12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кучуганова Любовь Александровна2341
Работаю в школе-интернате для детей с нарушением слуха
Россия, Алтай респ., Горно-Алтайск
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
15

Занятие «Культура общения с пожилыми людьми»



Направление: «Основы социализации и общения»

Тема: «Культура общения с пожилыми людьми»

Цель: Знакомство детей с особенностями общения с пожилыми людьми.

Задачи:

- Акцентировать внимание воспитанников на положительный образ пожилого человека, помочь увидеть достоинства и формировать правильное отношение к недостаткам, которые возникают в данном возрасте.

- Развивать логическое мышление, умение мыслить последовательно, и замечать непоследовательность в суждениях.

- Воспитывать уважение к пожилым людям.

Планируемый результат:

Усвоение основных норм общения с пожилыми людьми.

Оборудование: МО, карточки.

Словарные слова: культура общения, пожилой человек.

Ход занятия.

Ритуал начала занятия:

Давайте улыбнемся

(Дети улыбаются)

И за руки возьмемся,

(за руки берутся)

Друг другу радости пожелаем,

(прикладывают руку к сердцу)

И занятие начинаем….

Введение в тему

СЛАЙД 1

Воспитатель: Посмотрите на экран. Кто изображен на экране?

Дети отвечают.

- Молодцы! Это бабушка и дедушка, одним словом можно сказать, что пожилые люди. Тема нашего занятия сегодня будет ..... давайте зачитаем.

КЛИК 1

КЛИК 2

3 человека зачитывают тему.

- Молодцы! Тема нашего занятия «Культура общения с пожилыми людьми».

Коррекционно-развивающий блок

Воспитатель: Ребята, вспомните и скажите, что такое культура общения?

Обсуждение.

- Молодцы. Посмотрите на экран и зачитайте.

СЛАЙД 2

2 воспитанника зачитывают понятие.

После зачитывает воспитатель.

- Культура общения – это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе.

Как вы понимаете, кто такие пожилые люди?

Обсуждение.

- Молодцы! Я принимаю ваше мнение. Посмотрите на экран. Прошу зачитать определение.

КЛИК.

2 воспитанника зачитывают определение.

После воспитатель зачитывает сам определение.

- Пожилые люди - женщины и мужчины, как правило, отошедшие от активного участия в трудовой деятельности или достигшие пенсионного возраста, чаще и то и другое. 

СЛАЙД 3

- Скажите, у кого есть бабушки и дедушки?

Дети отвечают.

- Как вы относитесь к своим бабушкам и дедушкам?

Обсуждение.

- Молодцы. Вы, когда - либо обижали своих бабушек, дедушек, или других пожилых людей? По какой причине это было?

Обсуждение.

- Сейчас, вам раздам карточки, где указаны качества, характеризующие пожилых людей. Отметьте галочками те качества, по вашему мнению, наиболее подходящие, для пожилых людей.

Качества

 

1

Сварливость

 

2

Доброта

 

3

Богатый жизненный опыт

 

4

Вредность

 

5

Приветливость

 

6

Нежность и ласка

 

7

Драчливость

 

8

Задумчивость

 

9

Гостеприимство

 

10

Великодушие

 

Обсуждение.

Физкультминутка.

Мы веселые старушки, ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки,

мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.

Дети выполняют легкие плясовые движения.

Дыхание свободное.

Взрослый поет вместе с детьми.

Продолжение занятия.

- Ребята, пожилые люди бывают разные по характеру – одни добрые, радушные, приветливые, гостеприимные, как мы отметили в карточке. Другие, наоборот, очень сварливы, замкнуты и даже могут быть драчливы….. Но нужно понимать причины данных негативных проявлений.

Почему, пожилые люди могут быть такими, как вы думаете?

Обсуждение.

- Я принимаю ваше мнение. На самом деле причин много – это одиночество (у которого тоже может быть множество причин – нет детей, или они уехали и живут далеко), тяжелые болезни, необщительных характер и т.д.

К хорошим и добрым пожилым людям и отношение соответственное, а как вот относиться к тем, у кого тяжелый характер? Сейчас, раздам карточки с ситуациями, которые мы с вами обсудим.

Воспитатель делит детей на пары и раздает карточки – приложение 1.

Дети обсуждают между собой.

После общее обсуждение.

Обычно в жизни пожилого человека ничего особенного не случается. Ярких событий крайне мало, быт пожилого человека однообразен. Каждый день одно и то же. Общаться для пожилых людей – то же самое, что жить. И поэтому, когда они рассказывают, как сходили в магазин, что купили, как сходили в поликлинику и т.д. для них это нечто важное, а мы молодые не видим в этом ничего особенного. Поэтому, если вы помогли, не ответили на грубость, поблагодарили и т.д. пожилой человек запомнит и будет часто вспоминать, рассказывать знакомым и это принесет радость ему.

Есть определенные правила общения с пожилыми людьми. Посмотрите на экран…

СЛАЙД 4.

Обсуждение каждого пункта.

Не вступайте в конфликт с пожилым человеком.

Не спорьте.

Прощайте.

Хвалите.

Обращаться за советом.

Благодарите, даже с пустяк.

Оказывайте внимание и будьте предупредительны.

Разговаривайте вежливо и уважительно.

Сопереживайте.

На грубость и раздражение отвечайте добром.

Будьте терпеливы.

Итог занятия.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Надеюсь, оно было для вас продуктивно. В заключении предлагаю вам просмотреть видеоролик о пожилых людях. Это обращение молодого человека к вам….

Просмотр видеоролика.

Ритуал окончания занятия «Круг друзей».

Стоя в кругу, всем взяться за руки, пожать их. Посмотреть по очереди на всех.

СЛАЙД 5

Рефлексия.

- Мне запомнилось на занятии….


 

 

Приложение 1.

КАРТОЧКА 1.

Вы зашли в автобус и сели на свободное место. На следующей остановке зашла бабушка. Свободных мест было достаточно, но она подошла к вам и начала очень раздраженно и злобно, требовать уступить ей место.

Как вы поступите?

КАРТОЧКА 2.

Мама послала срочно в магазин. И вы так торопились, что, не заметив налетели на старого человека и нечаянно выбили из рук костыль. Он стал громко кричать, ругаться и даже оскорблять, грозить полицией.

Как вы поступите?

КАРТОЧКА 3.

Вы помогли старушке перейти через дорогу, да еще и тяжелые сумки перенести. Вместо благодарности, грубо и раздраженно сказала: «Ну, все, иди, иди и не рассчитывай на угощение, наглец!». А вы помогли просто так.

Как вы поступите?

распорядке дня. Общаться с вами пожилые родители не планировали. А распорядок тем временем позволяет им думать, что все в жизни находится под их контролем, так им комфортнее и спокойнее.

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (3)

Елена Гаврииловна Гончарова, 24.03.18 в 20:49 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную разработку, добавляю в избранное.
Костенко Светлана Владимировна, 25.04.18 в 08:54 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! В наше время это актуально!
Кучуганова Любовь Александровна, 27.04.18 в 18:59 0Ответить Пожаловаться
Да, в нашем интернате это тоже проблема. Спасибо, за отзыв
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.