Занятие «Экологический калейдоскоп» (1-4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каргинская средняя общеобразовательная школа
имени М.А. Шолохова» Боковского района
(МБОУ «Каргинская СОШ имени М.А. Шолохова»
Боковского района)
Номинация
«Образовательное мероприятие»
Возрастная группа: 1-4 классы
Конспект мероприятия
«Экологический калейдоскоп»
1 класс
Автор методразработки:
Стояненко Юлия Ивановна, учитель
Ростовская область, Боковский район, станица Каргинская
2017 год
Оглавление описания мероприятия:
Вступление……………………………………………………………………………………..2
II . Основная часть……………………………………………………………………………..…..4
1. «Экологическая разминка» ……………………………………………………………...…4
2. «Экологические ситуации»………………………………………………………………....4
3. Загадки о растениях……………………………………………………………………..….5
4. Конкурс скороговорок «Сороки – тараторки»……………………………………………5
5. «Конкурс художников»……………………………………………………………………..5
III. Заключительная часть………………………………………………………………………….6
Анализ внеклассного мероприятия……………………………………………………………8
Фото………………………………………………………………………………….………9-13
Мероприятие
«Экологический калейдоскоп»
Цель: Формирование бережного отношения к природе, действенного отношения к окружающему миру путем становления начал экологической культуры, экологического сознания и мышления, закрепление правил поведения в лесу. Воспитание любви к родному краю, заботы о его природе.
Основные задачи:
- создание условий для экологического образования;
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей
к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- развитие творческого воображения, познавательных возможностей детей.
Оборудование:
мультимедийный проектор
интерактивная доска
презентация
глобус
воздушные шары
карточки с заданиями
колокол
мыльные пузыри
Ход мероприятия:
I. Вступление:
Презентация (Приложение 1)
Презентация
PPT / 7.96 Мб
/data/files/b1667293100.ppt (Презентация)Слайд 1,2,3,4.
Учитель: Весна… В мою станицу опять пришла весна… Я иду по знакомым улицам и чувствую как лёгкий ветерок дышит мне в лицо, весёлое птичье пение перекликается с перезвоном капели. Вся природа просыпается, оживает после зимнего сна. Солнце отражается в луже.
Как же хорош наш Донской край, наша Земля! Весной особенно чувствуется, что Земля - живая: дышит, радуется теплу, каждая травинка, каждая веточка, как девушка перед свиданием, наряжается к приходу весны, спешит зазеленеть, расцвести незатейливыми первоцветами.
Я иду по улице, а кругом бегут люди, обгоняют меня, спешат… Так хочется крикнуть: «Люди! Остановитесь! Посмотрите вокруг, прислушайтесь: по Земле идёт весна!»
Невдалеке девочка лет шести с папой пускает мыльные пузыри. Слайд 5 Невесомые радужные шарики плывут по лазурному небосводу. И вдруг я слышу звонкий детский голос: «Папа! Папа! Смотри! Мыльный пузырь похож на нашу Землю!». Я невольно прислушиваюсь. А отец с улыбкой ответил: «Да, доченька, ты права, совсем как маленький земной шар. А знаешь, что наша Земля, также как этот мыльный пузырь нуждается в очень бережном отношении? Конечно, она не лопнет, как этот шарик, но своими неосторожными, необдуманными действиями люди могут причинить большой вред Земле». Малышка с удивлением и тревогой посмотрела на отца, а тот продолжал: «Большое–начинается с малого. Вот ты, прошлый раз, когда мы гуляли по лесу, набрала букет подснежников, а потом выбросила их и они завяли, погибли зря, а кто-то, также неподумав, ломает ветки деревьев, вырубает леса, там, где это запрещено. А ведь лес – это лёгкие нашей планеты и от наших необдуманных поступков всё труднее и труднее становится дышать Земле».
«Папа, - робко сказала девочка,- а Земля, если её теперь не пожалеть, не поберечь может Земля совсем погибнуть?»
Отец задумался и серьёзно ответил: «Нет! – в голосе его послышалось волнение, - Нет! Такого люди не могут допустить… Ты пойми, человек такой силой владеет! А главное, ведь все мы любим Землю-то. У кого-то – горы, у кого-то – море, а у нас с тобой – наш тополёк, который мы посадили в прошлом году, растёт, зеленеет и нашей Земле жить помогает. Вот мы с тобой в выходной возьмём маму, подружек твоих – Танюшку и Анечку, да и посадим около дома по деревцу, вот и будет от вас маленьких большая помощь Земле».
