Олимпиадные задания по русскому языку (5-6 класс)
Олимпиадные задания по русскому языку – 5 класс.
1. Расставьте ударения в следующих словах.
Баловать, досуг, красивее, облегчить, партер, положил, создал, столяр, хвоя, щавель.
2.Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается звук [с]. Свой ответ поясните.
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.
3.Определите состав следующих слов.
Выносливость, зелень, загорала, наладчик, пришкольный.
4.Выпишите из ряда слов родственные слова и корни одного и того же слова.
Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь, лесистый.
5.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки в отрывке из лирической миниатюры Н.Сладкова «Апрель». Объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы графически.
На всех снежных п…лях рыж…е пятна – пр…талины.
День (ото)дня их всё больше и больше.(Не)успееш(?) и глазом м…ргнуть, как все эти маленькие в…снушки с…льют(?)ся в б…льшую в…сну.
Всю долгую зиму в л…сах и п…лях пахло снегом. Сейчас оттаяли новые зап…хи. Где ползком а где на лёгких струйках ветра пон…слись они над з..млёй.
Ч…рные пласты оттаявшей пашни, как ч…рные гряды волн. Пахнут з…млёй и ветром. (В)л…су пахнет прелыми лист(?)ями и н…гретой к…рой.
Зап…хи сочат(?)ся отовсюду из оттаявшей земли сквозь первую з..лёную щетинку тр…вы сквозь первые цв…ты, похож…е на брызги со(?)нца. Струйками ст…кают с первых клейких листоч(?)ков б…рёз капают вместе с б…рёзовым соком…
И станет скоро весь воздух в л…су – спл…шной зап..х. И даже первая з…лёная дымка над б…рёзами покаж…т(?)ся (не)цветом а зап…хом. И все в…снушки – проталинки сол…ют(?)ся в одну большую пахуч…ю в…сну.
6. Определите стиль и тип данного выше текста.
7. В тексте из пятого задания найдите:
А. Фразеологический оборот, объясните его значение.
Б. Предложение с однородными членами и обобщающим членом при них, начертите схему предложения.
8.Сочините стихотворение – одиннадцатисловие об апреле. Оно должно состоять из 11слов (как знаменательных, так и служебных), расположенных на пяти строках.
1 строка - цвет, качество (имя прилагательное);
2 строка – о чём пишу (прилагательное +существительное);
3 строка – тема расширяется (три слова);
4 строка – о себе, своих чувствах;
5 строка – результат, вывод (одно слово).
Пример стихотворения «Ивушка».
Зеленокудрая,
Тонкая ивушка,
Ты склонилась задумчиво.
Я люблю твою нежность.
Любуюсь.
Ответы к заданиям - 5 класс.
1. Расставьте ударения в следующих словах.
БаловАть, досУг, красИвее, облегчИть, партЕр, положИл, сОздал, столЯр, хвОя, щавЕль.
За каждое правильно указанное ударение – 0,5 балла, всего – 5 баллов.
2. Телефон. Звук [с] встречается в загадке 5 раз.
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.
За правильную отгадку – 1 балл, за каждый верно найденный звук – 0,5 балла.
Всего – 3,5 балла.
3. Выносливость, зелень, загорала, наладчик, пришкольный.
За каждое правильно разобранное слово – 1 балл, всего – 5 баллов.
4.Лес, лесник, лесной, перелесок, лесничий, лесничество, лесистый – однокоренные слова. Лесник, лесником, лесники – формы одного и того же слова.
За каждое правильно названное слово – 0,5 балла, всего – 5 баллов.
5. Апрель
На всех снежных полях рыжие пятна – проталины.
День ото дня их всё больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в большую весну.
Всю долгую зиму в лесах и полях пахло снегом. Сейчас оттаяли новые запахи. Где ползком, а где на лёгких струйках ветра понеслись они над землёй.
Чёрные пласты оттаявшей пашни, как чёрные гряды волн. Пахнут землёй и ветром. В лесу пахнет прелыми листьями и нагретой корой.
Запахи сочатся отовсюду: из оттаявшей земли сквозь первую зелёную щетинку травы, сквозь первые цветы, похожие на брызги солнца. Струйками стекают с первых клейких листочков берёз, капают вместе с берёзовым соком…
И станет скоро весь воздух в лесу – сплошной запах. И даже первая зелёная дымка над берёзами покажется не цветом, а запахом. И все веснушки – проталинки сольются в одну большую пахучую весну.
За правильно выполненное задание - 15 баллов(10- за правильное написание, 5 – за графическое обозначение).
6. Стиль текста – художественный , преобладающий тип речи – описание.
За определение стиля – 1 балл, за определение типа – 1 балл. Всего - 2 балла.
7. А.Фразеологический оборот – не успеешь и глазом моргнуть. Разг.(Не успел) как следует осознать, осмыслить что – либо. Об очень быстром, моментальном действии.
