12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Козырева Светлана Валентиновна364
Россия, Архангельская обл., ЕРЦЕВО
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Олимпиада по предмету «Литературное чтение» 2019 год

4 класс

1. Определите, какие русские и зарубежные пословицы соответствуют друг другу по смыслу.

1. Кто немало начинает, очень мало осуществляет.


1. Дело мастера боится.

2. Любовь к делу делает труд легким.


2. После драки кулаками не машут.

3. Совершенные поступки в советах не нуждаются.


3. Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.

4. Лучше оступиться, чем оговориться.


4.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.


2. В каком произведении заголовком является имя главного героя? Отметь ответ.

а) Л.Пантелеев «Новенькая» б) М.М.Пришвин «Выскочка»

в) А.П.Гайдар «Горячий камень» г) С.В.Михалков «Ошибка»

д) К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»


3. Допишите предложение.

Сергей Александрович Есенин писал стихи, а Иван Андреевич Крылов –

-----------------------

4. Вспомните и допишите строчки из стихотворений известных поэтов. Укажите название стихотворения и его автора.

а)_______________________________________злится,

_________________________________________пора,

_________________________________________стучится,

_________________________________________двора.

-----------------------------------------------------

б) _______________________________________зардел,

__________________________________________тонкий,

__________________________________________запел

__________________________________________звонкий.

-----------------------------------------------------

5. Соедини стрелками название средства художественной выразительности с его определением.

1.Образное художественное определение предмета или действия.



Сравнение


2.Перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.



Эпитет


3.Сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете.



Ирония

4.Тонкая, скрытая насмешка.


Олицетворение


6. Прочитай отрывки из произведений художественной литературы, напиши средство художественной выразительности, которое использовано в каждом тексте.


1. Идет — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

(Н.А.Некрасов)


--------------------------

2. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

(И.А. Бунин)


------------------------

3. Ты все пела? это дело:

Так поди же попляши!

(И.А.Крылов)


--------------------------

4. Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром. (С.А.Есенин)


------------------------

7. Ответь на вопросы.

1) Она могла жить 300 лет, прежде чем превратиться в морскую пену, но она предпочла страдания, чтобы приобрести бессмертную душу. Кто она? Кто рассказал о ней? В какой стране ей поставлен памятник? ______________________________________________________________

2) По мотивам сказов этого писателя созданы кинофильм «Каменный цветок», балет «Сказ о каменном цветке», опера «Сказ о каменном цветке». Кто этот писатель? _____________________________________________

3) Читая его забавные истории, рассказанные от имени мальчика Дениски, даже взрослые не могут удержаться от смеха. Кто автор рассказов?

___________________________________________________



Прочитай текст. Выполни задания.

Псевдоним — вымышленное имя, заменяющее собой настоя­щее. Псевдонимы часто придумывали для себя писатели, поэты, художники.

Знаешь ли ты, как зовут Максима Горького? Его настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Детство и юность писателя были очень тяжёлыми. Вскоре после рождения мальчика умер его отец, и Алёша оказался в доме деда. С горечью вспоминал об этом Алексей Максимович, отсюда и его псевдоним — Максим Горький. Имя отца он поставил на первое место, как бы продлив, таким образом, его жизнь. Произведения Горького ты будешь изучать в стар­ших классах и многое узнаешь о жизни людей прошлого столетия.

Тысячи людей выросли на книгах Гайдара. Их читают и сегодня на ста языках мира. Аркадий Гайдар широко известен своими книгами «Школа», «Дальние страны», «Чук и Гек», «Тимур и его команда». Писатель учил детей быть мужественными, верными, бесстрашными людьми. Аркадий Петрович Голиков писал свои по­вести и рассказы под псевдонимом Гайдар, что по-монгольски оз­начает — дозорный, храбрый и бдительный воин.

31 марта 1882 года родился Коля Корнейчуков, впоследствии известный как Корней Чуковский — сказочник, кумир детворы. Он был литературным критиком, переводчиком. О том, как его занес­ло в сказки, Корней Иванович писал следующее: «Случилось так, что мой маленький сын заболел. Это было в городе Хельсинки, я вёз его домой в поезде, он капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь утихомирить его боль, я стал рассказывать ему под ритмический стук колёс: «Жил да был Крокодил, он по улицам хо­дил...». Стихи складывались сами собой. Единственная была у ме­ня забота — отвлечь внимание ребёнка от приступов болезни, томившей его. Поэтому я тараторил как шаман». После выхода первой книги Чуковский был завален детскими письмами, которые стали главным признанием его писательского таланта.

Иногда дети в шутку дают друг другу прозвища, которые часто сопровождают человека всю жизнь. Это тоже своеобразный псев­доним, главное, чтобы он был необидным.

1. Выбери название.

1) Детские писатели.

2) Что такое псевдоним.

3) Разные прозвища.

2. Определи стиль текста: художественный, научно-популярный.

3. Что такое псевдоним? ……………………………………………………

……………………………………………………………………………………….

4. Кто часто придумывает для себя псевдонимы? Подчеркни ответ в тексте.

5. Запиши, с чьими повестями и рассказами ты познакомишься в старших классах. ………………………………………………………………

6.Чьи произведения читают дети в более ста странах мира? …………………..

7. Запиши названия произведений Горького, Гайдара, Чуковского, которые ты знаешь. .........................................................................................

……………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

8. Почему Алексей Максимович Пешков выбрал себе псевдоним Горький? Подчеркни ответ в тексте.

9. Заполни таблицу, опираясь на текст.


Писатели, о которых говорится в тексте

Их псевдонимы

1.


2.


3.


10. Что значит псевдоним Гайдар? …………………………………………………


11. Для кого Корней Чуковский придумал первые истории? Строки, какой сказки Корнея Чуковского использованы в тексте?

………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

12. Поставь части по порядку. ….. Прозвища.

.. Воспоминания с горечью.

.. Псевдоним.

...Бдительный воин. ….. Кумир детворы.

13. Напиши синонимы:

бесстрашный - …………………………… детвора - ………………………

складывались (стихи) - ……………………… томится - ………………………

14. Напиши антонимы: вымышленное - ………………………………. прошлое - …………………….

15. Верно ли, что псевдоним и прозвище одно и то же? Обоснуй свою мысль (письменно).

.................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................



Ответы

1. Определите, какие русские и зарубежные пословицы соответствуют друг другу по смыслу.

t1573852875aa.gift1573852875ab.gif1. Кто немало начинает, очень мало осуществляет.


1. Дело мастера боится.

t1573852875ac.gif2. Любовь к делу делает труд легким.


2. После драки кулаками не машут.

t1573852875ad.gif3. Совершенные поступки в советах не нуждаются.


3. Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.

4. Лучше оступиться, чем оговориться.


4.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

За каждый верный ответ – 1 балл

Максимальное количество - 4 балла


2. В каком произведении заголовком является имя главного героя? Отметь ответ.

б) М.М.Пришвин «Выскочка»

За верный ответ – 1 балл


3. Допишите предложение.

Сергей Александрович Есенин писал стихи, а Иван Андреевич Крылов – басни

За верный ответ – 1 балл


4. Вспомните и допишите строчки из стихотворений известных поэтов. Укажите название стихотворения и его автора.

а) Зима недаром злится,

Прошла ее пора

Весна в окно стучится

И гонит со двора. («Зима недаром злится…». Ф. Тютчев)

б) На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий. («Жаворонок». В. Жуковский)

За каждый верный ответ – 1 балл

Максимальное количество - 6 баллов


5. Соедини стрелками название средства художественной выразительности( 2-я таблица) с его определением( 1-я таблица).

t1573852875ae.gift1573852875af.gif1.Образное художественное определение предмета или действия.



Сравнение


t1573852875ag.gif2.Перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.



Эпитет


t1573852875ah.gif3.Сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете.



Ирония

4.Тонкая, скрытая насмешка.


Олицетворение


За каждый верный ответ – 1 балл

Максимальное количество - 4 балла

6. Прочитай отрывки из произведений художественной литературы, напиши средство художественной выразительности, которое использовано в каждом тексте.

1. Идет — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Олицетворение


2. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Эпитет

3. Ты все пела? это дело:

Так поди же попляши!

Ирония

4. Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Сравнение



За каждый верный ответ – 1 балл

Максимальное количество - 4 балла


7. Ответь на вопросы.

1) Она могла жить 300 лет, прежде чем превратиться в морскую пену, но она предпочла страдания, чтобы приобрести бессмертную душу. Кто она? Кто рассказал о ней? В какой стране ей поставлен памятник? Русалочка, Ганс Христиан Андерсен, в Дании.

2) По мотивам сказов этого писателя создан кинофильм «Каменный цветок», балет «Сказ о каменном цветке», опера «Сказ о каменном цветке». Кто этот писатель? Павел Бажов

3) Читая его забавные истории, рассказанные от имени мальчика Дениски, даже взрослые не могут удержаться от смеха. Кто автор рассказов? Виктор Драгунский.


За каждый верный ответ – 1 балл

Максимальное количество - 5 баллов 25 баллов


Работа с текстом

1.

2) Что такое псевдоним.

1 б.

2.

Научно-популярный

1 б

3.

Псевдоним – вымышленное имя, заменяющее собой настоящее.

1 б.

4.

Псевдонимы часто придумывали для себя писатели, поэты, художники.

1 б.

5.

С произведениями М. Горького

1 б.

6.

Произведения А. Гайдара

1 б.

7.

«Школа», «Дальние страны», «Чук и Гек», «Тимур и его команда» …

По 1 б.

8.

Вскоре после рождения мальчика умер его отец, и Алёша оказался в доме деда. С горечью вспоминал об этом Алексей Максимович, отсюда и его псевдоним — Максим Горький.

1 б.

9.

1. Алексей Максимович Пешков - Максим Горький ;

2. Аркадий Петрович Голиков – Аркадий Петрович Гайдар;

3. Коля Корнейчуков – Корней Иванович Чуковский.

3 б.

10.

Дозорный, храбрый и бдительный воин.

1 б.

11.

Для сына. «Крокодил».

2 б.

12.

5,2,1,4,3

1 б.

13.

Отважный (храбрый, смелый). Ребятня, малышня.

Сочинялись, писались. Изнывать (изнемогать, маяться)

4 б.

14.

Достоверное, подлинное. Настоящее.

2 б.

15.

Своими словами или из текста.

«Иногда дети в шутку дают друг другу прозвища, которые часто сопровождают человека всю жизнь. Это тоже своеобразный псевдоним, главное, чтобы он был необидным».

1 б.

25 б.+ …за 7 вопрос.

50 баллов

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.