КТП по литературному чтению, 4 класс
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО
ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
УМК «ПЕРСПЕКТИВА» (учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной)
Класс – 4
В неделю – 3ч
Всего в год – 102ч
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Содержание урока |
Планируемые результаты (УУД) |
Виды контроля |
Средства ИКТ |
«Книга в мировой культуре» |
5ч |
||||||
1. |
Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания о книгах известных людей. |
1ч |
Рассуждение о роли книги в мировой культуре. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. |
Личностные умения: Проявлять: — интерес к изучению темы; — желание рассказывать о прочитанной книге; — творческое отношение к составлению «Энциклопедии книги»; — понимание успешности при изучении темы. Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «писчий», «одноимённое», «дико растущий», «писало», «податливый», «рельефный», «орнамент», «энциклопедия», «плаха деревянной мостовой», «доселе», «письменный источник», «ныне», «феодал», «духовенство», «лыко», «культура», «книга как предмет культуры», «книга», «статья», «энциклопедическая статья», «энциклопедия», «Энциклопедия книги» и использовать их в активном словаре; — определять ценность и значимость книги и обосновывать своё мнение; — определять объекты, которые являются предметом культуры, и обосновывать своё мнение; — определять порядок составления энциклопедии и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания для создания «Энциклопедии книги». Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебные задания, используя алгоритм, план; — ориентироваться в разных способах выполнения задания; — выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; — выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: — строить понятные для партнёра высказывания; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — взаимодействовать в паре или группе при выполнении учебного задания; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре или группе; — адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
Текущий контроль: устный рассказ. |
||
2. |
Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни». Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. |
1ч |
Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. |
Презентация |
|||
3. |
М. Горький. «О книгах» История книги. Подготовка сообщения на тему. |
1ч |
Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. |
||||
4. |
Удивительная находка. Пересказ текста. |
1ч |
Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
Электронное приложение к учебнику |
|||
5. |
Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах |
1ч |
Связь произведений литературы с другими видами искусств Тема, главная мысль, события, последовательность |
||||
«Истоки литературного творчества» |
17ч |
Личностные умения: Проявлять интерес: — к изучению темы; — к фольклорным жанрам; — к древнерусским былинам; — к мифам (славянским, древнегреческим). Проявлять желание: — читать библейские притчи; — научиться определять порядок проведения исследования «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»; — осознавать собственные достижения при изучении темы. Познавательные умения: - раскрывать значение понятий «фольклор», «потешка», «поговорка», «небылица», «скороговорка», «пословица», «колыбельная», «загадка», «закличка», «притча», «предание», «завет», «не замышляй», «ближний», «приставник», «повелитель», «доколе», «нежели», «воз" даёт», «злословит», «лукавый», «гонение», «суета», «поучать», «сеятель», «законник», «иудей», «самарянин», «милосердный», «уважаемая книга», «пробуждающий чувства», «былина», «сказка», «вдоволь», «сиднем», «калики», «горница», «пшеница белояровая», «палица», «застава», «наряд», «дозор», «росстань», «сие», «надписочка», «повысечена», «эпитет», «миф», «Ярило», «Троя», «жрец», «чрево», «оборонить», «лазутчик», «агора», «Ветхий Завет», «Новый Завет», «Слово Божие», «добрая почва», «равнодушные люди», «бесполезные люди», «ленивые люди», «радушные люди», «заботливые люди», «добрые люди», «проявить инициативу», «трудилась душа», «щедрая душа», «душа похорошела» и использовать их в активном словаре; — определять смысл библейских высказываний и обосновывать своё мнение; — определять языковые особенности былины и обосновывать своё мнение; — определять реальность событий мифа и обосновывать своё суждение; — определять устойчивые эпитеты и устаревшие слова в мифе, былине и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания для определения порядка проведения исследования по теме «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя алгоритм, план; — проводить самопроверку, взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного задания; — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — соотносить результат выполнения задания с поставленной целью и приводить примеры; - расставлять ритмическое ударение в тексте былины; - проводить исследование текста мифа, библейской притчи и оформлять результат в виде таблицы; - определять порядок проведения исследования по теме «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Коммуникативные умения: — формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
|||||
6. |
Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. Сочинение на тему: «Книги-мои друзья» |
1ч |
Сравнение пословиц и поговорок разных народов. |
Текущий контроль: чтение пословиц наизусть, осознанное чтение, осмысление цели чтения, выразительное чтение «летописных» текстов, чтение наизусть нескольких строк из летописи. Контрольная работа. |
