Библиографический указатель «Педагогическая психология общего образования»
«Педагогическая психология общего образования»
Библиографический указатель
Юрьева Е. А. ,
библиотекарь МБОУ «Гуманитарная гимназия № 8
г. Северодвинска
2014
Содержание
Предисловие……………………………………………………………………….…3
1. Общие вопросы………………………………………………………………..…..6
2. Теоретические проблемы педагогической психологии.……………………..…7
3. Технологии психолого-педагогической работы с детьми.
3.1. Общие вопросы……………………………………………………….…10
3.2. Психолого-педагогические практические приемы и методы привлечения детей к учебе……………………………………………….....13
3.3. Психолого-педагогическая работа с детьми в начальной школе…....15
3.4. Психолого-педагогическая работа с одаренными детьми…………....19
3.5. Помощь педагога и психолога в выборе профессии………………….20
Указатель авторов…………………………………………………………...22
Предметный указатель……………………………………………………....24
Список использованных источников……………………………………....26
Предисловие
Современные условия требуют строить обучение на новых принципах с учетом специфики мышления современного человека. Как отмечают исследователи, в начале XXI в. появились новые подходы не только к обучению, но и образованию вообще. Ученик (школьник, студент) стал относиться к образованию как путевке в жизнь, появилась большая мотивация обучения.
Новый этап развития России привел к необходимости создания новой школы. Но оказалось, что попытки сделать это в отрыве от исследований психологов и дидактов середины прошлого века не оградили ее от ошибок. Лозунг «Долой старую школу» привел к уничтожению многих положительных сторон отечественного образования в разных типах школ, главные из которых - массовость обучения, насыщенность его образовательными технологиями, что давало детям возможность видеть свою жизненную перспективу, бесплатно продолжать образование. К сожалению, огромные заслуги ученых-психологов, методистов и дидактов стали предаваться забвению, оказался невостребованным положительный опыт, накопленный в золотом веке советской дидактики.
Отечественная психология обучения переживает не лучшие времена, нет корифеев основателей различных образовательных технологий, построенных на неиссякаемых резервах психологии познания, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Т. В. Кудрявцева Л. Н.Ланды, А. М. Матюшкина, М.И. Махмутова и др. Дидактика возвращается к старым временам, когда в основу всего обучения была положена память. И хотя шаблонное применение знаний неоднократно и в прежние времена подвергалось критике, в настоящее время такой подход необычайно популярен, что отражено в государственных документах, например, ведение Единого государственного экзамена, вызывающего вполне обоснованную критику в свой адрес.
Несмотря на большую актуальность, психология обучения изучается мало.
Продолжают быть актуальными такие вопросы: Каково соотношение между процессами обучения и формированием личности? Как влияют физиологические процессы, например, асимметрия больших полушарий головного мозга на темп и динамику обучения? Как, в контексте какой концепции, с учетом каких факторов должен конструироваться учебный процесс? Каковы поля знаний и пространство образования, где становится востребованным все то, что получено в школе? Какова перспектива получения и продолжения образования «через всю жизнь» конкретным учащимся на основе познавательных структур, сформированных в школе, как повысить мотивацию такого образования? Какова психология обучения с позиций последних психологических исследований, если книга перестает быть источником знаний? Каким должно быть обучение, чтобы обе стороны: и учение, и преподавание - выступали в единстве? Каким должно быть обучение, чтобы стимулировать учебную деятельность, а в преподавании использовать его аспекты? Какова учебная деятельность обучающегося при компетентностном или акмеологическом подходах обучения? Какова психология ученика в различных формах организации обучения (зачетах, экзаменах, лекциях, семинарских занятиях, учебных вечерах, экскурсиях и пр.? Каковы психологические закономерности оценки учащегося - их типов, индивидных характеристик и др. при интернет тестировании)? Каковы психические особенности обучения «нестандартных учащихся», в числе которых одаренные? И т. д.
Любая образовательная технология имеет право на существование, если она прогрессивна и не наносит вреда обучающемуся. Новые подходы к обучению должны органично продолжать исследования психологов и дидактов ХХ столетия. Важно, чтобы в психике обучающегося могли бы формироваться такие новообразования, которые бы раскрывали его потенциал, инициировали познание и приводили к прогрессу все общество.
С помощью библиографического указателя, который вы читаете, мы попытаемся помочь школьным психологам, педагогам, библиотекарям в работе со школьниками. Он может быть полезным также при решении конкретных актуальных задач психологии обучения.
Воспользовавшись материалами монографий, научных конференций, авторефератов, книг, журнальных статей, рекомендуемых в указателе, можно получить ответы на множество актуальных вопросов в области психологии обучения.
Отбор материалов для указателя осуществлялся по материалам «Книжной летописи», «Летописи журнальных статей», по электронным каталогам Российской Государственной Библиотеки, Российской Национальной Библиотеки, по базе ARTCL — картотеке статей изданий, отсутствующих в АОНБ за 2012 год.
Указатель состоит из следующих основных разделов: «Общие вопросы», «Теоретические проблемы педагогической психологии», «Технологии психолого-педагогической работы с детьми».
Для удобства пользователя указатель снабжён авторским и предметным ключами.
Желаем успехов!
Общие вопросы
1. Азарова Е. А. Психолого-педагогические основы тьюторской деятельности в условиях инновационной образовательной политики / Е. А. Азарова, И. В. Коваленко, Н. Н. Мозговая // Психология обучения. — 2012. — № 9. — С. 74 - 82.
2. Бордовская Н. В. Особенности зарождения, становления и развития психологии образования / Н. В. Бордовская, С. Н. Костромина // Вестн. Санкт-Петербург. гос. ун-та. Серия 16, Психология, педагогика. —2012. — Вып. 2. — С. 13 - 30
3. Набойкина Е. Модель кабинета педагога-психолога / Е. Набойкина // Школьный психолог. - 2012. − № 1. − С.11 - 15.
