12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сироткина Ирина Александровна54
Россия, Воронежская обл., город Семилуки
0

Опыт работы по пропаганде ЗОЖ среди детей и их родителей

МКДОУ «ЦРР – д/с №5 «Дельфин»













Опыт работы по пропаганде ЗОЖ среди детей и их родителей



















Подготовила: Сироткина И. А.



















«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности. В этом возрасте интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера, закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что создает условия для формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 25% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 70% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, слабость мышц брюшного пресса. У 20% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции. В подавляющем большинстве дети страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Неоспоримо, что основная моя цель как воспитателя - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дать ему необходимые умения, навыки, воспитать определенные привычки. Но могу ли я как педагог, как взрослый человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников? Одним из ответов на этот вопрос и стала необходимость пропаганды мною здорового образа жизни на основе использования здоровьесберегающих технологий, которые направлены на решение задач сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей.

Физкультурно-оздоровительную технологию я использую для физического развития и укрепления здоровья детей, развития их физических качеств, формирования правильной осанки, воспитания привычки повседневной физической активности в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр и прочее. Параллельно использую технологию обеспечения социально – психологического благополучия, так как эмоциональный комфорт, позитивное психологическое самочувствие и бодрое настроение детей является очень важным для их здоровья.

Используя здоровьесберегающую образовательную технологию, я стараюсь воспитать культуру здоровья, сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и жизни, накопить знания о здоровье и развить умения оберегать его. Для этого я провожу занятия и беседы с детьми о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о правильном питании и вредных для здоровья продуктах, о функционировании организма и правилах заботы о нем, о необходимости приобретения навыков культуры и здорового образа жизни, знаний правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Особое внимание в режиме дня уделяю проведению закаливающих мероприятий, способствующих укреплению здоровья и содействующих созданию привычек здорового образа жизни. Мною обеспечиваются:

организация теплового и воздушного режима в групповых комнатах;

рациональная одежда детей, которая их не перегревает;

соблюдение режима прогулок;

гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой);

Одной из самых действенных закаливающих процедур является прогулка, во время которой дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры на улице, которые развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей. Особое значение в воспитании здорового ребёнка я придаю развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях. Так как с ясельной группы до старшей занятия я провожу сама, то вижу. что маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки, а в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу. Познавательные занятия серии «Здоровье» дают детям представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, воспитывают у детей потребность в здоровом образе жизни. Ежедневно я использую несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность в течение всего дня.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма является утренняя гимнастика, которая постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка. Утренняя гимнастика завершается дыхательной гимнастикой, которая включает в себя специальную систему упражнений в естественном ритмичном дыхании, так как у детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы. Это упражнения для постановки правильного дыхания через нос, для развития мышц грудной клетки, на активное вытягивание позвоночника.

В перерывах между занятиями, проводится двигательная разминка, которая предотвращает развитие утомления у детей, снимает эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, проводятся физкультминутки, которые создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Так же проводится гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус. Она включает в себя разминку в постели, движения стоя около кровати и упражнения на массажных дорожках. Элементарная самопомощь своему организму - точечный массаж, который учит детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививает им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Однако здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в детском саду, может либо находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, либо не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка. Многие родители, не владея знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Образ жизни матери и отца, их установка на здоровье, нравственная и эмоциональная атмосфера в семье, условия жизни, нерациональный режим дня, нерегулярное и недостаточное пребывание на свежем воздухе, малая физическая активность и вредные привычки родителей – все это оказывает непосредственное влияние на здоровье ребенка. Поэтому важно помочь родителям понять, что они должны соблюдать принципы здорового образа жизни и приучать к этому своего ребенка.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей я использую систему мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, беседы, участие родителей в подготовке праздников, создании предметно – развивающей среды, анкетирование. Наглядные стенды в приемной знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными особенностями детей. В уголках специалистов даются рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога. В уголке здоровья предоставлен материал, пропагандирующий здоровый образ жизни.

Проводятся консультации, беседы на темы: «Закаляемся с раннего возраста», «Как вырастить здорового ребенка», «Если ребе­нок боится стоматолога», «Профилакти­ческие прививки — защита от инфекционных болезней», «О здо­ровье всерьез», «Профилактика детского травматизма», «Форми­руем потребность в здоровом образе жизни» и другие. Организуются выставки рисунков на темы: «Солнце, воздух и вода — наши луч­шие друзья», «В здоровом теле — здоровый дух», «В стране здоро­вья», «Активный отдых нашей семьи». Взаимодействия с семьей приносят свои результаты, так как усилия мои и родителей подчинены одной цели: формирование принципов ЗОЖ, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья детей.





Список литературы

Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.

Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006. N 4.

Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-N2.-С.171-187.

«Формы оздоровления детей 4 – 7 лет». Автор – составитель Е. И. Подольская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008

«Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ». Автор – составитель М. Н. Кузнецова. Москва. Издательство «Айрис – пресс» 2007

«Воспитание основ здорового образа жизни у малышей». Авторы – составители Н. С. Голицына, И. М. Шумова. Москва. Издательство «Скрипторий 2003» 2008

Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждени­ях / Под ред. В.И. Орла, С.Н. Агаджановой. СПб., 2008.

Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. М., 2012.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.