12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга162
Люблю участвовать в конкурсах и подталкиваю к этому своих учеников. Отдушиной стало для меня краеведение. Вот где поле для творчества!
Россия, Кировская обл., с. Большой Рой Уржумского района

Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку конспекта внеклассного урока

«Моя родословная»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Большой Рой Уржумского района Кировской области

Разработка внеклассного мероприятия

«Моя родословная»

Составитель:

учитель географии

Семёнова Ольга Юрьевна


 

МОЯ РОДОСЛОВНАЯ
(тематический семейный вечер)

Подготовка: приготовить два генеалогических древа с фото­графиями, о которых потом будут рассказывать две семьи; по­добрать фонограммы песен «Родительский дом» из репертуара Л. Лещенко, плакаты для оформления зала

Ход вечера

Мое родословное древо

Учитель. Дорогие друзья! Бабушки, дедушки, папы и мамы! Сегодня мы встретились с вами на тематическом вечере о семье «Моя родослов­ная». Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать на вечере, - семья.

Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род - ряд поколений, происходящий от одного предка. Предок - это древний предшественник по роду. Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?». Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнать о своих предках, составлять свою ро­дословную - генеалогическое древо. Эта традиция пришла к нам из Англии. Каждый рыцарь должен был иметь свой герб и знать свое родословное древо. А рисовалось оно так. (Показ на доске плаката.) С Внизу ствола рисовался герб рыцаря, затем ствол дерева делился на две условные ветви: спра­ва рисовался герб отца, а слева - герб матери. Каждая из этих вет­вей, в свою очередь, также делилась на две меньшие ветви, на ко­торых размещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской стороны. И для того чтобы составить родословное дерево, нужно было хорошо знать своих предков.

А можете ли вы назвать имя своей прабабушки? Знаете ли, от­куда она родом?

Ведь никто из нас не свалился с луны. Все мы - ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. В народе неуважительно относятся к людям, которые не знают и не чтят своих родовых корней, не роднятся с родственниками. Не обяза­тельно быть рыцарем и обладать гербом (отличительный знак со­словия), чтобы нарисовать свое генеалогическое древо. Вот и вы со своими родителями попытались составить свои ро­дословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как у Александра Сергеевича Пушкина. У кого-то на дереве 16-20 лис­точков, но и они говорят о большой проделанной работе. А самое роскошное дерево получилось у учащихся... (называются имена, фа­милии). И мы бы все хотели услышать о том, как они работали.

Учащиеся вместе с родителями рассказывают о своей работе, показывают свои родословные, комментируют их.

Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого чело­века два родителя - мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше - четверо; прабабушек и прадедушек еще вдвое больше - восемь. И так далее. Вот сколько у человека предков

. Славная вещь - родословное дерево. Но если при­смотреться к нему, то можно заметить одну несообразность. Выхо­дит, что из Сергея и Ани вырастают папа с мамой, а из них - ба­бушки и дедушки. Странная получается картина. Как же исправить эту странность? Очень просто. Перевернем рисунок вверх ногами. Тогда дерево превратится в корень - в большой разветвленный ко­рень, из которого и вырос Сергей. И недаром, когда хотят похва­лить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой че­ловек родился в дружной хорошей семье, и семья его воспитала достойным членом семьи и общества.

Так что правильнее говорить о родословном корне, когда речь идет о предках, а если мы говорим о потомках какого-нибудь чело­века, тогда это действительно родословное дерево. Тут уж мы рисуем столько ветвей, сколько у этого человека детей, а каждая ветвь разветвляется на меньшие ветви: это будут внуки, а дальше - правнуки.

Для любого человека можно нарисовать и родословный корень и родословное дерево, если мы знаем его предков и потомков.

Много интересного можно узнать от своих дальних предков, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы зовете своей семьей. Се­мья, по определению, данному в словаре С. Ожегова, - это группа живущих вместе родственников. Сколько же их, этих родственни­ков? Давайте считать.

Ученик читает стихотворение «Раз, два, три, четыре». А. Кардашова.

Кто живет в большой квартире? Своей любимой внучкой,
Четверо мужчин. Дочкой дорогой

Живет в квартире дедушка, Зовет ее другой,

И папа, и прадедушка, А третий - милой Машей

И Миша, папин сын. И хозяйкой нашей!

Еще красавица живет И называет мамой,

С родными неразлучно. Милой, славной самой,

Один из них ее зовет Мужчина - младший сын.

Семейная реликвия.

Ведущий. А скажите, что дом делает домом? То есть домом не похожим на другие дома. Что вас окружает в квартире? (Отве­ты детей и родителей.)

Правильно, человек живет, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с разными событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее бе­речь, сохраняя с ее помощью и память о дорогом нам человеке. У каждого дома, в гараже, чулане, на чердаке у бабушки или на даче можно найти старинные семейные реликвии. Вы со своими родите­лями постарались, провели разведку - поиск старинных предметов, принесли сюда, чтобы всем показать. В своих сочинениях многие написали, что старинные вещи хранят в сундуках. Мы, желая со­хранить традиции и отдавая дань обычаям предков, сложили все старинные вещи в сундук. Давайте посмотрим, какие же тайны хранит наш сундук.

Проводится конкурс на самую древнюю вещь, дети вместе с родителями должны кратко рассказать об этой вещи: кому при­надлежит, для чего служила, где и как была найдена.

Ведущая. Почему же мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, куль­туры, быта. Но они дороги нам и как память о наших родных и близких. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родст­ва». История вещи - история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это замечательная традиция есть во многих семьях.

