12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия74
Педагог-психолог
Россия, Кунгур

Тема занятия "Опыт общения".

Пояснительная записка

Значение коммуникативных навыков в развитии детей младшего школьного возраста несомненно. Общение – один из факторов общего психического развития ребенка, считает М.И.Лисина. В этом процессе ребенок усваивает общечеловеческий опыт, у него происходит становление сознания и самосознания. Только в общении формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, человеческие ценности. Данное занятие позволит сформировать коммуникативные навыки у детей, они уточнят правила доброжелательного отношения к другому человеку, осознают ценность дружбы.

Актуальность: младший школьный возраст - сензитивный для развития коммуникативных навыков. Умение общаться – это профилактика психологического здоровья.

Цель: развитие навыков общения у детей младшего школьного возраста.

Адресат: учащиеся младших классов.

Данный материал может быть использован педагогами, лидерами ШСП в практической деятельностислужбы.

Используемые технологии:

Здоровьесберегающие технологии (элементы арт-терапии, музыкотерапии, цветотерапии, игровые).

Информационно-коммуникативные технологии.

Личносто-ориентированные.

Медиотехнологии.

Задачи:

Образовательная: мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей.

Развивающие: корригировать и развивать межличностные отношения посредством изучения основных способов общения; развивать коммуникативные умения; развивать наблюдательность.

Воспитательные: способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка; воспитывать вежливое отношение к товарищу, доброжелательности, внимания к окружающим.

Оборудование: средства мультимедиа: мультфильм "Барбоскины - 49 Серия. Опыт общения",большой лист ватмана, запись мелодичной мелодии, цветные карандаши (фломастеры), клей.Напечатанные крупно секреты общения.

План и сценарий методической разработки

Ход занятия

I. Подготовительный этап.

Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в круг. Предлагаю начать с игры.

- Я передам свое рукопожатие по кругу, а вы его будете передавать до тех пор, пока оно не вернется ко мне. Молодцы!(Игра "Импульс".Цель: создание дружеской обстановки).

- Нужно сделать шаг вперед, сказать свое имя и сделать какое-либо движение, чтобы выразить себя. (Игра "Имя-движение".Цель: снижение эмоционального напряжения через телесно-ориентированную технику). Меня зовут (имя), и я делаю вот так (движение). По кругу.

Пояснение: эта игра проводится при условии, что участвуют дети не всего класса).

- Какое у вас настроение? Если отличное, нужно хлопнуть в ладоши над головой и подпрыгнуть, плохое – потопать ногами. На счет, 1-2-3! (Делают одновременно. Цель: создание позитивного настроя, активизация работы мозга).

Проходите за столы. Учащиесярассаживаются за партами. (Желательно посадить детей полукругом).

Этап мотивации

У нас необычное занятие. Мы будем разгадывать загадки,  играть и даже смотреть мультфильм, то есть будем учиться общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только хорошее настроение.

- Ребята, почему от общения с одними людьми у нас поднимается настроение, а при общении с другими людьми оно портится, мы огорчаемся? (Предположения детей).

Сегодня мы с вами будем открывать секреты общения. Возможно, они помогут вам найти друзей, научат правильно общаться. Чтобы их не забывать, предлагаю оформить ватман, который так и назовем "Секреты общения".

Пояснение. Первый вариант - выбрать помощников, дети оформляют ватман. Важно проследить, чтобы все ребята участвовали в создании. Второй вариант - на ватмане по ходу занятия прикреплять готовые фразы.

Основной этап

Общению посвящен мультфильм. Смотрим. (Цель: умение детей рассуждать, делать вывод, что все живое нуждается в общении).

Просмотр мультфильма от начала до слов "Оказывается, если общаться с растениями, они растут гораздо быстрее", до 28 сек.

- Каким открытием Гена решил поделиться с друзьями, что он узнал? (Рассказать, что растения – они живые, даже откликаются на слова).

- Как вы думаете, с какой целью он это сделал? (Чтобы ребята умели общаться, дружить).

- Как вы понимаете слова "Оказывается, если общаться с растениями, они растут гораздо быстрее"? (Все живое в природе чувствует, слышит).

Просмотр мультфильма от 28 сек. до слов "Это мой пирог, мой", до 1 мин.15 сек.

Из-за чего Гене не удалось рассказать друзьям об опыте? (Его никто не слушал, каждый занимался своим делом).

- Как вы думаете, какой опыт он хотел провести? (Предположения детей).

- Какие чувства испытывал Гена, когда его никто не стал слушать? (Печаль, разочарование, обида).

- Что будет дальше? (Предположения детей). Смотрим?

Просмотр мультфильма с 1мин.15 сек. до слов "Проблема то не в кактусе, а в нас", до 3мин.58сек.

- В чем заключался эксперимент Гены? (Общался с кактусом).

- С какой целью друзья хотели выкрасть кактус? (Сделали ошибочные выводы про Гену).

- Как вы понимаете слова Дружка "Проблема то не в кактусе, а в нас". (Нужно всегда уметь слушать друг друга).

Просмотр мультфильма с 3 мин. 59 сек. до конца.

Пояснение.По окончании просмотра обязательно сделать паузу для размышления, осознания.

- Как можно понять, что опыт Гены удался? (Кактус расцвел).

- Что поняли герои мультфильма?

- Если бы у вас была возможность встретиться с ними (героями мультфильма), чтобы вы им сказали или пожелали?

Мы все разные, и общаться привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать другого человека, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.

Секрет №1. Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового!

Ребята, отгадайте загадку.

Тебе дано, а люди пользуются.(Имя).

Имя – это самый важный звук, который мы слышим с детства.Родители называют вас разными именами.

- Как ласково вас называют родные?Поделитесь друг с другом. (Обмен мнениями).

Любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.

СЕКРЕТ №2. Называй собеседника по имени.

5. В сказках, жизни у нас встречаются трудные ситуации. Я буду зачитывать строки из сказок, а вы назовете имя сказочного героя, который утешает того, кто попал в беду.

Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам другое яичко, не золотое – простое.

Не тужи, Иван-Царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее.

Не печалься, ступай себе с Богом! Будет твоя старуха царицей.

Ребята, давайте жить дружно!

Быть внимательным к людям, это значит не быть безразличным к ним. Старайтесь не обижать окружающих вас людей ни делом, ни словом. Слово, порой, ранит больнее.

Прослушайте стихотворение "Друзья" (ДушанРодович).

Пояснение. Можно заранее дать возможность ребенку выучить.

Если плачет кто–то рядом,

Если слёзы льются градом,

Подойдите вы к нему

И спросите: "Почему?"

Это, дети, сделать надо –

Плохо плакать одному.

- Как вы понимаете фразу "Плохо плакать одному"?

СЕКРЕТ №3. Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к 

тебе!

6.Хочу поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным. Прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь:

Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
Ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили! (Улыбка).

- Ну, конечно же, это улыбка!

СЕКРЕТ №4.Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им.

Подарите свою улыбку.Улыбнитесь друг другу.

7.Каждый человек своё доброе отношение к окружающим может выразить при помощи определённых слов. Их называют "добрыми"или "волшебными"словами. Они помогают нам строить добрые отношения с окружающими нас людьми. К ним относятся слова приветствия, благодарности, просьбы, извинения за причинённые неудобства, за нанесённую обиду.

Задание "Закончи строчку":

-Посиди со мной, сестра!

Почитай мне, будь…(добра).

-Хоть конфеты не очень полезны,

Принесите их, будьте…(любезны).

-На меня отцу не жалуйся,

Я прошу тебя,…(пожалуйста).

-Вот чай, кусочек бисквита,

Приятного…(аппетита).

-Ты мне помог!- я говорю.-

Мой друг, тебя…(благодарю).

-Забыл я книжку принести!

За это ты меня…(прости).

-Печально сказали мы дяде Никите:

-За чашку разбитую нас…(извините).

-Навстречу мне идет сосед,

Я поздоровался: "…!" (привет).

Подарите вежливые слова, приятные слова, их называют комплиментами одноклассникам. (Динамическая пауза).

СЕКРЕТ №5. БУДЬ ВЕЖЛИВ, И У ТЕБЯ БУДЕТ МНОГО ДРУЗЕЙ!

8. Ребята, что не хватает на ватмане?(Предположения детей).

- Я предлагаю нарисовать город "Дружбы". (Психотерапевтическое упражнение.Цель развитие межличностных взаимоотношений отработка негативных переживаний).

Пояснение. Приглашаем всех сразу детей, или подгруппами. Важно, чтобы было безопасно. Желательно, чтобы фоном звучала мелодия.

Обведите ладошку. Напишите свое имя. Ладошку можно превратить в дом, здание.

- Что не хватает в городе? (Дорог, тропинок).

Нарисуйте от своего домика дорогу к домику того человека, к которому хочется. Важно договориться, чтобы этот человек был не против этого.

Пояснение. Педагогу важно смотреть. Если от чьего-либо домика нет дорожки, ему следует нарисовать свой дом и провести линию к дому этого ребенка.

- Что еще хочется дорисовать?

III. Этап рефлексии.

- Ребята, для чего нам нужны секреты общения? (Помогают общаться, избегать конфликтов, помогают дружить).

Предлагаю вспомнить и проговоритьих. (Дети повторяют).

​​​​​​​ Литература

Мультфильм "Барбоскины - 49 Серия. Опыт общения" Режим доступа: Му https://www.youtube.com/watch ?v=pLf6AiOwm-I

ГордееваЕкатерина. Конспект занятия "Общение — путь к успеху"[Текст]. — Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-obschenie-put-k-uspehu.html









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.