АНИКИНА НАТАЛЬЯ ЛЕОНИДОВНА
МОУ «СОШ» с. УСТЬ-КУЛОМ
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ
«ОНА, КАК МЫ – ТАКАЯ ЖЕ ЖИВАЯ!»
Сценарий экологического мероприятия " Она, как мы - такая же живая!"
Участники: 7 класс
Цель: научить детей бережно относиться к природе
Задачи:
*расширять кругозор учащихся,
*прививать любовь к природе родного края,
*закрепить знания детей о растениях и животных,
*закрепить знания учащихся о поведении на природе, формировать ответственность за принимаемые экологические решения и уверенность в преодолении экологической опасности, убеждение во всесторонней ценности природы для человека и общества,
*формировать умения детей работать в группе.
Ход мероприятия
-Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем необычный классный час. Для начала давайте встанем в круг и рассчитаемся на первый-второй-третий. Теперь каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны. Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево. Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны. На выполнение задания вам дается только три минуты. За это время вы должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников и коснуться друг друга локтями. (Через три минуты ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.)
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
- Вот какие молодцы! Что ж, вот у нас получились три группы, которые нужно назвать. Итак, я даю вам 2 минуты на то, чтобы придумать название своей команде.
Учащиеся придумывают название командам.
- А теперь, находясь в таком прекрасном расположении духа, давайте выполним следующее задание. Называется оно "Волшебное лукошко". В корзинах, которые вы видите на своих столах, вы найдете то, что поможет вам определить тему нашего сегодняшнего занятия. Загляните в свои корзины и сделайте вывод, какова же тема нашего классного часа.
Учащиеся заглядывают в корзинки и находят в них небольшой глобус, пустую пластиковую бутылку, газету, фотографии растений и животных, свалки ит.д. Ребята догадываются, что темой занятия будет природа и защита окружающей среды.
слайд 1.
- Да, ребята, сегодня мы с вами будем говорить именно об общем у нас у всех доме - природе. Итак, тема на слайде: " Она, как мы - такая же живая!". Состояние окружающей среды на сегодняшний день крайне неблагополучно, а в некоторых районах даже приобрело характер экологического бедствия. Экологические чрезвычайные ситуации практически охватывают все стороны жизни и деятельности человека. Человечеству необходимо повышать экологическое самосознание, ибо без коллективного экологического самосознания нам не выжить!
- Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд. Пред вами кластер. У вас на столах вы тоже видите кластеры. В центре его вы видите цель нашего занятия, а вот остальные элементы кластера пусты. Заполните, пожалуйста, эти пропуски. Это задачи, которые вы поставите себе, и которые мы должны будем решить в ходе нашего занятия.
Слайды 2.
Учащиеся каждой группы записывают задачи занятия на кластерах. Затем учитель просит каждую команду озвучить свои записи и сверить со слайдом 3.
- Так, цели и задачи поставлены. Давайте продолжим нашу работу. Перед вами конверты. Открыв их, вы обнаружите письмо. Прочитайте, пожалуйста, письмо и найдите основные проблемы, которые есть в мире (приложение 1). Запишите их на листах, которые тоже лежат на ваших столах. Также вы найдете там карандаши, фломастеры и даже цветные стикеры. Все это поможет вам выполнить мое задание. После этого определите, какие проблемы есть в нашей республике. Даю вам 10 минут.
- Проверим вашу работу. Каждая команда называет проблемы, которые нашла в тексте. Остальные внимательно слушают. За каждый правильный ответ команда получит жетон.
Слайд 4.
- А какие проблемы вы нашли в нашей республике? С чем они связаны?
Высказывания учащихся.
- Сейчас, думаю, пришло время немного отдохнуть. После небольшой паузы мы продолжим нашу работу.
Учитель включает музыку.
Слайд 5.
- Ребята, по моей команде изобразите, пожалуйста, одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода.
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Можно дать дополнительные 2 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.
Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
- Теперь давайте прогуляемся по лесу. У нас очень богатый и красивый лес.
Слайды 6-12
- В нашем лесу тоже хватает проблем. Вы все ходите в лес и видите бурелом, следы пожаров, поврежденные деревья, вырванные с корнем растения и грибы. Сейчас я предлагаю вам немного помочь леснику. В его лесу такое творится постоянно, и он не успевает предупредить каждого о том, как надо себя вести в лесу. Давайте мы с вами напишем эти правила. У вас на столах вы видите ноутбуки. Найдите документ «Правила в лесу» (приложение 2). Закончите, пожалуйста, предложения, и мы сможем повесить эти вывески при входе в лес.
