Олимпиада по русскому языку в 4 классе
Методические рекомендации по проведению ВсОШ
(муниципальный этап)
4-е классы
2021 – 2022 учебный год
Олимпиада проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к изучению русского языка.
1) В олимпиаде имеет право принимать участие каждый обучающийся, в том числе вне зависимости от его успеваемости по предмету. Число мест в классах (кабинетах) должно обеспечивать самостоятельное выполнение заданий олимпиады каждым участником.
2) Рекомендуемое время проведения олимпиады по русскому языку для 4 класса – 60 минут.
3) Олимпиадная работа не является контрольной работой участника, поэтому любые исправления в работе, в том числе зачёркивание ранее написанного текста, не являются основанием для снятия баллов; недопустимо снятие баллов в работе за неаккуратность записи при ее выполнении.
4) Баллы не выставляются «за старание участника», в том числе за запись в работе большого по объему текста, но не раскрывающего его содержание.
5) Победителями и призерами олимпиады в одной параллели могут стать учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов.
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение олимпиады по русскому языку отводится 60 минут.
Работа включает в себя 18 заданий.
Ответы на задания №3, №4, №6, №7, №8, №9, №10, №13, №14, №17, №18 запиши в поле со словом «Ответ». В заданиях №2, №15, №16 выбери верный ответ и отметь его галочкой. В заданиях №9, №11, №12, №14, №17 дописать верный ответ на свободной строке. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для
экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Шифр ________________
Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс
Поставь в словах знак ударения.
Завидно, красивее, гусеница, жаворонок, звонит, засуха.
Отметь «V» где звуков больше, чем букв:
ягода
день
поёт
клён
змея
Прочитай транскрипцию, запиши слова, обозначь части речи.
[ c' ивод' н' и], [ ацв'итат'], [ аб'й'ивл'эн'ий'э].
Ответ:____________________________________________________________
Выпиши слова, в которых есть звук [й]
И вскользь мне бросила змея:
«У каждого судьба своя!»
Н о я-то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя …
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова:
п ар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.
Найди и подчеркни среди этих слов слова со звуками, которых нет
в слове палитра.
Напиши два слова, в которых одновременно встречались бы Ь и Ъ знаки.
Ответ: _______________________________________________________
Запишите слово, в котором приставка такая, как в слове «испечь», корень такой, как в слове «толкать», суффиксы те же, что в словах «малиновый» и «зарывать», а окончание, как в слове «фантазирует».
Ответ:_______________________________________________________________
Из данных слов выбери и запиши слово, состоящее из корня, суффикса и окончания, и разбери его по составу.
Верблюды, прибегут, пароход, садик.
Ответ: ______________________________________________________
Составь из букв данного слова существительное другого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.
Кукла - ___________________
Тьма - ____________________
К очан - _____________
Банка - ______________
10. Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их.
а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал — это всё звери?
б ) Витя, не надо краба ртом трогать.
Ответ: _____________________________________________________________
Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
а) Овладевать собой, успокаиваться — ______________________________________
б) Очень тесно — ________________________________________________________
в ) Усиленно думать над трудным вопросом — _______________________________
г) Хорошо запомнить — ____________________________________________
12. Одним словом объясните значения заимствованных слов.
Дегустация | |
Лозунг | |
Антракт | |
Финал | |
Составьте три словосочетания, в которых слова «седой», «бархатный», «прямой» употреблены в переносном значении.
Ответ: ____________________________________________________________
_ ___________________________________________________________________________________________________________________________________
Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
Туфли - _________________; каникулы - __________________;
н оски - _________________; колени - __________________;
сани - _________________; помидоры -__________________.
Отметь «Х» ряд, в котором все слова являются однокоренными.
водяной, водопровод, водитель.
дружить, друзья, подруга.
носить, носки, поднос.
привоз, перевозчик, возникает.
16. Отметь «Х» предложение, в котором глагол употреблён в форме прошедшего времени.
Я собирал фишки и вкладыши.
На улице звучит аккордеон.
Я читаю интересный рассказ.
Мне нравится урок музыки.
17. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втoрoгo слова.
При ( … ) ец, каб ( … ) окошко, часто ( … ) ос, ме ( … ) олад.
Составь и запиши из данных слов предложение. Подчеркни в словах мягкие согласные. Раздели слова на слоги вертикальной чертой.
Парк, от, дома, нашего, недалеко, прекрасный.
О твет: __________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ключи (ответы), критерии оценивания
№ | Ключ | Баллы | Максимальное кол-во баллов |
1 | зАвидно, красИвее, гусЕница, жАворонок, звонИт, зАсуха. | За каждый верный ответ - 1 балл. | 6 |
2 | Ягода поёт змея | За каждый верный ответ - 1 балл. | 3 |
3 | Сегодня – наречие, отцветать – глагол, объявление – существительное. | За каждое верное слово –1 балл. За каждое верное определение части речи – 1 балл. | 6 |
4 | Змея, своя, я, извиваясь. | За каждый верный ответ -1 балл. | 4 |
5 | Лапа, пир, тир. | За каждый верный ответ -1 балл. | 3 |
6 | Объяснить съехать объехать и т.д. | За каждый верный ответ -1 балл. | 2 |
7 | Истолковывает. | Задание оценивается 2 баллами. | 2 |
8 | Садик | Задание оценивается 2 баллами. | 2 |
9 | кукла (1) — кулак (2) тьма (1) — мать (3) кочан (2) — ночка (1) банка (1) — кабан (2) | За каждое верно составленное слово -1 балл. За каждое верное указания склонения – 1 балл. | 4 8 |
10 | Маршак Барто | За каждый верный ответ -1 балл. | 2 |
11 | Брать себя в руки. Яблоку негде упасть. Ломать голову. Зарубить себе на носу. | За каждый верный ответ -1 балл. (Снижается1 балл, за орфографические ошибки) | 4 |
12 | Антрaкт – перерыв, дегустапия – проба, лозунг — призыв, финал — конец. | За каждый верный ответ -1 балл. (Снижается1 балл, за орфографические ошибки) | 4 |
13 | Например: седой лес, бархатный голос, прямой взгляд. | Каждый верный ответ оценивается 1 баллом. | 3 |
14 | Туфли - туфель, носки - носков, каникулы - каникул, колени - колен, помидоры - помидоров, сани - саней. | Каждый верный ответ оценивается 1 баллом. | 6 |
15 | Дружить, друзья, подруга. | Задание оценивается 2 баллами. | 2 |
16 | Я собирал фишки и вкладыши. | Задание оценивается 2 баллами. | 2 |
17 | При (БОР) ец, каб (ЛУК) окошко, часто (КОЛ) ос, ме (ШОК) олад. | Каждый верный ответ оценивается 1 баллом. | 4 |
18 | Не/да/ле/ко от на/ше/го до/ма пре/крас/ный парк. | За правильно составленное предложение – 1 балл. За (4) правильно подчеркнутых мягких согласных – 1 балл. За(4) правильное деление слов на слоги – 1 балл. | 1 4 4 |
Общее количество баллов | 76 |
Рейтинг выстраивается по количеству баллов.