Дополнительная программа добровольческого объединения «Клуб "Патриот"» на тему «Практика наставничества "студент — обучающемуся"»
Материалы Нетворкинг-встреч
«Педагогические копилки в помощь молодым»
в рамках работы областной стажерской площадки по теме:
«Наставничество как одна из форм профессионального, личностного и творческого развития педагогов и обучающихся»
ФГБОУ Самарский государственный университет путей сообщения
Факультет «Системы обеспечения движения поездов»
Принята УТВЕРЖДЕНА:
Ученым советом Декан СОДП
Протокол № _________
«___» ________ 20____ г. « ___» __________ 20____г.
Дополнительная программа
добровольческого объединения
«Клуб «Патриот» СамГУПС
«Практика наставничества
Форма организации деятельности - Очная
Направление социально-педагогическое
Возраст – 18-23 года
Срок реализации - 1 год
Самара-2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Аннотация
Анализ результатов социологических исследований в студенческом и школьных коллективах выявил закономерность преобладания показателей патриотической самоидентификации у студентов перед школьниками.
Объединение детского и молодежного движений, взаимопроникновение содержания их деятельности, привлечение больших, нежели в школе, возможностей вуза, введение института наставничества студентов по отношению к школьникам, позволяет создать единое воспитательное пространство, которое выводит гражданско-патриотическое воспитание участников обоих коллективов на новый уровень, создает условия для взаимообогащения в личностном плане всех сторон.
В Программе представлены материалы, раскрывающие концепцию наставничества, организацию работы наставников, особенности организации наставничества, осуществляемого в разных типах учебных заведений.
Цель программы – оказание наставнической поддержки в становлении личности гражданина страны – хранителя исторической паияти
Основными категориями процесса наставничества являются развитие как процесс становления личности наставляемого под влиянием внутренних и внешних, социальных и биологических факторов; воспитание как процесс формирования человека интеллектуального, духовного и физически развитого, его подготовка к активной жизни, в том числе трудовой.
Наставник – это волонтер, сопровождающий любого человека, нуждающегося в помощи и поддержки, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Волонтеры - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Наставник - это социальный аниматор, который совершенствует, выстраивает социальные отношения так, что они своими смыслами и красотой могут захватить, привлечь к нравственным ценностям и правильному выбору подопечного.
В объяснении понятия «наставничество» присутствуют такие категории, как «поддержка», «сопровождение», «содействие». В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, можно выделить три основных компонента: диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей; отбор и применение методических средств; анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать процесс.
Выделяются следующие этапы взаимодействия наставника и наставляемого:
Первый этап - определение цели взаимодействия, установление отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, проблем умений и способностей подопечных;
Второй этап - выработка стиля наставничества, делегирование опыта на основе частичного включения наставляемого в практику деятельности наставника,
Третий этап - определение степени готовности наставляемого к выполнению запланированной деятельности
Одним из условий эффективного взаимодействия наставника и наставляемого на всех этапах является обратная связь, обеспечивающая доверительные отношения, своевременную корректировку действий, результативность взаимодействия
Формы наставничества могут быть коллективными, когда за одним наставляемым закрепляется несколько наставников, и индивидуальными. В данной модели используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие наставники всегда с готовностью делятся опытом и помогают наставляемому.
Планируемые результаты реализации Программы:
Рост личностных характеристик наставника и наставляемого
Привлечение дополнительных ресурсов в развитие образовательных и социальных проектов и программ
Улучшение психологического климата и доверительного отношения в коллективе
Умение работать в группах, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу и строить продуктивные взаимоотношения с окружающими
Овладение специальными знаниями и умениями, необходимыми для групповой проектной работы
Программа адресована специалистам учреждений высшего, общего и дополнительного образования: социальных педагогов, педагогов-психологов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе
Краткое описание
Программа дополнительного образования «Клуб «Патриот» СамГУПС», составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации Российского образования, переработана и скорректирована с учетом рекомендаций ведомственного проектного офиса национального проекта «Образование» для методической поддержки внедрения в субъектах Российской Федерации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145.
Программа дополнительного образования «Клуб «Патриот» СамГУПС» является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности.
Актуальность
Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи.
Объединение детского и молодежного движений, взаимопроникновение содержания их деятельности, привлечение больших, нежели в школе, возможностей вуза, введение института наставничества студентов по отношению к школьникам, позволит создать единое воспитательное пространство, объединяющее обучающихся высшего, общего и дополнительного образования, которое выведет воспитательный процесс на новый уровень, создаст условия для взаимообогащения в личностном плане всех его участников.
Наставники – студенты – волонтеры университета, члены патриотического объединения, наставляемые – обучающиеся учреждений общего и дополнительного образования. Обстоятельство, что студенты занимаются в университете деятельностью по гражданско-патриотическому воспитанию, позволяет сделать больший уклон на гражданско-патриотическое воспитание школьников, эффективнее корректировать их нравственные установки, растить настоящих граждан и патриотов своей страны.
Концептуальные основы программы
Наставничество, как вид волонтерской деятельности – старейший метод передачи опыта. Очевидно, что подростку необходимо овладеть социально-жизненными навыками для успешной социально-психологической адаптации и социализации в обществе. Наставник, способный стать значимым «взрослым» для подростка, способный найти подход, раскрыть его возможности и интересы сможет оказать социально-психолого-педагогическую помощь и поддержку.
Обязательным условием во взаимоотношении подростка и наставника является - доверие. Именно поэтому с наставником за небольшой срок можно научиться большему, чем без него за всю жизнь. И научиться именно тому, что нужно для достижения успеха. Наставничество невероятно мощная форма личного развития, которая может привести к реальным результатам. Процесс воспитания активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия наставника и наставляемого.
Воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, педагогов, семьи. Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны.
Приобретение социального опыта молодого человека зависит от того, какие межличностные отношения складываются во всех конкретных малых группах, в которые он входит. Приобщению к активной социальной, досуговой, познавательной и другим видам деятельности способствует программа дополнительного образования «Клуб «Патриот» СамГУПС».
Данная программа призвана сформировать в участниках добровольческого объединения лидеров, способных вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел. Содержание проектов, входящих в программу, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех обучающихся, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей. В настоящее время особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться в молодежи.
Программа дополнительного образования «Клуб «Патриот» СамГУПС» преследует основную идею — воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Эффективность практики наставничества в ФГБОУ ВО «СамГУПС» заключается в том, что перечень методических мероприятий образует систему, которая имеет цель, структуру, специально сформированные, действующие связи и отношения между компонентами, и обязательно продуктом её деятельности являются показатели личностного роста обучающихся, развитие их творческого потенциала и личностных компетенций. Успех реализации программы дополнительного образования «Клуб «Патриот» СамГУПС» зависит от позитивного отношения и поддержки молодежному волонтерскому движению со стороны Администрации университета, района и города, профессорско-преподавательского состава, специалистов социальной, профилактической и психологической служб города, предприятий, организаций, учреждений, представителей диаспор города, администрации города.
Цель создания клуба «Патриот»:
Развитие у обучающихся лучших качеств патриота России, сохранение преемственности поколений на основе патриотической памяти, примерах героического прошлого народа, приобщение к традициям и богатейшей культуре страны.
Задачи:
· Формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому России, культуре её народов, природе.
· Формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, народа, готовности защищать интересы государства.
· Развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому.
· Вовлекать обучающихся в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать общественную активность.
· Развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России, не допускать проявлений национального экстремизма в молодежной среде.
· Воспитывать у молодежи неприятие агрессии, насилия и войны.
· Способствовать физическому развитию обучающихся, развивать чувство ответственности за свое здоровье и образ жизни.
· Способствовать подготовке юношей к службе в Вооруженных силах России.
По возрастному уровню программа дополнительного образования» предназначена для обучающихся 1-4 курсов университета, в возрасте от 18 до 22 лет. Волонтеры объединения являются разными по возрасту и социальному статусу. Объединение комплектуется на основании заявлений обучающихся на добровольной внеконкурсной основе.
Цель института наставничества в ФГБОУ ВО «СамГУПС» - оказание поддержки и практической помощи обучающимся учреждений основного и дополнительного образования в успешной и быстрой социализации в обществе, оказание позитивного влияния при выборе ими жизненных ценностей в условиях единого воспитательно-методического пространства. Наставничество, как практика в ФГБОУ ВО «СамГУПС» –движение с целью добиться большего влияния и на собственную жизнь (помогая другим, наставники обретают уверенность в своих способностях, оттачивают социальные компетенции, формируют новые социальные связи).
Срок реализации программы дополнительного образования «Клуб «Патриот» СамГУПС» составляет 1 год обучения, 1 час в неделю, 35 часов в год.
Основные направления и мероприятия по реализации программы Система гражданско-патриотической работы в объединении включает в себя комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания обучающихся. Патриотическое воспитание является плановым, системным, постоянным, одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности и включает в себя следующие направления:
· Краеведческое и поисковое (освоение традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности, сохранение и развитие русской культуры через изучение народных обычаев, традиций, ремесел. Изучение истории Отечества).
· Литературно - музыкальное (привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества самарских писателей, поэтов, композиторов, воспитание музыкальной культуры).
· Экскурсионно-туристическое (воспитание потребности в изучении родного края,, изучение шедевров народной и мировой культуры, воспитание грамотного зрителя, умеющего отличать высокохудожественные образы традиционной и современной Российской культуры от низкопробных.).
· Здоровьесберегающее (формирование у обучающихся культуры сохранения совершенствования собственного здоровья, воспитание здорового спортивного соперничества между детскими коллективами. Пропаганда здорового образа жизни).
· Экологическое (воспитание любви к природе, потребности в её защите от негативных воздействий — загрязнения, вырубки лесов, замусоривание берегов Волги, изучение природы родного края).
· Гражданское (формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом).
· Патриотическое (сохранение памяти о героических событиях, подвигах, формирование уважения к военной профессии).
Реализация этих направлений формирует у обучающихся высокую социальную активность, гражданскую ответственность, высокую духовность личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способными проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов добровольческой (волонтёрской) деятельности обучающихся. И в соответствии с выбранными направлениями работы волонтёрского объединения программа предполагает виды и формы добровольческой деятельности:
· работа с ветеранами (пожилые, ветераны войны);
· работа с детьми и молодежью (в социальных приютах для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, интернатах для детей с ограниченными возможностями, школах,);
· участие в проектах, направленных на решение проблем местных сообществ;
· развитие проектов, направленных на пропаганду идей здорового образа жизни среди молодежи, профилактику курения, алкоголизма, употребления наркотиков;
· и многое другое.
Блоки программы | Основные мероприятия |
Информационный блок | 1. Мероприятия по сохранению исторической памяти. |
Валеологический блок | 1. Университетские спартакиады здоровья. |
Проектный блок | 1. Разработка и реализация проектов и акций. |
Познавательный блок | 1. Сбор и обобщение информации в архивах, в семейных архивах, Интернет-ресурсах 2.Беседы. |
Координационный блок | 1. Координация работы группы волонтеров руководителем группы. 4. Продвижение идей наставничества по отношению к школьникам |
Досуговый блок | 1. Проведение агитационных программ. 3. Походы в театр |
Формы организации добровольческой (волонтёрской) деятельности:
· индивидуальная;
· групповая;
· работа по подгруппам.
Формы организации занятий: акции, анкетирование(тесты, опросы и т.д.), встречи с интересными людьми, выставки, гостиные, диспуты, дискуссии, защита проектов, конкурсы, конференции, круглый стол, КТД по разным направлениям деятельности, мероприятия, «мозговой штурм», походы, праздники, презентации, проекты, рейды, семинары, тренинги, фестивали, экскурсии, и т.д. Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверкиВ результате реализации программы дополнительного образования «Клуб «Патриот» СамГУПС» обучающиеся должны овладеть следующими навыками:
· позитивного общения;
· принятия решения;
· решения проблем;
· критического мышления;
· межличностных контактов;
· умения постоять за себя и договориться с другими;
· сопротивления негативному групповому давлению сверстников;
· совладения с эмоциями;
· управления стрессом и состоянием тревоги;
· выхода из конфликтной ситуации;
· формирование позитивного «Образа Я».
В ходе реализации программы ожидается:
· формирование у молодёжи высоких нравственных, морально — психологических качеств, составляющих основу патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;
· формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
· участие в акциях;
· формирование более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
· формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
· развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;
· увеличение количества обучающихся, желающих активно участвовать в волонтёрской деятельности;
· получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;
· обеспечение взаимодействия с городскими, районными волонтёрскими организациями с целью обмена опытом и последующего внедрения инновационных форм и методов работы;
· владение знаниями и умение аргументированно отстаивать свою позицию;
· организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового образа жизни;
· включение подготовленных волонтеров в активную деятельность по формированию здорового образа жизни в молодежной среде;· привлечение к общественно значимой деятельности;
Овладеть ключевыми компетенциями:
Информационно-технологическими:
· умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;· умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов;· умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.
Коммуникативными:
· умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;· умение обмениваться информацией;· умение дискутировать и защищать свою точку зрения;· умение выступать на публике (аудитория класса, параллели)
Социально-личностными:
· способность вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;· иметь собственную определенную позицию по любому вопросу, уметь ее отстаивать.
Здоровьесберегающими компетенциями:
· умение грамотно сформулировать заповеди здорового образа жизни;
· навык придерживания ЗОЖ
Уметь:· рефлектировать чувства;
· принимать свои чувства и чувства окружающих людей;
· говорить о своих эмоциях и проблемах;
· давать себе позитивную самооценку;
· отстаивать свое мнение;
· ставить перед собой цель и достигать ее;
· признавать право на собственные ошибки;
· разрешать конфликты мирным путем;
· контролировать ситуацию, принимать на себя ответственность за собственную жизнь.
Мониторинг и анализ результатов. Мониторинг реализации программы будет осуществляться через:
· анкетирование всех участников программы (волонтеров, участников целевых групп, педагогов);
· выпуск отчетных буклетов;
· анализ результатов проведенных мероприятий;
· мониторинг достижений волонтёров.
Критерии эффективности реализации программы
1 | Показатели - Число постоянных волонтеров в организации - Количество волонтерских групп - Активно работающие волонтеры (% от общего числа зарегистрированных волонтеров) - Разработка и внедрение проектов - Участие во всероссийских акциях - Количество проведенных волонтерских акций, мероприятий - Узнаваемость организации и волонтеров - Удовлетворение волонтеров от программы - Число нуждающихся, получивших услуги волонтеров - Позитивные отзывы получателей услуг и партнеров (количество благодарностей) - Число повторных обращений получателей услуг - Количество публикаций в СМИ о программе |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел | Тема | Количество часов | |||
Всего | Теор ия | Прак тика | |||
1 | Вводное занятие. Инструктажи. | 1 | 1 | - | |
2 | Возникновение и развитие волонтёрского движения | 1 | 1 | - | |
3 | Пропаганда волонтёрского движения | 6 | - | 6 | |
4 | Формирование здорового образа жизни | 5 | - | 5 | |
5 | Интерес к познанию и творчеству | 8 | - | 8 | |
6 | Трудовая деятельность | 4 | - | 4 | |
7 | Гуманитарно — солидарные, гражданские, образовательные акции | 3 | - | 30 | |
| Итого: | 3 | 2 | 33 | |
Всего | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы дополнительного образования «Клуб «Патриот» СамГУПС» предполагает разнообразные формы проведения занятий, на которых обучающиеся познакомятся с понятием и значением слова «волонтёрство», с функциями добровольчества в коллективе и в органах самоуправления, проверят свои личностные качества в разнообразной деятельности, предлагаемой программой, проведут серодиагностику, используя тесты современных педагогов.
Программа построена в соответствии с целевой направленностью и проблематикой воспитательной работы образовательного учреждения.
Вводное занятие. Техника безопасности. Вводный инструктаж
Инструкция по охране труда для обучающихся. Инструкция по профилактике негативных ситуаций в общественных местах. Инструкция по пожарной безопасности. Инструкция по охране труда в туристических походах, на экскурсиях. Инструкция по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте. Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшему.
2. Возникновение и развитие волонтёрского движения.
Занятие «Знакомство». Выборы актива клуба «Патриот».
Тесты на лидерские, организаторские способности, выборы председателя, заместителя объединения, распределение по группам (направлениям).
Изучение нормативно — правовых документов.
Изучение основных документов: устава клуба «Патриот» , положения об организации добровольной (волонтёрской) деятельности.
Тренинг «Умеем ли мы общаться» для развития навыков конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству.
3. Пропаганда волонтёрского движения.
Подбор информации для газеты «Хроника» и выкладки на сайт университета
У каждой состоявшейся личности есть Родина, у каждого гражданина-Отечество. Как строятся отношения со своей малой и большой Родиной, Отечеством, также должны строиться отношения гражданина со своим государством. Занятие «Когда я думаю о современной России...»
Оформление коллажа о деятельности волонтёрского объединения. Фотоотчёт «Я и клуб «Патриот». Написание отчёта о добровольческой работе волонтёров, документально подтверждающей проведение добровольческих акций.
4. Формирование здорового образа жизни.
Пропаганда ЗОЖ.
Подбор положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности; участие в спортивных соревнований университета. Разработка агитационных флаеров, буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом питании.
«Международный день отказа от курения»
Подготовка к акции: разработка памяток о вреде курения. Конкурс «Лучший сценарий социальной рекламы о вреде злоупотреблений ПАВ и популяции здорового образа жизни». Девиз акции: «Бросайте курить, а лучше не начинайте!», отказаться от сигарет в обмен на конфеты. Разъяснительная работа по пропаганде ЗОЖ, и профилактике социально-негативных явлений в молодежной среде.
Всемирный день борьбы со СПИДом
Подготовка к проведению мероприятия «По дорогам жизни».
Рейды: пропаганда ЗОЖ среди школьников
Познавательная развлекательная программа «Доброе сердце»
5. Интерес к познанию и творчеству.
выступления в городском Дворце ветеранов в рамках акции «Благотворительные концерты для ветеранов». Организация театральных представлений, декламации стихов, чтение коротких рассказов (сопровождаемое показом слайдов и т. п.)
Помощь в организации и проведении праздников.
Разработка сценариев, организация игр и конкурсов для детей. Создание методической папки, включающей разработки мероприятий, игр, конкурсов, игровых программ,
Участие в городском Доме Дружбы народов, этнофестивалях, воспитание готовности воспринимать разные явления национальной жизни и межличностные отношения.
6. Трудовая деятельность.
Организация отрядов добровольческого труда по экологической очистке территорий, расчистка дорожек от снега, уход за домашними цветами в зимнем саду Дворца ветеранов, проведение весенней уборки. Посадка деревьев, кустарников на территории учреждения и прилегающих парках. Экскурсия по профориентации на предприятия железнодорожного транспорта, беседы, рассказы о профессиях.
Обучение техническому мастерству волонтёров.
Занятие «Узелки на память». Постановка актуальных для деятельности вопросов. Некоторые практические советы волонтёрам. Как говорить? Как слушать? Несколько важных правил работы с маленькими помощниками - школьниками.
7. Гуманитарно — солидарные, гражданские акции
Социальный проект.
Учимся писать проекты. Виды проектов. Практическая работа. Сбор материалов к проекту. Как подготовиться к конкурсу социального проекта общественного объединения.
Проектирование — это прежде всего, технология организации работы по воплощению некой идеи. Занятие «Учимся сотрудничать» развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологическую готовность к сотрудничеству. Формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни.
Проект «Подари радость».
Посещение детей в интернате для несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями «Преодоление». Совместная работа волонтёров вуза и школьников.
