Статья на тему «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

1
0
Материал опубликован 12 July 2020

Подколзина Ольга Борисовна

высшая квалификационная категория

воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

ДС № 83 «Жемчужина»

ХМАО – Югра, г.Нижневартовск

«Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Аннотация. В статье представлены некоторые техники нетрадиционного рисования, их значение в развитии творческого воображения, устойчивого интереса к изобразительному искусству, эмоциональной сферы детей. Описание опыта работы подтверждает необходимость использования нетрадиционных способов рисования для

развития детского интеллекта, творческой активности ребенка, умению нестандартно мыслить.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, нетрадиционные техники рисования, творчество, творческие способности, воображение, фантазия.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.

Рисование развивает у дошкольников творчество – создание нового, оригинального, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Работая в детском саду, я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своём умении, помочь им поверить, в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса. Для развития творческих способностей необходимы условия, которые помогут обогатить жизненный опыт ребёнка, показать ребенку радость творческого процесса, поощрить и развить свободный полет фантазии, а также научить ребенка разным художественным приемам и способам. Мной была разработана дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников». В программе разработаны занятия изобразительной деятельностью нетрадиционными методами рисования с детьми 5-7 лет.

Использование нетрадиционных техник рисования, помогает воспитанникам раскрепоститься, сделать что-то необычное. Дети получают незабываемые положительные эмоции. Использование нетрадиционных техник рисования способствует: интеллектуальному развитию детей, развитию пространственного мышления, умению детей выражать свой замысел, развитию мелкой моторики руки.

Новизна данной программы заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

Практическая значимость разработанной мной программы состоит в том, что можно работать не только с ярко заявляющими о себе детьми с художественными способностями, но и с теми, кто просто любит рисовать, так как обеспечивается поле деятельности для творческого самопроявления и самовыражения детей. В программе проблема развития творчества детей рассматривается в художественной студии, выступающей как форма дополнительного образования в ДОУ, определены новые тенденции её деятельности на основе интеграции различных видов художественно – творческой деятельности детей и различными изобразительными техниками.

Работу с воспитанниками я организовала в форме дополнительной образовательной услуге «Волшебная кисть», цель которой - обучение детей старшего дошкольного возраста изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования; развитие творческих способностей, фантазии, воображения детей. Дополнительная образовательная услуга проводится 2 раза в неделю, посещает её 16 человек, продолжительность дополнительной образовательной услуги 25 для детей 5-6 лет и 30 минут для детей 6-7 лет.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Нетрадиционных техник рисования, используемых в работе с детьми много, я хочу познакомить вас лишь с некоторыми из них.

«Рисование пальцами, ладонью, кулаком»

У ребёнка нет настроения? Его можно вернуть с помощью рисования пальчиками, ладошкой, кулаком.

Техника рисования:

1.берём широкую миску;

2.разводим гуашевую краску до консистенции жидкой сметаны;

3.наливаем в блюдце;

4.ладонь с широко расставленными пальцами опускаем в краску;

5. оставляем отпечаток на листе и дорисовываем его.

С помощью рисования ладошкой можно изображать различные объекты: животных, подводный мир, растения и т.д. Занятия начинаются с наблюдения и рассматривания за ними.

«Печать пластиковой бутылкой и винной пробкой».

У вас дома накопились пластиковые бутылки лил винные пробки, не спешите их выбрасывать, а используйте для рисования.

Техника рисования:

1.берём миску, чем шире, тем лучше;

2.кладём на дно миски тонкий поролон;

3.разводим гуашевую краску небольшим количеством воды;

4.выливаем краску в миску с поролоном;

5.опускаем бутылку донышком в поролон;

6.наносим отпечаток на бумагу.

Данную технику хорошо использовать при изображении растений.

«Рисование ластиком»

Мы все знаем, что ластик предназначен для того, чтобы стирать простой карандаш. Давайте совместим эти два материала, и посмотрим, что получится.

Техника рисования:

1.нам понадобится лист плотной бумаги, лучше взять бумагу для акварели; простой карандаш, лучше если он будет мягким; ватные диски или мягкие бумажные салфетки; ластик;

2. заштриховываем лист бумаги, довольно сильно нажимая на простой карандаш;

3. ватным диском или салфеткой хорошо растираем карандаш, у нас должна получиться серая поверхность листа; интенсивность цвета зависит от штриховки (нажатия на простой карандаш);

4.берём ластик и пользуясь им как карандашом наносим желаемый рисунок;

5. мелкие детали можно прорисовать простым карандашом.

В данной технике можно рисовать любые произведения искусства.

Важно: заштриховывая лист не оставляйте никаких пустых, белых точек.