Рассматриваются основные требования к кабинету педагога-психолога.
4. Психолого-педагогические характеристики личности учащихся с различным уровнем школьной адаптации / А. А. Благинин, И. И. Мамайчук, И. П. Истомина, Т. Н. Черевкова // Вестн. Ленинград. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. — 2011. — № 4, т. 5. Психология. — С. 52 - 61.
5. Пчелинцева Е. В. Комплексный подход к оказанию психологической помощи педагогам и родителям / Е. В. Пчелинцева ; Ин-т развития образования Иван. обл. — Иваново : ИРОИО, 2011. — 60 с.
6. Семикашева И. А. Восприятие школьного времени / И. А. Семикашева // Педагогическая диагностика. — 2011. — № 4. — С. 59 - 76.
7. Столповская О. Н. Опыт проведения психолого-педагогического консилиума в школе / О. Н. Столповская // Воспитание школьников. — 2011. — № 9. — С. 39—43.
8. Стрижиус Е. И. Гендерный аспект тревожности старшеклассника / Е. И. Стрижиус // Психология обучения. - 2012. - № 6. - С. 46 - 59.
Психологические особенности школьной тревожности и ее специфическая форма экзаменационная тревожность.
9. Хлюпин В. О. Формирование креативных компетенций как способ снижения психологического напряжения школьников / В. О. Хлюпин // Социальная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 36 - 40.
Творчество как способ снятия агрессии у детей.
10. Штейнбах Х. Э. Психология творчества : учеб. пособие / Х. Э. Штейнбах ; Федер. агентство ж.-д. трансп., Петерб. гос. ун-т путей сообщ. — Санкт-Петербург : ПГУПС, 2011. — 210 с.
2.Теоретические проблемы педагогической психологии
11. Вартанова И. И. Проблемы диагностики и формирования мотивации учебной деятельности : учеб. пособие : [по специальности 030301 «Психология»] / И. И. Вартанова ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, фак. психологии. — Москва : Акрополь, 2011 - 155с.
12. Горбунов Ю. Я. Возрастная динамика развития волевой активности в учебной деятельности : монография / Ю. Я. Горбунов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь : ПГПУ, 2011. — 123 с.
13. Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация / [Сальцева С. В., Попова В. И., Бобылева А. А. и др. ; сост. и науч. ред. В. И. Попова] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Оренбург. гос. пед. ун-т. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2011. — 283 с
14. Духновский С. В. Нарушение личного пространства как причина дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса / С. В. Духновский // Образование и общество. - 2012. - № 3 (74). - С. 47 - 50 с.
Изучена взаимосвязь особенностей личного пространства взаимодействующих субъектов с параметрами дистанции как характеристики, отражающей гармоничность/ дисгармоничность отношений родителей и детей.
15. Мощенко А. В. Компьютерные способности обучающихся и их учет в научно-методическом обеспечении разработки электронных учебников / А. В. Мощенко, В.Н. Помогайбин // Психология обучения. - 2012. - № 2. - С. 12 - 29.
Сущность, содержание и соотношение специальных, творческих, компьютерных, математических и лингвистических способностей. Структура и предпосылки компьютерных способностей. Классификация обучающихся по компьютерным способностям. Электронный учебник: понятие, технология разработки, его место и роль в учебном процессе. История перехода от классического учебника к электронному.
16. Психологическое здоровье и психологическая культура в образовании : сборник материалов IV всероссийской научно-практической конференции, Барнаул, 24-25 ноября 2011 г. — Барнаул : АлтГПА, 2011. — 324 с.
17. Психологическое обеспечение педагогического процесса в образовательном учреждении: проблемы, ресурсы, инновации : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием [2 сентября 2011 года]. — Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического ун-та, 2011. — 344 с.
18. Психология образования в XXI веке: теория и практика : материалы международ. науч.-прак. конф., 1416 сентября 2011 г. : к 80-летию Волгоградского государственного социально-педагогического университета / [редкол.: Н. К. Сергеев и др.]. — Волгоград : Перемена, 2011. — 473 с.
19. Ратанова Т. А. Эффективность развивающей дидактико-методической системы Л. В. Занкова / Т. А. Ратанова, О. В. Нестерова // Вопр. психологии. - 2012. - № 5. - С. 39 - 51
Рассматривается динамика развития показателей когнитивной и личностной сфер и особенности их дифференцированности у учащихся 13 классов при традиционном и развивающем обучении по дидактической системе Л. В. Занкова. Была выявлена более высокая эффективность этой системы по сравнению с традиционной системой обучения при уравненном в начале обучения исходном уровне интеллектуальных показателей школьников, обучающихся по разным системам.
20. Скрипкина Н. В. Социально-психологический анализ системы оценочных установок личности на детей у педагогов образовательных учреждений / Н. В. Скрипкина // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. - 2012. - № 6 (121). - С. 131 - 136.
Результат изучения системы оценочных установок личности у 112 педагогов образовательных учреждений. Обозначена структура профессиональных установок на детей у педагогов образовательных учреждений.
21. Славутская Е. В. Исследование интеллектуальных показателей младших подростков при развивающем воздействии на их эмоционально-волевую сферу / Е. В. Славутская // Известия Саратов. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. — 2011. — Т. 11, вып. 2. — С. 76 - 81.
22. Цукерман Г. А. Понимание информационных текстов: что меняется за пять лет обучения? / Г. А. Цукерман, О. Л. Обухова // Вопр. психологии. - 2012. - № 2. - С. 317.
