Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему «Растениеводство в нашем крае»

0
0
Материал опубликован 11 November 2019 в группе

Окружающий мир, 4 класс

Тема: Растениеводство в нашем крае


Цель педагогической деятельности: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

желание приобретать новые знания, умения

совершенствовать имеющиеся

осваивать новые виды деятельности

осознание себя как члена общества

умение осознавать и определять (называть) свои эмоции


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

оценивать значение родителей для человека

оценивать свои достижения и достижения других учащихся


Познавательные УУД:

слушать, извлекая нужную информацию

делать обобщения, выводы

строить рассуждения


Коммуникативные УУД:

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками

задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других

правильно формулировать собственные мысли

высказывать и обосновывать свою точку зрения



Ход урока


I. Организационный момент.


II. Актуализация знаний.

Игра «4-ый лишний»

Слайд 2
РАСТЕНИЕВОДСТВО
PPTX / 15.9 Мб

На каждой строке найдем «4 лишнее», объясняя свой выбор:

1) дуб, берёза, вишня, осина;

2) ряска, яблоня, рогоз, стрелолист;

3) полынь, подорожник, щавель, чертополох;

4) одуванчик, роза, мать-и-мачеха, колокольчик, тысячелистник.

- Что объединяет «лишние» слова?


III. Объявление темы и задач урока

Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? (О растениях).

В помощь карточки с рассыпанным словом «РАСТЕНИЕВОДСТВО»


IV. Изучение нового материала.

На столе учителя следующие предметы: лук, морковь, перец, картофель, белый хлеб, чёрный хлеб, яблоко, груша.

- Ребята, посмотрите на поднос и скажите, что объединяет все эти предметы? (Можно употреблять в пищу. Всё это дают растения в нашей местности)

На доске тема урока: «Растениеводство в нашем крае».

- Мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.


Слово учителя:

В далекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов при­роды: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зерна и корешки... И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна; выросли ко­лоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли слу­чайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна - получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый коло­сок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, а не бродить в поисках, по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой ее поросят. Детенышей помещали в загон, кормили их, растили. Так возникли земледелие и скотоводство. Шли годы, развивался чело­век, совершенствовалось земледелие, все разнообразней станови­лись растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай - дело не простое, для этого очень много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо расте­ниям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды.

Слайд 3

- За разведение культурных сельскохозяйственных растений и их выращивание отвечает растениеводство.

Посмотрим в словаре, как толкует слово растениеводство С.И. Ожегов? https://slovarozhegova.ru/

(Растениеводство - наука о разведении культурных сельскохозяй­ственных растений, а так же само такое разведение.)

- Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отби­рал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты.

Рас­смотрим простой пример. Люди убрали картофель, и что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают на семена для посадки в следующем году.)

И не просто отбирают, а берут самые лучшие. Больной карто­фель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведе­нием новых сортов работают лаборатории и опытные станции.

- А как человек использует картофель? (У него используют в пищу подземные части - клубни.)

Еще из картофеля получают крахмал. Любите кисели?

А где выращиваю картофель? (На полях)


Слайд 4

- Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.

На самом деле отраслей растениеводства гораздо больше.

Сегодня мы поговорим отдельно о каждой из основных отраслей растениеводства.

В каждом крае растениеводство зависит от природных усло­вий и имеет свои особенности.


Слайд 5

Полеводство

- Подумайте, чем занимается эта отрасль.

Полеводство – это отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием полевых культур.

Главные полевые культуры – зерновые (пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза, гречиха). Зерном называют плоды этих растений.

- Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и се­мечки.)

Подсолнух

Древние индейцы называли подсолнух цветком солнца. Позднее цветок попал в Европу. Его стали сажать в садах, на клумбах. Однажды русский крестьянин выжал из семян цветка масло. Оно всем понравилось. С тех пор цветок солнца стал важной сельскохозяйственной культурой.


- А изо льна? (Льняное масло.)

-Ребята, попробуйте объяснить, что люди делают из зерна этих растений:

- из пшеницы (белый хлеб, манную крупу);

- из ржи (чёрный хлеб; отруби, солому – для животных корм; соломенные шляпы);

- из овса (овсяные хлопья);

- из ячменя (перловую крупу);

- из проса (пшено);

- из гречихи (гречневую крупу);

- из кукурузы (кукурузные хлопья).


