12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Павлова Ирина Александровна19
Учитель-логопед МБОУ "СШ №21 им. Н.И. Рыленкова" город Смоленск
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Тема. Дифференциация звуков [ч] и [щ]

Цели:

научить детей выделять детей заданный звук на фоне слова, предложения, текста;

закрепить умение различать фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство;

воспитывать волю.

Задачи:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

  1. Развитие умения выделять заданный звук, определять место звука в слове;

    Закреплять умение составлять самостоятельное связное высказывание по учебной теме;

    Практическое усвоение слов – паронимов;

    Развитие пространственный ориентаций;

    Совершенствование навыков словоизменения и словообразования;

    Развитие слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;

    Расширение и уточнение словаря;

    Развитие координации движений.

    Воспитание умения выполнять задание по инструкции;

    Воспитание навыка общения, дружелюбности;

    Воспитание самоконтроля.

Оборудование: мячи, предметные картинки, карточки-буквы, цифровые ряды.

Словарная работа: плющ, щипцы, четки, почаще, точильщик, часовщик; щуренок, чаинка, чулки, чересчур, частично, чрезвычайно, мачта.

План занятия:

Организационный момент.

Игровое упражнение «Подбрось-поймай»

Игровое упражнение « Сквозняк»

Сообщение темы.

  1. Уточнение артикуляции заданных звуков, соотнесение с буквами.

    Дифференциация слов-паронимов. Составление предложений с некоторыми словами-паронимами (устно).

    Определение и называние заданных звуков в словах. Работа с цифровыми рядами.

    Определение и называние заданных звуков. Работа с карточками-буквами.

    Выделение заданных звуков из названия картинок.

    Физкультм инутка.

Работа в тетрадях.

Итог.

  1. Вставить нужные буквы и записать слова

    Составление предложений и их последующая запись

Ход занятия:

Организационный момент.

Сообщение темы занятия (название темы занятия дети формулируют самостоятельно).

  1. Игровое упражнение «Подбрось-Поймай» с мячом и синхронным проговариванием стихотворения «Наша Таня». Выделение звука [ч] из слов стихотворения: 4 слово, 4 звук (плачет); 7 слово, 3 звук (речку); 8 слово, 3 звук (мячик). Проверка внимания детей.

    Игровое упражнение «Сквозняк». Выделение заданных звуков из названия картинок: щенок – [щ1], печка - [ч3], щипцы - [щ1], девочка - [ч5], мальчик - [ч4], чеснок - [ч1], синичка - [ч5].

    Изменение слов: яйцо (яичко), кольцо (колечко), огурцы (огурчик), овца (овечка), курица (курочка), щека (щечка).

    Уточнение артикуляции звуков, их сравнение и соотнесение с буквами. [ч – [т’ш’] – взрывной, краткий, согласный, всегда мягкий, глухой, непарный. [щ- [ш’ш’] – щелевой, долгий звук, согласный, всегда мягкий, глухой, непарный.

Сравнение: чем похожи и что в них разное.

  1. Дифференциация слов-паронимов: челка-щелка, плач-плащ, щетки – четки, мочь-мощь, размечать – размещать, зачищать – защищать.

Работа у доски: замени заданный звук в слове на второй заданный звук.

Работа в тетрадях.

  1. Составление предложений со словами: щетка, челка, плач (устно).

    Определение и называние заданных звуков в слове, определение места звука в словах: лучи, щелочка, щетка, щука, плащ, печаль, вещи (цифровые ряды).

    Работа с карточками – буквами:

    Физкультминутка «Хома, хома, хомячок». Кто самый внимательный? Называние слов с заданными звуками из текста, использованного в физкультминутке (хомячок, бочок, щечки).

    • Выделение заданных звуков из слов: грущу, чулок, свеча, пощада, почта, вещи;

      Выделение заданных звуков из названия картинок: девочка, ящик, щенок, бочка, бабочка, ключ, плющ.

    Прочитать и записать слова, вставляя буквы ч и щ:

Чаща,

щечки,

чищу,

щеточка,

почаще,

щелчок,

точильщик,

часовщик,

чудовище.

Повторить правила написания слогов: -ча, -ща, -чу, -щу.

Итог.

  1. Составление и запись предложений, в которых во всех словах будут заданные звуки (Часовщик чинит часы. Щука щиплет щурёнка).

Упражнение «четвертый лишний»:

Щука, щепка, чай, щенок;

Чашка, чайник, щель, чаинка;

Щека, ящерица, ящик, очки;

Чудовище, чулки, печаль, пищать;

Чересчур, щекочут, частично, чрезвычайно;

Почта, мачта, свеча, щавель.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.