«Рисование пастелью»

При первом знакомстве с пастелью дети испытывают удовольствие, потому что она очень яркая. Нам понадобятся: плотные листы бумаги; пастель; ластик; губка; влажные салфетки для рук; фиксатор (можно использовать обычный лак для волос). При рисовании пастелью используются следующие техники:

-рисование кончиком пастели. Толщина линии на листе зависти от давления на мелок. Чем сильнее вы нажимаете на мелок, тем больше пастели останётся на листе;

-рисование «плашмя» или ребром. Это приём используется при закрашивании больших поверхностей;

-штриховка. Представляет собой ряд параллельных линий, нарисованных близко друг к другу. Данный приём используется для создания формы и объёма;

-растушёвка, т.е. смешивание цветов. Для смешивания пастели используется палец, вату, ластик.

Пастель используется как в графике, так и в живописи.

Важно: при рисовании пастелью не намечайте основу простым карандашом, так как на него плохо ложится пастель. Используйте для этого пастельный карандаш, уголь или саму пастель.

Обучение детей старшего дошкольного возраста изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования; проводится в игровой форме. При планировании непосредственной образовательной деятельности учитываются возрастные особенности и уровень подготовленности детей.

В работе с детьми использую следующие методы.

Информационно-рецептивный метод, который  включает в себя: рассматривание; наблюдение; экскурсии; образец воспитателя; показ воспитателя.

Репродуктивный метод - направлен на закрепление знаний и навыков детей. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.

Словесные методы: беседы, загадки, чтение художественных произведений, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы.

Метод эстетического пробуждения: рассматривание различных произведений искусства; рассматривание предметов народно – декоративного искусства; рассматривание работ, созданных своими руками.

Эвристический метод: предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод: дети выполняют всю работу самостоятельно, направлен на развитие у детей самостоятельности, фантазии, воображения и творчества.

Мои воспитанники являются постоянными участниками городских, всероссийских, международных конкурсов и часто добиваются в них успехов.

Работу провожу в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. На сайт дошкольного учреждения и личном блоге педагога представлены консультации для родителей и педагогов по теме «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников». В группах уголки по изобразительной деятельности, пополнились материалами, использующиеся при рисовании нетрадиционными техниками (ватные палочки, зубные щётки, стеки, пластиковые бутылки, пробки, бумага разной фактуры, печатки, нитки, и т. д.). Наряду с теоретическими представлениями мы формируем и практические навыки родителей, используя такие новые формы работы как: круглый стол, семинар-практикум, показ открытых просмотров образовательной деятельности и др. На блог можно попасть через сайт дошкольной организации.

Таким образом, разнообразие техник рисования способствует выразительности образов в детских рисунках.

Представленный опыт работы показал, что использование нетрадиционных техник рисования доставляет воспитанникам истинную радость. Дети смело берутся за художественные материалы, их совсем не пугает его многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения работы. И чем лучше получается действие с выбранным материалом, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Вашему вниманию представлен мастер – класс по использованию нетрадиционной техники рисования – рисование пальчиком.

Мастер – класс.

Тема: «Волшебная поляна»

Цель мастер - класса: научить приёмам работы в технике «рисование пальчиком».

Задачи мастер - класса:

- познакомить детей с новой техникой рисования – рисование «пальчиком»;

-дать возможность ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства;

- совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами;

-развивать творческое воображение, фантазию.

Материал: стекло 50х60, краска гуашь, губка, стаканчики с водой, влажные салфетки.

t1594557724aa.gif

Здравствуйте, сегодня мы с вами будем волшебниками, которые умеют делать чудеса. Посмотрите, перед вами лежит волшебное полотно, оно из настоящего стекла, и очень хрупкое. И с помощью него мы сегодня и будем учиться чуду. Готовы?

Закройте глаза и представьте, что вы попали на лужайку, на которой почему то нет ни одного цветочка, ни травинки, ничего! Как же нам быть?

t1594557724ab.png

Выберите цвет, который вам больше всего нравится, мокните в него свой пальчик и начните наполнять волшебством нашу полянку. Рисовать можно точками, линиями. Вы можете смешивать цвета. А если вдруг у вас что-то не получилось, прямо в процессе рисования стекло можно протереть мокрой губкой, и нанести новый рисунок.

t1594557724ac.pngРабота готова!

Литература.

1.Дубровская Н.В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. /Н. В. Дубровская/ СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

2.Басина Н, Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке /Н Басина/ М.,1997.

3.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1- 2 /Г.Н. Давыдова/-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

4.Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.

5.Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010.

6.Утробин К.К., Утробина Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка /К.К. Утробин/ - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.

7.Шестакова А. В. РОСТОК /А. В. Шестакова/ - Челябинск, 1996.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации