12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Галина Ивановна9384
Обучаю юных моряков (лоция, устройство судна, судовые устройства и системы, история флота, морские узлы и т.д.). Педагог ДО высшей кв. категории, Почетный работник общего образования РФ, общий, педагогический стаж и стаж работы в одном учреждении 34 года.
Россия, Пермский край, Березники
Материал размещён в группе «"Флот во славу России" »

Опыт привлечения родителей обучающихся для проведения учебных занятий и внеурочных мероприятий в объединении «Рулевые-мотористы»

Аннотация: в статье представлен опыт привлечения родителей и других членов семей обучающихся для проведения учебных занятий и внеурочных мероприятий в объединении технической (флотской) направленности, описаны возможные формы и их содержание. В качестве иллюстраций приведены фотографии и ссылки на фотоотчеты в группе объединения.

Ключевые слова: родители, формы сотрудничества, учебное занятие, мероприятие, дополнительное образование.

Актуальнocть статьи. В закoне Роccийской Федерации «Oб oбразовании» говоритcя: «Рoдители являютcя первыми педагoгами. Oни обязаны заложить ocновы физичеcкого, интеллектуальнoгo и нравcтвеннoгo развития личноcти ребёнка уже в младенчеcкoм возраcте» [1].

Пoнятие «вocпитание» cегодня раccматривается с разных позиций, даютcя разнooбразные oпределения вocпитательной кoнцепции, у каждoго автoра еcть cвoё видение. Тем не менее, в рoccийской культуре и педагoгике cмысл вocпитания всегда был cвязан с духoвным роcтoм и cтанoвлением человека, нравcтвенным фoрмированием и развитием личноcти.

Для ребёнка духoвным центрoм, нравcтвенным оcнованием является cемья, её ценнoсти, уcтoи, oтношения, cемейный уклад. Пoэтому не случайно в пocледние годы ocобую важность и значимоcть приобретает рабoта образовательного учреждения c cемьёй. «Без cемьи мы – я имею ввиду школу – были бы беccильны» (В.А. Cухoмлинcкий) [3].

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач любого образовательного учреждения [4]. А в учреждении дополнительного образования эта задача тем более решаема без какого-либо ущерба образовательному процессу. И формы могут быть различными:

t1644246703aa.jpg

Подробнее я хочу остановиться на достаточно редко применяемой педагогами форме сотрудничества с семьями обучающихся.

Цель статьи – рассказать об огромном воспитательном потенциале занятий, которые (с моей помощью, разумеется) проводят родители и другие родственники обучающихся в рамках авторской дополнительной образовательной программы «Рулевые-мотористы» и об участии родительской общественности во внеурочной деятельности объединения «Рулевые-мотористы».

В пояснительной записке к моей вышеупомянутой программе еще с 1998г. есть такая фраза «…для проведения отдельных занятий или их частей могут привлекаться соответствующие специалисты (ветераны флота, работники ОАО «Порт Березники», медицинские работники (раздел «Основы доврачебной помощи»), военнослужащие (раздел «Строевая подготовка»), квалифицированные работники общепита (раздел «Школа судового повара»)), в том числе родители курсантов, имеющие необходимую квалификацию или подготовку. [2]

И действительно, для проведения отдельных занятий я приглашаю их в качестве специалистов в той или иной области. Обычно это происходит так: еще на первом курсе, знакомясь с родителями юнг-новичков при заполнении анкеты я узнаю профессию и место работы родителей. Первое полугодие я их не беспокою: им надо присмотреться ко мне и направлению деятельности объединения, ребенку надо адаптироваться в новом коллективе, понять, соответствует ли профиль его ожиданиям. Мне тоже надо создать представление о семье, типе отношений в семье, уровне доверительности и т.д.

