Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков ч-щ» (1–4 классы)
Тема. Дифференциация звуков [ч] и [щ]
Цели:
научить детей выделять детей заданный звук на фоне слова, предложения, текста;
закрепить умение различать фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство;
воспитывать волю.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
-
Развитие умения выделять заданный звук, определять место звука в слове;
Закреплять умение составлять самостоятельное связное высказывание по учебной теме;
Практическое усвоение слов – паронимов;
Развитие пространственный ориентаций;
Совершенствование навыков словоизменения и словообразования;
Развитие слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;
Расширение и уточнение словаря;
Развитие координации движений.
Воспитание умения выполнять задание по инструкции;
Воспитание навыка общения, дружелюбности;
Воспитание самоконтроля.
Оборудование: мячи, предметные картинки, карточки-буквы, цифровые ряды.
Словарная работа: плющ, щипцы, четки, почаще, точильщик, часовщик; щуренок, чаинка, чулки, чересчур, частично, чрезвычайно, мачта.
План занятия:
Организационный момент.
Игровое упражнение «Подбрось-поймай»
Игровое упражнение « Сквозняк»
Сообщение темы.
-
Уточнение артикуляции заданных звуков, соотнесение с буквами.
Дифференциация слов-паронимов. Составление предложений с некоторыми словами-паронимами (устно).
Определение и называние заданных звуков в словах. Работа с цифровыми рядами.
Определение и называние заданных звуков. Работа с карточками-буквами.
Выделение заданных звуков из названия картинок.
Физкультм инутка.
Работа в тетрадях.
Итог.
-
Вставить нужные буквы и записать слова
Составление предложений и их последующая запись
Ход занятия:
Организационный момент.
Сообщение темы занятия (название темы занятия дети формулируют самостоятельно).
-
Игровое упражнение «Подбрось-Поймай» с мячом и синхронным проговариванием стихотворения «Наша Таня». Выделение звука [ч] из слов стихотворения: 4 слово, 4 звук (плачет); 7 слово, 3 звук (речку); 8 слово, 3 звук (мячик). Проверка внимания детей.
Игровое упражнение «Сквозняк». Выделение заданных звуков из названия картинок: щенок – [щ1], печка - [ч3], щипцы - [щ1], девочка - [ч5], мальчик - [ч4], чеснок - [ч1], синичка - [ч5].
Изменение слов: яйцо (яичко), кольцо (колечко), огурцы (огурчик), овца (овечка), курица (курочка), щека (щечка).
Уточнение артикуляции звуков, их сравнение и соотнесение с буквами. [ч – [т’ш’] – взрывной, краткий, согласный, всегда мягкий, глухой, непарный. [щ- [ш’ш’] – щелевой, долгий звук, согласный, всегда мягкий, глухой, непарный.
Сравнение: чем похожи и что в них разное.
-
Дифференциация слов-паронимов: челка-щелка, плач-плащ, щетки – четки, мочь-мощь, размечать – размещать, зачищать – защищать.
Работа у доски: замени заданный звук в слове на второй заданный звук.
Работа в тетрадях.
-
Составление предложений со словами: щетка, челка, плач (устно).
Определение и называние заданных звуков в слове, определение места звука в словах: лучи, щелочка, щетка, щука, плащ, печаль, вещи (цифровые ряды).
Работа с карточками – буквами:
Физкультминутка «Хома, хома, хомячок». Кто самый внимательный? Называние слов с заданными звуками из текста, использованного в физкультминутке (хомячок, бочок, щечки).
-
Выделение заданных звуков из слов: грущу, чулок, свеча, пощада, почта, вещи;
Выделение заданных звуков из названия картинок: девочка, ящик, щенок, бочка, бабочка, ключ, плющ.
Прочитать и записать слова, вставляя буквы ч и щ:
-
Чаща,
щечки,
чищу,
щеточка,
почаще,
щелчок,
точильщик,
часовщик,
чудовище.
Повторить правила написания слогов: -ча, -ща, -чу, -щу.
Итог.
-
Составление и запись предложений, в которых во всех словах будут заданные звуки (Часовщик чинит часы. Щука щиплет щурёнка).
Упражнение «четвертый лишний»:
Щука, щепка, чай, щенок;
Чашка, чайник, щель, чаинка;
Щека, ящерица, ящик, очки;
Чудовище, чулки, печаль, пищать;
Чересчур, щекочут, частично, чрезвычайно;
Почта, мачта, свеча, щавель.