За нахождение фразеологизма - 1балл, объяснение – 1 балл. Всего -2 балла.
Б. Запахи сочатся отовсюду: из оттаявшей земли сквозь первую зелёную щетинку травы, сквозь первые цветы, похожие на брызги солнца.
За предложение – 1 балл, за схему -1 балл. Всего -2 балла.
8.За стихотворение – 5 баллов.
Олимпиадные задания по русскому языку – 6 класс.
1. Расставьте ударения в следующих словах.
Баловать, досуг, красивее, облегчить, партер, положил, создал, столяр, хвоя, щавель.
2.Запишите транскрипцию слова. Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-й звук от слова пятно,3-й звук повторяется дважды в слове вокруг, 4-й – безударный гласный от слова свекла. Какое слово у вас получилось? Подберите к нему 5 однокоренных слов.
3.Определите состав следующих слов.
Выносливость, двумястами, загорала, наладчик, пришкольный.
4.Даны грамматические характеристики трёх имён существительных. Найдите в одной из них ошибку.
А.Имя существительное, неодушевлённое, собственное, ср. р., 2 скл., ед.ч., П. п,
Б. Имя существительное, одушевлённое, нарицательное, ж. р., 2 скл., ед.ч., В. п,
В. Имя существительное, неодушевлённое, нарицательное, м. р., 2 скл., мн.ч., Им. п.
5.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки в отрывке из лирической миниатюры Н.Сладкова « Январь». Объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы графически.
Январь месяц б…льших м…лчаливых сн…гов. Пр..летают они всегда вдруг. Вдруг ноч(?)ю зашепчут(?)ся д…рев(?)я: что(то) творит(?)ся (в)л…су. (К)утру станет видно: пр…шла наст…ящ…я зима! Лес ут…нул в др…мучих сугробах. Под х…лодным сводом неба, покорно склонив т…ж…лые головы, застыли скорбные белые д…ревья.
Вместе (со)снегом нал…тели и наб…жали дикови..ые невиданные существа. Они ра(?)селись по пням и суч(?)кам в..карабкались на ёлки и сосны – стра…ые белые ф…гурки, (не)подвижные, (не)знакомые, но на что(то) очень похожие…
Тут выле… из сугроба л…сной ч…ловеч...к в огромной белой папах… Там, на п…ньке, с…дит не то белоч(?)ка, не то зайчик. Сл…жил он белые лапки на белое пузичко м…лчит и смотрит на белый лес. На камне у реч(?)ки белая Алёнушка: склонила голову на пл..чо по…п…рла белой ладошкой белую щ…чку. Обл…скало солнышко пр…г…рюнившуюся Алёнушку и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы…
Полон лес дикови…ых птиц и зверей. Хочеш(?) увид..ть их – п…торопись. А то дун…т ветер – поминай как звали!
6. Определите стиль и тип данного выше текста.
7.Образуйте все возможные степени сравнения от прилагательных: большой, тяжёлый.
8.Напишите сочинение – миниатюру «В гостях у заснеженного леса» (5 – 10 предложений). Используйте в нём сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета.
Ответы к заданиям – 6 класс.
1. Расставьте ударения в следующих словах.
БаловАть, досУг, красИвее, облегчИть, партЕр, положИл, сОздал, столЯр, хвОя, щавЕль.
За каждое правильно указанное ударение – 0,5 балла, всего – 5 баллов.
2.[р’ ика] –речка, речонка, речной, речник, заречный.
За правильно записанное слово – 1 балл, за каждое верно подобранное слово – 0,5 балла. Всего – 3, 5 балла.
3. Выносливость, тремястами, загорала, наладчик, пришкольный.
За каждое правильно разобранное слово – 1 балл, всего – 5 баллов.
4.Неверна характеристика п. Б: существительные женского рода не относятся ко 2- му склонению.
За правильно указанную букву – 0,5 балла, за объяснение – 1 балл. Всего -1,5 балла.
5.
Январь
Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся деревья: что – то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные белые деревья.
Вместе со снегом налетели и набежали диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны – странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что – то очень похожие…
Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузичко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Алёнушка: склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнышко пригорюнившуюся Алёнушку, и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы…
Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их – поторопись. А то дунет ветер – поминай как звали.
За правильно выполненное задание - 15 баллов(10- за правильное написание, 5 – за графическое обозначение).
6. Стиль текста – художественный, преобладающий тип речи – описание.
За определение стиля – 1 балл, за определение типа – 1 балл. Всего -2 балла.
7.Большой – больше, самый большой; тяжёлый – тяжелее, более ( менее) тяжёлый, тяжелейший, самый (наиболее, наименее) тяжёлый.
За верно образованное прилагательное - 1 балл, всего – 6 баллов.
8. За сочинение – 5 баллов.