Международные исследования показали, что 9-10-летние российские школьники понимают учебные тексты превосходно, а 15-16-летние - не готовы использовать их для решения образовательных задач. Для оценки того, как ученики понимают информационные тексты, была создана диагностическая методика, позволяющая различить три формы понимания : воспроизводящую, рефлексивную и творческую. Диагностика учеников 4, 6, 9 классов показала, что два года обучения в российской основной школе ничего не изменяют в способности школьников понимать информационные тексты. Эти результаты остро ставят проблему качества учебников и способов их использования в учебном процессе.
3. Технологии психолого-педагогической работы с детьми
3.1. Общие вопросы
23. Анохин С. Как обеспечить информационно-психологическую безопасность учащихся? / С. Анохин, Н. Анохина // Школьный психолог. - 2012. - № 10. - С. 43- 45.
О проблеме интернет-безопасности детей.
24. Барабанова С. Ю. Психолого-педагогические основы по оказанию помощи детям в формировании навыка беглого чтения / С. Ю. Барабанова // Детство. Отрочество. Юность. 2012. - № 5/6. - С. 15.
Автор статьи знакомит с основными причинами тормозящими скорость чтения, выделенные педагогами С. Н. Костроминой и Л. Г. Нагаевой
25. Беглова Т. Развитие ценностных ориентаций учащихся как задача образования / Т. Беглова // Школьный психолог.- 2012. - № 2. - С. 31- 33.
Представлен мастер-класс "Развитие ценностных ориентаций учащихся как задача образования", поднимающий проблему ценностного воспитания школьников.
26. Бекшенева Г. Х. Психолого-педагогические условия развития выразительной речи учащихся 8 класса средствами сравнений / Г. Х. Бекшенева // Вестн. Челябинск. гос. пед. ун-та. — 2011. — № 12. — С. 32—39.
27. Болсуновская Н. Ребенок и Интернет : новые запросы к психологу / Н. Болсуновская, О. Решетникова // Школьный психолог. - 2012. - № 6. - С. 49-51.
Об интернет-зависимости и интернет-травле.
28. Болсуновская Н. Ребенок и Интернет : новые запросы к психологу / Н. Болсуновская, О. Решетникова // Школьный психолог. - 2012. - № 7. - С. 52 - 53.
Об особенностях и правилах взаимоотношений ребенка с Интернетом.
29. Гликман И. З. Как стимулировать учение школьников / И. З. Гликман // Завуч начальной школы. - 2012. - № 4. - С.96 − 112.
Рассмотрены способы стимулирования мотивации учения школьников.
30. Гращенкова Е. Мой круг чтения : ребенок как субъект собственной читательской деятельности / Е. Гращенкова // Школьный психолог. - 2012. - № 2. - С. 34 - 37.
Представлена методика читательского развития.
31. Ермакова Е. С. Психолого-педагогические основания построения технологии формирования гибкости мышления детей / Е. С. Ермакова // Вестн. Ленинград. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. Сер. Психология. —2011. — № 4, т. 5. — С. 18 - 28.
32. Жданова О. Интеллектуальный марафон : развитие познавательного интереса, активности и инициативы / О. Жданова // Школьный психолог. - 2012. - № 7. - С. 31 - 34.
Об экспериментальной площадке по формированию и развитию универсальных учебных действий школьников.
33. Иванкина И. Л. На переменке за книжкой в библиотеку / И. Л. Иванкина // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. - 2012. - № 9. - С. 60 - 62.
О школьной библиотеке как неотъемлемой части образовательного процесса, о том, как пробудить у ребенка интерес к книге.
34. Клепиков В. Н. Психолого-педагогический механизм приобщения детей к общечеловеческим ценностям / В. Н. Клепиков // Воспитание школьников. —2011. — № 8. — С. 18 - 22.
35. Колчин А. А. Психологические основы проектной и исследовательской деятельности школьников / А. А. Колчин // Психология обучения. - 2012. - № 10. - С. 34 - 41.
Психологические основы проектной и исследовательской деятельности школьников. Проектная и исследовательская деятельность как формирующая составляющая образовательной среды, ориентированной на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных компетенций, физических возможностей и волевых качеств в процессе выполнения творческих проектов и исследовательских работ.
36. Панферова О. А. Коучинг как инструмент поддержки педагога при работе с одаренными детьми / О. А. Панферова // Одаренный ребенок. - 2012. - № 6 (ноябрь-декабрь). - С. 140 - 144.
О разработке и внедрении программы коучинга для молодых и малоопытных педагогов, которые работают с одаренными детьми.
37. Подготовка подростков к межкультурному общению : метод. рекомендации / [Севостьянова Т. И.]. — Челябинск : Печатный двор, 2011. — 139 с.
38. Разина Т. В. Возможности методик "Авторская сказка" и "Рисунок человека" в процессе первичной диагностики интеллекта детей и подростков / Т. В. Разина, В. Н. Познянская // Психология обучения. - 2012. - № 12. - С.17 − 30.
Исследование диагностического потенциала авторской сказки и рисунка в предварительном изучении умственного развития детей и подростков. Взаимосвязь уровня когнитивной сложности авторской сказки с показателями вербального интеллекта и сложности рисунка человека с показателями невербального интеллекта.
39. Севастьянова И. В. Психологические основы развития самостоятельности у детей подросткового возраста / И. В. Севастьянова // Среднее образование: управление, методика, инновации. - 2012. - № 2. - С.88−94.
Психологическая характеристика подростков. Способы развития навыков самостоятельной работы у детей подросткового возраста.
40. Цветкова, Н. В. Программа песочной терапии "Мир на песке": (опыт реализации) / Н. В. Цветкова // Работник социальной службы. - 2012. - № 8. - С.99−105.
О гармонизации психоэмоционального состояния ребенка через игры с песком.
