Занятие по этике «Вежливость — основа общения» (1–4 класс)
Занятие по этике «Вежливость – основа общения»
Цель: закрепить и углубить знания учащихся о вежливости, о культуре поведения; учить употреблять вежливые слова, прививать этические нормы поведения, общения людей в обществе; воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, доброты, чуткости, уважение к личности другого человека; развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: Карта путешествия со следующими пунктами: гора «Добро и сказки», пустыня «Народной мудрости», река «Хороших поступков», аллея «Добрых дел», город Вежливости. Силуэт автобуса. Аудиозапись следующих музыкальных произведений: музыка Э. Каландарова; слова А. Файнберга : Из м/ф "Давай дружить", Б. Савельева «Если добрый ты».
Конверт с разрезанными пословицами. Рисунки: камней, колес для передвижения по пустыне. Мост, нарисованный на ватмане и разрезан на куски в виде пазлов. Шаблоны деревьев. Фломастеры или цветные карандаши. Памятки о правилах поведения в театре по количеству детей. Изображения сказочных героев: Лиса Алиса и Кот Базилио, Карабас – Барабас.
Предварительная подготовка:
Репетируется исполнение частушек, стихотворений, песен, сценку «В одном доме» готовят старшие ребята.
Действующие лица:
Мальвина; Буратино
Мальвина: Добрый день, ребята, сегодня Буратино открывает свой театр в городе Вежливости, и он приглашает вас на первое представление. Ну, что отправимся в путешествие?!
Дети: Да
Мальвина: Я предлагаю вам занять места в автобусе, но автобус не простой, а волшебный и он откроет свои двери, только если вы назовете вежливые слова приветствия.
Дети: Здравствуйте, добрый день, привет, как я рад вас видеть…
Мальвина: Я так рада, что вы знаете много вежливых слов приветствия. Занимаем свои места и отправляемся в путь. А чтобы наша дорога не была скучной, давайте споем песенку «Давай дружить»
Текст песни "Давай дружить"
Пускай твой друг слабей тебя, Не страшно, если ты щенок, Весть о беде придет ли вдруг |
Мальвина: Ребята, мы вынуждены совершить остановку, нашу дорогу Карабас – Барабас завалил камнями и чтобы продолжить путь нам надо расчистить проезд. Чтобы убрать камни нужно назвать как можно больше имен добрых сказочных героев и вспомнить, какие добрые дела они совершали в сказках. Ответы детей… Мальвина: Какие вы молодцы, столько сказочных героев знаете. Наш путь расчищен, и мы можем продолжать путешествие. Садимся в автобус и отправляемся в путь по дороге вежливых слов. Но чтобы нам не было скучно, ребята нам приготовили стихи о вежливых словах. Здравствуйте. - Здравствуйте! – ты скажешь человеку. - Здравствуй! – улыбнётся он в ответ. И, наверно, не пойдёт в аптеку И здоровым будет много лет. Добрый день. - Добрый день! – тебе сказали. - Добрый день! – ответил ты. Как две ниточки связали – Теплоты и доброты. Спасибо. За что мы говорим «спасибо»? За всё, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы – Кому сказали, сколько раз?
Простите. Простите, я больше не буду Нечаянно бить посуду, И взрослых перебивать, И что обещал – забывать. Но если я всё же забуду – Простите, я больше не буду. Пожалуйста. Отменить, что ли, слово «пожалуйста» - Повторяем его поминутно. Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно.
Добрые слова. Эти слова всем известны давно, Видишь – они и просты, и не новы. Но я ещё повторю всё равно: - Добрые люди, будьте здоровы! Доброго пути. Нам желают: «Доброго пути!». Будет легче ехать и идти. Приведёт, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь.
Мальвина: Ой, ребята, перед нами пустыня и мы не можем продолжать свой путь, нам нужны специальные колеса для передвижения по пустыне, но их спрятали Лиса Алиса и Кот Базилио. Для того чтобы нам вернули колеса нужно выполнить вот такое задание, которое они нам оставили в конверте. Здесь перепутанные пословицы, нам с вами необходимо их правильно соединить (пословицы разрезаны на две части). - Дома, как хочу, а в людях, как велят. - Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди! - Добрый привет и кошке люб. - Не кичись, лучше в ножки поклонись! - На добрый привет добрый и ответ. - В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив. - В чужом доме не указывают. - Поклонишься — голова не отломится. - Не причиняя зла, добрее становишься. - Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается. - Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе, от этого все окружающие становятся симпатичнее.
Мальвина: Молодцы ребята, Лиса Алиса и Кот Базилио вернули нам специальные колеса для передвижения по пустыне, и мы можем продолжить свой путь. Но дорога – то дальняя, чтобы скоротать ожидание ребята приготовили для нас частушки:
Заиграй-ка, балалайка, Балалайка – три струны. Запевайте, не зевайте, Выходите, плясуны. Для заядлых драчунов Наш совет, быть может, нов: Тех, кто меньше и слабей, Ты не дергай и не бей! Кулаки не рекламируй, А решай вопросы миром!
Можно ковырять в носу? Можно мусорить в лесу? "Можно, но НЕ НУЖНО!" - Скажут дети дружно. Надо, рано или поздно, Стать достойным и серьезным! Делу время - час потехе! На урок приходим в срок! Не грозят тому успехи, Кто не выучил урок, Кто во время переменки Бегал, сотрясая стенки! Мы спросили у Алешки: - Ты умылся? - Да, немножко. - Уши мыл? - Мыл... - Шею мыл? - Мыл... - Руки? - Руки нет, забыл.
В поезд входят три юнната: - Ой, народу сколько тут! Занимай места, ребята, А то бабушки займут! Мы частушки вам пропели. Хорошо ли, плохо ли. А теперь мы вас попросим Чтобы вы похлопали.
Мальвина: Ребята, давайте похлопаем в ладоши нашим частушечникам. Ой, посмотрите, перед нами речка, а мост разобран. Давайте выйдем из автобуса и соберем мост (Мост нарисован на ватмане и разрезан на куски в виде пазлов). Мальвина: Ну, вот мост починен, и мы можем продолжать свой путь. А пока мы едим, я вам предлагаю отгадать загадки: Очень в школу я спешил, Поздороваться забыл: С другом лучшим и с соседом, С Марь Ивановной в беседе. Обидные последствия, Коль не сказал... (приветствия)
Когда собрался уходить, Ты должен вежлив быть. Слова «пока» и «до свидания» — То слова... (прощания)
Если буду я не прав, То сразу, без сомнения, Я попрошу прощения Словами... (извинения)
Я «спасибо» говорю, Значит, я... (благодарю)
Я здороваюсь со всеми, «До свиданья» говорю, Если нужно — извиненье, Нужно — поблагодарю. Знаю я, что не невежа Я, напротив, очень... (вежлив)
Любые вежливые слова, Хорошие, добрые, даже светлые, Ты знать должен их на память сполна. Они называются... (этикетные, волшебные)
Мальвина: Ребята, посмотрите, куда же мы приехали? Перед нами аллея «Добрых дел». Давайте и мы с вами посадим деревца в этой аллее (Детям раздаются шаблоны деревьев). Ребята, напишите на ваших деревцах все добрые дела, которые вы сделали за прошедшую неделю. (Дети пишут на шаблонах и прикрепляют их на доску).
Мальвина: Ну, вот мы и посадили свои деревца в аллее «Добрых дел» и можем ехать дальше на открытие нового театра, Буратино нас уже заждался. А пока мы едим, давайте повторим правила поведения в театре (Ребятам раздаются памятки, их могут зачитать вслух дети или ведущий) Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта Во время спектакля запрещается, есть и пить Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим
Мальвина: Ребята, наконец-то мы приехали в гости к Буратино в город Вежливости и посмотрите, он нас уже встречает. Буратино: Встречаю друзей и знакомых, С улыбкой в глаза вам гляжу. Быть вежливым очень легко мне, Я «здравствуйте» первым скажу.
- Дорогие гости, я так рад нашей встрече, приглашаю вас в мой театр. Я предлагаю вам посмотреть сценку, которая называется «В одном доме» (Инсценирование рассказа В. Осеевой «В одном доме»). В ней принимают участие не только люди, но и животные. Вы смотрите и думайте, кто же поступил по-доброму, а кто был глуп. Ведущий: Жили в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья и цыпленок Боська. Вот однажды вышли они во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья и цыпленок Боська. (Участники сценки усаживаются на стулья.) Ваня. Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно ему стало. Взял да и дернул за косичку Таню. Таня. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи да видит, мальчик он большой и сильный. Ударила она ногой Барбоса. Барбос. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить ее, да Таня - хозяйка, трогать ее нельзя. Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Утка. Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыпленка Боську клювом ударить да раздумала. Барбос. Скажи мне, утка Устинья, почему же ты цыпленка Боську не бьешь? Ведь он слабее тебя. Утка. Я не такая глупая, как ты. Барбос. Есть глупее меня. (Смотрит на Таню.) Таня. И глупее меня есть. (Смотрит на Ваню. Ваня вертит головой, тяжело вздыхает и опускает голову.) Ведущий: Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет. Буратино: Вы поняли содержание этого рассказа? Разве можно ни с того ни с сего делать больно тому, кто слабее тебя и не может дать сдачи? Кто поступил по - доброму, а кто глупо? Ребята, я желаю вам быть всегда вежливыми, приветливыми и тогда с вами будет приятно общаться, у вас будет много друзей. Ребята, расскажите о том, как вы до меня добрались, никаких препятствий не было? Дети: Рассказы детей о путешествии и испытаниях. Мальвина: Ребята, какие вежливые слова вы запомнили? Как нужно относиться к людям? А какие пословицы о вежливости вам запомнились? Ребята, а кто мне напомнит как надо вести себя в театре? (Ответы детей). Буратино: На нашу поляну сейчас прилетят бабочки. Если вам понравилось путешествие и спектакль, вам было весело, и вы узнали много нового, то возьмите бабочку желтого цвета и прикрепите ее на нашу полянку. А если вам было скучно и неинтересно, тогда возьмите бабочку синего цвета и прикрепите ее. Мальвина и Буратино (вместе): Надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть, И завертится Земля быстрей, Если станем мы чуточку добрей!
Занятие заканчивается песней Б. Савельева «Если добрый ты». |