Сценка «Бабушки и внуки».

Учитель. А всегда ли дети виноваты в том, что вырастают белоручками и неумехами? Мы говорим о трудовом воспитании, а сами за них даже уроки делаем! Сейчас специально для вас мы по­кажем сценку, в которой расскажем о двух бабушках. Посмотрите на них. Может быть, кого-то они вам напоминают?

Две старушки:

1-я. Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

2-я. Да что ты, я еще уроки не сделала....

1-я. Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты ж сто лет как школу окончила!

2-я. Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат! Кто же им еще поможет, кроме нас?

1-я. Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.

2-я. Правда? Это ты их так балуешь?

1-я. Я не балую! Я с ними очень строга. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

2-я. О, действительно строго.

1-я Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.

2-я Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм... гм. «У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том»

1-я. Так, хорошо.

2-я «...И днем и ночью волк ученый...»

1-я. Какой волк? Какой волк?

2-я. Ну, я не знаю, либо степной, либо лесной, либо еще какой...

1-я Да не волк, а кот ученый! Ты спятила что ли, волк разве может быть умным? Поняла? Кот!

2-я. А-а, поняла, поняла! Я тогда сначала: «У лукоморья дуб зе­леный; златая цепь на дубе том; и днем и ночью кот ученый».

1-я. Ну?

2-я На луну воет с петухом.

1-я. С каким петухом? На какую луну? Ты где такое видела?

2-я. Ой, ну какая же ты подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.

1-я. Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно бу­дем учиться, может, в нашу честь какую-нибудь единицу ни ищут?

2-я. Еe уже назвали.

1-я. Как?

2-я Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уро­ки... Бабушки, поднимите руки, кто помогает своим внукам. Поде­литесь, как вы это делаете.


 

Конкурс «Загляните в семейный альбом».

Ведущий. Многие в своих сочинениях на уроках русского языка писали о том, что на­вещают бабушек и дедушек. Заботиться о престарелых и больных родителях - это тоже одна из замечательных традиций в наших семьях, более того, святая обязанность каждого человека, его мо­ральный долг.

Готовясь к этой встрече, вы со своими родителями подбирали материал и оформляли выставку «Загляни в семейный альбом». Как вы думаете, для чего мы это делали? Собирать и хранить се­мейные фотографии - это еще одна старинная традиция. Наши предки как реликвию передавали собранные фотографии детям, внукам.

С 1839 года, когда французский художник и изобретатель Дагер разработал первый практически пригодный способ фотографии, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи, среди которых обяза­тельно были и фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, ка­кими мы были, загляните в семейный альбом», - не случайно поет в одной из своих любимых песен Эдита Пьеха. Предлагаю послу­шать эту песню. Л теперь все присутствующие могут совершить экскурсию по выставке фотографий, а наши экскурсоводы - дети и родители - дадут пояснения к ним, расскажут об интересных фак­тах, отраженных в них, «оживят» в картинках юмористические эпизоды, запечатленные на тех или иных фотографиях.

Предоставляется время свободно-самостоятельного ознаком­ления присутствующих с фотографиями.

Конкурс «Раз, два, три – горшочек вари!»

Учитель. Дорогие друзья! Наверное самое приятное время в семье – время за столом. В каждой семье из поколения в поколение от бабушек сохранились уникальные семейные рецепты. И сегодня ваши мамы, готовясь к этому конкурсу приготовили замечательные блюда. Здесь на столах собрались блюда народов нашей страны: знаменитый рыбник, загадочный «паштетный пирог», какая-то мелна. Чего тут только нет.

IV. Конкурс «Звезды под семейным абажуром»».

Учитель. Друзья, в каждой семье есть замечательный человек, которым гордятся и к мнению которого прислушиваются. Это самая настоящая звезда! Давайте познакомимся!

Дети рассказывают о замечательных родственниках, которыми они гордятся.

Конкурс «Кто это?».

Учитель. В языке русского народа жили и живут слова, обо­значающие степень родства. А каких родственников знаете вы? И сколько же их? Свекровь, свекор, тесть, теща, невестка, шурин, де­верь, золовка, свояченица, племянница, тетя и другие.

Соревнуются две семьи.

Браг жены (шурин).

Брат мужа (деверь).

Сестра мужа (золовка).

Сестра жены (свояченица).

Мать жены (теща).

Отец жены (тесть).

Мать мужа (свекровь).

Отец мужа (свекор).

Дочь брага или сестры (племянница).

Брат отца или матери (тетя).

Жены двух братьев (свояченицы).

Муж двух сестер (свояки).

Матери жены и мужа (сватьи).

Конкурс «Семейная переписка».

Учитель. Все мы любим получать письма, хотя сейчас все реже и реже люди пишут друг другу. Письма заменил телефон. А сколько очарования, прелести, таинственности в письмах. Давайте мы сейчас попробуем написать письма друг другу.

3адание: пишем письма в деревню дедушке, брату в армию, тете в Америку и т. д. Постарайтесь, чтобы ваши письма получи­лись таинственными, оригинальными, остроумными, желанными.

Учитель. Ну вот мы и познакомились с нашими родословными, узнали все секреты, но это еще не завершение вечера. Мы остаемся верны нашей традиции, дорогие наши родные, приглашаем вас всех на чаепитие!

Учитель. Я нам желаю от души,

Чтобы были дела хороши,

Чтобы в дом не стучалась беда,

Чтоб грустить не пришлось никогда.

Желаю счастья и добра,

Желаю теплых, светлых дней.

Здоровья, что всего важней.

Спасибо всем, кто принял участие в нашем вечере.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.