Программа работы кружка «Юный журналист» (5 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 37 города Тюмени
имени Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова
ПРИНЯТО на МО учителей гуманитарного цикла Протокол № 1 от 30 августа 2017г. Руководитель МО Говзич Ю. И. |
СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР _________В. А. Савицкая |
УТВЕРЖДЕНО директор МАОУ СОШ № 37 ____________С.В.Боярская Приказ № 264 от 31 августа 2017 г. |
рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Юный журналист»
Срок реализации программы - 1 год
Автор программы: учитель русского языка и
литературы
МАОУ СОШ №37
Файзуллина Н. А.
Тюмень 2017-2018 г.
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 01.05.2017);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015 № 1577) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015);
Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 37 города Тюмени имени Героя Советского Союза Н.И.Кузнецова (Пр. от 28.08.2015 № 216);
Учебного плана МАОУ СОШ № 37 города Тюмени имени Героя Советского Союза Н.И.Кузнецова на 2017-2018 учебный год (Приказ от 07.06.2017 года № 171);
Направленность программы - социальноя - направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.
Данная программа является социальной, в отличие от базового образования, остающегося предметно ориентированным. Органичное сочетание в школе обоих видов образования поможет как развитию отдельного подростка, так и образовательного учреждения.
Актуальность программы.Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества.
Использование информационных технологий привело к увеличению объѐма информации, к еѐ быстрому старению и постоянному обновлению. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся начальной школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения ешения в трудной ситуации.
Во многих школах, клубах выпускаются тематические стенгазеты, информационные листы, рассказывающие о событиях школьной жизни, о проблемах молодежи, об интересных людях. Газета дает подросткам возможность реализовать свои способности, включиться в систему новых социальных отношений. Но школьникам не хватает знаний в области публицистики. Программа «Юный журналист» предусматривает не только знакомство с теорией журналистики и малых жанров художественной литературы, но и обучение основам журналистского ремесла, ориентирована на создание детского художественно-публицистического журнала «Свой взгляд». Именно в сочетании социальной, культурологической, профориентационной и досуговой направленности данной программы заключается ее своеобразие.
Отличительная особенность курса от уже существующих программ состоит в принципиально ином отборе содержания образования: теоретический материал по истории журналистики изучается в социо- культурном, историко-культурном, историко-литературном контексте, расширяется сфера творческой работы учащихся: создание детского художественно- публицистического журнала, публикации произведений учащихся в местных СМИ.
Направленность школьного печатного издания определяет и тематику занятий: раздел по истории журналистики, в отличие от подобных программ, знакомит со структурой, проблематикой и публикациями известных
журналов, начиная с пушкинского «Современника»; кроме основных жанров публицистики, изучается теория и практика малых художественных жанров.
В программе последовательно реализуется принцип социализации, предполагающий установку на творческий продукт. Поэтому в практической части указывается конкретный ожидаемый результат исследовательской и творческой работы учащихся.
Подразделы, посвященные теории журналистики и литературы, предлагают понятия, без которых невозможно овладеть основами журналистского и писательского мастерства.
Специфика журналистской деятельности заключается в сборе информации для публицистических работ, поэтому программа предусматривает выездные занятия.
Концепция данной программы предполагает проектирование занятий с использованием информационных технологий, обучение в сотрудничестве, создание ситуаций исследования и творчества.
Цель программы:
Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами журналистского мастерства и в процессе создания школьного художественно- публицистического журнала.
Задачи:
Предметные:
-
способствовать овладению учащимися навыками создания школьного журнала;
формировать навыки создания собственного текста в различных жанрах публицистики и художественной литературы;
формировать систему знаний по основам журналистики; Метапредметные:
-
развивать эмоциональные качества, чувственный опыт учащихся;
приобщать учащихся к классической художественной литературе и публицистике, развивать их эстетический вкус;
развивать коммуникативные качества;
развивать интеллектуальные и творческие способности. Личностные:
-
формировать гражданскую позицию учащихся;
-
-
воспитать чувство ответственности, толерантности;
воспитать нравственные качества учащихся;
формировать осознанное отношение к профессии журналиста;
формировать потребность в постоянном повышении уровня информированности.
-
Принципы построения программы:
художественно-эстетический принцип, основанный на установлении связей между всеми видами искусства, предполагающий формирование личностной культуры учащихся;
литературоведческий принцип, предполагающий анализ художественного и публицистического текста;
принцип социализации, предполагающий первоначальное знакомство с профессией журналиста, формирующий потребности в самостоятельной продуктивной творческой деятельности.
Условия реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Программа предназначена для детей, проявляющих интерес к журналистике, стремящихся получить знания, необходимые для создания собственных текстов в различных жанрах публицистики и художественной литературы, желающих публиковать свои работы в школьном журнале и местных СМИ.
Возраст детей, которым адресована программа - 12 – 15 лет.
Условия приема детей: интерес к журналистике, умение пользоваться компьютером, первые опыты в создании собственных текстов.
Режим работы: 1 час в неделю Норма наполняемости группы: не менее 15 человек.
Формы и методы проведения занятий
Словесные: лекции по истории журналистики, беседы, анализ текстов различных жанров публицистики и художественной литературы.
Наглядные: демонстрация видеоматериалов, работа по образцу.
Практические: выпуск школьного журнала «Свой взгляд», практикумы по корректированию собственного, чужого текста, презентация журналов, тренинги.
Исследовательские: групповые и индивидуальные проекты на основе самостоятельной исследовательской и творческой работы.
Формы работы.
Социологический опрос, индивидуальная и групповая работа, связанная со сбором и анализом информации, выпуск школьной газеты, творческая мастерская, консультация, презентация, литературная игра, лекция, беседа, экскурсия, ролевая игра, творческий отчет.
Содержание программы:
1.Введение в программу.Теория: Ознакомление с направлениями деятельности кружка «Юный журналист», цель и задачи. Правила работы и поведения в коллективе. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов.
2.История журналистики в России.Теория: Выпуск первой газеты в России. Разнообразие способов печати в процессе развития
книгопечатания. Разновидности газет. Начало книгопечатания на Руси.
3.Газета в моих руках.Современные газеты
Практическая работа: рассматривание разных видов газет, их оформление, назначение, ориентированность на определенный круг читателей, тираж, рубрики, привлекательность.
Составление плана для рассказа о печатном издании.
Презентация «Газета в моей семье».
Практическая работа: презентация выбранной газеты (публично выступление, построенное по составленному на предыдущем занятии плану).
4.Журналистика как профессия.Работа редакции.
Теория: формирование представлений о профессии журналиста. Ознакомительная презентация функциональных обязанностей членов редакции газеты.
Практическая работа: выбор приоритетных направлений работы для каждого кружковца в редакции школьной газеты.
Юнкор школьной газеты.
Теория: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм, владение литературным языком, знания в области русского языка и литературы.
Практическая работа: ролевая игра «Журналист берет интервью» (положительные и отрицательные стороны личности журналиста с анализом ситуации).
Презентация газеты.Практическая работа – подготовка кружковцев к ответственной миссии
презентация школьной газеты для всех учащихся школьного звена с целью привлечения к чтению школьной газеты большого круга читателей и проведение презентации газеты (выступление агитбригады кружковцев).
Посвящение в юные журналисты.
Практическая работа: подготовка клятвы юного корреспондента, организация мероприятия, проведение мероприятия перед школьниками всех классов. Вручение юнкорам рабочих инструментов: рабочего блокнота журналиста и профессиональной ручки.
Функции журналистики.Теория: Функции журналистики - информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения. Факт как объект интереса журналиста и основа для его работы.
Практическая работа: на примере выпусков центральных печатных изданий провести анализ некоторых статей для определения направленности каждой из них, учить определять какую функцию выполнял журналист при работе над статьѐй, заметкой .
