Описание психолого-педагогических условий освоения основной образовательной программы основного общего образования

1
0
Материал опубликован 14 November 2020

Описание психолого-педагогических условий освоения основной образовательной программы основного общего образования

(как части Образовательной программы, организационный раздел)

Сведения об авторе:

Коваль Елена Валерьевна, педагог-психолог, 1 категория, Краевое государственное казенное учреждение «Центр содействия семейному устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей пос. Мысовой», Приморский край, Шкотовский район, пос. Мысовой

Основными ориентирами для педагогов-психологов в построении собственной стратегии деятельности по психологическому сопровождению внедрения ФГОС ООО можно считать два нормативно-правовых документа: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г., и Основная образовательная программа образовательного учреждения (ООП), разработанная на основе Примерной ООП основной школы, подготовленной и рекомендованной институтом стратегических исследований в образовании РАО.

Для педагога-психолога, осуществляющего психологическое сопровождение в классах обучения по ФГОС ООО, системообразующей целью деятельности является создание психологопедагогических условий реализации ООП. Психологопедагогические условия реализации ООП ООО в соответствии с п. 25 ФГОС ООО должны обеспечивать:


п/п

Перечень психолого-педагогических условий освоения основной образовательной программы

Краткое описание

каждого условия

1.

преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования

Последовательный переход от ступени начального образования к ступени общего образования, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

2.

учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый

Основная образовательная программа (ООП) предполагает учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями развития и здоровья), выдвигает на первый план проблему соотношения обучения и развития.

ООП ООО учитывает специфику подросткового возраста – очень важного этап в жизни ребенка, связанного:

- с развитием самосознания

- возникновением чувства взрослости;

- изменением характера познавательной деятельности;

- половым созреванием организма;

- профессиональным самоопределением;

- способностью к саморегуляции и как следствие к самовоспитанию.

Учитывая требование ООП преемственности образовательной практики по ступеням обучения, психологами, совместно с администрацией ОУ создается для обучающихся переходный этап от начальной школы к основной и последующее их сопровождение входе реализации основной образовательной программы основной школы с учетом возрастной, когнитивной и других особенностей школьников.

Целью психолого-педагогического сопровождения обучающихся в учебно-воспитательном процессе будет обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте)


3.

формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности

Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса реализуется основным образом через психолого - педагогическое консультирование и просвещение. Психологическое консультирование и просвещение является одним из обязательных направлений деятельности педагога-психолога и проводится со всеми субъектами образовательной среды. Задачи сопровождения педагогического коллектива варьируются в зависимости от актуальной и единой методической темы ОУ. Педагог-психолог принимает активное участие в работе педсоветов, методических объединений, консультировании и психологическом просвещении педагогов.

Психологическая компетентность родителей формируется не только в процессе консультирования и лекций, но и в дистанционной форме, которую применяет в работе с родителями педагог - психолог ОУ. Например, это работа с родителями через сеть интернет: электронная почта и личный сайт. Можно использовать следующие методы работы с родителями по повышению их родительской компетентности: формирование необходимых знаний, обучение навыкам общения с детьми, обучение навыкам разрешения конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения

Психологическое просвещение обучающихся осуществляется на психологических занятиях, тренингах, интегрированных уроках, консультировании, дистанционно.

4.

вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

- сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

- развития своей экологической культуры дифференциация и индивидуализация обучения;

- мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;

- психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;

- обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;

- поддержка детских объединений, ученического самоуправления и др.

Компоненты вариативности психолого-педагогического сопровождения:

1. Мониторинговая диагностика по значимым возрастным параметрам личностного развития воспитанников и учеников.

2. Проектирование или оптимизация ресурсов образовательной среды, с целью создания условий стимулирующих развитие социальной и коммуникативной компетентности.

3. Создание психолого-педагогических условий способствующих развитию, поддержки психологического здоровья воспитанника, обучающегося и профилактике нарушений.


5.

диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения

Диверсификация (разнообразие) уровней психолого-педагогического сопровождения подразумевает осуществление психологического – сопровождения на четырех уровнях: уровне всего образовательного учреждения, класса, малой группы и на индивидуальном уровне.

Индивидуальный уровень направлен на решение конкретных проблем у участников образовательного процесса.

Групповой уровень направлен на решение общих задач. На данном уровне проводятся мониторинги актуального развития обучающихся, коррекционно-развивающие программы, просвещение участников образовательного процесса.

Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности - развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновение острых проблемных ситуаций.

Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами-психологами, учителями, социальным педагогом выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками.


6.

вариативность форм психолого - педагогического сопровождения участников образовательного процесса

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. 

Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) -  выявление наиболее важных особенностей развития УУД, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка.

Консультирование (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители). Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению. Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.


Список используемой литературы:

Психологическое сопровождение введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО): учебное пособие. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2013. − 134 с.

О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Инструктивно­-методические письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03255.

Стандарты второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011. 50 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации