Опорный лист «Полное и неполное доминирование. Анализирующее скрещивание»
Опорный лист по теме "Полное и неполное доминирование. Анализирующее скрещивание
Цель: организовать деятельность учащихся по выявлению особенностей полного и неполного доминирования и сущности и значения анализирующего скрещивания
Задачи:
сформировать понятия - полное и неполное доминирование, анализирующее скрещивание;
закрепить знания основных генетических терминов;
продолжить формирование умений решать и правильно оформлять генетические задачи, работать с опорными листами;
способствовать развитию познавательного интереса
Изучая первый и второй законы Менделя, мы говорили о том, что жёлтый цвет горошин доминирует над зелёным. Посмотрите на название первой схемы опорного листа и скажите, что нужно дополнить в данном предложении ( жёлтый цвет полностью доминирует над зелёным).В этом случае мы говорим о полном доминировании. Но оказывается... Продолжите данное предложение - есть и неполное доминирование. Используя опорную схему, постараемся выяснить их особенности в ходе решения задач. По ходу решения повторяем основные генетические термины.
Полное доминирование рассматриваем на примере наследования окраски шерсти у морских свинок. Попробуйте назвать генотипы родительских особей. После высказывания учеников предлагаю сначала записать генотип самца. Здесь всё ясно - рецессивный признак проявляется только в гомозиготном состоянии.Самка чёрная, гомозиготная по доминантному признаку.Почему? Потому что мы видим единообразие гибридов первого поколения (согласно первому закону).
При решении второй части задачи вспоминаем понятие "гетерозиготный организм" и гипотезу чистоты гамет, отмечаем расщепление по генотипу (1:2 :1) и по фенотипу (3:1). Решая эти две задачи, ученики снова выводят законы Менделя.
Неполное доминирование разбирается на примере наследования окраски оперения у кур. Задача похожа на первую, но есть и отличия. У гибридов формируется новая окраска, потому что.... (ученики добавляют, что происходит неполное доминирование). Чтобы не забывать об этом, над буквой, обозначающий доминантный ген, ставим "крышечку".
Вторую часть задачи ученики решают самостоятельно. При возникновении трудностей в определении фенотипов отсылаю их к первой части задачи. Затем смотрим на расщепление по фенотипу и генотипу, оно одинаковое - 1:2:1. Те, кто будет сдавать ЕГЭ, должен записать расщепления по генотипу и фенотипу в рамочку при полном и неполном доминировании.
Переходим к разбору анализирующего скрещивания. Предлагаю прочитать его определение и предположить значение этого скрещивания, а потом проверить правильность предположения при решении задач. Генотип коровы выяснить нетрудно, потому что она гомозиготна по рецессивному признаку. Почему на опорной схеме 2 варианта решения задачи при одном условии (точнее, при одном генотипе)? От предположений переходим к решению задач, можно начать с любой. Большая часть учеников начинают со второй, там единообразие гибридов. Методом подбора решают другие ученики первую задачу. Потом на доске объясняю, что решать первую задачу можно от потомства. Красные телята гомозиготны, это рецессивный признак. Один ген они получили от матери, другой - от отца, значит, бык гетерозиготен. Чёрные телята от него получили этот ген, а от матери рецессивный.
Закрепление материала идёт при решении задач (см.Приложения)
Литература:
1.А.В. Теремов,Р.А. Петросова Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс.М. :Мнемозина, 2012
2.А.М.Лобанов, Н.А. Куликова Сборник задач и упражнений по генетике Иваново, 2004
Приложения
Трефилова Раиса Поликарповна
Евгений Алексеевич