Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей старшего возраста с использованием нетрадиционных технологий аппликации»
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 ОАО «Российские железные дороги»
Опыт работы
«Развитие творческого воображения у детей старшего возраста с использованием нетрадиционных технологий аппликации»
Автор :
Емельянова Ольга Юрьевна
воспитатель
специалист высшей квалификационной категории
город Александров Владимирской области
«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде»,
Роден
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из образовательных областей основной образовательной программы ДОУ является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, но и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Одна из самых важных задач педагогической теории - это формирование творческой личности. Одним из наиболее эффективных средств для этого является художественно – творческая деятельность детей. В процессе создания поделки или изображения дети испытывают разнообразные чувства: радуются красивому, которое oни создали сами, огорчаются, если что-то не получается. Но, самое главное, создавая изображение, дети приобретают различные знания; уточняются и углубляются их представления об окружающем, в процессе работы они начинают осмысливать качество предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать практическими навыками и умениями, учиться осознанно их использовать. Именно наблюдения за работой детей с изобразительным материалом подтолкнули меня заняться проблемой детского творчества.
Цель и задачи
Цель: формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи:
обучать приемам и технологии изготовления композиций;
обогащать знания и представления детей о предметах, материалах, их свойствах, способах их применения;
обучать приемам работы с различными материалами, приемам самостоятельной разработки поделок;
развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал, образное мышление и воображение, эстетическое восприятие окружающего мира;
развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие; формировать навыки контроля и самоконтроля;
воспитывать уважение к труду и людям труда.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в создании комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Условия формирования опыта
1. Создание предметно - пространственной развивающей среды:
• в группе создана соответствующая предметно-пространственная развивающая среда, насыщенная изо-материалами (нетрадиционными бросовыми), а так же природными материалами для детского художественного творчества со свободным доступом к материалам и возможностью экспериментирования с ними;
• использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;
• подбор методической литературы.
Среди многообразия пособий по организации ручного труда дошкольников я выбрала следующие: Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома», Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду», Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала» и Маханева М.Д., Скворцова О.В. « Учим детей трудиться»
2. Профессиональная компетентность.
Педагог, развивающий в детях творческие способности, должен быть сам творцом, заинтересованным в создании эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми. Чтобы достичь поставленной цели я изучила дополнительную литературу по данной теме, предусмотрела наличие необходимых материалов.
3. Творческая заинтересованность.
Каждый педагог - практик заинтересован в том, чтобы у детей расширялись и углублялись знания об окружающем мире, развивались творческие способности и познавательные интересы, развивались психические процессы: внимание, память, воображение, развивалось чувство коллективизма, эмоционально-волевая сфера.
4. Условия творческой деятельности.
– привлечение детей к деятельности по работе с нестандартным материалом, которое стимулирует творческое воображение, самостоятельность, интерес. Это требует развития мотивационной потребности ребѐнка. У детей очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признания, самоутверждения, реализовать которую можно в игровой ситуации. Именно в игре реализуется потребность действовать самостоятельно, активно. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Для решения той или иной задачи я превращаю детей в волшебников, художников, портных, конструкторов и т.п.
Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию:
- выполнение трудовых заданий: обучаю детей необходимым способам
работы, вырабатывая у них соответствующие навыки, умения, разъясняю смысл работы того значения, которое оно имеет для других детей, помогая детям в планировании, согласовании действий;
- условия свободного выбора. Так при изготовлении аппликации из яичной скорлупы дети сами выбирали тему;
- включение детей в процесс творческой деятельности. Детям нравится быть добрыми волшебниками, помогать попавшим в беду. Мотив взаимопомощи стимулирует активность ребѐнка, проявление им инициативы
- создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей, развитие чувства защищѐнности. Чрезмерная критика, регламентирование каждого действия ребѐнка приводит к боязни ошибиться, без инициативности, к привычке делать всѐ только по указанию взрослого. В позитивных условиях ребѐнок намного лучше справляется с заданием. Желание пережить успех активизирует деятельность ребѐнка. Он стремится к новым достижениям, новым результатам. Поэтому я стараясь подчеркнуть положительные моменты, отметить успех ребѐнка с тем, чтобы усилить его желание к продолжению дальнейшей деятельности.
5. Сотрудничество с родителями.
Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить», применяя нередко свои оригинальные приемы решения творческих заданий. Для родителей я провела консультации по вопросам организации этой деятельности: «Как развивать творческие способности дошкольников», «Совместная творческая деятельность родителей с детьми», «Совместный труд объединяет семью»; сообщения на родительских собраниях «Развитие творческих способностей», «Взаимосвязь игры и труда в воспитании детей», «Домашняя мастерская»; семинары – практикумы «В стране Листопадии», «Аппликация из разноцветных ниток», «Игры – забавы для малышей».
Воспитание детей осуществляется успешно только по условию совместной работы детского сада и семьи. Чтоб активизировать внимание родителей к педагогическому процессу на собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах рассказываю о работе, которая проводится в этой связи в группе. Даю родителям рекомендации по развитию творческих способностей навыков трудовой деятельности при работе с нестандартными материалами, используя разные формы работы: выставки детских поделок, оформляю стенды, папки-передвижки на различные темы, где помещаю консультации.
Теоретическая база опыта
Еще Аристотель отмечал: занятия художественной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого – Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель – и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия аппликацией и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного, содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
Новизна
Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития дошкольников посредством:
• использования наряду с традиционными приёмами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности;
• взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей;
• взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.
Используя нетрадиционные техники аппликации в изобразительной деятельности, у детей появится интерес к данному виду деятельности и повысится динамика высокого уровня развития творческих способностей в изобразительной деятельности.
Актуальность и перспектива опыта
Одним из целевых ориентиров в этой облaсти является овлaдение ребенком основными культурными способaми деятельности, проявление инициaтивы и сaмостоятельности в рaзных видaх деятельности, в том числе художественно-творческой. У ребенкa рaзовьется вообрaжение, которое реaлизуется в рaзных видaх деятельности. Именно поэтому темa моего опытa является aктуaльной .
Ручной труд – это самостоятельная творческая работа ребёнка с применением простейших инструментов, в процессе которой создаётся поделка. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на её качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций.
Нетрадициoнные техники аппликации – этo тoлчoк к развитию вooбражения, твoрчества, прoявлению самoстoятельнoсти, инициативы, выражения индивидуальнoсти.
( Рисунок № 2) .Чтобы тот или иной образ получился выразительным, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе. В своей работе я использую следующие виды:
- обрывная аппликация;
- аппликация из конфетти;
- аппликация из салфеток;
- аппликация из крупы и семян;
- аппликация из ваты и ватных дисков;
- аппликация из ниток;
- аппликация из сухих листьев;
- оригами.
Эта тема интересна не только мне, но и детям, ведь в этом возрасте они очень любят мастерить что-то своими руками, особенно из необычного материала.
Адресность опыта
Данный методический материал объединит педагогов, родителей и детей в развитии творческих способностей, воображения, мелкой моторики рук.
Методы и приёмы реализации опыта
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Планируемый результат
Дети овладеют различными нетрадиционными техниками аппликации, обогатят знания о предметах и материалах, их свойствах и способах применения. Научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. У детей улучшится внимание, память, мышление, пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазия. Кисть ребёнка приобретёт хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, поменяется нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыком письма. Детиу лучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. У родителей проявится повышенный интерес к творчеству детей.
Схема проведения занятий
1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Рализация опыта
Реализация опыта осуществлялась в группе "Непоседы" в рамках работы кружка «Очумелые ручки» в течение 2017-2018гг.
Занятие проводится один раз в неделю, во второй половине дня с детьми старшей группы. Продолжительность занятий составляет 20-25 минут. Занятия проходят в форме игры. Для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Были проведены консультации для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников» (Приложение № 4), ряд открытых показов для родителей. Представлен конспект открытого занятия по аппликации «Синичка и снегирь» (с использованием нетрадиционной техники: аппликация из шерстяных ниток) (Приложение № 5).
В сентябре 2017г. и в мае 2018г было проведено анкетирование родителей «Развитие творческих способностей у дошкольников» (Приложение № 3). Если в начале учебного года не все родители мели представления о том, что такое творчество, не представляли о том, имеет ли их ребенок творческие способности, мало участвовали в конкурсах творческого мастерства разного уровня, то в конце учебного года ситуация изменилась: родители отметили, что теперь все они имеют представление о творчестве и 40% из них считает, что у детей творческие способности есть. Большинство из них видят, что дети выражают свои эмоции и впечатления в своем творчестве, проявляя инициативу. Родители стали заниматься с детьми совместной творческой деятельностью. Родители стали участвовать в конкурсах детского творчества на уровне района, детского сада, в Интернет конкурсах.
Было проведено исследование развития творческого воображения детей, которые занимались в кружке в сентябре 2017г., феврале 2018г. и мае 2018г. Результаты представлены в Диаграмме № 1.
Диаграмма № 1. Динамика развития творческого воображения у детей-дошкольников группы «Непоседы» за 2017-2018гг. (в %)
Таким образом, предложенная работа по нетрадиционным техникам аппликации позволила повысить технику выполнения аппликации и формированию у детей творческого воображения.
Результаты:
1. Дети овладели различными нетрадиционными техниками аппликации.
2. Обогатили знания о предметах и материалах, их свойствах и способах применения.
3. Научились следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
4. У дошкольников улучшилась внимание, память, мышление, пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазия.
5. Кисть ребёнка приобрела хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, поменялся нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыком письма.
6. Дети улучшили свои коммуникативные способности и приобрели навыки работы в коллективе.
7. У родителей проявится повышенный интерес к творчеству детей.
Выводы: Таким образом, при использовании нетрадиционных технологий аппликации развивается творческое воображение у детей старшего возраста.
Библиография
1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн.для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М: Просвещение, 1991.
2. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детсом саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. И доп. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
3. Куцакова Л.В. Дошколята трудятся. Воспитательно-образовательная работа по трудовому воспитанию в детском саду. – М.,1997.
4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа
и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
5. Куцакова Л.В. Программа Москвичок. Организация работы с детьми по
изобразительной деятельности и художественному труд у. – М., 1998.
6. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
7. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для
воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2009.
8. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое
пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.
9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.-М: 2003, - 344с.
10. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 2007
Приложения
Приложение № 1. Тематический план занятий кружка «Очумелые ручки» на 2017-2018гг.
СЕНТЯБРЬ
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ |
Знакомство с кружком «Умелые ручки» | Познакомить детей с кружком «Умелые ручки», рассмотреть поделки детей старших групп, иллюстрации с работами детей, обратить внимание на материалы, из которых изготовлены поделки. | ||
«Гусеница» | Формировать умение составлять композицию, развивать чувство цвета, мелкую моторику пальцев рук, фантазию, умение приклеивать шерстяные нитки на клей; воспитывать интерес, аккуратность в работе, самостоятельность, трудолюбие, усидчивость. | Шерстяные нитки | |
«Дары осени – фрукты» | учить работать с гофрированной бумагой, более точно передавать форму, строение, окраску предметов; располагать элементы на основе, подбирая их по цвету, величине | Гофрированная бумага | |
«Весёлый Крош» | учить детей вырезать симметричные фигуры по контуру и приклеивать их на CDдиски,учить аккуратно работать с клеем. | CD диски ,цветная бумага |
ОКТЯБРЬ
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ |
«Мухомор» | учить работать с цветной солью,развивать у детей творческое воображение, мелкую моторику. | Цветная соль | |
«Осень» | учить детей выполнять обрывную аппликацию, развивать интерес к работе, фантазию и эстетический вкус. | Цветная бумага | |
«Ветка рябины» | учить детей работать с бумагой, скатывать её в трубочки и шарики, выкладывать на листе бумаги, воспитывать бережное отношение к используемому материалу. | Гофрированная бумага | |
Торцевание. «Осеннее дерево» | учить детей изготавливать объёмные композиции из цветной бумаги и пластилина, воспитывать аккуратность и эстетический вкус. | Цветная бумага, пластилин |
НОЯБРЬ
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ |
«Птичка» | Продолжать учить изготавливать поделки из шерстяных ниток, воспитывать аккуратность | Шерстяные нитки | |
«Мышка с сыром» | учить детей изготавливать поделки из одноразовых тарелок и картона; воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. | Одноразовые бумажные тарелки, картон | |
«Прожорливая гусеница» | учить детей изготавливать игрушки из полосок бумаги путём складывания их гармошкой , развивать фантазию и эстетический вкус. | Цветная бумага | |
«Зайчик меняет шубку» | учить детей изготавливать поделки из ватных дисков и салфеток, аккуратно крепить их между собой, красочно оформлять готовую поделку. | Ватные диски, бумажные салфетки |
ДЕКАБРЬ
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ |
Весёлый снеговик | продолжать учить работать с цветной солью,воспитывать творческое воображение, цветовосприятие, развивать моторику рук. | Цветная соль | |
«Новогодняя ёлка» | учить работать с карандашной стружкой,развивать фантазия, мелкую моторику пальцев и творческое воображение. | Карандашная стружка | |
«Новогодняя гирлянда» | учить детей изготавливать гирлянды из картона, пластилина и пайеток, подбирая цветовую гамму для данной композиции. | Картон, пайетки, пластилин | |
«Дед Мороз» | продолжать учить детей вырезать симметричные фигуры,; красочно оформлять готовую поделку с помощью ватных шариков; развивать мелкую моторику рук. | Цветной картон, вата, цветная бумага |
ЯНВАРЬ
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ |
Коллективная работа «Снег да снег кругом» | учить составлять сюжетную композицию с помощью предметов из цветной бумаги и ваты; развивать эстетический вкус; воспитывать желание помогать друг другу. | Цветная бумага, вата | |
«Снежинка» | развивать мелкую моторику; продолжить работу с пайетками | Картон, пайетки | |
«Олень» | продолжать учить работать с различной крупой, развивать творчество, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. | Крупа | |
«Я смотрю в окно» | учить детей изготавливать композицию из цветной бумаги и салфеток, красочно оформлять готовую поделку; воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. | Цветная бумага, салфетки |
ФЕВРАЛЬ
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ |
«Цветик – семицветик» | продолжать учить работать с шерстяными нитками,раазвивать чувство цвета, фантазию, творчество, мелкую моторику,воспитывать трудолюбие, усидчивость. | Шерстяные нитки | |
«Кошка» | закреплять умение работать с конфетти; развивать творчество, моторику рук; воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность. | Конфетти | |
«Овечка» | познакомить с техникой работы с ватными палочками; развивать творческое воображение, мелкую моторику, аккуратность, усидчивость. | Ватные палочки | |
«Зимний домик» | учить детей использовать нетрадиционные способы работы; развивать воображение. | Вата, цветная бумага |
МАРТ
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ |
«Аквариум» | учить детей изготавливать оригами; развивать фантазию, интерес к работе. | Цветная бумага | |
«Подарок маме» | учить детей составлять художественную композицию из картона и фетра; развивать творческие способности детей. | Фетр, картон | |
«Ваза с цветами» | продолжать учить работать с салфетками, упражнять в тесном приклеивании салфеток друг к другу, развивать творческое воображение, мелкую моторику; воспитывать аккуратность при работе с клеем. | Салфетки | |
«Ромашка» | учить детей изготавливать художественную композицию из полосок цветной бумаги, склеивая отдельные детали в несколько слоёв; распределяя предметы в определённом порядке. | Цветная бумага |
АПРЕЛЬ
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ |
«Усатый-полосатый» | продолжать учить работать с различной крупой; развивать творчество, мелкую моторику; воспитывать аккуратность в работе с клеем и мелкими предметами, трудолюбие и усидчивость. | Крупа | |
«Цыплёнок» | продолжать учить работать с шерстяными нитками,развивать у детей творческое воображение, мелкую моторику, аккуратность, усидчивость. | Шерстяные нитки | |
«Птица счастья» | учить детей работать с образцом, правильно пользоваться ножницами.; воспитывать аккуратность, умение трудиться в коллективе. | Бумага | |
«Чебурашка» | учить детей изготавливать фигурки сказочных персонажей из природного материала; воспитывать эстетический вкус. | Природный материал |
МАЙ
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ |
«День Победы» (торцевание) | учить детей составлять единую сюжетную композицию из гофрированной бумаги и пластилина способом торцевания; воспитывать у детей чувство взаимопомощи и патриотизма. | Гофрированная бумага | |
«Чёрный кот» | продолжать учить детей вырезать симметричные фигуры по контуру и приклеивать их на CD диски, учить аккуратно работать с клеем. | CDдиски,цветная бумага | |
«Осьминог» | учить детей работать с нитками.заплетать из них косички; воспитывать желание доводить начатое дело до конца. | Шерстяные нитки | |
Выставка работ |
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников»
Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Творческие способности – это индивидуальные особенности, качество человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Детское художественное творчество – деятельность ребенка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, лепных поделок, художественных композиций и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребенка.
Изобразительное детское творчество является массовым среди детей младшего возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребенка со взрослым, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.
Любые задатки, прежде, чем превратить в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.
В каком возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?
