Аналитическая справка о результатах реализации основной образовательной программы начального общего образования І–ІІІ ступеней школы
Аналитическая справка
о результатах реализации основной образовательной программы начального общего образования Амвросиевской общеобразовательной І – ІІІ ступеней школы № 6
Амвросиевского района Донецкой Народной Республики
Школа - это мастерская,
где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее.
Барбюс Анри
Вводная часть
Работа начальной школы осуществляется под девизом: «Школа не может стоять на одном уровне развития, она требует разнообразия педагогических методов во имя роста профессионального мастерства, профессиональной квалификации педагогов».
Новые задачи модернизации образования, определенные рядом нормативных документов, направленных на развитие образовательной отрасли должны соответствовать требованию времени и потребностям личности, способной реализовать себя в обществе, которое постоянно претерпевает изменения. Сегодняшний день доказывает, что тенденции политического, экономического, культурного развития общества требуют новых подходов к качеству знаний, умений, навыков и уровня развития обучающихся. Поэтому развитие современного образования направлено на создание гармоничной целостной системы на каждом образовательном уровне, которая включала бы в себя взаимосогласованные методы, действия, компоненты, направленные на процесс обучения, развитие и воспитанием младших школьников. На современном этапе целью обучения стало, прежде всего, формирование жизненной компетентности обучающихся, умение применять полученные знания на практике в своей профессиональной и общественно-политической деятельности. Мы стоим перед необходимостью создавать общество, которое учится и учит, которое дает ученикам возможность управлять собственным процессом получения знаний в стремлении к большей дисциплине, сплоченности и сложности. Мы должны сформировать поколение, которое «способно учиться на протяжении всей жизни». Именно такой, на наш взгляд, и есть концепция жизнетворчества, ведущие идеи которой положены в основу деятельности Амвросиевской общеобразовательной I – III ступеней школы №6 Амвросиевского района ДНР. Задача нашего учебного заведения заключается в том, чтобы каждый ребенок понял и осмыслил свою жизнь, научилась самостоятельно решать как ежедневные жизненные задачи, так и сложные проблемы, то есть стал жизненно компетентной, жизнестойкой, жизнеспособной личностью. Только тогда он сможет изменить свою жизнь, бороться с бездуховностью, равнодушием, безответственностью, которые разрушают жизнь отдельно взятого человека и всего общества.
Педагогический коллектив Амвросиевской общеобразовательной І – ІІІ ступеней школы № 6 Амвросиевского района Донецкой Народной Республики активно включился в изучение, а затем во введение новых республиканских образовательных стандартов. Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового потенциала учреждения. Проведен анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного обеспечения используемого для организации системно - деятельностного подхода к организации образовательного процесса обучающихся.
В школе собрана вся нормативно-правовая база. Разработаны должностные инструкции, рабочие программы педагогов. Образовательные программы начальной школы Амвросиевской общеобразовательной І – ІІІ ступеней школы № 6 разработаны на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования 1-4 классов для общеобразовательных организаций: математика, русский язык, литературное чтение, украинский язык и литературное чтение, окружающий мир, трудовое обучение, изобразительное искусство, музыкальное искусство, физическая культура, информатика и ИКТ, английский язык. Донецк, 2015год. Программа учебных предметов начального образования для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке составлена на основе: «Программы общеобразовательных учреждений». Рабочие программы. Использовалась предметная линия учебников системы «Школа России», регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности по реализации республиканских образовательных стандартов.