Выращиванием таких сельскохозяйственных культур занима­ется полеводство.


Слайд 6

Овощеводство

- Чем занимается эта отрасль? (Выращиванием овощей.)

Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а еще в теплицах.

- Какие овощные культуры вы знае­те? (Капуста, огурцы, кабачки, морковь, свекла, лук.)

Овощи играют огромную роль в питании человека.

- Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетвор­ные микробы, потому что они содержат фитонциды. Неслу­чайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.


V. Физкультминутка


VI. Продолжение изучения новой темы.

Слайд 7

Плодоводство

Плодоводство - это выращивание плодовых культур, дающих фрукты.

- Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете? (Яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина.)


Слайд 8

Цветоводство

- О цветоводстве вы прочитаете самостоятельно.

- Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие - в теплицах, а третьи - в комнате? (В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте вы­ращивают растения, которые успевают отцвести до холо­дов. Цветы бывают теплолюбивые и не очень.)

- Мир цветов поразительно разнообразен и красив. Помните, какие прекрасные цветы встретили нас в сентябре и радовали нас своей красотой.


Наука растениеводство не стоит на месте. Учёные занимаются выведением новых сортов растений.

В настоящее время в мире:

-лука – 1000 сортов;

-крыжовника – 1500 сортов;

-груш – 5000 сортов;

-яблонь – 10000 сортов.


VII. Закрепление изученного.

Слайд 9

- Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.)

- Какие отрасли развиты в нашем крае?


Игра «Узнай растение»

- Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его выращивает.

(Ответы запишем по группам)


1)Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя, резкий.

Горький вкус имеет он

Обжигает… не лимон.

(Лук) овощеводство


2)И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом … .

(Картошка) овощеводство


3)Белый зубчик от простуды

Пожевать совсем не худо.

От простудных от болезней

Нету овоща полезней.

(Чеснок) овощеводство



4)Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож.

(Груша) плодоводство.


5)Я румяную матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда матрешка

Упадет сама в траву.

(Яблоко) плодоводство.


6)Удивительное солнце,

В этом солнце сто оконцев.

Из оконцев тех глядят

Сотня маленьких галчат.

(Подсолнечник, полеводство.)

7) Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку,

(Мак, цветоводство.)


8) В поле - метелкой,

В мешке - жемчугом.

(Рожь, полеводство.)


9) Низок да колюч,

Сладок да не пахуч.

Ягоды сорвешь –

Всю руку обдерешь.

(Крыжовник, плодоводство.)


10) Лоскуток на лоскутке – зелёные заплатки,

Целый день на животе нежится на грядке.

(Капуста, овощеводство.)


11) Я капризна и нежна,

К любому празднику нужна.

Могу быть белой, желтой, красной,

Но остаюсь всегда прекрасной!

(Роза, цветоводство).


Самостоятельно дополните схему «Растениеводство» назва­ниями культур, которые выращивает каждая отрасль. (Взаимопроверка в парах.)


VIII. Рефлексия.

Продолжите фразы:
-На уроке я узнал(а)…

- Мне было интересно узнать…

Мне хотелось бы ещё узнать…

Подведение итогов. Выставление оценок

Домашнее задание: подготовить сообщение о культурном растении, выращиваемом на территории нашего края.

Составьте описание растения по плану:

Название растения.

К какой группе относится (дерево, кустарник, травянистое растение).

Где его выращивают ( в поле, в огороде, в саду).

Какие части есть у этого растения? Как они выглядят?

Как человек использует это растение?


Образовательные ресурсы: - презентация «Растениеводство»,
РАСТЕНИЕВОДСТВО
PPTX / 15.9 Мб

учебник по окружающему миру для 4 класса, 1 часть автор Плешаков А.А., рабочая тетрадь к учебнику УМК «Школа России»,

- овощи и фрукты,

- иллюстрации растений, фотографии,

- раздаточный материал.

https://slovarozhegova.ru/

http://skazka-dubki.ru/zhizn-slavyan/russkiy-folklor/zagadki-pro-ovoshchi-i-frukty-dlya-detey



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.