Презентация |
||
7. |
Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). |
1ч |
Выявление особенностей притч, былинного текста. Сравнение былин и сказочного текста |
Электронное приложение к учебнику |
|||
8. |
Притча о сеятеле. Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. |
1ч |
Выявление особенностей притч, былинного текста. Сравнивать былину и сказочный текст |
||||
9 |
Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов «Гусляры». |
1ч |
Образные языковые средства. Герои произведения, понимание их эмоционально- нравственных переживаний |
Презентация |
|||
10. |
Былины. Исцеление Ильи Муромца. Сравнение былины со сказочным текстом. |
1ч |
Выявление особенностей притч, былинного текста. Сравнение былин и сказочных текстов |
Электронное приложение к учебнику |
|||
11. |
Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. |
1ч |
Различение жанров произведений |
||||
12. |
Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок» Славянский миф. Особенности мифа. |
1ч |
Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, главная мысль, события, последовательность |
Презентация |
|||
13. |
Мифы Древней Греции. Деревянный конь. |
1ч |
Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, главная мысль, события, последовательность |
||||
14. |
Мифы Древней Греции. Мифологический словарь Е. Мелетинского. |
1ч |
Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, главная мысль, события, последовательность |
||||
15. |
Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. |
1ч |
Составление сказки по аналогии с данной сказкой. Определять тему выставки книг. |
||||
16. |
Самостоятельное чтение. Сказки о животных. |
1ч |
Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций |
Электронное приложение к учебнику |
|||
17. |
Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии. |
1ч |
Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование |
||||
18. |
Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю. |
1ч |
Различные виды чтения. Выразительное чтение, интонации, соответствующие смыслу текста |
||||
19. |
Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча. |
1ч |
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально- нравственных переживаний. |
||||
20. |
Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча. |
1ч |
Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. |
||||
21. |
Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. |
1ч |
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
||||
22. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа. |
1ч |
Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя |
||||
«О Родине, о подвигах, о славе» |
13ч |
||||||
23. |
Пословицы о Родине. К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине. |
1ч |
Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. |
Личностные умения: Проявлять: — интерес к изучению темы; — желание читать произведения о Родине; — эмоционально-ценностное отношение к героям произведений о Великой Отечественной войне; — желание составлять совет, который поможет Человеку обрести счастье; — осознание собственных достижений при изучении темы. Познавательные умения: — раскрывать значение слов «Родина», «Отечество», «ностальгия», «Отчизна», «бесценный», «рать», «внемли», «ливонец», «латы», «дружина», «смятение», «единение», «почитаемый», «тачал», «келья», «сшиблись», «воскресли», «россы», «держава», «строптивый», «мещет», «доколе», «Ленинград», «реквием», «патриотизм», выражений «испокон веку», «Старое. Новое. Вечное», «дух держать единый», «голова кабанья», «верность свята», «змеем лютым в Русь летит», «бранный жар», «фугасные бомбы», использовать их в активном словаре; — определять главную мысль текста и обосновывать своё мнение, опираясь на текст произведения; — определять смысл пословицы и обосновывать свой выбор; — раскрывать смысл поступка героя и обосновывать своё мнение; — определять проблему взаимоотношений героев произведения и обосновывать своё мнение, используя текст произведения; — использовать приобретённые знания для составления совета, который поможет Человеку обрести счастье. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя алгоритм или план; — проводить самопроверку, самооценку и корректировку при выполнении учебного задания; — ориентироваться в разных способах выполнения задания; — адекватно оценивать результат выполнения учебного задания; — соотносить результат с поставленной целью. Коммуникативные умения: — в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины; — адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
Текущий контроль: выразительное чтение отрывка, чтение стихотворения наизусть, осмысленное чтение текста, краткий пересказ текста. |
||
24. |
Н. Языков. Мой друг!… А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи. |
1ч |
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Электронное приложение к учебнику |
|||
25. |
Александр Невский. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом. |
1ч |
Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Презентация |
|||
26. |
Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. |
1ч |
Тема, главная мысль, события, последовательность. Понимание основного содержания услышанного. |
Презентация |
|||
27. |
Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь. |
1ч |
Тема, главная мысль, события, последовательность |
||||
28. |
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. |
1ч |