Да! Хороших людей, которые беспокоятся о судьбе планеты, больше и они, мы все, поможем защитить нашу Землю.
Большое – начинается с малого…Это должен понять каждый из нас: посадить дерево, убрать мусор, да и самим не засорять природу – это не трудно, а Земле будет дышаться легче, «…чтоб продлить природы век, другом стать для всей природы должен каждый человек…»
…Летит, переливается мыльный пузырь, такой красивый и такой недолговечный. А где-то во Вселенной плывёт наша Земля – голубой шарик. И теперь я поняла, что пока есть такие люди, как эта маленькая девочка и её папа – неравнодушные, беспокоящиеся о судьбе Земли, наша планета не погибнет, не исчезнет как мыльный пузырь, а будет становиться только краше, зеленеть лесами, парками, садами.
А ведь нас таких, неравнодушных, много! Я в этом уверена!
Учитель:
-Как вы считаете, ребята, о чём пойдёт сегодня речь?
(Ребята высказывают свои предположения)
Слайд 6
Мы заведём разговор о том,
Что вся Земля - наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том пойдёт тут речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим.
Учитель: Да, вы правы, мы сегодня собрались поговорить о нашем общем доме, о самой загадочной и неизведанной, о самой красивой и родной планете Земля.
Слайд 7
И наше мероприятие мы проведем в форме командного турнира под названием (на доске читают дети «Экологический калейдоскоп»).
Вы – молодое поколение, а это значит, что будущее планеты в ваших руках и от вашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам.
Слайд 8
Ребята, наверняка вы слышали, что президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. Утверждена официальная эмблема Года экологии, она представляет одновременно богатство, уникальность объектов природы и усилия по охране окружающей среды на территории России. За основу графической части логотипа принят круг с неровными линиями различных цветов, олицетворяющих многообразие природы России. Текстовой составляющей логотипа является год проведения – «2017-й», а также полное название «Год экологии в России».И сейчас, я предлагаю вам проверить себя, готовы ли вы сохранять и сберечь всё то, что с такой щедростью дарит вам Матушка-Природа.
У нас 2 команды:
1. «Синие» (символ воды, чистого неба)
2. «Зелёные» (символ растений на нашей планете)
II .Основная часть:
1 «Экологическая разминка» За каждый правильный ответ вы будете получать логотип Года экологии. Какая команда наберёт наибольшее количество логотипов – одержит победу. Удачи!
Кто слышит ногами? (кузнечик)
Чем «зудит» комар? (крыльями)
Погибают ли растения под снегом? (нет)
Какая птица складывает свою добычу в мешок? (пеликан)
Какая птица умело подражает голосом многих птиц? (скворец)
Кто любит полакомиться корой осины, яблони и др. деревьев? (заяц)
- Молодцы!
2. «Экологические ситуации»
(работа в группах)
1.Представьте себе, что вы в лесу увидели не погасший костер. Что вы будете делать и почему?
2.Вы гуляете по парку и увидели, что маленький птенец выпал из гнезда. Ваши действия?
3.Если, гуляя в лесу, вы увидели, что кто-то оставил много мусора, что вы можете сделать?
4.В лесу вы увидели развороченный муравейник. Ваши действия?
- Вы хорошо справились с задание, нашли правильные выходы из всех ситуаций.
Слайд 9
- Ребята, давайте обратимся к словарику. Что означает слово Экология? (Ответы детей)
- Ребята, а какую пользу приносит нам лес? (все листья деревьев поглощают углекислый газ)
- К чему может привести уничтожение лесов? (прекратится жизнь)
Помните, ребята, что когда вы приходите в лес, вы являетесь гостями – у природы и у тех, кто там живёт.
3. Загадки о растениях.
Русская красавица, всем нам очень нравится.
Бела она, стройна, одежда зелена. (Берёза)
Вот бочонок с шапочкой, с дерева упал.
Год прошёл – и деревцем маленьким он стал. (Жёлудь)
Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива)
4. Что за дерево такое, угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы, ну, а ягоды вкусней. (Рябина)
Жемчужный колокольчик пришёл в леса весной.
По лесу он разносит чудесный запах свой. (Ландыш)
Не берёза, не сосна – в тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит, вся листва на ней дрожит. (Осина)
- Молодцы! А сейчас немножко отдохнём! (Физминутка – «Капитан Краб. Разминка»
Приложение 2)
4. Конкурс скороговорок «Сороки – тараторки»
Ребята, а вы знаете скороговорки про птиц? А я знаю и другие скороговорки. Сейчас я вам раздам скороговорки, а вы через 1 минут все вместе проговорите ее:
1. Дятел дуб долбил, да не додолбил.