После итогового (полугодового) открытого занятия я рассказываю общие моменты из опыта проведения занятий родителями и прошу присутствующих подумать о том, где, в каком виде деятельности (в основных занятиях или при проведении досуговых мероприятий) они могли бы участвовать. Родители, в свою очередь, оценив свои возможности, предлагают свои услуги (учитывая, что такие занятия обычно у нас проходят примерно 1 раз в месяц, однако, при желании родителей – чаще), то такая работа может быть спланирована на весь учебный год или даже на все 4 года обучения.

Так, например, занятия у первого курса по теме «Ледовый режим на реках» (раздел «Лоция внутренних водных путей) последние два года проводил дедушка Анастасии М., в прошлом гидролог, мастер участка «СМУ «Мостоотряд». Он интересно, с примерами из своего богатого опыта рассказывал о фазах ледостава и подготовке реки к вскрытию и ледоходу, об авариях на гидротехнических сооружениях и в судоходных организациях в эти сложные периоды.

В занятиях по строевой подготовке с большим энтузиазмом юнги отрабатывали строевые приемы, подход к командиру, ответ на приветствие под руководством папы Алины К. (кстати, моего выпускника), отслужившего после срочной службы по контракту 7 лет, а в данный момент – сотрудника муниципального отдела УВД.

Старший брат Данила П. (тоже мой выпускник), окончивший Пермское речное училище и в настоящее время проходящий службу по контракту в составе подразделения береговой охраны Краснознаменного Тихоокеанского флота, провёл занятие по теме «Вахтенные службы. Судовой распорядок» раздела «Организация службы на судах РФ» (1 курс), где рассказал об особенностях службы и несения вахты, когда корабль стоит на якоре (рейде) или находится в длительном плавании.

Мама Данила Т., врач-терапевт городской поликлиники Краевой больницы им. академика Вагнера, проводила занятие для третьего курса по теме «Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях». А папа Дмитрия К. всегда охотно откликается и не менее 2-3 раз в году проводит занятия по уже мной предложенной теме не только с юнгами, но и регулярный ведет «Родительский лекторий» по основам ЗОЖ и сохранению здоровья семьи (см. Приложение 1. Отчет).

Вообще, родители и члены семей юнг всегда стараются идти педагогу навстречу и участвуют в различных формах не только учебных занятий, но и во внеурочной деятельности объединения «Рулевые-мотористы»:

- в качестве интервьюируемого «гостя» в наших традиционных ток-шоу «Сто вопросов взрослому», где родители рассказывают о традициях крепкой многодетной семьи (мама и папа наших юнг Максима, Екатерины, Игоря и Ольги А., см. https://vk.com/wall-52681910_14376);

- в интерактивной беседе о службе на флоте по контракту (мой выпускник, старший брат Тимофея Б. https://vk.com/wall-117286160_1550)

- в «уроках Мужества», рассказывая об отдельных этапах современной истории нашего государства (ликвидация аварии на ЧАЭС) (дедушка Полины В., см. https://vk.com/wall-52681910_12767)

- традиционном «Живом журнале», где напоминают обучающимся о правилах дорожного движения (мама Данила Р., инспектор ГИБДД, см. https://vk.com/wall-52681910_1276), правилах личной безопасности в период обострения ОРВИ и гриппа;

- в качестве организаторов или ведущих в практикумах, мастер-классах по различным видам рукоделия, ремесел, творчества (см. Приложение 2. Фото 1.);

- в качестве членов жюри конкурсов литературного творчества, технического творчества, научно-практических конференций обучающихся и др. (см. Приложение 3. Фото 1, 2, 3);

Подведем итоги. Итак, как показывает мой опыт:

- родители стремятся к продуктивному сотрудничеству с детьми и педагогом в групповой и индивидуальной работе как в урочной, так и во внеурочной (организационно-массовой, досуговой) деятельности;

- в этом сотрудничестве заинтересованы не только педагог (учреждение) и родители, но и другие члены семи обучающегося;

