Опыт работы студии юных журналистов «Логос» (социализация, жанры, игры, допрофессиональная подготовка и т.д.).
ОПЫТ РАБОТЫ СТУДИИ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ «ЛОГОС» (социализация, жанры, игры, допрофессиональная подготовка и т.д.).
Журналистика как эффективное средство осмысления окружающего нас мира известна давно. И хотя это оносится к «взрослой» журналистике, считаю, что ее законы также работают и с молодежной аудиторией. Журналистика в школе как широкое, фоновое, свободное, бытовое явление по отношению с другими секциями и кружками давно «дружащими» со школьной аудиторией - явление относительно новое и малоизученное. Тем более хочется поделиться в этом плане своим богатым опытом (веду кружок по журналистике в школах много лет). Расскажу о примере нашей студии юных журналистов «Логос».
Студия начинающих журналистов «Логос», возникла с 1995 года. Занимаются в ней ребята с 3 по 11 классы проявляющие интерес к журналистике. Занятие в студии проходят по моей авторской программе занявшей в 2012 году 1 место на Всероссийском конкурсе авторских программ. Остановлюсь на данном методическом документе поподробнее потому-что именно в ней и «спрятаны» те сокровенные детали осмысления, принятия или же неприятия юным поколением журналистики как таковой.
Несколько слов о программе.
Программа вариативна, что позволяет дифференцировать процесс обучения ребят исходя из возрастного контингента. Алгоритм программы следующий: с ребятами помладше (особенно первого года обучения) упор в работе делается на жанры информационного характера (заметка, реплика, интервью, репортаж, отчет). С ними же больше вводится моментов игровых технологий, которые наряду с ситуацией максимально приближенной к жизненной (имитация интервью на улицах города, ведение репортажа «в прямом эфире», элементы «звуковой газеты» и т.д.) дают юному журналисты навывки приобщения к журналистике как таковой.
С ребятами постарше уделяется больше внимание работы с аналитическими жанрами (корреспонденция, обзор, рецензия, статья), так как здесь уже требуется более усложненный язык стилистики, позволяющий более эффективно, эмоционально, а главное более семантически внимательно грамотно и верно излагать тот или иной публицистический факт или событие. Это важно.
Вместе с тем как показывает эмпирический анализ работы, наиболее талантливые ребята 5-7 классов способны не просто дать характеристику аналитическим жанрам, но вполне успешно работать с ними. То есть не отстают от более старших ребят. Это, на мой взгляд, и является особенностью и сильной стороной дополнительного образования, что позволяет видеть разные уровни одаренности ребят, и уметь их активизировать.
Теперь расскажу о самой семантико-экспрессивной конструкции тех механизмов, которые и заложены в самой работе с юными журналистами. По своей природной составляющей журналистика как схема: человек-человек подразумевает общение – что и является механизмом воздействия на ребят в самых различных аспектах: социальных, психологических, педагогических, нравственных, этических, эстетических и прочих. Это вытекает из самой природы данной профессии.
Жанровые составляющие.
Дадим анализ. Лучше всего тенденцию проследить по функциональным механизмам журналистики ее жанровым составляющим, которые настолько многоплановы, разносторонни, многофункциональны, что позволяют получить юному журналисту самые разные навыки общественно-коммуникативнеого плана. Проследим ситуацию на ряде жанров, работе с которыми юные журналисты приобретают навыки и умения в процессе работы (обучения) в нашей студии.
Жанр - «Интервью».
Сам процесс подготовки к работе над жанром подразумевает отработку навыков у учащихся работы со словом, умение быстро и семантически грамотно строить, ставить, осмысливать тот «семантический стержень», ту словесно-смысловую конструкцию, вокруг которой и строится все дальнейшее интервью, т.е. вопросы которые и помогут поначалу строить диалог юного журналиста и респондента.
