Статья «Октябрь 1917 года в отечественной литературе и кинематографе»

1
0
Материал опубликован 25 April 2019

«Октябрь 1917 года в отечественной литературе и кинематографе»

Октябрьская революция 1917 года является самым противоречивым событием ХХ века. Вне зависимости от оценок, бесспорно, что события Октября 1917 года являются ключевыми для дальнейшего понимания хода нашей истории. Октябрьская революция 1917 года нашла свое отражение в искусстве, об этих событиях писали стихи, рассказы, картины и, конечно, снимали кино.

А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский радостно приветствовали великое событие: «Слушайте, слушайте музыку революции!» (Блок) «Четырежды славься, благословенная» (Маяковский), «Что нам слюна иконная в наши ворота в высь?» (Есенин).

М. Горький в «Несвоевременных мыслях» и И.А. Бунин в «Окаянных днях» свидетельствовали всеобщее озверение, взаимную ненависть, антинародную деятельность Ленина и его «комиссаров», гибель вековой культуры и человека в процессе революции.

М. Волошин не входил в литературу «левого фронта». Его стихотворение «Гражданская война» продиктовано христианским взглядом на события и великой любовью к России. По Волошину, виноваты и красные и белые, считавшие свою правду единственно верной. Эти строки интересны и личным отношением поэта к враждующим сторонам: и те и другие - вероотступники, они впустили бесов в Россию, за них, обуянных злобой, нужно молиться, их нужно пожалеть.

Совсем по-другому оценивали события в стране поэты-романтики Э. Багрицкий, М. Светлов, М. Голодный, Н. Тихонов, убежденные, что в «солнечный край непочатый» можно прийти и через братоубийственную вакханалию, террор.

Революция разделила поэтов и прозаиков не по степени дарования, а по идейной направленности.

Среди писателей, запечатлевших образ Октября 1917 г., были А.Серафимович «Железный поток»(1924 г.), А.Фадеев «Разгром» (1926 г.). В своих произведениях они запечатлели героическое величие эпохи Октября.

А.С. Серафимович - писатель целиком советский, «красный». Он считался настоящим учителем подрастающей в литературе молодежи. Писатель был убежден, что свобода достается кровью и страданиями, призывал беречь завоевания революции. Своим творчеством и поступками создал себе образ настоящего писателя Страны Советов. Серафимович в романе «Железный поток» показал, как в ходе борьбы за Советскую власть революционно преобразовывается, закаляется стихийная крестьянская масса. В центре повествования – наступление Таманской армии, совершившей прорыв через антибольшевистскую Кубань. Армия состояла из осколков разных социальных групп, объединившихся перед лицом нависшей опасности со стороны контрреволюционных казаков. И во время похода эта анархическая масса преобразуется в страшную силу, способную снести все на своем пути и дойти до конца.

Имя А.А. Фадеева всегда стояло в первом ряду классиков официальной советской литературы. Его роман «Разгром» относили к числу книг, «дающих широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны». Главный герой романа коммунист Левинсон, предводитель партизанского отряда, имеет неказистую внешность, но огромную внутреннюю силу. Его отряд переживает разгром, но финал произведения оптимистичен: Левинсон с выжившими партизанами видит долину, не занятую белыми, и работающих людей, которых Левинсону предстояло «сделать близкими себе».

А тот, кто не рядился в красные одежды, кто ужаснулся новой идеологии, тот заплатил изгнанием, непечатанием книг и даже жизнью. Среди них были И.Э. Бабель, И.А. Бунин, И. Шмелёв, М.М. Зощенко, А.А. Ахматова, М.А. Булгаков и др.

И. Шмелев в 1924 г. в статье «Крестный подвиг», обращенной, скорее всего к будущему, одним из первых сказал о трагическом идеализме десятков тысяч юных офицеров, любивших Россию, преданных либеральными болтунами, оскорбленных «похабным» Брестским миром, общей картиной развала страны.

Для И.А.Бунина революция не «праздник трудящихся и угнетенных», а «окаянные дни», о которых он расскажет в своем дневнике (1918-1920 гг.). «Окаянные дни» - это исповедь, в которой звучат ноты глубочайшего страдания, боли, тоскующей любви по России.

«Донские рассказы» М.А. Шолохова отражают взгляд на войну как национальную трагедию русского народа. В рассказе «Родинка» отец принимает сторону белых, тогда как сын воюет за красных. После очередного столкновения отец неожиданно узнает в зарубленном им красном командире сына. Он обнимает его, говорит ласковые слова, тщетно пытаясь вернуть к жизни. А убедившись, что сын мертв, «…поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами сталь маузера, выстрелил себе в рот » Шолохов показал, что в войне нет правых и виноватых, люди гибнут глупо и бессмысленно.

Роман «Белая гвардия» М.А. Булгакова, может быть, единственный в советской литературе «деполитизированный» роман о революции, в данном произведении мы видим отношение автора к революции и постреволюционной действительности как к чудовищной ошибке, нарушению великого процесса эволюции и разрушению основ нормальной жизни.

Таким образом, революция 1917 года разделила поэтов и прозаиков не по степени дарования, а по идейной направленности.