Тема, главная мысль, события, последовательность. Понимание основного содержания услышанного. |
Презентация |
|||
29. |
А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. |
1ч |
Тема, главная мысль, события, последовательность. Понимание основного содержания услышанного. |
||||
30. |
Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы. |
1ч |
Сравнение произведения литературы и живописи. |
Презентация |
|||
31. |
Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей. |
1ч |
Тема, главная мысль, события, последовательность. Понимание основного содержания . |
||||
32. |
Самостоятельное чтение. С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета. |
1ч |
Тема, главная мысль, события, последовательность |
||||
33. |
Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография-источник получения информации. |
1ч |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по со- держанию прочитан- ного, отвечать на них |
Электронное приложение к учебнику |
|||
34. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. |
1ч |
Тема, главная мысль, события, последовательность |
||||
35. |
Творческий проект на тему «Нам не нужна война». |
1ч |
Коллективное редактирование получившихся текстов. Презентация своих работ. |
Презентация |
|||
«Жить по совести, любя друг друга» |
14ч |
||||||
36. |
А. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. Герои рассказа. |
Соотношение поступков героев с реальными жизненными ситуациями |
Личностные умения: Проявлять: — интерес к изучению темы; — желание читать произведения А. Толстого, И. Сурикова, А. Гайдара, М. Зощенко; — творческое отношение к составлению текста- рассуждения на тему «Настоящий друг»; — понимание успешности при изучении темы. Познавательные умения: — раскрывать значение слов «вожатый», «затеял», «мочало» «аккордеон», «консерватория», «замшелой», «эскадра», «дивизион», «красноармеец», «кавалерия», «комиссар», «атаман», «верстак», «башлык», «купец», «прерии», выражений «трусливый мальчик», «иметь смекалку», «держать ухо востро», «юмористическое произведение», «текст рассуждение» и использовать их в активном словаре; — определять черты характера героя и обосновывать своё мнение; — определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение; — определять особенности текста-рассуждения и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания для создания текста-рассуждения на тему «Настоящий друг». Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; — осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; — соотносить результат с поставленной целью. Коммуникативные умения: — формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
Текущий контроль: осознанное чтение текста, выразительное чтение, чтение стихотворения (отрывка) наизусть. Контрольная работа. |
Электронное приложение к учебнику |
||
37. |
И. Суриков. Детство. |
2ч |
Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
||||
38. |
И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему. |
||||||
39. |
А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа. |
2ч |
Выразительное чтение, использование интонаций |
Презентация |
|||
40. |
А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии. |
Понимание содержания литературного произведения Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально- нравственных переживаний |
|||||
41. |
М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. |
1ч |
Участие в диалоге при обсуждении произведения |
||||
42. |
И. Пивоварова. Смеялись мы-хи-хи… |
2ч |
Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения |
||||
43. |
И. Пивоварова. Смеялись мы-хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей. |
||||||
44. |
Н. Носов. Дневник Коли Синицына. |
1ч |
Отвечают на вопросы, выполняют задания, вспоминают произведение, Отвечают на вопросы, выполняют задания, вспоминают произведение. |
||||
45. |
Самостоятельное чтение. Н. Носов. Метро. Особенности юмористического текста. |
1ч |
Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения |
||||
46. |
Семейное чтение. В. Драгунский. …бы. Смысл рассказа. |
1ч |
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Декламация произведений. |
||||
47. |
Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. |
2ч |
Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения |
Электронное приложение к учебнику |
|||
48. |
Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование. |
||||||
49. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа. |
1ч |
Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения |
||||
«Литературная сказка» |
24ч |
||||||
50. |
Основные понятия раздела «Литературная сказка»: отзыв на книгу, переводная литература. Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой. |
1ч |
Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. |
Личностные умения: Проявлять: — интерес к изучению темы; — желание читать литературные сказки братьев Гримм, Шарля Перро, Ханса Кристиана Андерсена; — эмоционально-ценностное отношение к героям сказки; — творческое отношение к оформлению отзыва о прочитанной сказке; — понимание успешности при изучении темы. Познавательные умения: — раскрывать значение слов «высокомерная», «псарь» «парламент», «достоинство», «добродетель», «веретено», «приноровились», «тщедушная», «смиренно», «ободрить» и выражений «собиратели сказок», «жить в своё удовольствие», «подённая работа», «сорные травы» и использовать их в активном словаре; — определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение; — определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение; — определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение; — определять условия для оформления отзыва о прочитанной сказке и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания для оформления отзыва о прочитанной сказке. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; — выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания; — соотносить результат с поставленной целью. Коммуникативные умения: — формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