Способы сбора информации.Теория: Основные методы - это наблюдение (два вида наблюдения: открытое и скрытое), работа с документами, интервьирование, опрос, анкетирование.
Практическая работа: составление анкет, подготовка и проведение опросов по разным темам, подготовка к интервью.
Деловые игры с выбором наиболее доступных и подходящих к обстановке способов сбора информации (применительно к выбранной теме).
Переписка. Обработка корреспонденции.
Мастерская информационных газетных жанров.Заметка.
Теория: Заметка как один из газетных жанров, передающих информацию. Виды заметок: заметка –информация, заметка-благодарность, заметка-критика, заметка на обсуждение.
Практическая работа: разбор видов заметок - работа с газетной продукцией в кружке. Работа со справочным материалом буклета «Заметка.
Как еѐ написать?» Оформление заметки на выбранную тему.
Интервью.
Теория : Особенности жанра, его виды: интервью – монолог, интервью
–диалог, интервью-зарисовка, коллективное интервью, анкета.
Практическая работа: обучение кружковцев проведению интервью- диалога (условия, от которых зависит успех интервью, приемы установления доверительных отношений с интервьюируемым, постановка вопросов и их предъявление).
Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в
письменной речи. Работа со справочным материалом буклета «Золотые правила для проведения интервью» . Подготовка для публикации интервью на выбранную тему.
Репортаж.
Теория: отличие репортажа от других информационных жанров. Характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет
читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие.
Практическая работа: упражнение кружковцев в написании репортажа на определенную тему, разбор речевых и орфографических ошибок в
процессе организации проверки готовых статей, дидактические игры для расширения словарного запаса юного журналиста. Работа со справочным
материалом буклета «Я пишу репортаж».
Отчѐт.
Теория: Отчѐт — это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности. Главное требование к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих. Виды отчета.
Практическая работа: учить кружковцев составлять прямой информационный отчет о каком-то общешкольном мероприятии (например, интеллектуальной олимпиаде). Самостоятельная работа с документами.
Культура речи.Теория :Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ.
Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка.
Практическая работа: Формы речи: устная и письменная (особенности). Речевые ошибки в тексте. Упражнения по формированию выразительной письменной речи. Функционально-смысловые типы текстов: определение основных отличительных особенностей.
Знакомство с оформительским делом.Структура газеты. Макет.
Теория: Ознакомление с понятиями «страница», «колонка», «рубрика»,
«заголовок», «тираж», «шрифт», «иллюстрации», «макетирование».
Практическая работа: создание макета номера газеты (на бумажном носителе).
Заголовок.
Теория: Понятие и основные функции заголовка.
Практическая работа: Придумывание заголовков к заметкам, статьям с ориентировкой на содержание (творческая работа кружковцев).
Иллюстрация в газете.
Теория: Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Понятие «компьютерная обработка фотографий и рисунков».
Практическая работа: Формирование и закрепление умений и навыков работы с газетной иллюстрацией. Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных.
Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.
Специальные технические устройства на вооружениикорреспондента газеты.
Теория: Устройство фотоаппарата, видеокамеры и диктофона.
Основные технические термины. Правила работы с аппаратурой.
Практическая работа: Обучение основным приемам работы с фотоаппаратом, видеокамерой и диктофоном (работа в подгруппах).
Подготовка статей для школьной газеты.Практическая работа: Определение рубрик, выбор темы для освещения в газете, написание статьи, обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала.
Подпись под фотографией (рисунком). Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. Оформление названия газеты и подбор
Подведение итогов работы кружкаТеория: Подведение итогов занятий за год.
Практика: Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Обработка анкет. Участие в презентации «Портфель творческих успехов». Награждение самых активных кружковцев.
4.Планируемые результатыВ результате изучения курса «Юный журналист» (при условии регулярного посещения
занятий) должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты освоения курса предполагают:
-
приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной
позиции в процессе подготовки выпусков газеты «Синеглазка»;
получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:
-
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Предметные результаты изучения курса «Юный журналист» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка «Юный журналист» школьники:
-
познакомятся с основными терминами журналистики;
приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно- познавательных текстов, инструкций;
-
получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
научатся давать самооценку результатам своего труда;
приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;
научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта;
научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях кружка и следовать им;
поймут, на доступном младшему школьнику уровне, сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты «Синеглазка» (1 раз в месяц) и спецвыпусков газеты, посвященных одной выбранной теме (по мере поступления важной
оперативной информации или на тему важного события в стране), а также участие в конкурсах для юных журналистов.
Реализация программы кружка «Юный журналист» позволит:-
Повысить мотивацию учащихся к изучению русского языка и русской литературы;
Заинтересовать учащихся творческим процессом;
Повысить и регулировать личностную оценку учащихся;
Повысить освоение учащимися орфографической, пунктуационной, речевой грамотности в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
Подготовить к выпуску очередной номер школьной газеты
«Синеглазка»;
-
Осуществлять пропаганду педагогической деятельности;
Формировать необходимые качества, присущие социально- активной личности(научить кружковцев активно реагировать на события школьной жизни, давать им собственную оценку и уметь передать содержание события в письменной форме для размещения на страницах школьной прессы).
Всего часов: 34 (1 час в неделю)
№ П/п |
раздел |
тема |
количество часов |
||||
теория |
практика |
||||||
1. |
Введение в программу |
Кружок «Юный журналист» |
1 |
||||
2. |
История журналистики в России |
1 |
|||||
3. |
Газета в моих руках |
Современные газеты |
1 |
||||
4. |
Газета в моей семье(презентация) |
1 |
|||||
5. |
Журналистика как профессия |
Работа в редакции |
1 |
||||
6. |
Юнкор школьной газеты |
1 |
|||||
7. |
Презентация газеты |
1 |
|||||
8. |
Посвящение в юные журналисты |
1 |
|||||
9. |
Функции журналистики |
Функции журналистики |
1 |
||||
10. |
Способы сбора информации |
Способы сбора информации (анкетирование, опрос, интервью и работа с корреспонденцией) |
1 |
||||
11. |
Мастерская информационных газетных жанров |
Заметка |
1 |
||||
12. |
Интервью |
1 |
|||||
13. |
Репортаж |
1 |
|||||
14. |
Отчет |
1 |
|||||
15. |
Культура речи |
Газетный язык |
1 |
||||
16. |
Речевые ошибки в тексте сообщения |
1 |
|||||
17. |
Упражнения по формированию выразительной письменной речи |
1 |
|||||
18. |
Функционально- смысловые типы текстов |
1 |
|||||
19. |
Знакомство с оформительским делом |
Структура газеты |
1 |
||||
20. |
Макетирование номера газеты |
1 |
|||||
21. |
Заголовок |
1 |
|||||
22. |
Иллюстрация в газете |
1 |
|||||
23. |
Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты |
Устройство фотоаппарата и диктофона. Основные технические термины. |
1 |
||||
24. |
Работа с фотоаппаратом |
1 |
|||||
25. |
Работа с диктофоном |
1 |
|||||
26. |
Подготовка статей для школьной газеты |
1 |
|||||
27. |
Подготовка статей для школьной газеты |
1 |
|||||
28. |
Подготовка статей для школьной газеты |
1 |
|||||
29 |
Подготовка статей для школьной газеты |
1 |
|||||
30 |
Подготовка статей для школьной газеты |
1 |
|||||
31 |
Подготовка статей для школьной газеты |
1 |
|||||
32 |
Подготовка статей для школьной газеты |
1 |
|||||
33 |
Составление макета и редактирование газеты |
1 |
|||||
34 |
Подведение итогов работы кружка |
1 |
|||||
ИТОГО |
15 |
19 |
Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.