3.2. Психолого-педагогические практические приемы и методы привлечения детей к учебе
41. Баулина М. Сколько времени - делу, сколько часов - потехе? / Мария Баулина // Здоровье школьника. - 2012. - № 7. - С.62−63.
Психологический тест: как родители оценивают поступки сына или дочери, всегда ли родители учитывают индивидуальные особенности своего ребенка.
42. Баулина М. Умеет ли ребенок достойно проигрывать? / Мария Баулина // Здоровье школьника. - 2012. - № 11. - С.56 − 57.
Тест: как школьник относится к неудачам, какова реакция ребенка на проигрыш?
43. Бирюкова И. Беспокойство / И. Бирюкова // Здоровье школьника. - 2012. - № 7. - С.56 − 57.
Без движения ребенок не может полностью развиваться: комплекс упражнений, помогающий ребенку в переключении или концентрации внимания, в умении восстанавливаться после нагрузок.
44. Галеева Н. Память и школьный успех. Курс практических занятий / Н. Галеева // Сельская школа. — 2012. — № 3. — С. 89 — 99.
45. Дедушка А. И. Психологическая баня : опыт проведения тренинга личностного роста с учениками и учителями одной школы / Александр Дедушка. — Москва : Генезис, 2011. — 343 с.
46. Игры, тренинги по формированию коммуникативных способностей младших школьников : методическое пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Магнитог. гос. ун-т ; [К. П. Зайцева]. — Магнитогорск : Изд-во Магнитогорского гос. ун-та, 2010. — 57 с.
47. Карловская Н. Три секрета успеха : тренинговое занятие для младших школьников / Н. Карловская // Школьный психолог. - 2012. - № 5. - С.32 − 33.
Тренинг, который помогает отработать навыки публичного выступления, знакомит с методами саморегуляции и снимает эмоциональное напряжение.
48. Корчагина И. В лучах мерцающего монитора / И. Корчагина // Работница. - 2012. - № 9. - С.54 − 55.
И. Корчагина, психолог и директор центра "Счастливая семья", дает советы, как оградить подростка от компьютера.
49. Мелешкова Н. О. Собираем ранец / Н. О. Мелешкова // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. - 2012. - № 9. - С.56 − 59.
Как подобрать ребенку именно те школьные принадлежности, которые принесут ему радость и помогут в учебе, а не будут отвлекать его от учебного процесса, кто принимает решение о покупке вещей к школе.
50. Психологический практикум в школе : методические рекомендации к составлению психолого-педагогической характеристики личности учащегося / Сахал. гос. ун-т ; [сост.: Ярославкина Е. В., Швецова А. Д.]. — Южно-Сахалинск : Изд-во Сахалинского гос. ун-та, 2011. — 83 с.
51. Руднева Лариса. Если ты такой умный... / Лариса Руднева // Здоровье школьника. - 2012. - № 9. - С.70 − 71.
Интеллект, его виды, проявления и возможности.
52. Смирнова С. Продленка инструкция по применению / Светлана Смирнова // Здоровье школьника. - 2012. - № 12. - С.56 − 58.
Как родители относятся к продленке в школе, что может дать нашему ребенку нахождение в школе после уроков.
53. Швецов Д. Ф. Укрепление личности. Настоящий тренинг уверенности центра «Синтон» / Д. Швецов. — Санкт-Петербург : Вектор, 2011. — 286 с.
3.3. Психолого-педагогическая работа с детьми в начальной школе
54. Бебик М. Все равно тебе водить? / М. Бебик // Здоровье школьника. - 2012. - № 1. - С.64−65.
Не всегда родители должны быть строгими и требовательными к детям, а вместе с ними радоваться жизни, играя вместе с ними: когда и во что играют наши дети, которые уже стали школьниками, что значат для них игры.
55. Беляева П. И. Психологическая безопасность личности младшего школьника и образовательная среда / П. И. Беляева // Психология обучения. - 2012. - № 8. - С.113 − 121.
Психологическая безопасность личности младшего школьника как интегративное системное образование. Компоненты психологической безопасности, ее структура и зависимость от компонентов образовательной среды начальной школы и входящих в них показателей.
56. Иванова Н. В. Формирование учебной мотивации младших школьников средствами проектной деятельности / Н. В. Иванова // Психология обучения. - 2012. - № 10. - С.52 − 60.
Позитивное влияние проектной деятельности на формирование учебной мотивации учащихся третьих и четвертых классов. Содержание экспериментальной программы организации проектной деятельности в начальной школе. Детерминанты учебной мотивации, заложенные в проектной деятельности.
57. Кацевич Н. Тяга к творчеству: как не отбить ее у ребенка? / Н. Кацевич // Расти, первоклашка. - 2012. - № 10 (52). - С.56 − 58.
Учимся ценить творчество ребенка. Советы психолога.
58. Кравцова М. Если ребенок впал в детство... / М. Кравцова // Расти, первоклашка. - 2012. - № 12/2012−1/2013 (54/55). - С.42 − 43.
Ребенок не хочет взрослеть. Что делать? Советы психолога.
59. Крушельницкая О. И. Опыт формирования толерантности у младших школьников в современной России / О. И. Крушельницкая // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 1. - С.75 − 85.
Обсуждается проблема формирования толерантности и проанализирован контекст работы по ее формированию у младших школьников. Выявлены психологические условия ее формирования и показатели.
60. Лукаш О. Л. Модель психологического сопровождения развития связной письменной речи у детей младшего школьного возраста / О. Л. Лукаш // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2012. — № 1. — С. 133 − 140.
61. Малахова Р.Г. Социально-психологическая адаптация первоклассников к школе на уроках изобразительного искусства / Р. Г. Малахова // Начальная школа. — Москва, 2012. — № 2. — С. 82 — 86.