Сбор материалов к проекту. Журналистская работа (интервью, информационные встречи, размещение объявлений, рекламы), съёмка, монтаж, публичные выступления, открытые письма, выпуск брошюр, бюллетеней, отчётов, участие в разных мероприятиях, распространение листовок с информацией и раздаточные материалы (флаеры, постеры, сувениры и д.р.). Защита творческого проекта «Подари радость»
Акция «Свет дарит жизнь! Засветись!».
Посещение детей в социальном приюте «Ровесник». Проведение новогоднего праздника, передача в дар детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оставшимся без попечения родителей, светоотражателей.
Акция «Письмо ветерану».
написание писем ветеранам войны для передачи их в рамках разных мероприятий
Акция «Забота».
Помощь одиноким людям, ветеранам ВОВ, труженикам тыла, детям войны, малообеспеченным.
Акция «Чистый город».
Уборка территории университета, парков района
Акция «Георгиевская ленточка». «Спасибо деду за Победу».
Празднование Дня Победы на площади. Участие в праздничном шествии «Бессмертного полка».
Проект «След войны в нашем доме»
Творческо — поисковая работа. К истории и традициям семей обучающихся.
Оформление фотоальбома с активистами клуба «Патриот».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа разработана с учётом трёх основных компонентов деятельности современного педагога: гуманизация педагогического процесса, индивидуализация и дифференцированный подход, демократизация, что предполагает возможность педагога в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи; а также дать возможность каждому обучающемуся — члену волонтёрского объединения раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения друг с другом.
Этапы реализации программы:
По срокам реализации программа — годичная. Условно её можно разделить на три этапа:
1 этап — начальный. Включает в себя формирование добровольческого объединения, комплектование групп, диагностику личности каждого участника, расстановку приоритетов деятельности каждого члена добровольческого объединения, распределение социальных ролей внутри объединения, первичное планирование деятельности во взаимодействии с Администрацией факультета, университета.
2 этап — основной. Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации программы. Подготовка и проведение мероприятий различных форм организации. Осуществление взаимодействия с различными структурами, привлечение обучающихся в социально — значимую деятельность различной направленности. Анализ и самоанализ проделанной работы.
3 этап — заключительный. Подведение итогов проделанной работы за год. Выбор каждым членам добровольческого объединения приоритетного направления дальнейшей деятельности. Анализ и самоанализ личностного роста в ходе реализации данной программы. Планирование дальнейшей деятельности добровольческого объединения.
Основные методы работы:
1. Создание циклов по различным направлениям деятельности (психолого — педагогическое, социально — бытовое, социокультурное, трудовое, оздоровительное, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное, экологическое).
2. Эмоциональной поддержки (поддержка добровольцев выражается в поощрении, оценивании, координации, направлении, мотивировании, обмене опытом и других необходимых действиях, направленных на сопровождение личностного и профессионального самостоятельного роста).
3. Анализа и самоанализа (доброволец должен владеть навыками самоанализа собственной деятельности. Руководителям, анализирующим деятельность добровольца, надо исходить из его индивидуальных, личностных особенностей).
4. Стимулирования на позитивную деятельность (поощрение).
5. Создания проблемных ситуаций.
Основные принципы программы:
· самоуправление;· добровольность;· гласность;· законность;· непрерывность и систематичность проводимой работы;· осознание личностной и социальной значимости своей деятельности;· ответственное отношение к деятельности.
Условия реализации программы: Для реализации программы можно использовать помещение актового зала, аудитории университета. Необходимым условием реализации программы является опосредованное взаимодействие с Администрацией вуза, родителями, профессорско-преподавательским составом, специалистами социальной, профилактической и психологической служб города, предприятиями, организациями, учреждениями, представителями диаспор города, администрацией города.
Нормативно — правовая база реализации программы (Государственная Программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы, Всеобщая декларация прав человека (1948г.). Конвенция ООН о правах ребёнка. Всеобщая Декларация Добровольцев (2001г.). Гражданский кодекс РФ (ст. 117).Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волонтёр и общество. Волонтёр и власть: научно-практический сборник/ Сост. С.В.Тетерский/ Под редакцией Л.Е. Никитиной.-М: «ACADEMIA», 2000.-160с.