Текущий контроль: чтение по ролям, осознанное выразительное чтение сказок. Тематический контроль: творческие задания в тетради по чтению, творческая работа, выявление художественных средств, творческий пересказ. Итоговый: чтение текста вслух и про себя. Контрольная работа. |
Презентация |
|
51. |
Вильгельм и Якоб Гримм- собиратели немецких народных сказок. |
1ч |
Участие в диалоге при обсуждении произведения Оценка иллюстрации к произведению |
Презентация |
|||
52. |
Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки. |
2ч |
Участие в диалоге при обсуждении произведения Оценка иллюстрации к произведению |
||||
53. |
Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки. |
||||||
54. |
Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки. |
1ч |
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально- нравственных переживаний |
Презентация |
|||
55. |
Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Особенности зарубежного сюжета. |
2ч |
Осознанное чтение текста художественного произведения «про себя», анализ особенности речи героев произведений |
Электронное приложение к учебнику |
|||
56. |
Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Герои сказки. |
||||||
57. |
Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги. |
1ч |
Творческая работа. Написание отзыва на книгу и представление книги. |
||||
58. |
Сказки Г.-Х. Андерсена. |
1ч |
Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов |
Презентация |
|||
59. |
Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой. |
3ч |
Умение определять главную мысль произведения; создание интерпретации текста на основе художественного текста |
Электронное приложение к учебнику |
|||
60. |
Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки. |
||||||
61. |
Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» |
Определение последовательности событий в произведении. Работа в группе |
|||||
62. |
Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. |
2ч |
Умение определять главную мысль произведения; создание интерпретации текста, выразительное чтение |
Электронное приложение к учебнику |
|||
63. |
Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки. |
||||||
64. |
Г.-Х.Андерсен. Чайник. Смысл сказки. |
1ч |
Умение находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения |
||||
65. |
Создание сказки по аналогии. |
1ч |
Создание своего окончания сказки. Презентация работы |
||||
66. |
Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей. |
1ч |
Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам |
||||
67. |
Самостоятельное чтение. И.Токмакова. Сказочка о счастье. |
1ч |
Работа по группам. Классификация сказок. Знакомство с особенностями волшебной сказки. |
||||
68. |
Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький цветочек. |
3ч |
Определение последовательности событий, изображённых на иллюстрациях. Работа в группе |
Презентация |
|||
69. |
С. Аксаков. Аленький цветочек. Особенности литературной сказки. |
Осмысленно принимают ценность дружбы. |
|||||
70. |
С. Аксаков. Аленький цветочек. Ш. Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок |
Определение главной мысли. Чтение произведения. |
Электронное приложение к учебнику |
||||
71. |
Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование. |
1ч |
Определение последовательности событий, изображённых на иллюстрациях. Инсценирование произведения |
||||
72. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Составление каталога на тему. |
2ч |
Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов |
Презентация |
|||
73. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление аннотации. Контрольная работа. |
Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Пересказ любимых произведений |
|||||
«Великие русские писатели» |
24ч |
||||||
74. |
Средства художественной выразительности – метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки |
1ч |
Личностные умения: Проявлять: — интерес к изучению темы; — желание читать произведения русских писателей; — эмоционально-ценностное отношение к героям произведений; — понимание успешности при изучении темы. Познавательные умения: – ориентироваться в учебниках (системе обозначений, структуре текста, рубриках, словаре, содержании); – рефлексия способов и условий действий; – осуществлять поиск и выделение информации, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Регулятивные умения: –составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; – формировать и удерживать учебную задачу, – применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей. Коммуникативные умения: - соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы; – строить понятные для партнера высказывания. |
Текущий контроль: выразительное чтение, чтение отрывка, стихотворения наизусть, чтение по ролям, осознанное чтение, коллективное составление схемы рассказа. Итоговый: чтение текста вслух и про себя. Тематический контроль: творческие задания в тетради по чтению, творческая работа. Контрольная работа. |
|||
75. |