62. Матвеева Е. Ю. Особенности функций программирования и контроля у учеников первого класса / Е. Ю. Матвеева, А. А. Корнеев // Вопросы психологии. - 2012. - № 6. - С.10 − 19.
Представлены результаты анализа особенностей функций программирования и контроля внимания у первоклассников, обучающихся в общеобразовательной массовой школе. Для оценки этих функций использовалась модификация компьютерной методики Dots, разработанной А. Даймонд. В выборку вошли 42 ребенка в возрасте от 7 до 8 лет. Наибольшую сложность для детей исследуемого возраста представляет необходимость переключения междудвумя разными программами действия. В возрасте от 7 до 8 лет улучшается качество выполнения тестовых заданий, независимо от того, каких операций управляющих функций оно требует.
63. Монроз А. В. Структура волевых качеств детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. В. Монроз // Вопросы психологии. - 2012. - № 3. - С.21 − 29.
Описываются результаты исследования развития волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. На основании экспертных оценок проводится сравнение возрастных групп, а также сопоставление структуры волевых качеств личности детской выборки с результатами исследования структуры волевых качеств, проведенного в 1990 г. В. А. Иванниковым и Е. В. Эдманом. Обнаружены различия по конфигурации связей и составу групп волевых качеств.
64. Сиденко Е. А. Проблемы адаптации младшего и старшего подростка в социуме / Е. А. Сиденко // Завуч начальной школы. - 2012. - № 8. - С.56 − 65.
Статья посвящена адаптации подростков в социальной среде.
65. Слуднова Н. В. Развитие эмоциональной культуры младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Н. В. Слуднова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2011. — № 8. — С. 115 — 121.
66. Сокол И. Д. Развитие инициативного мышления детей младшего школьного возраста / И. Д. Сокол // Психология обучения. - 2012. - № 9. - С.25 − 33.
Анализ работ отечественных психологов по проблеме инициативного мышления. Повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей, мотивационных факторов учебной деятельности и самооценки младших школьников путем развития инициативного мышления.
67. Соловьева Д. Ю. Факторы адаптации первоклассников в школе / Д. Ю. Соловьева // Вопр. психологии. - 2012. - № 4. - С.23 − 31.
Кратко рассмотрены основные подходы к изучению критериев адаптации первоклассников в отечественной литературе. Описана новая схема, раскрывающая структуру адаптации детей к школе. Данная структура состоит из организационной, учебно-мотивационной, психологической и социальной адаптации. Выделены показатели и критерии успешной адаптации первоклассников, такие как сформированная внутренняя позиция школьника, высокая мотивация учения, хорошее эмоциональное сочувствие ребенка и низкий уровень школьной тревожности, адекватное поведение в школе. Представлена программа исследования школьной адаптации первоклассников.
68. Холодкова О. Г. Особенности развития ценностного отношения к учителю на протяжении младшего школьного возраста / О. Г. Холодкова // Психология обучения. 2012. - № 7. - С.57 − 65.
Формирование ценностного отношения младших школьников к учителю у учащихся первых и третьих классов: факторы и условия развития.
69. Цыцулин А. Е. Психологические условия формирования готовности учащихся к переходу из начального звена в основную школу / А. Е. Цыцулин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2011. — Т. 13, № 2 (40), [ч.] 6. — С. 1427—1431.
70. Шкуричева Н. А. Работа учителя по развитию навыков общения у младших школьников / Н. А. Шкуричева // Начальное образование. - 2012. - № 2. - С.38 − 45.
Приводится методическая разработка занятия, стимулирующего развитие у детей межличностного общения и взаимодействия.
3.4. Психолого-педагогическая работа с одаренными детьми
71. Ваторопина Е. В. Творческий проект − школьный журнал на английском языке / Е. В. Ваторопина // Одаренный ребенок. - 2012. - № 1 (январь-февраль). - С.147 − 152.
В статье рассматриваются теоретические аспекты организации внеурочной работы по английскому языку. Описывается деятельность учащихся по созданию школьного журнала как один из эффективных способов формирования иноязычной компетенции, а также самовыражения и развития творческих способностей школьников.
72. Иванова Е. А. Психологические особенности и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей / Е. А. Иванова // Одаренный ребенок. - 2012. - № 4 (июль-август). - С.18 − 22.
Проблема одаренности детей в настоящее время становится все более актуальной. Автор статьи обращает внимание на проблему адаптации, стоящую перед одаренными детьми. С одаренностью ребенка в школе психолог встречается в двух ситуациях: благополучная одаренность и одаренность как проблема ребенка и окружающих его людей.
73. Лола Елена Вячеславовна. Изучение картины мира интеллектуально одаренных учащихся / Е. В. Лола // Сибирский психологический журнал. - 2012. - № 43. - С.39 − 42.
Анализируется картина мира интеллектуально одаренных учащихся. Констатируются различия картины мира интеллектуально одаренных и нормативных учащихся.
74. Маркова С. В. Педагогическое сопровождение одаренных подростков при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута : методические рекомендации / С. В. Маркова ; Киров. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. — Киров : КИПКИПРО, 2011. — 32 с.
75. Мякишева Н. М. Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников : монография / Н. М. Мякишева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. пед. гос. ун-т. — Москва : Прометей, 2011. — 158 с.
76. Прохорова Л. Н. Неоконченная инструкция для Фей (педагогам, работающим с одаренными детьми) / Л. Н. Прохорова // Одаренный ребенок. - 2012. - № 2 (март-апрель). - С.140 −145.
Рассматривается возможность формирования готовности педагогов к работе с детской одаренностью в системе методической работы детского сада. Описывается опыт проведения тренинга педагогов детского сада № 15 города Кольчугино.
77. Ушаков Д. В. Психология интеллекта и одаренности / Д. В. Ушаков ; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. — Москва : ИП, 2011. — 463 с.
