мы поговорим отдельно о каждой из основных отраслей растениеводства.
В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности.
Слайд 5
Полеводство
- Подумайте, чем занимается эта отрасль.
Полеводство – это отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием полевых культур.
Главные полевые культуры – зерновые (пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза, гречиха). Зерном называют плоды этих растений.
- Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и семечки.)
Подсолнух
Древние индейцы называли подсолнух цветком солнца. Позднее цветок попал в Европу. Его стали сажать в садах, на клумбах. Однажды русский крестьянин выжал из семян цветка масло. Оно всем понравилось. С тех пор цветок солнца стал важной сельскохозяйственной культурой.
- А изо льна? (Льняное масло.)
-Ребята, попробуйте объяснить, что люди делают из зерна этих растений:
- из пшеницы (белый хлеб, манную крупу);
- из ржи (чёрный хлеб; отруби, солому – для животных корм; соломенные шляпы);
- из овса (овсяные хлопья);
- из ячменя (перловую крупу);
- из проса (пшено);
- из гречихи (гречневую крупу);
- из кукурузы (кукурузные хлопья).
Выращиванием таких сельскохозяйственных культур занимается полеводство.
Слайд 6
Овощеводство
- Чем занимается эта отрасль? (Выращиванием овощей.)
Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а еще в теплицах.
- Какие овощные культуры вы знаете? (Капуста, огурцы, кабачки, морковь, свекла, лук.)
Овощи играют огромную роль в питании человека.
- Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Неслучайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение изучения новой темы.
Слайд 7
Плодоводство
Плодоводство - это выращивание плодовых культур, дающих фрукты.
- Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете? (Яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина.)
Слайд 8
Цветоводство
- О цветоводстве вы прочитаете самостоятельно.
- Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие - в теплицах, а третьи - в комнате? (В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холодов. Цветы бывают теплолюбивые и не очень.)
- Мир цветов поразительно разнообразен и красив. Помните, какие прекрасные цветы встретили нас в сентябре и радовали нас своей красотой.
Наука растениеводство не стоит на месте. Учёные занимаются выведением новых сортов растений.
В настоящее время в мире:
-лука – 1000 сортов;
-крыжовника – 1500 сортов;
-груш – 5000 сортов;
-яблонь – 10000 сортов.
VII. Закрепление изученного.
Слайд 9
- Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.)
- Какие отрасли развиты в нашем крае?
Игра «Узнай растение»
- Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его выращивает.
(Ответы запишем по группам)
1)Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя, резкий.
Горький вкус имеет он
Обжигает… не лимон.
(Лук) овощеводство
2)И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом … .
(Картошка) овощеводство
3)Белый зубчик от простуды
Пожевать совсем не худо.
От простудных от болезней
Нету овоща полезней.
(Чеснок) овощеводство
4)Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож.
(Груша) плодоводство.
5)Я румяную матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, когда матрешка
Упадет сама в траву.
(Яблоко) плодоводство.
6)Удивительное солнце,
В этом солнце сто оконцев.
Из оконцев тех глядят
Сотня маленьких галчат.
(Подсолнечник, полеводство.)
7) Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку,
(Мак, цветоводство.)
8) В поле - метелкой,
В мешке - жемчугом.
(Рожь, полеводство.)
9) Низок да колюч,
Сладок да не пахуч.
Ягоды сорвешь –
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник, плодоводство.)
10) Лоскуток на лоскутке – зелёные заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке.
(Капуста, овощеводство.)
11) Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
(Роза, цветоводство).
Самостоятельно дополните схему «Растениеводство» названиями культур, которые выращивает каждая отрасль. (Взаимопроверка в парах.)
VIII. Рефлексия.
Продолжите фразы:
-На уроке я узнал(а)…
- Мне было интересно узнать…
Мне хотелось бы ещё узнать…
Подведение итогов. Выставление оценок
Домашнее задание: подготовить сообщение о культурном растении, выращиваемом на территории нашего края.
Составьте описание растения по плану:
Название растения.
К какой группе относится (дерево, кустарник, травянистое растение).
Где его выращивают ( в поле, в огороде, в саду).
Какие части есть у этого растения? Как они выглядят?
Как человек использует это растение?
Образовательные ресурсы: - презентация «Растениеводство»,
РАСТЕНИЕВОДСТВО
PPTX / 15.9 Мб
учебник по окружающему миру для 4 класса, 1 часть автор Плешаков А.А., рабочая тетрадь к учебнику УМК «Школа России»,
- овощи и фрукты,
- иллюстрации растений, фотографии,
- раздаточный материал.
http://skazka-dubki.ru/zhizn-slavyan/russkiy-folklor/zagadki-pro-ovoshchi-i-frukty-dlya-detey