2. Куприянова Г.В. Молодёжные и детские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития: В сборнике докладов и выступлений «Молодёжные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. — М.: Логос, 2002
3. Медведева Г.П. Этика социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов. — М., 2002. -208с.
4. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие. — М.: МПССИ, 2002. — 236с.-с.57
5. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. -6-е изд. — М.: Академический Проект,2002. -128с.
6. Рабочая книга участника проекта «Малая Родина»: Учебно — практическое пособие.-М.: МОО «Ассоциация юных лидеров», 1996.-76с.
7. Решетников О.В. Работа добровольцев с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации,-М.: ООО «Ритм», 2004. -128с.
8. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах /методическое пособие /М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002.
9. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы — http://www.isovet.ru/
10. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 20026. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.27. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001
11. Никитина В.В. Роль наставничества в современном образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nastavnichestva-v-sovremennomobrazovanii
Приложение 1
Заповеди ДОБРОВОЛЬЦА
1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3. Помни, что твоя сила и твоя ценность — в твоем здоровье.
4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Приложение 2
Правила деятельности ДОБРОВОЛЬЦА:
Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
Будь генератором идей!
Уважай мнение других!
Критикуешь – предлагай, предлагаешь — выполняй!
Обещаешь – сделай!
Не умеешь – научись!
Будь настойчив в достижении целей!
Веди здоровый образ жизни!
Приложение 3
Основные принципы работы НАСТАВНИКА
Основными принципами наставничества являются:
Личностный поход к подростку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;
Системность - необходимость всестороннего анализа проблемы, встающей в ходе социальной работы и реализации проектной деятельности и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике;
Оптимистическая гипотеза - вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам»;
Объективность подхода к подростку - учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции);
Коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально-психолого- педагогического сопровождения (администрацией образовательного учреждения, педагогами, родителями, местными властями, учреждениями культуры, социальными службами и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогического сопровождения и помощи в решении проблемы;
Уважение достоинства и культуры всех народов;
Оказание взаимной помощи в духе партнерства и братства;
Превращение наставничества в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу наставляемых, предоставляя каждому возможность быть созидателем, а не пользователем;
Стимулирование чувства ответственности
Наставник может научит подростка:
- видеть и понимать проблему;
- принимать ее;
- разрешать ее.
Девиз наставников: «Мы открываем ВМЕСТЕ то, что ЗНАЮ Я».
Задача наставника:
- стать значимым «взрослым» для наставляемого;
- найти подход к наставляемому, раскрыть его творческий потенциал, оказать социально-педагогическую помощь и поддержку;
- показать наставляемому конечную цель работы;
- помочь наставляемому овладеть социально-жизненными навыками для успешной социально-психологической адаптации и социализации в обществе.
Обязательным условием во взаимоотношении подростка и наставника является - доверие. Деятельность строится на основе доверительных отношений, с опорой на шаги сотрудничества.
Шаги сотрудничества
1. Наставник проясняет подростку личное восприятие жизненной ситуации: что ему нравится в жизни, что не нравится, чтобы он хотел изменить;
2. Наставник интересуется планами подростка на будущее: кем бы хотел стать, какие у него мечты, каким он представляет себя через 5-10 лет;
3. Наставник предлагает свою помощь в достижении желаний подростка. ориентируясь на интересах подростка.
4. Наставник привлекает подростка к проектной, социальной и исследовательской деятельности, к организации праздников, акций, к участию в проектной деятельности. Все это расширяет кругозор, повышает самооценку, улучшает отношение к наставнику.
Приложение 4
Формы и методы деятельности наставников
Формами деятельности наставников включают: диалог или обсуждение, практикумы, беседы, семинары, дискуссии, групповые тренинги, практическая работа над проектом. совместное проведение праздничного мероприятия для представления результатов наставничества, проведения групповой рефлексии, чествования лучших наставников и волонтеров.