2. Проворонила ворона вороненка.
5. «Конкурс художников»
- А теперь я предлагаю вам поучаствовать в «Конкурсе художников». Нарисуйте нашу планету Земля на голубом воздушном шаре.
Самостоятельная работа учащихся.
- Пусть наша планета будет такой же чистой как ваши воздушные шарики!
Подведение итогов. Награждение команд.
Слайд 10
Ребята, в календаре международных дат есть праздник Земли. Он отмечается весной - 22 апреля. По сложившейся традиции, в День Земли принято звонить в Колокол Мира. Этот звук должен призвать всех жителей Земли задуматься о сохранении красоты нашей планеты. Колокол Мира – символ мирной жизни на Земле. Первый колокол Мира был отлит из монет, собранных детьми из 60 стран. И находится он в Японии. Слайд 11 Акцию «Колокол Мира в День Земли» поддержали люди других стран и народов. Слайд 12 В России «Колокол Мира» был установлен в 1998 году в Москве, в музеи Николая Константиновича Рериха. Слайд 13 Инициатором этой акции стал лётчик-космонавт, Герой Советского Союза Анатолий Николаевич Березовский. Цель акции – объединение всех людей планеты в деле защиты окружающей среды. Сегодня ребята мы присоединимся к этой акции, и в нашем классе прозвенит свой Колокол Мира. Давайте встанем в круг нашего Колокола Мира. И пока колокол будет звенеть, мы будем бережно и с любовью передавать макет нашей Земли из рук в руки.
III. Заключительная часть:
- Ребята, какой же вы сделали для себя вывод, принимая активное участие в нашем экологическом турнире?
Слайд 14 1-ый ученик: Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля – величайшее чудо, у нас она одна.
Слайд 15 2-ой ученик: Дорогие ребята! Давайте создадим чистоту и уют в нашей школе, классах, на своих улицах. Завтрашний день Земли будет таким, как мы создадим его сегодня.
Слайд 16,17 - Человеку давно пора понять, что не Природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух – чтобы дышать; кристальная вода – чтобы пить; вся Природа – чтобы жить. Давайте жить в согласии с природой и не нарушать ее законов и порядка, разумно использовать ее дары и богатства.
В заключении дети исполняют песню «Солнышко» и выкладывают солнышко из воздушных шариков. (Приложение 3)
«Солнышко»
1. Выглянуло солнышко
Из-за серых туч,
Золотистым зёрнышком
Прыгнул первый луч.
Припев.
Скачет по полям, с небом пополам,
Песенку весёлую напевает нам.
Скачет по полям, с небом пополам,
Песенку весёлую напевает нам.
2. И от этой песенки
Тает тишина,
И с ручьями весело
Прыгает весна.
3. Разбудили песенку
Тёплые лучи,
И на ветках весело
Прыгают грачи.
4. В песенку задорную
Просто влюблена,
Прыгает огромная
Детская страна.
Скачет по полям, с небом пополам,
Песенку весёлую напевает нам.
Ля-ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля.
И под эту песенку кружится земля.
Анализ внеклассного мероприятия.
Название мероприятия: «Экологический калейдоскоп»
Дата проведения: 15.03.2017 г.
Участники: 1 класс
Учитель: Антипова Юлия Ивановна
Форма работы: экологическая игра.
Цель мероприятия:
Формирование бережного отношения к природе, действенного отношения к окружающему миру путем становления начал экологической культуры, экологического сознания и мышления, закрепление правил поведения в лесу. Воспитание любви к родному краю, заботы о его природе.
В начале мероприятия учителем эмоционально были раскрыты перед учащимися задачи предстоящей деятельности. Этому способствовало оборудование и оформление кабинета. Экологическая игра проходила в высоком темпе, с постоянной сменой деятельности, что поддерживало интерес к происходящему у учащихся. Ребята показали хорошие знания в области окружающего мира. Тем не менее, в ходе мероприятия учащиеся пополнили свои знания об экологии и празднике, который отмечает весь Мир – День Земли. В заключение мероприятия дети очень эмоционально и экологически грамотно высказывались о необходимости экологического воспитания, как среди детей, так и среди взрослого населения.
Данное мероприятие соответствует общим воспитательным задачам класса, уровню развития классного коллектива и возрастным особенностям учащихся. В ходе внеклассного занятия были реализованы поставленные цели и задачи.
8