78.Шишкина И. А. Особенности восприятия другого человека интеллектуально одаренными подростками / И. А. Шишкина // Сибирский психологический журнал. — Томск, 2012. — № 43. — С. 43 — 47.
Также см. : 36.
3.5. Помощь педагога и психолога в выборе профессии
79. Каменева Т. И. Проблема юности − профессиональный выбор: (из опыта работы школы)/ Т. И. Каменева // Учитель в школе. - 2012. - № 2. - С.74 − 76.
Представлен опыт работы по формированию профессиональной ориентации старшеклассников в СОШ № 1 г. Оханска.
80. Кормакова В. Н. Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников: содержание, технология, управление : учебное пособие / В. Н. Кормакова ; М-во образования и науки РФ [и др.]. — Белгород : НИУ «БелГУ», 2011. — 301, [1] с.
81. Резапкина Г. В. Классные часы : беседы о самоопределении : книга для классных руководителей 5—9-х классов / Г. В. Резапкина. — Москва : Академия : Московские учебники, 2011. — 190 с.
Указатель авторов
Азарова Е. А. 1
Анохин С. 23
Анохина Н. 23
Барабанова С. Ю. 24
Баулина М. 41, 42
Бебик М. 54
Беглова Т. 25
Бекшенева Г. Х. 26
Беляева П. И. 55
Бирюкова И. 43
Благинин А. А. 4
Бобылева А. А. 13
Болсуновская Н. 27, 28
Бордовская Н. В. 2
Вартанова И. И. 11
Ваторопина Е. В. 71
Галеева Н. 44
Гликман И. З. 29
Горбунов Ю. Я. 12
Гращенкова Е. 30
Дедушка А. И. 45
Духновский С. В. 14
Ермакова Е. С. 31
Жданова О. 32
Зайцева К. П. 46
Иванкина И. Л. 33
Иванова Е. А. 72
Иванова Н. В. 56
Истомина И. П. 4
Каменева Т. И. 79
Карловская Н. 47
Кацевич Н. 57
Клепиков В. Н. 34
Коваленко И. В. 1
Колчин А. А. 35
Кормакова В. Н. 80
Корнеев А. А. 62
Корчагина И. 48
Костромина С. Н. 2
Кравцова М. 58
Крушельницкая О. И. 59
Лола Е. В. 73
Лукаш О. Л. 60
Малахова Р. Г. 61
Мамайчук И. И. 4
Маркова С. В. 74
Сергеев Н. К. 18
Матвеева Е. Ю. 62
Мелешкова Н. О. 49
Мозговая Н. Н. 1
Монроз А. В. 63
Мощенко А. В. 15
Мякишева Н. М. 75
Набойкина Е. 3
Нестерова О. В. 19
Обухова О. Л. 22
Панферова О. А. 36
Познянская В. Н. 38
Попова В. И. 13
Прохорова Л. Н. 76
Пчелинцева Е. В. 5
Разина Т. В. 38
Ратанова Т. А. 19
Резапкина Г. В. 82
Руднева Л. 51
Сальцева С. В. 13
Севастьянова И. В. 39
Севостьянова Т. И. 37
Семикашева И. А.
Сиденко Е. А. 64
Скрипкина, Н. В. 20
Славутская Е. В. 21
Слуднова Н. В. 65
Смирнова С. 52
Сокол И. Д. 66
Соловьева Д. Ю. 67
Столповская О. Н. 7
Стрижиус Е. И. 8
Ушаков Д. В. 77
Хлюпин В. О. 9
Холодкова О. Г. 68
Цветкова, Н. В. 40
Цукерман Г. А. 22
Цыцулин А. Е. 69
Черевкова Т. Н. 4
Швецов Д. Ф. 53
Швецова А. Д. 50
Шишкина И. А. 78
Шкуричева Н. А. 70
Штейнбах Х. Э. 10
Ярославкина Е. В. 50
Предметный указатель
Агрессия, у детей 9
Безопасность учащихся, информационно-психологическая 23, 55
Библиотека школьная, формирование интереса к чтению 33
Внеурочная работа, по английскому языку 71
Занкова дидактическая система 19
Здоровье психологическое 16
Интеллект подростка, диагностика 38
Интернет-зависимость детей 27, 28, 48
Интернет-травля детей 27
Исследовательская деятельность школьников 35
Классный час 82
Консилиум психолого-педагогический, в школе 7
Коучинг, в работе с одаренными детьми 36
Культура
- психологическая 16
- эмоциональная 65
Личное пространство, нарушение 14
Личностный рост, тренинги 45
Личность
- волевые качества 63
- оценочные установки 20
- профессиональные установки 20
- психолого-педагогические характеристики 50
Общение подростков
- межкультурное 37
- межличностное 70
Педагог-психолог, модель кабинета 3
Первоклассники
- контроль внимания 62
- социально-психологическая адаптация 61, 64, 67
Песочной терапии программа 40
Продленка 52
Проектная деятельность школьников 35
Психология образования 2
Саморегуляции методы 47
Способности
- коммуникативные, формирование 46
- компьютерные 15
- лингвистические 15
- математические 15
- творческие 15, 66
Старшеклассники, профессионально-личностное самоопределение 80
Творчество 57
- как способ снятия агрессии 9
- психология 10
Тексты информационные, понимание 22
Толерантность, формирование у младших школьников 59
Тревожность подростков 8
Тьюторская деятельность, психолого-педагогические основы 1
Учебная деятельность
- диагностика 11
- мотивация 11, 56
- развитие волевой активности 12
Читательского развития методика 30
Чтение беглое, формирование навыков 24
Экзаменационная тревожность см. Тревожность подростков
Список использованных источников.
Книжная летопись : гос. библиогр. указ. / Рос. кн. палата. Москва : Бук Чембэр Интернэшнл, 2012.
