Применение технологий на тему «Исследовательская деятельность в практике работы объединения юных журналистов»
Исследовательская деятельность
в практике работы объединения юных журналистов
Исследовательская деятельность используется в нашем учреждении дополнительного образования как один из способов повышения эффективности образовательного процесса, так как содержит в себе множество возможностей для развития личностных качеств ребенка, увеличения мотивированности и личностной успешности различных категорий учащихся.
Таким образом, все направления работы программы не только создают условия для раскрытия творческого потенциала, но дают возможность учащимся продемонстрировать свои способности, окунуться в атмосферу научного поиска, осознать привлекательность интеллектуального труда.
Знакомство учащихся с основами исследовательской деятельности может происходить не только в рамках программы или специальных курсов, но и в рамках деятельность детского объединения.
Опыт автора в работе с объединением пресс-клуб показывает, что в группе можно выделить несколько человек, которые обладают исследовательской активностью и способностями к исследовательской деятельности. С такими учащимися ведется индивидуальная работа по разработке и выполнению исследования. Как правило, учащиеся данного объединения выбирают культурологические темы, связанные с журналистикой или рекламой.
Но и на занятиях детского объединения автором включаются в работу различные приемы, активизирующие развитие познавательной активности учащихся, умение критически оценивать различные подходы к решению проблем, умение грамотно и доступно излагать результаты интеллектуального труда.
Такая работа воспринимается учащимися всегда положительно, так как знакомит их с новой интересной деятельностью. А педагогу предоставляет возможность творческой самореализации, так как многие формы и приемы являются авторскими.
Для исследователей важным является умение добывать необходимый материал для исследования и извлекать его из массы информации, логически распределять данные, классифицировать и сопоставлять явления.
Также важны навыки аудирования, навыки работы с первоисточниками, умение составлять конспекты, работать с картотекой.
С этой целью проводится деловая игра «Телезритель интересуется».
Цель – научить пользоваться всеми видами каталогов, основными библиографическими источниками, справочными изданиями. Игровой этап. Участникам раздается подготовленные карточки с заданиями. Учащимся необходимо за 30 минут найти ответы на вопросы, пользуясь соответствующими справочными изданиями. Затем результаты поисков оглашаются.
Вопросы касаются всех сфер жизнедеятельности человека, задания состоят из трех вопросов, в который необходимо: найти толкование неизвестного слова, определенный факт, происхождение крылатого выражения.
Одним из условий, позволяющим стимулировать у учащихся стремление к поиску знаний и открытиям является развитие потребности в поисковой активности. Развивают поисковую активность разные формы деятельности. Одним из интересных видов подобного творчества, активизирующим интеллектуальную сторону поисковой деятельности, является домысливание ситуации.
С этой целью учащимся предлагается письменно изложить свое видение развития ситуации или ответ на фантастический вопрос. Например, «В детстве я был гением…», «Что думают стрелки, когда часы остановились?», «Жила-была канцелярская кнопка. И все было вроде бы ничего, но однажды ей надоело выполнять свои обязанности. И тогда…» и т.д.
Методом, развивающим навыки решения мыслительных задач, является поисково-диалогический. К тому же такие задания благоприятно влияют на развитие коммуникативных качеств.
Одним из простых вариантов является упражнение «Хорошо – плохо». Ведущий последовательно произносит несколько качеств человека. Каждый участник группы по кругу высказывается. 1-й говорит «Хорошо быть...» и объясняет, почему. А 2-й говорит: «Плохо быть» и тоже объясняет почему. (Качества для игры: умный, инициативный, богатый, добрый, активный).
Таким же задачам отвечают такие упражнения, как: «Вертушка», «Бумеранг», «Признаки предмета» и прочее.
Хорошим средством развития исследовательских качеств служат задания, которые требуют от учащихся умения давать определение понятиям, письменно оформлять высказывания в научно-деловом стиле.
С этой целью довольно часто проводится «Турнир кроссвордистов». Командам дается определенная сетка кроссворда (может быть, сетка определяется самими командами) и ключевое слово. Необходимо составить кроссворд для команды соперников на определенную тематику. Чем быстрее команда соперников отгадает кроссворд, тем удачнее он составлен.
Интересна в этом отношении игра «Факт - мнение», которая дает представление о сложностях различения факта и субъективного мнения. Ведущим зачитываются фразы, а учащиеся устно определяют: факт это или мнение. Примерные варианты: «Сахар всегда сладкий», «Май этого года, по статистике, теплее, чем май предыдущих пяти лет», «Ярославль - красивейший город Золотого кольца».
Хорошо зарекомендовало себя в этом отношении составление синквейнов. Эта интеллектуально-логическая игра, которую можно использовать на любую тему, не только развивает воображение и словарный запас, но учит выделять признаки и свойства явлений, находить место явления в системе, выражать свое личное отношение к нему
Одним из приемов, обучения исследовательской деятельности является игра, которая позволяет активизировать воображение, творчество, оригинальный ход мыслей. Игра - моделирование практико-ориентированных ситуаций и поиск путей их решения. Отличный полигон для развития интеллекта и креативности. Организационные формы используются различные: деловые, сюжетные, ролевые игры, путешествия, дидактическая игра и любые виды других игр.
Исследовательская инициативность детей развивается на стыке исследования, интеллекта, творчества и игры. Здесь очень интересно работают методики, помогающие учащимся в игровой форме пройти все цепочку научного исследования: обнаружение интересного факта - осваивание методов изучения объекта или явления - определение целей и задач - обработка и оформление результатов - оглашение результатов.
Таким примером может служить коллективная игра «Научный диспут». Учащимся предлагается факт современной жизни (например, «Школьники младших и средних классов имеют дорогие, суперсовременные мобильные телефоны. Как это влияет на их жизнь?»). Группа делится на три команды, каждая из которых рассматривает проблему с различных точек зрения. (например, «Как это снижает/повышает их успеваемость», «Как это способствует/препятствует общению со сверстниками», «Как это повышает/не оказывает влияния на личную самооценку»).
В ходе такой игры учащимся предстоит выработать гипотезу, определить, как это можно изучить, договориться о критериях и показателях анализа, сформулировать выводы, а также доказать свою точку зрения перед другими командами.
Подобное упражнение, стимулирующее познавательную активность - «Объясни факт». Парам (тройкам) дается описание определенной проблемы. Необходимо сформулировать версию (гипотезу) ее объяснения.
Исследовательский подход в организации образовательного процесса в детском объединении можно и нужно использовать с применением ряда технологий активного обучения: игровых, коммуникативных, собственно исследовательских. Также следует отметить необходимость системности и последовательности в использовании активных форм.
Использование таких форм и приемов позволяет формировать у учащихся коммуникативные умения, способствовать развитию мышления и поисковой активности, дать опыт оценочной и рефлексивной деятельности.
Мониторинг образовательных результатов, который регулярно проводится в объединении, позволяет говорить о развивающем влиянии исследовательских методов обучения. Активизируется умение извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, что сказывается на успешности их журналистской деятельности.
Развиваются навыки анализа жизненных ситуаций, в том числе и самоанализа. Расширяется кругозор, представление о людях и обществе;
Стимулирование творческой активности с помощью исследовательских методов и приемов обучения способствует развитию устной и письменной речи учащихся пресс-клуба, дает представление ребенку о своих творческих способностях и повышает собственную самооценку и личностный статус в детском коллективе.
Оитература:
Ляшко Л.Ю. Технологическое обеспечение работы педагога дополнительного образования в объединениях юных исследователей // Дополнительное образование. 2002. № 6. С. 8 – 18.
Арцев М. Н.Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.-2005. - №6. - С.4-30.
Легоцкая Вера Сергеевна
Бобровницкая Виктория
Горбачёва Марина Юрьевна
Бобровницкая Виктория
Ковалева Галина Валентиновна
Бобровницкая Виктория
Паненкова Ирина Михайловна
Бобровницкая Виктория