- в процессе подготовки и проведения таких бинарных, интегрированных занятий с участием родителей устанавливается более доверительный контакт в системе «педагог-родитель» «педагог-ребенок», «родитель-ребенок»;

- у детей повышается самооценка, когда его родитель участвовал в проведении занятия, подростки могут по-новому взглянуть на своего родителя;

- неоценим жизненный опыт и профессиональная квалификации родителей в изучении отдельных тем дополнительной общеразвивающей программы, а также при профориентационной работе. Подростки испытывают потребность в неформальном общении с взрослыми людьми, желающими помочь им овладеть перспективными специальностями, приобрести знания и навыки в новых отраслях науки и производства, узнать выбранную профессию «изнутри» с ее «плюсами» и «минусами» до поступления в учреждение профессионального образования. Среди родителей есть немало первоклассных специалистов в таких областях, как радиоэлектроника, робототехника, экономика, психология, медицина, водный транспорт;

- существует множество способов и форм привлечения родителей к проведению учебных занятий и внеучебных мероприятий;

- в результате такой работы легче решаются важные организационные вопросы, связанные с материальной поддержкой участия детей в выездных конкурсах.

Привлечение родителей и других членов семей обучающихся к проведению учебных занятий и мероприятий в рамках внеурочной деятельности способствует повышению имиджа объединения и учреждения в целом в глазах общественности («принцип расходящихся кругов от камня, брошенного в воду»), создает условия для сохранения преемственности поколений, в том числе в объединении, и образованию профессиональных династий в семье. Эта работа требует дополнительных энергозатрат и времени со стороны педагога, но, поверьте, оно того стоит!

Источники:

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Рулевые-мотористы». [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/obsheobrazovatelnaya_obsherazvivayushaya_programma_obe_110847.html (Дата обращения 07.02.2022)

3. Святова Г.О. Формы привлечения родителей к организации учебной и внеурочной деятельности. [Электронный ресурс] Режим доступа URL:

https://www.google.ru/url?q=https://multiurok.ru/files/privlechenie-roditelei-k-podgotovke-i-provedeniiu.html&sa=U&ved=2ahUKEwjki4GKkOv1AhUEzIsKHXT4AhgQFnoECAAQAg&usg=AOvVaw3p82Ul5MV-xZih5cSOzKiL (публикация от 20.10.2019. Дата обращения 07.02.2022)

4. Тележинская Е.Л. Практические советы и приемы привлечения родителей к участию в жизни класса. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:

https://infourok.ru/prakticheskie-soveti-priemi-privlecheniya-roditeley-k-uchastiyu-v-zhizni-klassa-rekomendacii-iz-amerikanskoy-programmi-shag-za-s-2945327.html (публикация от 28.04.2018. Дата обращения 07.02.2022)

Приложение 1. Отчет

о проведении Родительского часа «Здоровье – дело семейное» в рамках акции по формированию ЗОЖ для семей обучающихся объединения «Рулевые-мотористы» МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»

Дата и время проведения

24 сентября 2021 года (18.00-19.00)

Место проведения

РФ, Пермский край, г. Березники, МАУ ДО ДЮЦ "Каскад" 

До мероприятия

Педагогом Кузнецовой Г.И. проведена подготовительная работа:

- произведена договоренность о проведении Родительского часа с руководителем «Клиники доктора А.А.Кравченко»;

- проведен предварительный опрос участников с целью определения желаемой тематики Родительского часа;

- разосланы приглашения-оповещения о дате и теме мероприятия.

Мероприятие

18:00-18:05 – Вступительное слово Кузнецовой Г.И.: примерный план мероприятия, представление докладчика, доктора А.А.Кравченко.

18:05-18:55 – Доклад А.А.Кравченко, разбор ситуаций, ответы на вопросы. Раздача участникам памяток о профилактике заболеваний.

18:55-19:00 – Подведение итогов Родительского часа. Вручение А.А.Кравченко Благодарственного письма. Приглашение участников на следующие встречи.

Количество участников

Всего в мероприятии приняли участие 21 человек:

- организатор, педагог Кузнецова Г.И;

- руководитель «Клиники» доктор А.А.Кравченко

- члены семей обучающихся объединения «Рулевые-мотористы» (19 человек).

t1644246703ab.jpg

Оповещение о мероприятии

Личное приглашение, печатные приглашения-памятки.

В результате проведенного мероприятия

Установление, укрепление личных контактов членов семей обучающихся и педагога, создание условий для формирования у них знаний о способах сохранения психологического и соматического здоровья членов семьи, о способах помощи близким и самопомощи профилактики и предупреждения простудных и вирусных заболеваний, в том числе коронавирусной инфекции.

Отчет составил: _________ Г.И.Кузнецова


Приложение 2. Участие родителей в качестве организаторов мастер-классов, практикумов

t1644246703ac.jpg

Фото 1. Мастер-класс для родителей и детей. Тема «Семейный фотоальбом: Фотографии нашего детства». Организатор – мама Татьяны И. (первая слева)

t1644246703ad.jpg

Фото 2. Справка


Приложение 3. Участие членов семей в качестве жюри конкурсов, научно-практических конференций

t1644246703ae.jpg


t1644246703af.jpg

Фото 1 и 2. В жюри патриотической интеллектуальной игры «Азбука Мужества» - выпускники объединения, старшие братья наших юнг Данила П., Алёны К., Юлии С.

t1644246703ag.jpg


t1644246703ah.jpg

Фото 3 и 4. Родители в составе жюри конкурсов исследовательских работ и научно-практических конференций

Опубликовано в группе «"Флот во славу России" »


Комментарии (21)

сменить сортировку
Ковалева Галина Валентиновна, 07.02.22 в 18:22 4Ответить Пожаловаться
Отличная публикация, прочла на одном дыхании! Познавательная и хорошо иллюстрированная!

Отредактировано 07-02-2022 18:26

Кузнецова Галина Ивановна, 07.02.22 в 18:25 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Галина Валентиновна!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 07.02.22 в 18:25 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за распространение опыта!
Кузнецова Галина Ивановна, 07.02.22 в 18:28 3Ответить Пожаловаться
Наталья Алексеевна, очень приятна похвала профессионала!
Семяшкина Ирина Васильевна, 07.02.22 в 21:12 3Ответить Пожаловаться
Хорошая работа вами проделана, Галина Ивановна! Спасибо, что делитесь своим опытом!
Кузнецова Галина Ивановна, 07.02.22 в 21:55 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Васильевна, за добрые слова!
Трефилова Раиса Поликарповна, 07.02.22 в 21:29 2Ответить Пожаловаться
Галина Ивановна, благодарю Вас за представление эффективного опыта работы с родителями! Используемые Вами различные методы и формы активной деятельности, включение родителей в образовательный процесс способствует развитию сотрудничества между родительской общественностью и учреждения дополнительного образования, успешной реализации целей и задач воспитания Ваших обучающихся.
Кузнецова Галина Ивановна, 07.02.22 в 22:11 1Ответить Пожаловаться
Раиса Поликарповна! Спасибо за столь высокую и профессиональную оценку моего труда. Я тоже считаю, что воспитание - это наше общее дело. И мне интересно делать учебные занятия необычными. Чтобы запоминались. Чтобы и через двадцать лет, при встрече выпускники говорили "А помните, моя мама (папа, брат, бабушка ) проводили у нас занятие?" Помню, дорогие мои юнги, конечно помню....

Отредактировано 07-02-2022 22:31

Панов Егор Игоревич, 08.02.22 в 03:51 1Ответить Пожаловаться
Галина Ивановна, замечательный интересный опыт работы с родителями, много полезных приемов и находок, уверен ваш ресурс пригодится многим! Спасибо!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.