Для успешной реализации программы «Юный журналист» выработаны следующие критерии оценки деятельности учащихся:
желание получать новую информацию, общаться;
наличие знаний и умений в практической деятельности для создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
понимание основных функций юного журналиста;
умение работать с источниками информации и текстом, знание основных простых принципов психологических приемов общения;
понимание функций журналистского текста (доступность для восприятия,
конкретность, эстетичность, отличие художественных, научных и публицистических текстов, стилистическое единство элементов, употребление в речи данной терминологии
не входит в обязательный минимум, главное – их понимание );
умение работать со словарями (орфографический, толковый, фразеологический, словарь синонимов и антонимов);
знание композиционного построения журналистского произведения (основные признаки композиции, сюжет, соразмерность составных частей, подчиненность второстепенного главному);
знание основных информационных жанров (заметка, репортаж, интервью, отчет) и навыки умения работы в них.
Проведение мониторинга позволяет выявить уровни познавательной активности учащихся в процессе организованной деятельности в кружке
«Юный журналист» :
-
Высокий, если учащийся самостоятельно использует полученные теоретические
знания на практике, формирует собственный взгляд на проблему, составляет
текст с опорой на научно-методическую базу;
-
Выше среднего, если учащийся использует теоретические знания с опорой на базовый практический материал, предложенный педагогом- руководителем, умеет грамотно излагать свои мысли;
Средний, если учащийся имеет средние навыки работы с текстом, не видит речевые ошибки, может исправить орфографические, при написании работы использует только базовый практический материал, предложенный педагогом-руководителем, всегда применяет теоретические знания;
Ниже среднего, если учащийся использует только теоретический материал, имеет
первоначальные навыки работы с текстом, проявляя творческую активность
только под контролем педагога.
-
Низкий уровень, если учащемуся постоянно требуется не только контроль педагога за его работой, но и направляющая и подсказывающая помощь при выполнении любых поручений.
Результат контроля позволяет определить эффективность проводимых занятий, обсудить вместе с учащимися результаты совместной
деятельности, внести коррективы в учебно-практическую деятельность.
7.Методическое обеспечение образовательного процесса Основные формы и режим занятий.-
Дополнительная программа составлена из расчета 148 часов, 4 раза в неделю по 1 часу.
Основная форма организации – учебные занятия (индивидуальные и групповые).
Реализация программы «Юный журналист» предусматривает следующие формы работы с обучающимися: занятия теоретического плана и практические занятия.
Практическая работа предполагают выход в классы, встречи с педагогами, анализ литературных источников, практическую работу по сбору и обработке информации, работу по макетированию и верстке выпуска газеты.
Методы подачи нового материала:-
Словесные
Наглядные
Практические
Игровые
-
Решение проблемных ситуаций
Ролевые игры
Объяснение
Показ приѐмов работы с техникой
Разбор речевых ошибок
Презентация
Опрос
Распределение обязанностей
Анализ, обобщение и систематизация материалов при подготовке выпуска школьной газеты
Фотоаппаратом и диктофоном
Издание и распространение выпусков школьной газеты
Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в школьной газете материал. Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности кружковцев).
Дифференциация и индивидуализация обучения обеспечиваются деятельностью каждого кружковца, на базе которой формируются различные универсальные учебные действия с учетом структуры личности каждого ученика (застенчивый работает больше в группе и выполняет практическую работу по верстке материалов, рассеянный – в режиме четкого алгоритма действий, чаще выполняет задания практического характера, например, проведение опроса, работа с макетированием, подбор шрифта и т.д.
Программа кружка «Юный журналист» реализуется при наличии:
-
Дидактического материала и атрибутов;
Материально-технического обеспечения:
компьютерной сети для монтажа школьной газеты – компьютеры в классах и в кружке,
наличие соответствующего программного обеспечения на компьютерах (программы Word)
принтера,
цифрового фотоаппарата,
диктофона.
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты.
Учащиеся должны знать (1 уровень результатов):
-
Особенности профессии журналиста, его права, обязанности, иметь представление о журналистской этике.
Виды информации, методы сбора (наблюдение, работа с документами, интервью, беседа, анкетирование).
Структуру текста (заголовок, смысловые части).
Структуру редакции журнала (редколлегия, отделы).
Основные малые жанры художественной литературы (стихотворение, рассказ).
Основные жанры публицистики (очерк, литературно-критическая статья, заметка, репортаж, статья, фельетон, интервью, эссе).
Учащиеся должны уметь (3 уровень результатов):
-
Анализировать источники информации.
Находить источники интересной информации, работать с документами.
Набирать текст на компьютере, составлять публикации.
Составлять анкеты для интервью.
Создавать собственный текст в различных жанрах художественной литературы и публицистики.
Корректировать чужой и собственный текст.
Материальное обеспечение программы:
Кабинет литературы, компьютер, бумага, принтер, сканер, фотоаппарат, экран, актовый зал для проведения презентаций и литературной гостиной.
Методическое обеспечение программы:
Методика подготовки юных журналистов ориентирована на самореализацию и социореализацию школьников. Обучаясь основам журналистики, они приобретают социальный и эмоциональный опыт, самостоятельность суждений.
Теоретической основой данной методики является технология сотрудничества в обучении ( Г.А.Цукерман, В.В.Рубцов, методика Д.Хассарда «Обучение в малых группах сотрудничества»).
Все разделы программы ориентированы на достижение конкретного результата ( учебный проект, создание собственного текста, сценария, презентации, собственного журнала). На занятиях кружка практикуется создание особой эмоциональной среды (импровизированной редакции журнала, литературной гостиной, круглого стола).
Теоретические разделы программы изучаются с использованием исследовательских методов обучения. Знакомя ребят с азами издательской деятельности ( создание макета номера журнала, выбор названия издания, редактирование материала, виды сбора информации и т.д.), можно предложить самостоятельно проанализировать несколько номеров различных журналов, сравнив их по нескольким критериям , подобрать варианты названия, структуры, оформления журнала, мотивировав свой выбор. Ситуация поиска, исследования создается на занятии благодаря заданию- индуктору, привлекающему своей оригинальностью, новизной, значимостью обсуждаемой проблемы. Так при изучении темы «Традиции Пушкина в некрасовском журнале «Современник» (раздел «Из истории журналистики») перед учащимися выдвигается гипотеза: «Можно утверждать, что если Некрасов оставил название пушкинского журнала, то он сохранил основные принципы «Современника». Исследование данной гипотезы является 1 этапом в подготовке учебного проекта «Традиции Пушкина в некрасовском журнале «Современник».
Проектные технологии активно используются в методике данной программы как при изучении отдельной темы, так и целого раздела. Учебный проект может быть индивидуальным ( «Твардовский- редактор некрасовского типа» - тема «Роль журнала «Новый мир» в формировании идеологии шестидесятничества») или групповой ( Творческая индивидуальность в журналистике»).
В практической части программы указаны различные формы учебных проектов: создание собственного текста, сценария литературной гостиной, презентации школьного журнала «Свой взгляд», словарика юного журналиста ). Все учебные проекты предполагают широкое использование
компьютерных технологий и информационных ресурсов сети Интернет.
При работе над проектом выдвигается значимая проблема, прогнозируется ожидаемый результат. Необходимо планирование всех этапов исследовательской, творческой работы.
При создании групповых проектов используется метод мозгового штурма, когда члены команда , реализующей данный проект, высказывают самые различные идеи, из них выбираются наиболее удачные гипотезы, которые и исследуются.
Самый эффективный способ усвоения материала – практика. Изучение каждого раздела программы завершают практические занятия, где через систему тренингов юные журналисты формируют навыки сбора, обработки информации, написания и корректирования текстов в различных жанрах публицистики и художественной литературы. На тренинге «Как создать редакцию школьного журнала?» используется метод ролевой игры: каждый член команды получает и исполняет определенную роль( редактор, корреспондент, корректор и т. д.) с целью решения конкретной учебной задачи – создание макета номера журнала. При проведении круглого стола
«Творческая индивидуальность в журналистике» используется метод кейса: создается проблемная ситуация, требующая определения критериев творческой личности вообще и в журналистике в частности. Подобный тренинг, проводимый в форме дискуссии, помогает развивать коммуникативные качества учащихся, вырабатывает навыки ведения дискуссии, учит аргументированно доказывать свою точку зрения, что очень важно для формирования журналистской этики.
Несмотря на то, что в журналистике очень важную роль играет понятие творческой индивидуальности, выпуск школьного журнала – это коллективный продукт, поэтому необходимо развивать умения работать в группе. На тренинге «Как создать редакцию школьного журнала?» учащиеся применяют свои знания теории различных жанров публицистики и художественной литературы в нестандартной ситуации : за определенное время моделируют ситуацию из журналистской практики и коллективно создают творческий продукт – макет журнала. Данная форма обучения не только развивает коммуникативные качества юных журналистов, их творческие способности, но и обогащает их эмоциональный опыт.
Для любой творческой личности характерна не только потребность самовыражения, но и желание получить эмоциональный отклик на свое творчество, поэтому в рамках реализации данной программы активно применяются такие формы работы, как литературные гостиные, презентации журнала «Свой взгляд», творческие отчеты членов школьного объединения, где юные авторы читают перед аудиторией свои работы, открывают секреты своей творческой лаборатории, отвечая на вопросы слушателей и коллег по перу. Данная форма повышает мотивацию обучения, позволяет реализовать творческие способности учащихся.На презентации журнала «Свой взгляд» юные журналисты знакомят аудиторию со структурой школьного журнала, его историей, используя компьютерную презентацию.
Качество школьного художественно-публицистического издания, уровень опубликованных в нем работ зависит от степени знакомства юных авторов с практикой журналистской деятельности, от общения с профессионалами, поэтому в программе предусмотрена такая форма обучения, как выездные занятия: встреча с журналистами местных СМИ, организация
социологических опросов, интервью известных в городе людей, командировки на школьные и городские мероприятия с заданием от редакции журнала, летняя практика в газете «Выксунский рабочий. Материал, собранный во время таких командировок, часто является основой будущих публикаций в школьном издании «Свой взгляд» или городской газете.
Обучение журналистике невозможно приобретения учащимися знаний композиционных и художественных особенностей различных жанров. Эталоном стиля являются произведения талантливых писателей и публицистов. Поэтому при формировании навыков создания собственного текста уместно использовать метод лингвопоэтического и лингвистического анализа произведений известных авторов ( моделированный урок «Волшебная сила искусства» при изучении темы
«Аналитическая журналистика» ( анализ статьи Д.С.Лихачева об искусстве) , метод коллективного редактирования готовящего к публикации материала.
Метод самостоятельной или групповой работы помогает научить юных журналистов работать с различными источниками информации, адекватно формулировать свою точку зрения, предлагать пути решения обозначенной в тексте проблемы.
Методика данной программы предусматривает различные способы проверки результатов усвоения курса. На первом, репродуктивном уровне организации деятельности учащихся основными формами представления результатов работы являются тесты, практические работы, зачеты, контрольные работы. На эвристическом уровне, изучения программы «Юный журналист» предполагается качественно более высокий уровень презентации результатов работы учащихся: участие в районных, областных и региональных конкурсах, творческие отчеты , учебные проекты, презентации школьного журнала, публикации в школьной и городской печати.
Список использованной литературы:
М. Мирошниченко. Азбука журналистики
Свой голос. Каким быть пресс-центру детских и юношеских организаций. Екатеринбург. 1992 г.
Косырев А.Н., Черняева А.И. Социально-педагогическая программа базового молодежного объединения «Новый день». Самара. 1999 г.
Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю. Программа профильной подготовки «Азбука журналистики».
Олешко В.Ф. Основы журналистики.М., 2003.
Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М.,2003.
Рухленко М.Н. Организация работы кружка юных корреспондентов. Журнал
«Практика административной работы в школе» № 6. 2005 г.
владимирович
Тахтаракова Валентина Анатольевна