Силы кинематографа в 1920-х годах были направлены на агитацию и пропаганду среди населения. Нужно было объяснить крестьянам, почему большевики и коммунизм - это хорошо. Поэтому самые первые советские фильмы были историческими и рассказывали о революции. Тогда и появилась плеяда молодых режиссеров, создавшая авангардное кино: Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Дзига Ветров, Всеволод Пудовкин и другие. Они благодаря новаторскому подходу (например, созданию интеллектуального монтажа) оказали влияние не только на советский, но и на мировой кинематограф.

В авангардном кино 1920-х годов главным героем был народ, а не отдельные личности. Режиссеры показывали движение революционных масс, народный размах, деятельность партии в таких фильмах, как «Стачка», «Броненосец Потемкин», «Октябрь» и др.

С. Эйзенштейн одним из первых показал образ русского рабочего движения, правда, дореволюционного. Фильм, повлиявший на кино 1920-х годов, очень точно отражает тенденцию авангарда в кинематографе: народ - главный герой. «Стачка» была снята по инициативе Пролеткульта как фильм-агитка. Эйзенштейн применил элементы «интеллектуального монтажа» - когда несвязанные друг с другом кадры вызывают у зрителя определенные ассоциации. Поэтому картина насыщена метафорическими и символическими деталями.

В 1930-е годы тема гражданской войны в кинематографе все так же популярна. Только эстетика историко-революционных фильмов меняется, и авангардное кино с его интеллектуальным монтажом и символизмом уходит с главной сцены. Теперь у революции есть конкретные исторические персонажи, а народ становится фоном их подвигов. Появляются образы представителей всех классов: рабочий Максим (трилогия о Максиме), крестьянин и солдат Иван Шадрин («Человек с ружьем»), интеллигенты Полежаев и Бочаров («Депутат Балтики»), красноармейцы («Чапаев»). Во второй половине 1930-х создается образ героя новой эпохи, приобретенной киноискусством - возникает «Лениниана», то есть фильмы о Ленине («Ленин в октябре», «Ленин в 1918»).

Со временем происходит и усложнение характеров героев. В фильмах отражается их активная деятельность и неоценимый вклад в революционное движение - советские граждане должны знать своих героев. Тогда же появляется образ врага: хитрые, жестокие и мстительные белые противопоставляются добрым и отважным красным.

В 1940-1950-е годы тема была вытеснена фильмами о Великой Отечественной войне. За это время было выпущено лишь несколько историко-революционных лент («Пархоменко, «Котовский»). Последующее десятилетие в кинематографе стали называть «малокартиньем». И, Сталин говорил: «Снимать картин надо меньше, но каждая должна быть шедевром». Снимать действительно стали меньше. В основном, это были историко-биографические кинокартины, не обошла такая участь и Сталина, ставшего настоящим героем революции в фильме «Незабываемый 1919-й».

Возвращение к теме революции в кинематографе произошло после XX съезда КПСС 14 февраля 1956 года, на котором был развенчан культ личности Сталина. К концу 1950-х-началу 1960-х режиссеры стали показывать не известных исторических персонажей, а простых людей, волею судьбы попавших на войну: как вступает в революцию ученик реального училища, как рождается первая любовь девушки-красноармейца, как в таинственных лабиринтах старой крепости дети прячут от белогвардейцев раненого большевика и т. п.

В это время в советском кинопрокате шли зарубежные приключенческие фильмы. В журналах стали писать о том, что в стране не производят свои аналоги, особенно рассчитанные на юных зрителей. Это стало толчком к созданию советского фильма «Неуловимые мстители». Так, тема гражданской войны прижилась в жанре истерн, где было все, чтобы заинтересовать зрителя: приключения, подвиги, погоня, перестрелка.

С конца 1960-х - начала 1970-х меняется картина восприятия революционных событий. В это время впервые в кинематографе показывается взгляд белых на революционные события. На это повлияла историческая наука, которая в 1960-х годах начала очень активно изучать белое движение - открылись архивы, стали доступны мемуары белых эмигрантов, появилось множество статей о руководителях белого движения.

На эти запросы времени ответили постановщики фильма «Бег» А. Алов и В. Наумов. Фильм показал белых, интеллигенцию, их жизнь за границей. Люди, посмотревшие этот фильм, впервые увидели и горестную русскую интеллигенцию, попавшую в жернова войны, и офицеров, отчаявшихся и готовых покончить жизнь самоубийством, и жизнь эмигрантов за рубежом, где каждый переступал через себя.

Уже с конца 1970-х годов историко-революционных фильмов выпускают все меньше. Тема революции за 20 лет исчерпала себя, и режиссеры потеряли к ней интерес. Те, кто еще снимали, штамповали фильм один за другим с одинаковым сюжетом.

Таким образом, события, показанные в художественных фильмах, это творческое переосмысление, режиссёрский взгляд на революцию.

Почти 100 лет отделяют нас от событий Октября 1917 года. Но до сих пор не затухают споры о том, что это было – переворот или все-таки революция. Октябрь 2017 г. произвел в обществе глубочайшие изменения, ликвидировав частную собственность и эксплуататорские классы, отвергнув капиталистический путь развития страны. Стремление же к установлению социалистической справедливости и равенства вызвали у народных масс прилив энтузиазма и вовлекли их в творческий процесс созидания новой жизни.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.