Описание практики наставничества
Введение
Я, Воронцов Сергей Иванович, учитель физики МКОУ «Солнцевская СОШ», имеющий высшую квалификационную категорию, почетный работник общего образования Российской Федерации, являюсь наставником молодого специалиста, учителя ОБЖ, бывшего своего ученика, подполковника внутренней службы в запасе, окончившего Воронежское пожарно-техническое училище МВД России, Академию Государственной противопожарной службы МЧС России, в настоящее время проходит переподготовку в Курском Государственном университете по специальности учитель ОБЖ и физической культуры, ныне своего коллеги Гридасова Владимира Владимировича.
Описание практики.
Как наставник я реализуюсь первый год поддержки и сопровождении молодого педагога в процессе адаптации и профессиональном развитии. Моим подопечным является учитель ОБЖ. Поэтому очень важно поддержать молодых специалистов, поделиться с ними опытом своей работы, знаниями и умениями, создать программу сопровождения молодого специалиста в период его адаптации. В школе организовываю проведение консультаций, взаимопосещение уроков, их анализ, выработка памяток в области предметных специализаций и методами преподавания. Я обращаю большое внимание на то, что одним из важнейших моментов методической помощи является работа над составлением подробного тематического плана. Каждый урок прописан в соответствии с программой и учебником. Так молодой педагог еще до начала учебного года ознакомился с содержанием учебника, прописал домашнее задание, готовил дидактический материал, использовал Интернет-ресурсы, методическую копилку, возможности кабинета. Для того чтобы методически подготовиться к началу урока. Он анализирует раздаточный материал, работает в рабочих тетрадях, подбирает видео-уроки в подробной последовательности по четвертям и полугодиям. И я вместе с молодым педагогом не только анализирую этот материал, но и помогаю составлять задания, вопросы к ним. И важно, что собранный материал определяется по темам урока и находится в доступности при подготовке к занятиям. К сожалению, у него пока нет своего кабинета. Он пользуется моим кабинетом, который полностью оснащен техническими средствами и наглядными пособиями. Для хранения методических материалов, наглядных пособий и дополнительной литературы, я выделил ему несколько полок.
Сейчас не требуется подробного поурочного тематического плана, но при подробном и тщательном использовании имеется огромное множество плюсов: учитель ведет систему тем, четко формулирует те навыки и теоретический материал и те вопросы, которые он должен объяснить учащимся для их усвоения. Прорабатываются контрольные вопросы, меняется их число и лишь с ним прорабатываются моменты разных педагогических технологий, которые необходимых для работы, там прописаны все конечные результаты, которые должны усвоить ученики.
Во время посещения моих уроков, которые проходят по определенной педагогической технологии, он перенимает мой опыт работы. При анализе урока прошу, чтобы наставляемый сказал, какие этапы урока услышал, увидели, и при этом после всего просмотренного и сказанного совместно делаем анализ урока, на что будет обращать внимание проверяющий или контролирующий человек. Прорабатывается каждая цель урока. Ведь цель – это конкретный результат. Научился правильно ставить цель урока, понимать, что он хочет от этого занятия, что он желает увидеть в конце своего урока, что должны услышать ребята. Я советую не скачивать конспекты и материалы урока с Интернет-ресурсов, но в тоже время пользоваться Интернетом необходимо, записывать методические моменты, а также подробный конспект урока.
Обращаю внимание на распределение времени на каждый этап урока. И затем советую переходить на технологические карты, которые он собирает в свою методическую копилку. Во время посещения моих уроков и посещения его уроков он знакомится с новыми педагогическими технологиями. Подводя итоги, можно сказать, что работа с молодыми специалистами помогает мне согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи между нами, делает молодого педагога владельцем секретов мастерства, накопленного мною за многие года.
Овладение специальностью на практике представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий освоение основных функциональных обязанностей педагога, знакомство с нормативной правовой базой, становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Вместе с тем, начинающие педагоги способны привнести новые взгляды на воспитание, развитие детей, инициировать «свежие» идеи по вопросам работы образовательного учреждения и педагогического коллектива.
По моему совету молодой специалист посещает вебинары сайта Издательство «Просвещение» https://prosv.ru, где повышает свою педагогическую компетенцию.
Молодой специалист должен чувствовать себя комфортно в коллективе. Я его привлекаю к внеклассной работе по дополнительному образованию и военно-патриотическому воспитанию учащихся.
Проводимая Владимиров Владимировичем работа позволила ему подготовить победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников и участника регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3 Приложение №4
Приложение №6
Приложение №5Приложение №7