Взаимодействие наставника и наставляемого проходит:
- очно: в образовательном учреждении, на территории других образовательных организаций; в режиме внеурочной деятельности или в ходе интеграции в классные часы, в местах спортивного и культурного времяпрепровождения, в совместных экскурсиях, выездах на природу
- дистанционно: в формате переписки в социальных сетях и/или телефонных разговоров.
Взаимодействие носит наставнический характер.
Методы работы наставника
• наблюдение;
• курирование – способ сохранения и поддерживания контакта наставника и подростка;
• психолого-педагогическая поддержка – своевременное позитивное воздействие педагога, наставника и родителей на подростков с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих и оказание психологической помощи в решении этих проблем;
• консультирование – превентивная, упреждающая помощь, позволяющая выполнить ту или иную задачу
• тренинг – многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека или группы с целью гармонизации личностного бытия человека
Приложение 5
Практика наставничества «СТУДЕНТ - ОБУЧАЮЩЕМУСЯ»
Форма наставничества «студент – ученик» предполагает взаимодействие обучающихся общеобразовательного и профессионального учреждений, при котором студент оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает тому с личностным самоопределением.
Целью такой формы наставничества является успешное формирование у школьника правил, жизненных ориентиров, повышение мотивации к познавательной деятельности, расширение метакомпетенций, появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной траектории развития.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в осознании своего личностного потенциала; развитие гибких навыков: коммуникация, целеполагание, планирование, организация; формирование устойчивого студенческого и школьного сообществ.
Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся среднего и старшего подросткового возраста в вопросах саморазвития, самореализации и жизненного ориентирования; снижение доли ценностно дезориентированной молодежи; активное развитие социальных навыков, необходимых для гармоничной личности; улучшение образовательных, культурных и иных результатов и укрепление школьного сообщества.
Среди оцениваемых результатов: улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации; количественный и качественный рост успешно реализованных социально значимых и культурных проектов обучающихся; увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем.
Приложение 6
Памятка по проведению социально полезного Дела
(по И.П. Иванову - описание технологии коллективных творческих дел (КТД)
Социально полезное дело — это Дело, необходимое тем, кто
придумал и для тех, для кого оно придумано и проведено.
Проведение социально полезного дела предполагает несколько этапов.
1. Определение целей и задач Дела на общем сборе объединения. На этом этапе ищем ответы на вопросы: для чего? для кого? зачем? почему? планируем провести Дело.
2. Определение актуальности, необходимости Дела. Какова основная идея? что измениться, если
дело будет проведено?
3. Создание совета Дела — это временная творческая группа, создаваемая для проведения конкретного дела. На каждое Дело выбирается свой совет Дела. Выборы проводятся на общем сборе. Это могут быть представители различных групп и учреждений.
4. Коллективное выдвижение идей на общем сборе. Коллективное планирование Дела — «мозговой штурм», во время которого запрещается любая критика. На этом этапе идёт проектирование ожидаемых результатов. Члены совета Дела фиксируют все предложения. Далее проходит коллективное обсуждение и отбор идей.
5. Подготовка дела, распределение поручений, определение сроков и степеней ответственности. Важно, чтобы участником был каждый. На этом этапе не упустите из вида:
• всех участников (зрителей, жюри, гостей, родителей, ветеранов и т.д.)
• возможное место проведения Дела (улица, сквер, помещение в учреждении, актовый зал, спортивный комплекс, библиотека, аудитория) и его оформление
• время проведения, продолжительность Дела и удобно ли оно для всех участников
• правовое основание для проведения Дела (документы, разрешающие проведение Дела (особенно, если это уличная акция), законодательные акты, разрешение родителей на участие).
• охрана труда при проведении Дела.
• поиск ресурсов: техническая поддержка (аппаратура), материальные затраты и пр.
• поиск деловых партнёров для реализации Дела: кто может быть привлечён к участию? К кому обратиться за помощью? Организация и проведение официальных переговоров с реальными партнёрами.
Колышкина Елена Владимировна
Куликова Ирина Геннадьевна