Опыт взаимодействия с семьей в процессе организации проектной деятельности в рамках духовно-нравственного воспитания в школе
Опыт взаимодействия с семьей в проектной деятельности
PPTX / 6.02 Мб
/data/files/k1630074985.pptx (Опыт взаимодействия с семьей в проектной деятельности)Мельник В.О.
Учитель истории и обществознания.
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа № 1 рабочего поселка Хор
муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Опыт взаимодействия с семьей в процессе организации проектной деятельности в рамках духовно-нравственного воспитания в школе
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Семья и школа - социальные институты, через которые проходят граждане России.
Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям; пробуждение и развитие нравственных чувств; становление нравственной воли; побуждение к нравственному поведению.
Моя деятельность направлена на: а) формирование устойчивого интереса учащихся к своей родословной; б) воспитание патриотизма и гражданственности на основе изучения истории семьи, родного посёлка, края;
Цели и задачи духовно-нравственной культуры я реализую через сочетание разнообразных форм взаимодействия с семьей на основе организации проектной деятельности с обучающимися. Формы работы: беседа, разработка и защита проекта, самостоятельные работы творческого типа, экскурсии в краеведческие музеи. Проектная деятельность реализовывается через все направления деятельности. Учебные проекты, конкурсы, выставки, участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района, края и России. Проектная деятельность позволяет реализовать личностно ориентированный подход, поддержку одаренных детей. Несколько слов о некоторых проектах, над которыми мои ребята выполняли вместе со своими родителями.
Проекты «Моя родословная». При работе над проектом мною было предложено каждому ребенку составить рассказ о своей семье, воспользоваться фотографиями из семейного альбома или просто нарисовать свою семью. И каждый с большим удовольствием и энтузиазмом совместно с родителями, бабушками и дедушками выполнил большой объем работы. Изучая свой род, свою семью, дети с большим интересом воссоздавали «живую» историю о своих предках. Работа над проектом шла с опорой на личный опыт учеников, их пап и мам, бабушек и дедушек. Например, составляя рассказ о жизни бабушек и дедушек, выясняли, что у многих детей дедушки или прадедушки прожили интересную жизнь, а их дела и поступки становятся примером для мальчишек и девчонок. Хочется надеяться, что для детей жизненный опыт их родителей, бабушек и дедушек станет ориентиром в поведении, будет способствовать воспитанию в них чувства любви, уважения, внимания и заботы по отношению к своим близким. Одним из результатов этой работы стали следующие проекты
Ксения Г. «Моя родословная»
Максим С. «Мой дед – ветеран труда»
Ольга С. «История жизни русского врача»
Анна П. «Я помню всё, что с прадедами было»
Леонид С. «История жизни моего деда»
Аркадий С. «Мои корни»
Проекты «Моя малая родина». Здесь мы совместили учебную и внеурочную деятельность. Обсудив данную тему, проведя беседу о малой Родине, дети получили задание. Самым увлекательным и трудоёмким для учеников стала работа по систематизации собранных материалов и оформлению своих проектов. С интересом работали в краеведческих архивах Переяславки и Хабаровска, находили материалы о своей малой Родине и её истории. Результатом стали работы. 1) Валерии М. «Продолжатели «Амурского дела» графа Н.Н. Муравьёва – Амурского», «История заселения района имени Лазо в годы столыпинской аграрной реформы». 2)Проект Анастасии Д. «Мои земляки – семья Сафонюк». 3)Проект Анастасии О. и Анастасии К. «Мой многонациональный класс». 4) Ольга С. «История жизни русского врача»
Проект «Спасибо деду за Победу». О боевом пути прадедушек и прабабушек ученики узнавали по рассказам бабушек и дедушек, которые с особой гордостью и душевной теплотой делились своими воспоминаниями о своих близких и дорогих людях.
Анна П. «Я помню всё, что с прадедами было» - Краевая нравственно-патриотическая акция, диплом 1 степени.
Дмитрий М. «Войны священные страницы навеки в памяти моей», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.»
Валерия М. «Сердцем прикоснись к подвигу»
Проекты, которые создали школьники совместно со своими родными и представленные мною в данной статье, могут показаться простыми, с точки зрения взрослого, но в данном случае, важнее то, что за внешне простым делом формируется творческая личность. А любовь к Родине начинается с любви к своим близким, с интереса к истории своей семьи, поселка, края. Такие проекты активизируют познавательную деятельность, формируют гражданскую позицию школьников, преемственность от поколения к поколению и действительно способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся.