Олимпиадные задания по русскому языку
Олимпиадные задания по русскому языку
для учащихся 4 классов
класс ________________________
ФИ ученика __________________________________________________________
Выпиши слова, в которых есть звук [й].
И вскользь мне бросила змея:
«У каждого судьба своя!»
Но я то знал, что так нельзя-
Жить, извиваясь и скользя.
Ответ: _________________________________________________________
Найди лишнее слово по типу склонения. Подчеркни его.
Речь, весть, просека, власть.
Поляна, рука, черемуха, рот.
Костя, Петербург, поезд, вокзал.
Отвага, капель, жимолость, гордость.
Детство, приключение, достояние, техника.
Народ, остров, корзина, дар.
Тепло, наследие, гора, богатство.
Ягода, чаша, огонь, дружина.
Вставь пропущенные буквы, объясни правописание.
Деревенский ст . рожил сад колхозный ст . рожил.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Разместите буквы в свободных клетках так, чтобы слева направо и сверху вниз можно было прочесть три семибуквенных слова.
Объясни значение устойчивых выражений:
Сломя голову - ……………………………………………………………………
Очертя голову - …………………………………………………………………..
Жить за чужой головой – ……………… ……………………………………….
Свалить с больной головы на здоровую - ………………………………………
Ломать голову - ……………………………………………………………………
Путем перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.
лик + пена = ___________________
иск + том = ______________________
кожа + ворон = _____________________
Разгадай шараду: Корень извлечь из «начинки» несложно,
Приставка в «сосуде» хранится надёжно,
Суффикс в «гудении» ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь.
Ответ: ____________________________________________________________
Найди общее окончание (из двух букв) для этих слов:
В
Г
Д
К
М
П
. .

С т
Т
УГ
УК
Ф
Составь словосочетания, в которых слова «седой», «бархатный», «прямой» будут употреблены в переносном значении.
Ответ:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.От существительных мужского рода образуйте близкие по смыслу существительные женского рода:
Бык - ____________ петух - ___________________
Баран - ___________ индюк - __________________
Селезень - _________ боров - ___________________
Гусь - _____________ медведь - _________________
11. Как известно, некоторые слова, в том числе и прилагательные, могут употребляться в прямом и переносном значении. Найди общее определение к каждой группе из трёх существительных:
А) дорога, воля, дисциплина - ________________________________
Б) чай, приём, день - ________________________________________
В) зуб, ключик, характер - ___________________________________
Г) хлеб, климат, подушка - __________________________________
12. Подчеркни имена существительные, которые использовал поэт, чтобы так ярко нарисовать зимний пейзаж. Укажи их склонение, запиши, какой падеж здесь отсутствует.
***
На сосне и на березе – бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на березе и сосне.
Отсутствует _________________ падеж.
От существительных образуй глаголы с постфиксом «ся».
Существительные: Пояс, правда, свет, земля, луна, свобода.
Ответ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14.Выпиши слова, в которых только твердые согласные.
Водит, пашешь, верит, смех, мел, можешь, матч, шишка, цирк.
Ответ: ___________________________________________________________
15.Подбери нужный антоним к многозначным словам:
Свободная обувь - _____________________________
Свободное дыхание - __________________________
Резкое слово - ________________________________
Резкий звук - _________________________________
Мягкий хлеб - ________________________________
Мягкая зима - ________________________________
16.Запиши слова в три столбика в зависимости от орфограммы в корне. Слова:
Поздний, смешной, книжка, тропинка, травка, честный, мясной, редкий, звездный.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. В каких словах ударение падает на первый слог?
А) квартал Б) щавель В) свёкла Г) гусеница
Д) статуя Е) цемент Ж) досуг З) понял
18. «Он упал ничком, и глаза его остановились на чёрной луже.»
Что такое ничком?
А) быстро Б) на живот В) на спину Г) как ничок Д) небольно
19.Какими из этих словосочетаний можно охарактеризовать опытного человека?
А) старый волк Б) сивый мерин В) стреляный воробей
Г) тёртый калач Д) белая ворона
20. Допишите утверждения:
Речь может быть письменной и _______________________________.
Слова в письменной речи состоят из ___________, а в устной – из _______________________.
Буква может не обозначать никакого _________________ в слове.