Летопись журнальных статей : гос. библиогр. указ. / Рос. кн. палата. Москва : Бук Чембэр Интернэшнл, 2012.
Электронный каталог [Электронный ресурс] / Рос. нац. б-ка. Режим доступа : http://www/nlr/ru,свободный Загл. с экрана.
Электронный каталог [Электронный ресурс] / Ро. гос. б-ка. Режим доступа : http://www.rsl.ru Загл. с экрана.
Справочник фактографических ресурсов.
Периодические издания.
№ п/п |
БО. |
Краткая характеристика, тематика, периодичность. |
Наличие электронной версии (адрес). |
1 |
Психология обучения : журнал : / Гл. ред. Б. П. Бархаев. Москва : Современная гуманитарная академия, 1999- . Ежемес. ISSN 1561-2457. |
Журнал освещает результаты психологических исследований, направленных на совершенствование практики обучения и воспитания на всех уровнях отечественной системы образования: в дошкольных воспитательных учреждениях, в общеобразовательной школе, в системе профессионального образования, в рамках дополнительных образовательных программ. На страницах журнала ведется обсуждение вопросов, связанных с практикой работы психологов в системе образования; публикуются статьи, рассматривающие место и роль психологического знания в системе образования. Основные рубрики: Психологическая теория современного образования, психология развития обучаемых, психология формирования личности, психология профессионального образования, психология педагогической деятельности, социальная психология образования, прикладные аспекты педагогической психологии. Периодичность – 1 раз в месяц. |
|
2 |
Психологическая наука и образование : электронный журнал . Москва : ГБОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический ун-т, 2006 . Ежекварт. ISSN-online: 2074-5885 |
Представляет собой оригинальные научные статьи, научные обзоры, научные рецензии, отзывы. Публикует научные и практико-ориентированные статьи по педагогической, возрастной, специальной, юридической, социальной психологии, психологии здоровья и пр. Основные рубрики: Разработка профессиональных стандартов, современное дошкольное образование, социальная психология образования, актуальные вопросы юридической психологии при работе с детьми и подростками , штудии идр. Есть англоязычная версия. Периодичность – 4 раза в год. |
|
3 |
Педагогика и психология : электронный научный журнал. Москва : Издательство ИНГН, 2011 Ежекварт. ISSN 2304-3288 |
Электронный научный журнал "Педагогика и психология" осуществляет публикацию статей по соответствующим научным отраслям. Основные рубрики: Педагогические науки, психологические науки. Периодичность – 4 раза в год. |
|
4 |
Школьный психолог : методический журнал для педагогов-психологов / Гл. ред. Марина Чибисова . - Москва: Издательский дом «Первое сентября» : ООО Чистые пруды. – 2000- . Ежемес. |
Всё , что касается психологии в школе. Статьи о теории и практике, методах, технологиях деятельности психолога в общем образовательном учреждении, советы в области социальной психологии, семейного воспитания, профессионального выбора и т. д. Основные рубрики: первая полоса, метод в теории и на практике, психологические технологии, вместе с учителем, вместе с родителями и др. Периодичность – 1 раз в месяц. |
http://psy.1september.ru/index.php?year=2012&num=11
|
5 |
Психолого-педагогический журнал Гаудеамус / Гл. ред. доктор пед. наук, проф. М. С. Чванова. Тамбов : Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина", 2002- . Полугод. ISSN 1810-231X |
Народное образование. Педагогика. Психология. Информационные технологии педагогических и психологических наук. Тематические рубрики: Теория и методология: проблемы, тенденции. Управление : стратегия и тактика. Образовательные технологии. Детский сад, школа, вуз. Дискуссии (точка зрения) и др. Периодичность - 2 раза в год. |
2. Интернет-порталы.
Название портала. |
Адрес. |
Характеристика. |
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU |
Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 18 млн научных статей и публикаций. На платформе eLIBRARY.RU доступны электронные версии более 3200 российских научно-технических журналов, в том числе более 2000 журналов в открытом доступе. Основные разделы : регистрация в библиотеке, каталог книг, каталог журналов, авторский указатель, полнотекстовый поиск, тематический рубрикатор, научные издательства, новые поступления, новые журналы и. т. д. |
|
Детская психология. |
|
Портал по возрастной психологии и отраслям детской психологии для специалистов-психологов и педагогов, ученых, преподавателей, аспирантов, студентов и людей, интересующихся детской психологией, содержит тематические подборку материалов и информации по детской психологии, выполненную в рамках высшего образовательного учреждения. Основные разделы: Новые публикации, мероприятия, образовательные программы, статьи и интервью по психологии в СМИ. Объединяет в себе проекты по психологической тематике: - сайт «Практический психолог», предназначенный для психологов-практиков, работающих в сфере дошкольного и школьного образования - сайты конференций по психологии развития «У истоков развития»(2013г.) «На пороге взросления» (2011г.), «Другое Детство» (2009г) и «Ребенок в современном обществе» (2007г.) |
metodiki.ru |
Портал посвящён школьному образованию : пособия, уроки, методики, организация. Предусмотрена обратная связь. Основные разделы: психология, дошкольное воспитание, управление образованием, внеклассная работа, полезные ссылки, дистанционное образование.
|
Выставки и конференции.