Учащиеся выполняют задание на ноутбуке.
- Давайте послушаем, что у вас получилось. Правильно выполненное задание принесет вам еще один жетон.
- Молодцы! С этим заданием мы тоже справились. Ну, а напоследок, вы все попробуете себя в роли защитников природы. Вам необходимо создать статью по защите природы. У вас на столах есть все необходимое: газета, клей, ножницы и бумага. Пользуясь вырезками, напишите обращение к людям о бережном обращении к природе.
Проверка задания. Обращение должно быть интересным и со смыслом. Лучшее награждается жетоном.
Этап: разминка (релаксация) 3 мин. «Радость общения»
- Цели и задачи метода: Снятие напряжения и усталости
Учащиеся встают около своих парт. Не сходя с места, нужно под веселую музыку дотронуться (рукой, предметом, цепочкой рук одноклассников) до как можно большего количества своих соседей со словами «Я рад тебя видеть».
Примечание: Можно использовать соседей. Попросить соседа дотронуться до одноклассника. При этом самому держаться за руку своего соседа (цепочка)
- Подведем итог. В любом случае, победителей и проигравших у нас сегодня нет. Жетоны помогли вам только лучше поработать на сегодняшнем классном часу. Посмотрите на доску. Вы видите радугу знаний. Человек всегда мечтал залезть на нее и посмотреть на землю сверху. Сегодня у вас есть такая возможность. У вас на столе лежат человечки. На какой полосе радуги вы себя видите после нашего классного часа?
Учащиеся размещают на плакате фигурки человечков, имитирующих их на «радуге знаний». Можно попросить ребят прокомментировать (по желанию) свой выбор.
- Замечательно! Вы хорошо поработали. Эта тема еще будет волновать нас очень долго, поэтому сегодня мы завершим наш разговор троеточием…
Приложение 1
Человечество развивается рекордными темпами и ежедневно создает все новые технические средства, которые, с одной стороны, облегчают жизнь, а с другой - усугубляют экологические проблемы. Этот новый мир постепенно вытесняет из нашей жизни чистый воздух, воду, почву, оставляя лишь глобальную экологическую проблему их очистки. Уже сегодня в больших городах существует проблема загазованности улиц и люди, заботящиеся о своем здоровье, при выборе района стараются избежать близости пролегания оживленных дорог.
Но если человечество расплачивается за собственные ошибки, то братья наши меньшие страдают совершенно незаслуженно: уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных. На Земле с каждым днем становится все сложнее найти участок природы, сохранившийся в своем первозданном виде, все сложнее животным скрыться от экологических проблем, создаваемых человеком. А когда возникает конфликт между существенными жизненно важными интересами животных и несущественными интересами человека (чаще всего - экономическая выгода), несмотря на признание многими странами прав животных, конфликт решается в пользу человека. Одним из таких решений можно считать непрекращающуюся вырубку лесов, оставляющую животных без дома, а планету без чистого воздуха.
Граждане многих стран уже привыкли экономить водопроводную воду и покупать воду для приготовления пищи, не за горами платный чистый воздух. Отрицательное влияние загрязненной атмосферы на почвенно-растительный покров связано как с выпадением кислотных атмосферных осадков, вымывающих кальций, гумус и микроэлементы из почв, так и с нарушением процессов фотосинтеза, приводящих к замедлению роста гибели растений. Совместное действие их факторов приводит к заметному уменьшению плодородия почв и исчезновению лесов
Вода - одна из наиболее важных жизнеобеспечивающих природных сред, образовавшихся в результате эволюции Земли. В связи с непрерывно возрастающим загрязнением поверхностных вод подземные воды становятся практически единственным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения населения. Поэтому их охрана от загрязнения и истощения, рациональное использование имеют стратегическое значение.
Приложение 2
1 не рви зря….
2 не обижай
3 ….за собой весь мусор
4 не собирай…тебе ягоды и грибы
5 не разводите большой …
6 никогда не вырывай гриб …
7 строго запрещается …
8 не ходите по лесу…
9 деревья и кустарники …строго запрещено!
10 не разоряйте…