Во всей системе требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ начального общего образования стержневыми являются требования к кадровым условиям. Начальная школа полностью укомплектована педагогическими кадрами. Свое педагогическое мастерство педагоги регулярно повышают через работу МС; «Школы молодого специалиста»; творческой группы учителей начальных классов «Методическая гостиная»; районных методических объединений; самообразование; курсы повышения квалификации. В течение учебного года на базе ОШ №6 регулярно проходили заседания районных школ педагогического мастерства: школы молодого учителя (руководитель Зайцева А. Ф.), школы передового педагогического опыта (руководитель Струкова В. Е.). Образовательный процесс в начальных классах осуществляют 16 учителей начальных классов и воспитателей ГПД, из них: 10 - высшая категория, 4 - первая, 1 – вторая, (1 - молодой специалист). Звание «учитель методист» - 4 чел., «старший учитель» - 4 чел. Курсовую подготовку прошли 6 чел., 1 молодой специалист работает второй год. ИКТ в учебном процессе применяют 12 педагогов, занимаются с обучающимися проектной деятельностью – 12. Разработан и утвержден план работы по организации преемственности между ДОУ № 7 «Красная шапочка». Учителями накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся (портфолио, диагностические карты, отслеживается мониторинг достижений учащихся), дифференцировано составляются рабочие программы по предметам. Педагогический коллектив начальной школы считает, что успех реализации новых стандартов в большей степени зависит от самого учителя. На протяжении 2015 – 2016 учебного года (проведены заседания методического совета; педсоветы; заседания творческой группы учителей начальных классов «Методическая гостиная»; выездное районное заседание творческой группы). Был подготовлен и проведен на высоком методическом уровне районный семинар – практикум в режиме работы совместного заседания творческой группы учителей начальных классов и школы молодого учителя «Современный урок на основе деятельностного подхода в личностно-ориентированной технологии в свете требований нового государственного образовательного стандарта ДНР». Учителя начальных классов приняли активное участие в организации и проведении районного семинара заместителей директора по воспитательной работе: «Инновационная практика гражданско – патриотического воспитания молодого поколения ДНР». На тематических педсоветах прошли творческие отчеты аттестующихся учителей начальных классов в виде презентаций, мастер – классов, из опыта работы: «Я делаю так!»
Родители наших учеников являются активными помощниками в освоении новых программ. На родительских собраниях и лекториях педагоги предоставляют некоторые рекомендации по формированию универсальных учебных действий у детей.
Согласно перспективному плану административного контроля качества преподавательской деятельности учителей начальных классов по окончанию учебного года был проведен внутришкольный мониторинг, который способствовал совершенствованию информационного обеспечения образовательного процесса, как важного условия эффективного управления качеством образования. Это позволило направить информационное обеспечение на достижение приоритетов по доминированию, или отсутствию субъективных отношений развития обучающихся, гуммаизации и гармонизации образования, с целью отслеживания усвоения школьниками базового учебного материала.
Мониторинговые исследования качества обучения, их результативность, является средством «обратной связи» в системе обучения от уровня «ученик - учитель» до уровня «школа». Внутришкольный мониторинг отражает истинное положение дел. Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что учителя работают стабильно, это дает возможность учащимся усвоить программный материал.
Мониторинг результативности преподавательской деятельности учителей начальных классов.
Класс/ Пред мет |
Учитель / Ф. И. О. |
Количест во обучающихся |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Качество зна ний |
||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
% |
|||
2-А |
Савельева И.Л. |
25 |
- |
- |
8 |
32 |
14 |
56 |
3 |
12 |
68 |
2-Б |
Леоненко Т.И. |
14 |
- |
- |
3 |
22 |
9 |
64 |
2 |
14 |
78 |
2-В |
Юсуфзянова И..В. |
25 |
- |
- |
4 |
16 |
16 |
64 |
5 |
20 |
84 |
Всего |
64 |
- |
- |
15 |
24 |
39 |
60 |
10 |
16 |
76 |
|
3-А |
Струкова В.Э. |
26 |
- |
- |
3 |
12 |
17 |
65 |
6 |
23 |
88 |
3- Б |
Зайцева А.Ф. |
25 |
- |
- |
7 |
28 |
15 |
60 |
3 |
12 |
72 |
Всего |
51 |
- |
- |
10 |
20 |
32 |
63 |
9 |
17 |
80 |
|
4-А |
Редченко В.И. |
19 |
- |
- |
5 |
26 |
10 |
53 |
4 |
21 |
74 |
4-Б |
Каланчук Л.В. |
21 |
- |
- |
3 |
14 |
8 |
38 |
10 |
48 |
86 |
4-В |
Никитюк Л. П. |
15 |
- |
- |
5 |
33 |
8 |
53 |
2 |
14 |
67 |
Всего |
55 |
- |
- |
13 |
24 |
26 |
47 |
16 |
29 |
76 |
|
1-А |
Марфутина М.С. |
Вербальное оценивание |
|||||||||
1-Б |
Шарафаненко А. А. |
||||||||||
1-В |
Витюгова Е. А. |
||||||||||
Итог |
170 |
- |
- |
38 |
22 |
97 |
57 |
35 |
21 |
78 |
Начальные классы (2-4 кл)
1 класса - вербальное оценивание. Педагогами проведены в конце года итоговые проверочные работы по математике и русскому языку, а также проверка техники чтения по окончанию 1 класса.
2 класс. Высокий результат качества знаний учащихся показали такие учителя: Юсуфзянова И. В. – 84%, Леоненко Т. И. – 78%. Результат среднего уровня достижений учащихся Савельевой И. Л. - 32%
3 класс. Высокий результат качества знаний учащихся показали такие учителя: Струкова В. Э. – 88%, Зайцева А. Ф. – 72%.
4 класс. Высокий результат качества знаний учащихся показали такие учителя: Каланчук Л. В. – 86%, Редченко В. И. – 74%. Результат среднего уровня учащихся высокий у Никитюк Л. П. – 33%
Итог: учителя начальной школы имеют такие результаты: качество знаний - 78%, средний уровень - 22%
Учителя начальной школы, работающие во 2 - 4 классах, ведут работу по повышению уровня преподавания предметов, сохранению и повышению качества знаний учащихся, используя различные формы и методы преподавания, учитывают возрастные особенности учащихся, применяют индивидуальный подход к учащимся с разным уровнем усвоения учебного материала, планируют работу с одаренными детьми.
Школа является эффективно работающим образовательным учреждением, выполняющим заказ республики и общества на образовательные услуги. Существующая программа позволяет сохранить функции развивающейся школы.
Это подтверждается наличием:
Стратегической цели начальной школы: адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям младших школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом путем введения в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя и ученика, комфортных условий для развития творческой, социально - адаптивной личности ребенка.
Основная часть
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных программ является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные УУД (Самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция). Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Педагоги, работающие в начальных классах, изучив УУД, сделали вывод о необходимости выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности.
Для формирования различного типа универсальных учебных действий учителя нашей школы используют различные методики и образовательные технологии: технологии формирующего обучения, технологии развивающего обучения, технологии личностно ориентированного обучения.
На заседании методического совета школы учителями начальных классов было принято решение остановиться на следующих педагогических технологиях:
Цель – способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя.
Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
Данное обучение педагоги нашей школы рассматривают как фору активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.
2) Проектная и исследовательская деятельность
Цель образовательной технологии - создать условия, при которых обучающиеся:
- самостоятельно приобретают недостающие знания из источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
3) Информационно-коммуникационные технологии
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ.
Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
Индивидуализация работы самого учителя;
Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
Усиление мотивации к обучению;
Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
Обеспечение гибкости процесса обучения
4) Дискуссия
Образовательная технология, основанная на уважении к личности и признании целостности многообразия, которая в форме интеллектуальной игры способствует формированию качеств, необходимых для эффективной деятельности в условиях современного общества и информационного пространства.
Дискуссия в различных ее формах (круглый стол, заседание экспертной группы, дебаты) представляет собой формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп) или точек зрения пообсуждаемой проблеме.
Дискуссия - метод обучения, направленный на развитие критического мышления и коммуникативных способностей, предполагающий целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и приход к общему основанию.
В основе дискуссии лежит противоречие, которое отражает противоположные взгляды участников на один и тот же предмет обсуждения.
