Олимпиада школьников
БИОЛОГИЯ
8 класс
Задание 1. «Разминка». Выберите правильные ответы и внесите их в матрицу ответов (в каждом задании может быть один или несколько правильных ответов, за каждый правильный ответ – 1 балл, за каждый неправильный ответ вычитается 1 балл). 15 баллов
1. В каких продуктах содержится наибольшее количество углеводов, необходимых человеку?
а) сыре и твороге
б) хлебе и картофеле
в) мясе и рыбе
г) растительном и животном масле
2. Повышенное содержание сахара в крови свидетельствует о нарушении функции:
а) почек
б) половых желез
в) лимфатических узлов
г) поджелудочной железы
3. Между какими из перечисленных организмов существуют взаимовыгодные отношения:
а) муравей и тля
б) жук плавунец и малёк рыбы
в) щука и пиявка
г) белый гриб и берёза
д) рыба-прилипало и акула
4. Тело лишайника образовано двумя организмами:
а) бактерией и водорослью
б) грибом и водорослью
в) деревом и грибом
г) деревом и водорослью
5. К отряду насекомоядные (класса млекопитающие) относятся:
а) ехидна
б) крот
в) рыжая вечерница
г) ёж обыкновенный
д) выхухоль
е) бурундук
6. К семейству сложноцветные относятся следующие растения:
а) василёк луговой
б) георгина
г) шиповник
д) одуванчик лекарственный
е) укроп
ж) пассифлора обыкновенная
7. Сорт это:
а) сообщество растений
б) группа декоративных растений на одной территории
в) группа дикорастущих растений, относящихся к одному семейству
г) однородная группа растений с определёнными признаками, созданная человеком
8. Покрытосеменные растения процветают на Земле, потому что:
а) питаются с помощью фотосинтеза
б) имеют семена, защищённые околоплодником
в) могут жить только на суше
г) имеют корневище с запасом питательных веществ
9. Сократительные вакуоли у простейших животных необходимы:
а) для пищеварения
б) для газообмена
в) для поглощения воды из окружающей среды
г) для удаления избытка воды с растворёнными продуктами окисления
10. Возбудителем туберкулёза является:
а) ВИЧ
б) палочка Коха
в) сенная палочка
г) канцерогенные вещества
Задание 2. «Биологическая терминология». В каждом из 15 заданий укажите термин, определение которого представлено и внесите его в матрицу ответов. 30 баллов
1. Органоид клетки, в котором содержится значительная часть ДНК клетки
2. Особая группа простейших организмов, не имеющих клеточное строение
3. Ткань, образующая у животных наружные покровы тела, выстилающая полости внутренних органов
4. Красные кровяные клетки, в которых находится гемоглобин
5. Группа особей одного вида, в большей или меньшей степени изолированная от подобных групп этого же вида
6. Наука (раздел биологии), занимающаяся описанием и классификацией организмов, распределением их по группам - таксонам
7. Расширенный короткий мясистый подземный побег, например у картофеля
8. Растения, у которых тычинки и пестики развиваются в разных цветках одного организма
9. Совокупность всех химических процессов, протекающих в живой клетке или организме
10. Простейшие организмы (бактерии, сине-зелёные водоросли), не имеющие чётко оформленного ядра
11. Совокупность живых организмов разных видов, связанных между собой и компонентами неживой природы обменом веществ и превращениями энергии на определённом участке биосферы
12. Сезонное развитие растения
13. Внешнее сходство по цвету, форме или поведению одного организма с другим, более сильным или более защищённым, обеспечивающее первому защиту, малозаметность или иные преимущества
14. Наука (раздел биологии) о насекомых
15. Особый выступ на грудине птиц, к которому прикрепляются грудные мышцы, активно работающие при полёте
Задание 3. «Разнообразие насекомых». Установите соответствие видов насекомых определённым отрядам, проставив в последней колонке таблицы (в матрице ответов) номера насекомых из приведённого ниже списка. 20 баллов
Отряды насекомых:
А) Прямокрылые
Б) Жёсткокрылые
В) Чешуекрылые
Г) Равнокрылые
Д) Двукрылые
Е) Перепончатокрылые
Виды насекомых:
1. Шершень. 2. Тля капустная. 3. Щитовка олеандровая. 4. Павлиний глаз дневной. 5. Усач реликтовый. 6. Кузнечик зелёный. 7. Адмирал. 8. Комар. 9. Шмель земляной. 10. Муха домашняя. 11. Муравей красногрудый. 12. Крапивница. 13. Бронзовка медная. 14. Сверчок домашний. 15. Махаон. 16. Божья коровка. 17. Слепень бычий. 18. Медведица-кайя. 19. Златоглазик ослепляющий. 20. Аполлон
Задание 4. «Утверждения». Найдите 5 правильных утверждений и укажите их номера в матрице ответов. 5 баллов
1. Нейрон – это клетка соединительной ткани
2. У пшеницы мочковатая корневая система
3. Осьминог относится к брюхоногим моллюскам
4. Клубеньковые бактерии находятся в симбиозе с растениями семейства злаковые
5. Клещи – это насекомые, переносящие вирус клещевого энцефалита
6. Условный рефлекс – это ответная реакция организма на любой раздражитель
7. Инсулин вырабатывает щитовидная железа
8. Луковица – это видоизменённый стебель
9. У мхов в жизненном цикле доминирует гаметофит, спорофит занимает подчинённое положение
10. Хромосомы клетки содержат ДНК
11. Кровеносная система паукообразных - замкнутая
12. Улотрикс – это одноклеточная зелёная водоросль
13. Грибы, как и растения – автотрофные организмы
14. Чешуекрылые – это насекомые с полным превращением в цикле развития
15. Организмы, у которых происходит фотосинтез, являются автотрофными
Задание 5. «Моделируем экосистему водоёма». В последнее время владельцы загородных усадеб, дач, садов устраивают в эстетических целях декоративный водоём. С этой целью в землю монтируется специальная ёмкость из пластика, либо выкопанный котлован выстилается специальной плёнкой. Затем водоём заполняют чистой водой. Через несколько недель вода в водоёме приобретает зеленоватый оттенок, его стенки покрываются зелёной слизистой массой, и декоративный эффект теряется. Поэтому садоводы вынуждены периодически чистить водоём, менять воду, либо применять сильнодействующие химические средства, препятствующие описанным выше явлениям. Но есть и третий, возможно, самый эффективный способ обустройства водоёма, при котором не требуется менять воду и чистить его стенки. Попробуйте описать его (в бланке ответов), исходя из анализа тех ошибок (с точки зрения биологии и экологии), которые совершают садоводы и используя биологическую терминологию. Назовите представителей местной флоры и фауны, которых можно использовать в обустройстве водоёма. Какие меры ухода за водоёмом Вы бы предложили летом и осенью? 30 баллов