Изобразительное творчество развивается с 1,5 лет. Это связанно со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет начинает изображать узнаваемые предметы.
Как развивать творческие способности?
Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их психологи определили или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:
1) Развитие воображения. Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет.
2) Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.
Можно развивать, не используя специального оборудования: «Посмотри на облака. На что они похожи?», «Найди необычную веточку и придумай, на что она может быть похожа.», нарисуйте круг и предложите ребенку что-то дорисовать, что бы получился предмет или просто попросите назвать на что это может быть похоже.
Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют 6 основных условий успешного развития творческих способностей детей.
1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка. Затем раннее чтение, счет, знакомства с различными инструментами и материалами.
2. Второе – создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружать ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Что бы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он может делать это свободно.
3. Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
4. Четвертое заключается в предоставление ребенка большой свободы в выборе деятельности. Тогда желание ребенка, его интерес послужит надежной гарантией того что это не приведет к переутомлению и пойдет на пользу ребенку.
5. Но предоставление ребенку свободы не исключает доброжелательную помощь взрослых – это пятое условие. Главное – не превращать в свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку, которая вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.
6. Необходимы комфортная обстановка и наличие свободного времени. Теплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, терпеливо относиться даже к странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Конспект НОД по аппликации «Синичка и снегирь» (с использованием нетрадиционной техники: аппликация из шерстяных ниток)
Цель: развитие у детей познавательного интереса к птицам посредством аппликации.
Задачи:
- закреплять представления о внешнем виде: форме, цвете, названиях частей тела;
- развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов;
- воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам;
- продолжать учить изготавливать поделки из шерстяных ниток, воспитывать аккуратность.
Оборудование:
- фотографии синиц и снегирей;
- аудиозапись с голосами птиц.
Раздаточный материал:
- клейстер, шерстяные нитки;
- восковые мелки;
- альбомный лист с изображением силуэта птицы на ветке.
Предварительная работа:
- рассматривание изображений птиц в книгах, на фотографиях;
- наблюдение на прогулке за воробьями, синичкой, снегирем;
- чтение рассказа Г. Скребицкого "Длиннохвостые разбойники";
- чтение стихотворений А. Яшина "Покормите птиц зимой", И.Беляков «О чём ты думаешь ,снегирь»;
- дидактические игры и упражнения, загадывание загадок;
Ход занятия:
Воспитатель:
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Кто это, ребята?
Дети: Снегирь.
Воспитатель:
На лету поймает мушку,
Не боится есть с кормушки.
Угадайте, что за птичка?
Желтогрудая.
Кто это, ребята?
Дети: Синичка.
Правильно, ребята. Давайте вместе рассмотрим картинки с изображением этих птиц. Из каких частей состоят птицы (голова, туловище, крылья). Какого цвета перышки у снегиря? А у синички? Правильно.
Игра "Вопрос-ответ"
Что страшнее зимой для птиц голод или холод (голод)
Чем питаются зимой птицы (ягоды, семена деревьев и растений)
Чем мы можем помочь птицам зимой (подкармливать)
Если высыпать зерна на землю (их занесет снегом). Нужно повесить.(кормушки)
Что можно положить в кормушку (снегирь-ягоды, синичка-сало, воробей-хлебные крошки)
Что умеют делать птицы (летать, клевать, прыгать,петь)
- Ребята зимующие птицы живут у нас круглый год. Эти птицы не боятся морозов, ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. И все-таки птицам очень тяжело зимой. И мы должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. И может быть, этим спасем не одну птичью жизнь.
А теперь, ребята, давайте посмотрим на заготовки у нас на столе. Можно из них сделать снегиря или синичку? ( Ответы детей) Возьмите те материалы, которые нужны для того, чтобы сделать синичку или снегиря и выложите макет птицы перед собой. Молодцы. А теперь давайте выйдем из-за столов на середину группы и представим, что мы превратились в синичек.
Физкультминутка
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок, (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири-тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень, (прыжки на месте на двух ногах).
- Ну а теперь, можно вернуться к столам и начать делать наших птичек. Работайте аккуратно, дружно, сообща так, чтобы никому не мешать. Изготовление птиц.
(Во время выполнения работы звучит аудиозапись с голосами птиц)
Итог занятия:
- Чем мы сегодня занимались? (делали снегирей и синиц).
-Чем больше всего понравилось заниматься?
-Что вызвало затруднение?
Размещение работ на стенд.