Название. |
Вид выставки или конференции |
Преиодичность |
Время и место проведения |
Организаторы |
ХXXV Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» |
конференция |
Ежегодное |
24 января 2014 | Россия, Новосибирск. Конференция проводится в заочном режиме |
Центр развития научного сотрудничества Контактная информация: Тел.: 8-383-291-79-01 Эл. почта: monography@ngs.ru |
Международная заочная научно-практическая конференция "Психология и педагогика в системе гуманитарного знания" |
конференция |
Разовая. |
24-25 декабря 2013 г. пройдет в дистанционном формате. |
Оргкомитет и Программный комитет Международной научной конференции "Психология и педагогика в системе гуманитарного знания" Информационный партнер НИИЦ "Институт Стратегических Исследований" |
2-ая Международная конференция "Исследование образования и воспитания детей" (ICECER 2014 ) |
конференция |
Ежегодная. |
с 13 по 15 июня 2014 года в г. Газиантеп, Турция. На конференции будут 4 секции: образование, дошкольное образование, начальное образование, преподавание английского языка. |
Zirve Üniversitesi |
Всероссийская научно-практическая конференция «Гуманизация образования в контексте системного подхода» |
конференция |
Разовая. |
14—15 февраля Бийск (Алтайский край) |
Педагогический государственный университет им. В.М. Шукшина (3854) 24-5138 E-mail: |
Методологический семинар-практикум «Развитие творческого мышления у детей» |
семинар |
Разовый. |
26—28 марта Санкт-Петербург |
Факультет психологии СПбГУ; канд. психол. Наук Ю.Б. Гатанов (Санкт-Петербург) Тел./факс: (812) 327-4614 E-mail: training@psy.pu.ru |
Семинар-практикум «Социальная адаптация подростка» |
30 марта –1 апреля Санкт-Петербург |
Факультет психологии СПбГУ, канд. психол. Наук Т.Г. Яничев (Санкт-Петербург) Тел./факс: (812) 327-4614 E-mail: training@psy.pu.ru |
||
Психолого-педагогическое сопровождение развития подростков и юношества |
Курс обучения педагогов и школьных психологов, родителей. |
Разовый. Форма обучения очно-заочная. |
С открытой датой. Г. Санкт-Петербург |
Санкт Петербургский государственный институт психологии и социальной работы Контактная информация Шамова Евгения Петровна г.Санкт-Петербург, 12 линия В.О., дом 13 лит. А +7 (812) 321 25 31 |
Адресный справочник.
Название организации. |
Форма собственности. |
Контакты. |
Характеристики. |
Психологический институт им. Л. Г. Щукиной |
Государственное учреждение. |
Адрес: 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4. Проезд: м. Библиотека им. Ленина, м. Боровицкая или м. Александровский сад, выйти на Моховую улицу. Напротив Манежа проход через двор Факультета журналистики МГУ, в глубине дворика, налево от памятника М.В. Ломоносову - зеленый трехэтажный особняк ПИ РАО.
Тел.: (495) 695-93-63, (495) 695-88-76 (директор), (495) 697-89-62 (отдел аспирантуры) E-mail: - Служба научно-информационного обеспечения: malykh_tb@mail.ru - Заместитель директора по науке: malykhsb@mail.ru Официальный сайт Института : http://www.pirao.ru/ru/kontakti |
Первый по данной специализации в России и третьим в мире. Был открыт при философском факультете МГУ Г. И. Челпановым. Структура и Лаборатории: Лаборатория социально-психологических проблем развития личности, Лаборатория психологии одаренности, Лаборатория психологии учения, лаборатория психологии личностно- ориентированного образования, Лаборатория психологии профессионального развития личности, Лаборатория психологии младшего школьника, группа психологии школьных учебников и др.
|
НИ Институт Психологии и Педагогики Развития |
Государственное учреждение. |
Адрес: Россия, Красноярск, ул. Корнеева, 50 Тел.: (391) 244-02-97 |
Институт психологии и педагогики развития (ИППР) является правопреемником Института экспериментальной педагогики (ИЭП), открытого в 1993 г. в составе Центра развития образования совместно с Красноярским краевым управлением образования и Российской академией образования на базе экспериментальной школы "Универс" № 106 (ныне гимназия "Универс" № 1). Основные направления работы: Прикладные исследования психологических, педагогических, социальных, культурных условий и механизмов развития личности и сообществ. Разработка технологий и учебных материалов для обеспечения развития личности в системе образования. Обеспечение продуктивной функции конфликта и использование его как соответствующего механизма развития в реализации проектов и программ. Прикладные исследования в области возрастной и гендерной специфики организации и управлении в образовательных и других социальных процессах. Консультирование и экспертиза по вопросам реализации гуманитарных технологий. Проведение образовательных программ, связанных с освоением новых, современных HR-технологий для специалистов-психологов и профессионалов из смежных областей - педагогов, врачей, социальных работников, управленцев. |
Рязанский НИИ психологии и методологии образования |
Государственный. |
Россия, 390000, г.Рязань, ул.Полевая, д.42/16 (4912) 21-77-77 niipsycho@rambler.ru Директор НИИ психологии и развития способностей профессор Нагоров Павел Сергеевич, руководитель уникального на сегодняшний день учреждения, имеющего свои отделения в Москве и Коломне. |
Цель научной работы института- разработка и создание технологии развития человеческих возможностей. Рязанский НИИ психологии и методологии образования предлагает обучающие программы, направленные на комплексное развитие мышления как взрослых, так и детей. Методики разработаны на основе фундаментальных и прикладных исследований в области нейрофизиологии и с успехом применяются в педагогической практике уже более десяти лет. Обучение направлено на улучшение памяти и развитие неординарных интеллектуальных способностей. Естественным следствием повышения скорости мышления становится ецелостное развитие интеллекта. В результате обучения происходит развитие интуиции и логического мышления, аналитических и творческих способностей. Интенсивная тренировка памяти и развитие внимания помогут быстро и эффективно справляться со все возрастающим потоком информации, что станет важным преимуществом в профессиональном и карьерном росте. Методы НИИ также позволяют сделать более эффективным изучение английского языка. На базе основных методик проводятся развивающие занятия с детьми. |
24
Князева Наталья Борисовна
Юрьева Елена Александровна