Процесс организации дискуссии включает несколько последовательно разворачиваемых этапов:
явное полагание тезиса и антитезиса (как результат критики в сложной коммуникации)
предъявление каждой стороной аргументов, подтверждающих и усиливающих точку зрения
предъявление каждой стороной оснований
фиксация затруднения и постановка проблемы
поиск новых оснований, способов решения, взглядов на предмет
синтез.
Способ проведения дискуссии и применяемые средства должны признаваться всеми её участниками (последовательное полагание тезисов, аргументов и оснований, недопустимость подмены первичного тезиса и оснований и пр.).
5) Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т д).
Современные требования к урокам русского языка достаточно высоки. На уроках должны быть реализованы следующие взаимосвязанные задачи обучения:
вооружение учащихся знаниями основ науки о языке;
формирование умений практического владения русским языком (орфографическими, пунктуационными, культурно-речевыми нормами);
умение чётко, ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в разных жизненных ситуациях;
воспитание чувства ответственности по отношению к слову, чуткости к красоте и выразительности русской речи.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Отличительные черты технологии РКМЧП:
надпредметный характер;
технологичность;
усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.
Одна из главных целей диагностики УУД состоит в том, чтобы на основе имеющихся данных сделать вывод о дальнейших тенденциях развития процесса, предвидеть его возможные направления, выбрать педагогические меры коррекции и предупреждения недостатков.
Для повышения объективности и изучения динамики развития объекта в процессе организации диагностики соблюдается этапность, периодичность. Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование (устный опрос), сбор косвенных данных, анализ документации и др.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации республиканских стандартов.
Задачи мониторинга:
отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и школьного образования;
Объекты мониторинга:
универсальные учебные действия школьников;
психолого - педагогические условия обучения;
педагогические технологии, используемые в начальной школе.
Ежегодно обучающиеся 2-4 классов выполняют интегрированные комплексные работы (входная, промежуточная, итоговая аттестация). Результаты данных работ анализируются и даются рекомендации учителям на заседаниях творческой группы учителей начальной школы «Методическая гостиная».
Для данной диагностики используются комплексные работы, разработанные методическим кабинетом и учителями начальных классов. В комплект комплексных работ входят 2 варианта комплексной работы для 2-4 классов и методические рекомендации для учителя. Комплексная работа — это система заданий по русскому языку, математике. В работе содержатся задания различного уровня сложности.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются нашими учителями для оперативной коррекции учебно - воспитательного процесса.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития. Методы сбора информации: анкетирование; тестирование; наблюдение; беседа.
Учителями и педагогом - психологом нашей школы активно используются типовые задания для обучающихся начальной школы по выявлению сформированности УУД, определен диагностический инструментарий для оценки УУД. Анализируя результаты мониторингов, прослеживается положительная динамика в развитии всех видов УУД. У большинства детей развиты свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно, использование образовательных технологий деятельностного типа, современных методов и приемов учителями нашей школы способствует успешному развитию универсальных учебных действий обучающихся.
Рекомендации.
Учителям начальных классов:
для повышения уровня преподавания предметов, сохранению и повышению качества знаний учащихся, при подготовке к урокам использовать эффективные приёмы и методы преподавания, инновационные (в том числе информационные) технологии, систематически вести работу по повторению и обобщению изученного материала, дифференцировать задания на всех этапах урока, в системе планировать индивидуальную работу с учащимися;
чаще использовать в своей практике задания, способствующие развитию и совершенствованию мыслительных операций (установление причинно - следственных связей, анализ, синтез)
для сохранения и повышения качества знаний учащихся, а также успеваемости систематически использовать разноуровневую дифференциацию, разнообразить формы и методы работы на уроке, использовать рациональные приёмы повторения изученного материала.
использовать в работе с одарёнными учащимися эффективные инновационные технологии обучения, развивающие творческую активность школьников.
Зам директора по УВР: Юсуфзянова И. В.