12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Максимова Елена Станиславовна72
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

МЫ – ВМЕСТЕ!

(ко Дню толерантности)

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.

Б. Шоу

Цель: Воспитания толерантного отношения к окружающим;

Формирование навыков бесконфликтного общения;

Сплочение классного коллектива

Форма проведения: игра с элементами диалога

Учитель: Добрый день! Сегодня я попрошу вас разбиться на пары так, как вам будет удобно и занять свои места так, чтобы вы могли видеть друг друга.

(Учащиеся занимают свои места. Парты расставлены так, чтобы каждая пара учащихся смотрела друг на друга). Хорошо. Я думаю, что теперь вам удобно и комфортно. Думаю, что вы разбились на пары именно по этому принципу. А теперь я попрошу, чтобы каждый из вас посмотрел друг на друга и заполнил вот эти, лежащие перед вами карточки. Вы должны заполнить два столбика. В первом вы укажите, что общего у вас и вашей пары, а во втором – что вас друг от друга отличает. Время на работу – 3-5 минут. Вы можете начинать работу с любого столбика. Главное, чтобы вы работали в полной тишине и не пытались переговариваться друг с другом.

(Учащиеся заполняют таблицу. Схожими чертами может послужить цвет волос, пол, возраст и т.д., то же может быть отмечено и в графе «различия»).

Сходства

Различия

   

Учитель: А теперь, когда время вышло, я попрошу вас зачитать то, что у вас получилось. (зачитываются ответы 2-3 пар). Хорошо. Вот видите, сколько между вами разного, но ведь это не мешает вам общаться, дружить, выполнять какую-то совместную работу. Если вы посмотрите на своих одноклассников, то не найдете ни одного, полностью похожего на вас. Вас будут объединять какие-то черты, но гораздо больше между вами будет разница. И это правильно. Мы с вами все разные. На свете нет ни одного человека, абсолютно похожего на другого. Даже близнецы отличаются друг от друга характером, иногда немного ростом, бывает, что цвет глаз у них несколько иной. Одинаковыми и абсолютно идентичными могут быть, разве что, машины, роботы (слайд). Но не люди. Представьте себе, насколько скучна была бы жизнь в мире, где все люди выглядели бы одинаково, носили одинаковую одежду, любили бы одинаковые фильмы, музыку, имели бы одинаковые привычки. .. Ведь это было бы ужасно скучно! Иногда подобные картины изображают писатели-фантасты, но это бывает в антиутопиях

А теперь, скажите мне, у вас много друзей? (ответы учащихся) Тогда я попросила бы вас заполнить карточку под номером 2. Вам требуется вспомнить ваших друзей, может быть, в классе, может, вне школы и постараться записать ваши общие увлечения, привычки, в общем, попытаться объяснить, почему вам с ними интересно, что вас объединяет?

Мои друзья

Почему мы дружны

   

(После оформления таблицы зачитываются ответы еще 2-3 пар, после чего составляется общий круг увлечений и интереса класса: чем занимаются в свободное время, круг увлечений, какую музыку слушают, какие фильмы смотрят и т.д. Эта общая таблица для наглядности оформляется на ватмане на доске).

Учитель: Отлично, а теперь посмотрите, пожалуйста, на экран. Есть ли среди ваших друзей и знакомых представители следующих молодежных объединений? (На слайде демонстрируются картинки с изображением молодых людей – эмо, готов, неформалов и т.д.) Скажите, как вы к ним относитесь? Почему вам они неприятны, безразличны или же, наоборот, интересны? (ответы учащихся). А ведь они также как и вы любят гулять с друзьями, увлекаются футболом, посещают кинотеатры и т.д. ведь у вас с ними общие увлечения. Но они другие

Мы не случайно сегодня заговорили об этом, ведь 16 ноября – Всемирный день толерантности. Это относительно молодой праздник и его празднование связано с воспитанием умения терпимо относиться к тем, кто отличается от нас. Само слово «толерантность» связано с французским министром Толейраном, который был выдающимся дипломатом и умел наладить отношения с представителями самых разных стран и культур.

1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность (резолюция 51/95 от 12 декабря).
Это решение было принято в связи с проведением в 1995 году Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости, который был провозглашен Ассамблеей в 1993 году (резолюция 48/126). Этот Год был объявлен по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО. 16 ноября 1995 года государства — члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости и Программу действий в продолжение мероприятий Года.
Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года (A/RES/60/1) года подчеркивает стремление глав государств и правительств улучшать благосостояние человека, свободу и прогресс где бы то ни было, а также способствовать терпимости, уважению, диалогу и взаимодействию между различными культурами, цивилизациями и народами.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от большинства или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность – трудное и редкое достижение. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к "другим" – тем, кто от нас отличается.

Толерантность – слово заимствованное, а поэтому мало понятное.
Ближайшие синонимы: терпимость, уважение к чужому мнению, лояльность
Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие.
Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.

Основные принципы толерантности.

К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

·              отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений.

·              умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;

·              толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;

·         принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.

Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Сегодня проблемы толерантности особенно актуальны. Я не зря спросила у вас про друзей, относящихся к новомодным молодежным объединениям. Только среди них не было людей этой группировки. (На слайде изображение представителей группы скинхедов или неонацистов). Есть ли представители этой группы среди ваших друзей? (Ответы учащихся). Вот для них понятия толерантности не существует. Это представители экстремистках группировок, которые не терпят тех, кто не такой как они. Их лозунги «Россия для Русских» хорошо вам известны, и то, что они творят, тоже. Как вы считаете, правы ли они? (ответы учащихся)

А вот ваши прадеды считали иначе. Потому что в минуту опасности, когда наша страна была на волосок от гибели, ее защищали не только русские. Весь мир поднялся на борьбу с фашистской заразой (слайды с изображением солдат и боев), и только это помогло нам победить. Есть даже притча про отца и его сыновей. Когда дети стали спорить друг с другом, он предложил им провести небольшой опыт – переломить прутик. Братья легко сделали это, тогда отец предложил им переломить всю метлу, и ни один не смог этого сделать. Смысл этой притч – только в единстве сила. Пока мы едины, мы непобедимы! А агрессия и национальные розни порождают только неприязнь и конфликты.

Не следует забывать. Что наша страна – многонациональная. Здесь проживает огромное количество народностей и национальностей. У каждого из них свой язык, своя культура, свои обычаи, но все мы – граждане одной страны (слайд). И если мы с вами научимся принимать и уважать тех, кто отличается от нас цветом кожи, взглядами и вкусами – жить станет намного проще.

Ведь у нас есть то, что объединяет всех нас, не только русских, но и немцев, и украинцев, и итальянцев, и всех-всех. Как вы думаете, что это? (ответы учащихся)

Правильно, это наша Земля. Она у нас у всех одна, нам всем светит одно солнце, и все мы живем в одном общем мире. Так вот, я бы хотела, чтобы на ваших лучиках вы написали сейчас то, что поняли после нашей беседы. (составление солнца)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.