К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». |
1ч |
Анализ произведения. |
Презентация |
|||
76. |
А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Особенность литературной сказки. Сравнение с народной сказкой. |
3ч |
Наблюдать, как построена сказка. Особенность литературной сказки. Сравнение с народной сказкой. Характеристика героев произведения. |
||||
77. |
А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои сказки. Волшебные предметы и волшебные помощники в сказке. |
||||||
78. |
А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок. |
||||||
79. |
А.С. Пушкин. Осень. Гонимы вешними лучами…Средства художественной выразительности для создания образа весны. |
1ч |
Определять свою позицию по отношению к героям произведения. |
||||
80. |
Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид… А. Куинджи. Ранняя весна.Сравнение произведений живописи и литературы. |
1ч |
Объяснять используемые в тексте выражения: сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения |
Электронное приложение к учебнику |
|||
81. |
И.Козлов. Вечерний звон. И.Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы. |
2ч |
Объяснять используемые в тексте выражения: сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. |
||||
82. |
Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон». |
Написание сочинения. |
Презентация |
||||
83. |
М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Горные вершины. Подготовка сообщения о М. Лермонтове. Гёте. Перевод В.Брюсова. Сравнение стихов. |
1ч |
Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации |
||||
84. |
М. Ю.Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы. |
1ч |
Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации |
||||
85. |
М. Ю.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни. |
1ч |
Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. |
||||
86. |
М.Ю.Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов. |
1ч |
Осознание нравственных понятий на основе чтения различных текстов. |
Электронное приложение к учебнику |
|||
87. |
Диагностическая работа. |
||||||
88. |
Л. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом. Л.Толстой. Маman (Из повести «Детство»). Герои рассказа. |
1ч |
Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения |
||||
89. |
Л. Толстой. Ивины. Герои рассказа. |
1ч |
Умение находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения |
||||
90. |
И. Никитин. Вечер ясен и тих. И. Никитин. Когда закат прощальными лучами… И.Левитан. Тишина. Сравнение произведений живописи и литературы. |
1ч |
Чтение и анализ стихотворения. Подготовка к выразительному чтению. |
Презентация |
|||
91. |
И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет. И.А. Бунин. Ещё холодно и сыро. Подготовка вопросов к стихотворению. |
1ч |
Чтение и анализ стихотворения. Подготовка к выразительному чтению. |
||||
92. |
Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом. |
1ч |
Подготовка к краткому пересказу. Краткий пересказ. Работа по вопросам учебника |
Презентация |
|||
93. |
Самостоятельное чтение. Л. Толстой. Был русский князь Олег. Басни Л.Толстого. |
1ч |
Умение находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения. Определять нравственный смысл текста |
Электронное приложение к учебнику |
|||
94. |
Семейное чтение. Л. Толстой. Петя Ростов. Пересказ. |
1ч |
Подготовка к краткому пересказу. Краткий пересказ. Анализ рассказа. Работа по вопросам учебника |
||||
95. |
Наш театр. И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование. |
1ч |
Инсценировать басни; распределять роли. Соотносить отрывки басен И .Крылова с книгами басен. |
||||
96. |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. |
1ч |
Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор |
||||
97. |
Контрольная работа по разделу «Великие русские писатели» |
1ч |
Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. |
||||
«Литература как искусство слова». Обобщение по курсу литературного чтения. |
5ч |
||||||
98. |
Обобщение. Ритм. Рифма. |
1ч |
Работа по группам. Обобщающая работа. |
Личностные умения: Проявлять: — интерес к литературе как искусству слова; — желание рассказывать о прочитанных книгах; — понимание успешности при изучении темы. Познавательные умения: – ориентироваться в учебниках (системе обозначений, структуре текста, рубриках, словаре, содержании); – рефлексия способов и условий действий; –осуществлять поиск и выделение информации, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Регулятивные умения: –составлять план и последовательность действий; – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; –формировать и удерживать учебную задачу, –применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей. Коммуникативные умения: - соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; –проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы; –строить понятные для партнера высказывания. |
Тематический контроль: творческий пересказ. Самостоятельная работа. |
||
99. |
Обобщение. Стихотворение и стихотворение в прозе. |
1ч |
|||||
100. |
Обобщение. Понятие «Художественная литература» |
1ч |
Работа с выставкой книг. Классификация |
||||
101. |
Самостоятельная работа по рассказу И. Тургенева «Воробей» |
1ч |
Чтение и анализ произведения |
||||
102. |
Обобщение по теме «Литература как искусство слова». Рекомендации на лето. |
1ч |
Анализ курса литературного чтения. Отбор понравившихся произведений. Задание на лето |
Используемый источник: Сборник рабочих программ «Перспектива», Москва, «Просвещение», 2011