Занятие на тему «Культура общения с пожилыми людьми» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Направление: «Основы социализации и общения»
Тема: «Культура общения с пожилыми людьми»
Цель: Знакомство детей с особенностями общения с пожилыми людьми.
Задачи:
- Акцентировать внимание воспитанников на положительный образ пожилого человека, помочь увидеть достоинства и формировать правильное отношение к недостаткам, которые возникают в данном возрасте.
- Развивать логическое мышление, умение мыслить последовательно, и замечать непоследовательность в суждениях.
- Воспитывать уважение к пожилым людям.
Планируемый результат:
Усвоение основных норм общения с пожилыми людьми.
Оборудование: МО, карточки.
Словарные слова: культура общения, пожилой человек.
Ход занятия.
Ритуал начала занятия:
Давайте улыбнемся
(Дети улыбаются)
И за руки возьмемся,
(за руки берутся)
Друг другу радости пожелаем,
(прикладывают руку к сердцу)
И занятие начинаем….
Введение в тему
СЛАЙД 1
Воспитатель: Посмотрите на экран. Кто изображен на экране?
Дети отвечают.
- Молодцы! Это бабушка и дедушка, одним словом можно сказать, что пожилые люди. Тема нашего занятия сегодня будет ..... давайте зачитаем.
КЛИК 1
КЛИК 2
3 человека зачитывают тему.
- Молодцы! Тема нашего занятия «Культура общения с пожилыми людьми».
Коррекционно-развивающий блок
Воспитатель: Ребята, вспомните и скажите, что такое культура общения?
Обсуждение.
- Молодцы. Посмотрите на экран и зачитайте.
СЛАЙД 2
2 воспитанника зачитывают понятие.
После зачитывает воспитатель.
- Культура общения – это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе.
Как вы понимаете, кто такие пожилые люди?
Обсуждение.
- Молодцы! Я принимаю ваше мнение. Посмотрите на экран. Прошу зачитать определение.
КЛИК.
2 воспитанника зачитывают определение.
После воспитатель зачитывает сам определение.
- Пожилые люди - женщины и мужчины, как правило, отошедшие от активного участия в трудовой деятельности или достигшие пенсионного возраста, чаще и то и другое.
СЛАЙД 3
- Скажите, у кого есть бабушки и дедушки?
Дети отвечают.
- Как вы относитесь к своим бабушкам и дедушкам?
Обсуждение.
- Молодцы. Вы, когда - либо обижали своих бабушек, дедушек, или других пожилых людей? По какой причине это было?
Обсуждение.
- Сейчас, вам раздам карточки, где указаны качества, характеризующие пожилых людей. Отметьте галочками те качества, по вашему мнению, наиболее подходящие, для пожилых людей.
№ |
Качества |
|
1 |
Сварливость |
|
2 |
Доброта |
|
3 |
Богатый жизненный опыт |
|
4 |
Вредность |
|
5 |
Приветливость |
|
6 |
Нежность и ласка |
|
7 |
Драчливость |
|
8 |
Задумчивость |
|
9 |
Гостеприимство |
|
10 |
Великодушие |
Обсуждение.
Физкультминутка.
Мы веселые старушки, ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки,
мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.
Дети выполняют легкие плясовые движения.
Дыхание свободное.
Взрослый поет вместе с детьми.
Продолжение занятия.
- Ребята, пожилые люди бывают разные по характеру – одни добрые, радушные, приветливые, гостеприимные, как мы отметили в карточке. Другие, наоборот, очень сварливы, замкнуты и даже могут быть драчливы….. Но нужно понимать причины данных негативных проявлений.
Почему, пожилые люди могут быть такими, как вы думаете?
Обсуждение.
- Я принимаю ваше мнение. На самом деле причин много – это одиночество (у которого тоже может быть множество причин – нет детей, или они уехали и живут далеко), тяжелые болезни, необщительных характер и т.д.
К хорошим и добрым пожилым людям и отношение соответственное, а как вот относиться к тем, у кого тяжелый характер? Сейчас, раздам карточки с ситуациями, которые мы с вами обсудим.
Воспитатель делит детей на пары и раздает карточки – приложение 1.
Дети обсуждают между собой.
После общее обсуждение.
Обычно в жизни пожилого человека ничего особенного не случается. Ярких событий крайне мало, быт пожилого человека однообразен. Каждый день одно и то же. Общаться для пожилых людей – то же самое, что жить. И поэтому, когда они рассказывают, как сходили в магазин, что купили, как сходили в поликлинику и т.д. для них это нечто важное, а мы молодые не видим в этом ничего особенного. Поэтому, если вы помогли, не ответили на грубость, поблагодарили и т.д. пожилой человек запомнит и будет часто вспоминать, рассказывать знакомым и это принесет радость ему.
Есть определенные правила общения с пожилыми людьми. Посмотрите на экран…
СЛАЙД 4.
Обсуждение каждого пункта.
Не вступайте в конфликт с пожилым человеком.
Не спорьте.
Прощайте.
Хвалите.
Обращаться за советом.
Благодарите, даже с пустяк.
Оказывайте внимание и будьте предупредительны.
Разговаривайте вежливо и уважительно.
Сопереживайте.
На грубость и раздражение отвечайте добром.
Будьте терпеливы.
Итог занятия.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Надеюсь, оно было для вас продуктивно. В заключении предлагаю вам просмотреть видеоролик о пожилых людях. Это обращение молодого человека к вам….
Просмотр видеоролика.
Ритуал окончания занятия «Круг друзей».
Стоя в кругу, всем взяться за руки, пожать их. Посмотреть по очереди на всех.
Рефлексия.
- Мне запомнилось на занятии….
Приложение 1.
КАРТОЧКА 1.
Вы зашли в автобус и сели на свободное место. На следующей остановке зашла бабушка. Свободных мест было достаточно, но она подошла к вам и начала очень раздраженно и злобно, требовать уступить ей место.
Как вы поступите?
КАРТОЧКА 2.
Мама послала срочно в магазин. И вы так торопились, что, не заметив налетели на старого человека и нечаянно выбили из рук костыль. Он стал громко кричать, ругаться и даже оскорблять, грозить полицией.
Как вы поступите?
КАРТОЧКА 3.
Вы помогли старушке перейти через дорогу, да еще и тяжелые сумки перенести. Вместо благодарности, грубо и раздраженно сказала: «Ну, все, иди, иди и не рассчитывай на угощение, наглец!». А вы помогли просто так.
Как вы поступите?
распорядке дня. Общаться с вами пожилые родители не планировали. А распорядок тем временем позволяет им думать, что все в жизни находится под их контролем, так им комфортнее и спокойнее.
Елена Гаврииловна Гончарова
Костенко Светлана Владимировна
Кучуганова Любовь Александровна