Умение выстраивать «коммуникативную линию», которая и является связующим звеном, тем драгоценным опытом взаимопонимания юного человека с другим человеком нередко уже взрослым (ведь беседа подразумевает разных собеседников) заставлет юного журналиста правильно подбирать, отсеивать, анализировать смысловую компоненту своего будущего интервью. Так появляются навыки социализации, навыки понимать и принимать другого человека, понимать его позицию, его взгляды, его интерпретацию действительности.
Жанр - «Репортажа».
Данный жанр позволяет юному журналисту вырабатывать в себе «многоаспектность», «многоплановость», полифоническое восприятие окружающего мира, учит подбирать, формулировать, конструировать ту словесную основу, которую он возводит в своих репортажах. И все это нужно делать быстро, качественно и в сжатые сроки (например, в прямом эфире).
Но здесь одним из важных факторов является, как сам репортаж, так и влияние какого-либо события о которых идет в репортаже речь (в широком понимании этого слова: картинка, звуки, краски и т.д.), на самого юного репортера, «обратная сторона» воздействия на него, того чему репортаж посвящен, что он сам в нем увидел и как сам интерпретировал происходящее событие. Это важно, так как является тем социальным источником, который, по сути, является незаменимым опытом становления юного журналиста как личности. В конечном же итоге - мощным инструментом его социализации.
Жанр – «Юнкоровский рейд».
Данное явление в журналистике, по сути, является незаменимым инструментом приобретения опыта юного журналиста как человека, чьи взгляды только становятся и пока еще не созрели. Юнкоровский рейд- бесценный источник опыта, источник осмысления, что происходит в силу обюъективной интерпретации происходящего вокруг юного журналиста события, его значимость, «обязательность» журналиста рассказать то, что он увидел вокруг себя. И как в любом деле, любом взаимопроникновении такой рейд обогащает, формирует у юного гражданина свою жизненную позицию.
С юными журналистами второго и дальнейших годов обучения проводится работа по изучению художественно-публицистических жанров (зарисовка, очерк, эссе, фельетон, памфлет и ряд других). В работе нашей студии учитывается индивидуальность ребенка, а отсюда применяются и индивидуальные формы работы с ним (жанровые задания, уровень общего развития, уровень знания языка и другое.).
Изучение стилистики языка - как инструмента грамотного и увлекательно-познавательного построения юными журналистами своего контента.
Важной составляющей программы является обучение ребят стилистике языка. Развитие стилистического мышления юного журналиста, его умение компактно, но в то же время ярко и интересно излагать свою мысль, стараясь использовать выразительные языковые средства (ирония, юмор, различные обороты и т.д.). Важно подчеркнуть, что занятие по стилистике помогают учащимся более успешно сдавать различные экзамены и в школе. Таким образом, ребята получают дополнительные знания, помогающие им в плане общей образованности. Это радует.
Программа «МЕДИАДЕБЮТ» рассчитана на три года обучения, успешно закончившие курс ребята получают документ – «Свидетельство», что говорит уже об их возможности самостоятельно работать над газетами, успешно выстраивать концепцию их построения видеть потенциал их дальнейшего развития.
Тематические игры.
Практически каждый новый большой блок программы предполагает тематическую игру, что дает возможность более полно, а главное боле эмоционально воспринимать тематику обучения. Составляющие блоки программы выстроены по четкому алгоритму восхождения, то есть детям удобнее получать новые знания, опираясь на знания полученные ранее. И вообще игровым ситуациям в обучении придается важное значение. Особенно любят ребята такие игры как «Кто лучший редактор»?, «Угадай, кто я?», «Иностранный корреспондент», «Желтая пресса» и другие.
Наша издательская деятельность.
И, конечно же, хочется рассказать о том, что дает занятие по программе в эмпирическом аспекте. Юными журналистами студии с 1997 года выпускается газета «Давай Поговорим». И хотя тираж ее невелик, но в школах м / района газету знают и любят. Эта газета является авангардом в допрофессиональной подготовке ребят к поступлению в Вуз на факультет журналистики. Старшие ребята самостоятельно выстраивают ее концепцию, проводят макетирование и верстку, проводят анализ ее семантического контента (вычитку).
Вместе с тем в каждой группе (а их 5) выпускаются свои газеты. Такие как: «Школьный Вестник» (школа №68), «Юный Журналист» (школа №10), «Третьеклассник» (школа№40), «Веселые ребята» межшкольный вариант и разрабатываются другие номера.
Важно отметить, что в своих газетах ребята поднимают тематику близкую их возрасту, то, что привлекает их сверстников, с чем они сталкиваются в школе, быту, на улице. Но в тоже время стараются идти чуточку впереди, то есть, например, показывать и доказывать, что интернет может быть как другом, так и врагом, что виртуальное не должно замещать реальное, что нужно бороться с вредными привычками, дружить со спортом и т.д.
Профильные конкурсы.
Хорошей проверкой знаний, умений, навыков, юных журналистов служат различные профильные конкурсы, где они периодически занимают, как первые места, так и постоянно становятся призерами. Например, за ноябрь и декабрь текущего года ребята успешно выступили в двух международных конкурсах «Гордость России» и «Надежды России», где заняли 8 –1 х мест и два 2-х места. Немало дипломом различного достоинства юные журналисты завоевали в прошлом учебном году. Соответствующие дипломы были выданы и мне как педагогу, подготовившему их к конкурсу.
Причем хочется отметить, что тематику, форму (жанр) подачи материала ребята выбирают сами, актуализируют поиск контента, выдвигают на первый план темы наиболее близкие своему возрасту. Конечно же, мы участвуем и в конкурсах других форматов (международных, российских, региональных, городских, районных и даже во внутристудийном масштабе). Это полезно, так как дает возможность ребятам встретиться поработать рядом друг с другом, пообщаться, показать, кто, на что горазд, набраться дополнительного опыта.
Важно также отметить, что ежегодно студия выпускает несколько учеников успешно прошедших полный курс программы по журналистике. Такие ребята сдают выпускные экзамены в студии и получают документ «СВИДЕТЕЛЬСТВО», что является своего рода гарантом их самостоятельности в плане работы в школьном медийном пространстве.
Допрофессиональная подготовка юных журналистов.
Хочется отметить и тот факт, что в студии важную роль играет допрофессиональное обучение ребят. Это те, кто мечтает о профессии журналиста. С ними проводится углубленное занятие по журналистике, стилистике, макетированию, верстке, компьютерному дизайну и многому другому. Изучаются работы журналистов-классиков, проводится работа по анализу текущей периодики.
И это дает свои плоды. На сегодняшний день немало выпускников студии успешно закончили факультет журналистики КФУ, и даже МГУ. Сегодня эти ребята успешно работают в различных СМИ: телевидении, газетах, радио, редакторами, интернет - изданиях и т.д. И важно, что свои первые шаги к профессии они сделали у нас в студии.
Резюмируя свое выступление, хочу отметить, что журналистика как важная составляющая дополнительного образования, является не только интересным, увлекательным досугом ребят, но и успешным инструментом их социализации, эффективным инструментом их допрофессиональной подготовки, возможностью сделать первые важные шаги к своему любимому делу. Что и доказывает моя многолетняя практика работы в этом направлении.
Вместе стем необходимо отметить, что в современной школе сегодня есть все условия для создание быстрых, оперативных, и эффективных школьных редколлегий, которые смогут давать полезную актуальную инофрмацию как о жизни самой школы, так и освещать другие волнующие вопросы своих ровесников. Для этого нужно только приложить организационные усилия как самих ребят так и конечно же педагогов и администрации школ.
Ну и конечно школьная газета как показывает практика работы нашей студии - бесценный «творческий полигон» юных дарований: поэтов, художников, писателей и хорошая «трибуна» для выступления самих педагогов в своей школьной газете.
Шурхаев Анатолий Иванович, педагог дополнительного образования, Центра внешкольной работы Приволжского района г. Казани.