Олимпиада школьников
БИОЛОГИЯ
7 класс
Задание 1. «Разминка». Выберите правильные ответы и внесите их в матрицу ответов (в каждом задании может быть один или несколько правильных ответов; за каждый неправильный ответ вычитается 1 балл). 15 баллов
1. В чём проявляется сходство голосеменных и покрытосеменных растений:
а) в отсутствии околоплодника семени
б) в наличии хорошо развитых вегетативных органов
в) размножаются семенами
г) опыляются насекомыми и птицами
д) образуют сухие и сочные плоды
е) способны образовывать обширные леса
2. Какие абиотические факторы влияют на жизнь щуки обыкновенной:
а) донные водоросли
б) окуни
в) карась
г) растворённые в воде газы
д) температура воды
3. К сумчатым грибам относится:
а) дождевик
б) лисичка
в) сморчок
г) белый гриб
4. Клетки кожи лягушки от клеток стебля ромашки отличаются:
а) отсутствием пластид и клеточной стенки
б) присутствием углеводов
в) отсутствием белков
г) отсутствием ядра
5. У собаки и мухомора сходны:
а) способ питания
б) наличие хитина в клетках
в) строение клеточной стенки
г) наличие пластид в клетке
6. Между какими из перечисленных организмов существует квартирантство?
а) аскарида и человек
б) рыба-прилипало и акула
в) муха домашняя и человек
г) подосиновик и осина
7. К классу сцифоидные относится:
а) актиния
б) красный коралл
в) медуза португальский кораблик
г) пиявка обыкновенная
8. К голосеменным растениям относятся:
а) сосна обыкновенная
б) ламинария
в) щитовник буковый
г) саговник
д) гинкго двулопастный
9. Какая из цепей питания составлена правильно?:
а) песец – заяц – растения тундры – полярная сова
б) растения – насекомые – дрозд – почвенные бактерии
в) почвенные бактерии – растения – кролик – ястреб
г) одноклеточные водоросли – планктон – щука
10. Пенициллин – это лекарство, синтезируемое из:
а) морских водорослей
б) бактерий
в) гриба
г) искусственного сырья
Задание 2. «Биологическая терминология». В каждом из 15 заданий укажите термин (или название растений), определение которого представлено и внесите его в матрицу ответов 20 баллов
1. Полужидкая среда клетки, в которой расположены все органоиды
2. Специализированный, ограниченный в росте побег, связанный с функцией размножения, генеративный орган растения
3. Особая группа организмов, представляющих собой симбиоз гриба и водоросли
4. Красные или жёлтые пластиды, обусловливающие яркую окраску плодов и осенних листьев растений
5. Бурая водоросль, широко использующаяся в пищу, известная также как «морская капуста»
6. Мужская или женская половая клетка
7. Растения, имеющие сочные листья или стебли (например, кактус, молодило, толстянка), в которых запасается вода
8. Лист папоротника или пальмы
9. Один из классов покрытосеменных растений, которые характеризуются наличием двух семядолей, сетчатым жилкованием листьев
10. Тело низших растений (водорослей, лишайников и др.), на котором отсутствуют выраженные органы
Задание 3. «Разнообразие растений». Установите соответствие растений определённым семействам, проставив в последней колонке таблицы (в матрице ответов) номера растений из приведённого ниже списка. 25 баллов
Семейства растений:
А) Орхидные
Б) Кактусовые
В) Лилейные
Г) Паслёновые
Д) Сложноцветные
Е) Крестоцветные
Ж) Розоцветные
З) Бобовые (Мотыльковые)
Названия растений:
1. Тюльпан; 2. Фасоль; 3. Василёк; 4. Башмачок настоящий; 5. Картофель; 6. Капуста белокочанная; 7. Одуванчик; 8. Георгина; 9. Пастушья сумка; 10. Цереус; 11. Петуния; 12. Яблоня; 13. Соя; 14. Ландыш; 15. Ребуция; 16. Лук; 17. Белена; 18. Клевер; 19. Шиповник; 20. Редис; 21. Опунция; 22. Любка двулистная; 23. Томат; 24. Фаленопсис; 25. Земляника
Задание 4. «Моделируем агротехнику растения». Корейские хризантемы – декоративные растения семейства сложноцветные – способны расти и зимовать в условиях Урала. Однако многих цветоводов, купивших эти растения, ждёт разочарование – во время зимовки они погибают, причём не от низких температур, а от выпревания подземных и надземных побегов и корней во время таяния снега. Основываясь на этом, опытные цветоводы разработали ряд приёмов агротехники этих растений (выбор места посадки, почвы, способа укрытия на зиму и др.), которые они используют, начиная с лета и заканчивая весной. Предложите (опишите в бланке ответов) эти агротехнические приёмы, а также обоснуйте их необходимость на основе своих знаний по биологии, физике, другим наукам (для удобства во время проверки нумеруйте предложенные приёмы – 1, 2, 3 и т.д.) 20 баллов
Задание 5. «Сочиняем рассказ». Напишите (в бланке ответов) небольшой рассказ на тему «Листопад» (объём до 1 страницы), использовав как можно больше связанных с этим явлением биологических понятий. Примените знания по биологии при объяснении значения листопада в жизни растений. 20 баллов
Евгений Алексеевич